Научная статья на тему 'Бенчмаркинг как инструмент стратегического управления в строительных организациях: опыт и перспективы'

Бенчмаркинг как инструмент стратегического управления в строительных организациях: опыт и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
575
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕНЧМАРКИНГ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРОИТЕЛЬСТВО / СТРАТЕГИЯ / БЕНЧМАРКИНГ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорищева Татьяна Александровна

Данная статья посвящена такому инструменту современного менеджмента, как бенчмаркинг. Рассматриваются теоретические аспекты бенчмаркинга, особенности применения данной методики. Автором анализируется зарубежный и отечественный опыт повышения эффективности деятельности при помощи бенчмаркинга, в частности касаемо строительных организаций. Также анализу подвергаются причины, по которым данный метод стратегического управления до сих пор не получил широкого распространения в российских строительных компаниях, перспективы и возможности для внедрения данного инструмента. В статье рассматриваются положительные результаты от использования бенчмаркинга в строительстве, а также «подводные камни», с которыми может столкнуться руководство организаций при выстраивании системы стратегического управления при помощи этого метода. В завершении делаются выводы о целесообразности использования такого инструмента в современных строительных организациях в России и разрабатываются рекомендации по наиболее эффективному его применению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бенчмаркинг как инструмент стратегического управления в строительных организациях: опыт и перспективы»

Бенчмаркинг как инструмент стратегического управления в строительных организациях: опыт и перспективы

г-

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

Федорищева Татьяна Александровна

студент, кафедра «Экономика и управление», ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», t-fedorishcheva@mail.ru

Данная статья посвящена такому инструменту современного менеджмента, как бенчмаркинг. Рассматриваются теоретические аспекты бенч-маркинга, особенности применения данной методики. Автором анализируется зарубежный и отечественный опыт повышения эффективности деятельности при помощи бенчмаркинга, в частности касаемо строительных организаций. Также анализу подвергаются причины, по которым данный метод стратегического управления до сих пор не получил широкого распространения в российских строительных компаниях, перспективы и возможности для внедрения данного инструмента. В статье рассматриваются положительные результаты от использования бен-чмаркинга в строительстве, а также «подводные камни», с которыми может столкнуться руководство организаций при выстраивании системы стратегического управления при помощи этого метода. В завершении делаются выводы о целесообразности использования такого инструмента в современных строительных организациях в России и разрабатываются рекомендации по наиболее эффективному его применению. Ключевые слова: бенчмаркинг, стратегическое управление, строительство, стратегия, бенчмар-кинг в строительстве.

Сегодняшние условия рыночной экономики диктуют руководителям и топ-менеджменту организаций различного профиля такие условия, при которых для успешной работы и реализации собственного потенциала в полной мере необходимо использовать максимум возможностей, предлагаемых современной управленческой наукой. Не являются исключением и строительные компании, которые сегодня вынуждены осуществлять свою деятельность в условиях нестабильной внешней среды при высоком уровне неопределенности и риска, связанного со складывающейся внутриэкономи-ческой ситуацией в нашей стране. Чтобы в таких условиях успешно организовать свое функционирование в долгосрочной перспективе в условиях динамичной внешней среды, следует использовать в управлении инструменты стратегического менеджмента, одним из которых можно назвать бенчмаркетинг.

Прежде чем говорить об особенностях применения методики бенчмаркетинга в строительных компаниях, имеет смысл более подробно изучить теоретические аспекты данного явления в менеджменте. Сам термин бенчмаркинга пришел в управленческую науку из геодезии в начале 70-х годов двадцатого века, однако на практике использоваться этот процесс начал использоваться значительно раньше. В научной литературе на сегодняшний день дано порядка ста определений бенчмаркинга, но все они сходятся в одном - бенчмаркинг как инструмент управления основывается на сравнении своей деятельности с практикой некой эталонной компании для совершенствования и повышения конкурентоспособности собственной организации [3]. Здесь мы можем проследить достаточно четкую связь бенчмаркинга и стратегического менеджмента: кроме того, что эти явления в управленческой науке запада появились практически в одно время, они имеют весьма сходные цели. При этом для обеспечения наибольшего эффекта от применения данных инструментов следует помнить о необходимости согласованности их направленности: иными словами, цели бенчмаркинга и ожидаемые результаты от его применения должны соответствовать стратегическим установкам конкретной компании.

На первый взгляд может показаться, что бенчмаркетинг есть ни что иное как конкурентный анализ, однако между этими методами есть ряд существенных различий. В первую очередь стоит сделать акцент на том, что бенчмаркинг является комплексным непрерывным процессом, а не единовременным решением той или иной проблемы, поэтому для его использования необходимо создать эффективную систему управления, обеспечивающую условия для его реализации. Бенчмаркинг призван дополнять традиционное конкурентное сравнение между компаниями, он смотрит вглубь происходящих в других организациях процессах и отвечает, в первую очередь, на вопросы «Как и почему они делают это лучше?» [5]. Область применения бенчмаркинга не ограничивается какой-либо отдельной стороной деятельности предприятия - он может использоваться как комплексно для всестороннего улучшения деятельности, так и локально для совершенствования каких-либо ее аспектов.

Вся деятельность в рамках реализации концепции бенчмаркинга сводится к нескольким обязательным параметрам. Во-первых, необходимо тщательное изучение всех бизнес-процесс, происходящих внутри собственной организации, понимание их деталей, и выявление их сильных и слабых сторон в стратегическом аспекте [10]. Во-вторых, обязательным элементом является анализ бизнес-процессов в других компаниях, которые не обязательно являются нашими прямыми конкурентами, а могут быть лидерами других отраслей. В-третьих, ключевым элементом бенчмаркинга является непосредственно сравнение результатов своих процессов с результатами деятельности других компаний по интересующим нас параметрам, дабы выявить свои «узкие места», и на основе опыта других организаций выработать наиболее оптимальные варианты их устранения. И, наконец, результирующим компонентом концепции бенч-маркинга является внедрение разработанных изменений и сокращение разрыва от

компании-лидера [11].

Согласно исследованиям консалтинговой компании BAIN & Co, бенчмаркинг уже с 2000-2001 года является одним из наиболее популярных инструментов управления в арсенале топ-менеджеров, наряду со стратегическим планированием и декларированием миссии и стратегических целей компании [11]. На сегодняшний день создана Глобальная сеть бенчмаркинга, что является подтверждением признания эффективности и важности данного метода со стороны не только научного, но и бизнес-сообщества. Актуальность бенчмаркинга как метода современного менеджмента обусловлена рядом причин, первой и наиболее очевидной из которых является глобализация процессов конкуренции. Желание выжить на мировом рынке заставляет компании пользоваться всем имеющимся инструментами повышения эффективности собственной деятельности, и опыт передовых конкурентов в данном случае не становится исключением. Мотивацией для компаний-эталонов служит вознаграждение за качество, выражаемое в поощрении за обмен своим опытом успешной деятельности с организациями, находящимися на менее успешных позициях в бизнесе. Поддержка идей бенч-маркинга как можно большим количеством компаний ведет к общему повышению качества продуктов и услуг на рынке, и, как следствие, к экономическому росту. Именно поэтому мировое бизнес-сообщество сегодня активно продвигает философию бенчмаркинга среди предприятий различных отраслей [3].

Итак, мы подошли к ключевому вопросу данного исследования: насколько реально может быть применение бенч-маркинга в строительстве сегодня, в частности, в отечественных строительных организациях. Если рассматривать строительство как объект для реализации бенчмаркинга, то можно увидеть, что сегодня в данной отрасли этот инструмент только начинает набирать популярность. Согласно исследованиям, проводимым Глобальной сетью бенчмаркинга, порядка девяти процентов организаций, занятых в бенчмаркинг-проектах, принадлежат к строительной отрасли [12]. При этом стоит отметить, что половина всех компании, осуществляющих данные проекты, принадлежит к категории крупных организаций с численностью более 250 человек. К сожалению, успешные примеры реализации концепции бенчмаркинга российскими строительными предприятиями к настоящему моменту назвать

трудно, применение его весьма локализовано и не носит комплексного характера. На это есть ряд причин, и в первую очередь стоит обратить внимание на условия внешней среды, в которых сегодня функционирует строительная отрасль России. При изучении статистической информации можно заметить негативные тенденции в развитии строительства в нашей стране: за последние два года произошло снижение выполненного объема строительных работ в постоянных ценах, также удерживается тенденция снижения инвестиции в основной капитал в объекты строительства при небольшом их увеличении в 2016 г. [1]. На 2016 г. удельный вес строительства в общем объеме ВВП составил 6,2%. При этом уровень рентабельности продукции в строительстве на 2,6% ниже, чем по экономике России в целом и составил в 2016 г. 5,5%. Данные статистики показывают, что строительные организации, осуществляющие свою деятельность в России, вынуждены работать в условиях общего спада экономики в целом и своей отрасли в частности. На 2016 г. в России зарегистрировано более 235 000 организаций строительного профиля, из них 99,1% принадлежат к частной форме собственности, причем подавляющее большинство из них являются микропредприятиями. Организации частной формы собственности выполнили в 2015 г. 90,1% всего объема строительных работ по России [1]. Описанные статистические факты указывают на достаточно затрудненные условия существования строительных организаций в России, выражающихся в недостаточной степени концентрации капитала в отрасли, низком уровне рентабельности, нестабильности основных показателей деятельности компаний [7].

Стоит отметить, что на данный момент оказывается весьма низким число строительных организаций, имеющих и реализующих определенную стратегию развития [9]. На это есть ряд как внутренних, так и внешних причин, связанных со спецификой функционирования отрасли, однако в данной работе останавливаться на них не будем. Для нас важно понимать, что отсутствие в большинстве организаций механизмов стратегического управления становится препятствием и для использования бенчмаркин-га. Это могут позволить себе только крупные компании, процент которых, как показывает статистика, в России довольно низок, как и доля выполненных ими строительных работ в общем объеме. Имеют место элементы конкурентного бенчмар-

кинга, когда компании проводят эталонное сопоставление с аналогичной продукцией конкурентов, а также так называемый внутренний бенчмаркинг, представляющий собой сравнение результатов с собственными наилучшими достижениями компании ранее.

Причин, по которым в российских строительных организациях бенчмаркинг не нашел широкого распространения, достаточно много, их условно можно разделить на общие для всех отраслей и связанных непосредственно со спецификой строительства. При попытках внедрения бенчмаркинга во многих компаниях в России сталкиваются с проблемами адаптации его к реалиям нашего бизнеса: топ-менеджмент и руководство организаций, не всегда использующие даже инструменты стратегического управления, тем более оказываются неготовыми к внедрению бенчмаркинга. Руководители же мелких и средних компаний значительно ограничены в ресурсах, в первую очередь, финансовых, что ограничивает возможности для бенчмаркинговых исследований. Кроме того, наши организации, как правило, предпочитают скрывать информацию и результаты своей производственно-хозяйственной деятельности, и в этой связи возникают сложности с поиском информации для эталонного сравнения. Здесь явное преимущество имеют те компании, которые осуществляют взаимодействие с иностранными бизнес-партнерами, поскольку менталитет западных бизнесменов отличен от нашего: предложение об обмене информацией они рассматривают как деловое, и оказываются открытыми к взаимовыгодному сотрудничеству. Но примеров таких, в особенности в строительстве, на сегодняшний день наблюдается не так много, ситуация усложняется также существующей внешнеэкономической обстановкой.

Стоит отметить, что возможности для применения бенчмаркинга в России расширяются: в 2004 г. наша страна присоединилась к Глобальной сети бенчмар-кинга, после чего началось формирование инфраструктуры бенчмаркинга в нашей стране, направленной на вовлечение в данный процесс как можно большего количества организаций и на создание базы данных, содержащей информацию о передовом опыте управления различными аспектами деятельности компаний [11].

Однако если рассматривать специфику строительной отрасли, то можно найти еще ряд причин, затрудняющих процесс внедрения в них технологий бенч-

© À

es

S

w

2 e

7

г-

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

маркинга. Во-первых, российские строительные компании в большинстве своем, как уже было сказано, принадлежат к мелким и средним организациям. Для них часто становится приоритетным эффективное оперативное управление, связанное с конкретным строительным проектом, долгосрочные же цели и планы оказываются весьма туманными [6]. Большинство строительных организаций России пренебрегают инструментами стратегического управления, не всегда понимания их важность и необходимость для реализации своего потенциала и наращивания конкурентных преимуществ и, как следствие, методика бенчмаркинга также остается в стороне. Большую роль играет и тот факт, что строительство объектов предполагает ориентацию на конкретного заказчика и на его индивидуальные требования, что делает круг возможных заказов и проектов весьма широким и подчас разнополярным [8]. В условиях такого разнообразия бывает затруднительно определить четкий вектор развития своей организации, интерес к проекту ограничен его жизненным циклом, что не ориентирует строительные компании на укрепление своих конкурентных позиций. В таком ключе ставится под сомнение эффективность бен-чмаркинга: руководство не понимает, зачем тратить лишние ресурсы на использование этого инструмента, если в новом проекте придется проводить это заново, а четкий экономические эффект от него не всегда оказывается очевиден.

Однако, несмотря на все затрудняющие факторы, методика бенчмаркинга признается эффективным инструментом стратегического управления бизнес-сообществом всего мира. Согласно исследованиям ОБМ неформальный бенчмар-кинг и бенчмаркинг качества функционирования процессов входят в пятерку методов управления, пользующихся наибольшей популярностью касаемо понимания их важности, использования и признания их эффективности [12]. Бенчмаркинг зарекомендовал себя как надежный инструмент для совершенствования бизнес-процессов и различных сторон деятельности компании, благодаря нему обеспечивается стабильная эффективность принимаемых управленческих решений и бизнес-стратегий. Осознанное и продуманное использование данного метода позволит обеспечить конкурентные преимущества и качественный рост показателей эффективности в долгосрочной перспективе, поэтому, несомненно, пренебрегать теми возможностями, ко-

торые предоставляет современная управленческая мысль, не рационально.

Литература

1. Строительство в России. 2016: Стат. сб. / Росстат. - M.,2016. - 111 c.

2. Аналоуи, Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий / Ф. Аналоуи, Карами А.. - М.: ЮНИТИ, 2012.

- 400 с.

3. Андрасюк М., Чардымский М. Бенчмаркинг как инструмент совершенствования ассортиментной политики промышленного предприятия // Маркетолог. - 2010. - № 3(125). - С. 11-17.

4. Антонова И.В. Бенчмаркинг - новое слово успешной стратегии бизнеса./ Региональная экономика и управление/ № 2, 2014. - с. 9-11.

5. Боженко А.И., Замятина В.К., Смирнов В.П. Бенчмаркинг как инструмент управления предприятием. / Экономическая наука в 21 веке: вопросы теории и практики сборник материалов 3-й Международной научно- практической конференции/ №3, 2013. - с. 138-140

6. Брусс Е.А. Формирование стратегии развития малого строительного бизнеса в современных условиях // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. -№6. - С.38-40.

7. Коготкова И.З., Сальник А.А. Особенности стратегического управления организациями строительной сферы экономики // Вестник университета. 2017.

- №7. - С.16-21.

8. Основы организации и управления в строительстве. Ч. 2. Управление и планирование в строительстве: учеб. пособие / Н.А. Шлапакова [и др.]; под общ. ред. д.т.н. Ю.П. Скачкова. - Пенза: ПГУ-АС, 2013. - 288 с.

9. Прокофьев А.А. Стратегическое управление: современные ориентиры для российских строительных предприятий малого бизнеса // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. -№3 С.106-112.

10. Руденко М., Дорофеева А. Технология бенчмаркинга // Маркетинг. - 2013.

- № 2(129). - С. 57-66

11. Шарафутдинова Н.С., Шафигул-лина А.В. Бенчмаркинг: Учебное пособие

- Казань: ООО «Издательский дом», 2016.

- 138 с.

12. Global Benchmarking Network (GBN) - Глобальная сеть бенчмаркинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.globalbenchmarking.org/

Benchmarking as a tool of strategic management in construction organizations: experience and prospects

Fedorishcheva T.A.

Tula state university

This article focuses on such a modern management tool, as benchmarking. The theoretical aspects of benchmarking and specific applications of this technique explore in this article. The author analyzes domestic and foreign experience of increase of efficiency of activity with the help of benchmarking, in particular with regards to building associations. Also analyzed the reasons why this method of strategic management is still not used in Russian construction companies, the prospects and possibilities for the implementation of this tool. The article discusses positive results from the using of benchmarking in construction, as well as the «pitfalls» you may encounter guide organizations in building strategic management system using this method. In the end draws conclusions on the feasibility of using such a tool in today's construction organizations in Russia and develop recommendations on the most effective using.

Key words: benchmarking, strategic management, construction, strategy, benchmarking in construction.

References

1. Construction in Russia. 2016: To become. c6. /

Rosstat. - M.2016... - 111 with.

2. Analou, T. Strategic management of small and

medium scale enterprises / F. Analoui, Penalties And. - M.: UNITY, 2012. - 400 with.

3. Andrasyuk M., Chardymsky M. Benchmarking as

instrument of enhancement of an assortment policy of the industrial enterprise//Marketing specialist. - 2010. - No. 3(125). - P. 11-17.

4. Antonova I.V. A benchmarking - the new word

of successful strategy of business. / Regional economy and control / No. 2, 2014. - page 911.

5. Bozhenko A.I., Zamyatina V.K., Smirnov V.P.

Benchmarking as instrument of business management. / Economic science in the 21st century: questions of the theory and practice collection of materials of the 3rd International scientific practical conference / No. 3, 2013. - page 138-140

6. E.A. bar. Formation of the strategy of development of small construction business in the modern conditions//Problems of economy and management. 2015. - No. 6. -Page 38-40.

7. Kogotkova I.Z., A.A. Sealing gland. Features of

strategic control of the organizations of the construction sphere of economy//Bulletin of the university. 2017. - No. 7. - Page 16-21.

8. Bases of the organization and control in

construction. P. 2. Control and planning in construction: studies. manual / N.A. Shlapakova [etc.]; under a general edition the Dr.Sci.Tech. Yu.P. Skachkova. - Penza: PGUAS, 2013. - 288 pages.

9. Prokofiev A.A. Strategic control: the modern

reference points for the Russian construction small businesses//the Bulletin of the Chelyabinsk state university. 2010. - No. 3 of Page 106-112.

10. Rudenko M., Dorofeyeva A. Technology of a benchmarking//Marketing. - 2013. - No. 2(129). - Page 57-66

11. Sharafutdinova N.S., Shafigullina A.V. Benchmarking: The manual - Kazan: LLC Publishing House, 2016. - 138 pages.

12. Global Benchmarking Network (GBN) - Wide area network of a benchmarking [An electronic resource]. - Access mode: http:// www.globalbenchmarking.org/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.