Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ В ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ В ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наследие веков
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МЕТОДИКА / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ШКОЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / CULTUROLOGICAL APPROACH / METHODOLOGY / CULTURAL HERITAGE / SCHOOL SUBJECTS / EDUCATION / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коренная Валентина Сергеевна

Цель исследования - в разработке методических основ изучения при-родного и культурного наследия путем интеграции урочной, внеурочной, проектной деятельности школ, реализующей потенциал наследия в обра-зовательных программах. Исследование выполнено на материалах российского законодательства с учетом результатов научных изысканий отечественных педагогов и методических разработок по школьным предметам, связанным с изучением культурного наследия. Анализ актуальных методик и программ школьных курсов показал, что потенциал внеурочной и проектной деятельности школьных программ почти не используется. Предложена уровневая методическая система, включающая интеграцию урочной, внеурочной, проектной деятельности, корректировку системы предметных олимпиад и конкурсов. Это позволит образовательным организациям сформировать качественно новое школьное обучающее и воспитательное пространство, предполагающее развитие духовной, патриотической и гражданственной составляющих современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коренная Валентина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL GUIDELINES FOR THE USE OF CULTURAL AND NATURAL HERITAGE IN SCHOOL CURRICULA

The aim of the study was to develop methodological foundations for the analysis of natural and cultural heritage by integrating schools’ in-class, extracurricular and project activities that realize the potential of the heritage in educational programs. The study was carried out on the materials of Russian legislation, taking into account the results of Russian educators’ research and methodological developments in school subjects related to the study of cultural heritage. As a methodological basis, a culturological approach was used, combining highly specialized approaches in student-centered education. The author notes that currently there is a contradiction between the potential of cultural heritage in the formation of a “person of culture” and the lack of elaboration of the methodological basis that implements this potential in school curricula. In the course of the study, personality-oriented directions and culture-oriented concepts of modern Russian education were overviewed. It has been revealed that the complexity of methodological support in the study of the use of cultural and natural heritage in school curricula consists in the heterogeneity of approaches to understanding such use, multifunctional in nature. As a result of the analysis of the existing methods and programs of school subjects, it has been revealed that the main problem of the developed approaches is the study of heritage only at lessons. The potential of schools’ extracurricular and project activities is practically not used. It has been determined that the study of cultural and natural heritage at lessons in each specific case should take place through the transformation of typical methods, their effective combination within the framework of different subjects. The methodology for studying cultural and natural heritage developed in the study includes several levels: 1) schools’ educational subject-oriented activity; 2) students’ project activities; 3) holding of contests and competitions; 4) extracurricular school activities. Each level has its own formats for studying heritage in the framework of in-class, extracurricular and project educational activities. Such a model will allow educational organizations to form a qualitatively new school teaching and educational space, involving the development of the spiritual, patriotic and civic components of modern education. A further study of the methodological foundations of studying heritage in school curricula should include the definition of criteria for selecting objects of cultural and natural heritage in school subjects.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ В ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ»

КОРЕННАЯ Валентина Сергеевна

аспирант отдела государственной культурной политики Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева.

Москва, Российская Федерация Valentina S. KORENNAYA Post-Graduate Student, Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage,

Mosow, Russian Federation, [email protected]

УДК [904+502.7]:[37.05:371.214.14] ГРНТИ 13.61.01 ВАК 24.00.01

DOI: 10.36343/SB.2020.24.4.006

Методические ориентиры использования культурного и природного наследия в школьных программах

Methodological Guidelines for the Use of Cultural and Natural Heritage in School Curricula

Цель исследования - в разработке методических основ изучения природного и культурного наследия путем интеграции урочной, внеурочной, проектной деятельности школ, реализующей потенциал наследия в образовательных программах. Исследование выполнено на материалах российского законодательства с учетом результатов научных изысканий отечественных педагогов и методических разработок по школьным предметам, связанным с изучением культурного наследия. Анализ актуальных методик и программ школьных курсов показал, что потенциал внеурочной и проектной деятельности школьных программ почти не используется. Предложена уровневая методическая система, включающая интеграцию урочной, внеурочной, проектной деятельности, корректировку системы предметных олимпиад и конкурсов. Это позволит образовательным организациям сформировать качественно новое школьное обучающее и воспитательное пространство, предполагающее развитие духовной, патриотической и гражданственной составляющих современного образования.

Ключевые слова: культурологический подход, методика, культурное наследие, школьные предметы, образование, воспитание.

Общесистемным направлением трансформации образования и воспитания в Российской Федерации является их гуманизация в культурологическом дискурсе. Гуманизация предполагает отражение в содержании обра-

зовательных практик культурных феноменов, таких как объекты социокультурного и природного наследия, которые несут в себе результат совместного творчества индивидуума и природы.

В поправках к Конституции Российской Федерации 2020 года устанавливается постулат единой системы образования и воспитания в России, где на государство возлагается ответственность за формирование условий, способствующих воспитанию в молодежи патриотизма, нравственности и гражданственности [9].

Главным правовым документом, регламентирующим основы образовательного процесса, является «Закон об образовании в РФ», в котором статья 3 одним из принципов государственной образовательной политики называет защиту и развитие традиций народов РФ.

Новая редакция Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 31 июля 2020 года вносит определение понятия «воспитание» и раскрывает формат организации воспитательного процесса, который с 1 сентября 2021 года должен стать имманентной частью всех образовательных программ. Законом предлагается построить воспитательную работу с обучающимися в русле «...бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде...» [19].

Отмеченная законодательная база актуализирует вопросы воспроизведения концептуальной основы культурологического подхода при включении вопросов отражения природного и культурного наследия в методических разработках школьных предметов. Задача такого рода ставится впервые. Оценочный анализ школьных практик показал, что чаще всего у обучающихся несистематизированные «мозаичные» знания о наследии и нейтральное отношение к нему. Экспертами отмечается отсутствие интереса у учащихся к пониманию техники изучения наследия, к его сохранению. У преподавателей школьных предметов отсутствуют специальные методики включения вопросов наследия в предметные программы, способствующие развитию культуры личности учащихся. Актуальность проблемы исследования определена сложившимся противоречием между огромным потенциалом культурного наследия в формировании со школьной скамьи «человека культуры» и непрорабо-

танностью методической базы, реализующей данный потенциал в школьных программах.

Указанное противоречие определило цель работы, которая заключается в разработке методических основ изучения природного и культурного наследия путем интеграции урочной, внеурочной, проектной деятельности школ, реализующей потенциал наследия в образовательных программах.

Научная новизна исследования заключается в использовании культурологического подхода для конструирования методических ориентиров в изучении природного и культурного наследия в школьных курсах, отвечающих задачам формирования «человека культуры».

Сложность методической поддержки при изучении использования культурного и природного наследия в школьных программах заключается в разнородности подходов к пониманию такого использования, имеющего многофункциональную природу. Данное разнообразие обусловило необходимость в их систематизации применительно к целям нашего исследования и определило выбор наиболее адекватных методов их аналитической оценки.

В общем случае оценочный анализ включенности культурного и природного наследия в школьный предметный контекст представляет собой систему теоретических подходов и методических приемов, принятых в качестве базисных положений личностно ориентированного образования в культурологическом аспекте.

При выполнении этой работы был сделан обзор личностно ориентированных направлений и культурно ориентированных концепций современного образования. В результате анализа существующих методик и программ школьных курсов установлено, что теоретико-методические идеи, связанные с использованием культурно-экологического подхода в школьном образовании, находят отражение в методиках, разработанных И. И. Ба-риновой, С. В. Васильевым, С. Н. Глазачевым, Д. С. Ермаковым, В. В. Николиной [2] [5] [6] [8] [12]. Выявлено, что реализация культурно-антропологического подхода через исследование культурного потенциала объектов при-

родного и культурного наследия в личностно ориентированном образовании представлена в работах Е. В. Бондаревской, Н. В. Проскуриной, Е. Е. Тихомировой [3] [15] [18]. В ряде методических исследований в рамках культурно-исторического и краеведческого подходов отмечается образовательная и воспитательная ценность природного и культурного наследия в формировании культурной личности (В. М. Басов, А. П. Валицкая, Г. И. Данилова, В. Н. Кудрявцев, Г. А. Никитин, Т. Б. Румянцева) [1] [4] [7] [10] [11] [17].

Главной выявленной проблемой разработанных методик является изучение наследия только в рамках уроков школьных курсов. Однако образовательное учреждение имеет право на организацию различных видов занятий, как урочных, так и внеурочных, соотношение между которыми устанавливается самим учреждением. Важно отметить, что говорить о современном качестве образования, строя процесс изучения наследия в школе только на урочной форме, нецелесообразно. Развивая методическую основу данного вопроса необходимо учитывать потенциал внеурочной и проектной деятельности школьных программ.

Вследствие этого научная работа продолжает исследования в указанном направлении с точки зрения разработки новой методики изучения природного и культурного наследия на основе интеграции урочной, внеурочной, проектной деятельности образовательного учреждения.

Заметим, что единых методологических принципов для решения данного вопроса пока не выработано. Разные исследователи предлагают собственные классификации. Каждая из вышеназванных методик отражает только одно из направлений общего культурологического подхода, который включает элементы следующих подходов: культурно-экологического, культурно-антропологического, культурно-исторического, краеведческого. Поэтому методологической базой разрабатываемой методики в исследовании является культурологический подход, который имеет авторскую интерпретацию. Культурологический подход предполагает изучение наследия в эволюционном единстве культуры, наследия и инди-

видуума. Данный подход формирует методологический уровень дифференцированного (личностно ориентированного) образования, основанного на принципах создания и совершенствования культурно значимого образовательного пространства.

В Государственных образовательных стандартах и концепциях преподавания предметов школьного цикла [13] [14] [16] обозначено разностороннее изучение природного и культурного наследия в целях развития культурных качеств личности учащихся образовательными и воспитательными средствами школьных предметов. Отдельная - центральная - роль в изучении наследия принадлежит школьным курсам «История России» и «География России». Данные курсы имеют высокую значимость в формировании культуры личности, таких ее качеств, как гордость за уникальную природу Родины, чувство любви к ней и уважения к многовековым традициям и культурному сотворчеству предков.

Без сомнения, уроки истории и географии формируют культурно-ценностные основы личности учащегося. Но в то же время Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ООО) подчеркивает, что изучение культуры собственного народа, мировой культуры на уроках литературы обеспечивает культурную самоидентификацию учащихся. В изучении школьного предмета «Искусство» необходимо поддерживать уважительное отношение к культурному наследию, к ценностям мировой цивилизации и народов России, а в предметном поле программы «Музыка» - способствовать формированию устойчивого интереса к музыкальному наследию. Содержание образовательных программ по предмету «Искусство» и «Мировая художественная культура» не в полном объеме отражает региональные этно-национальные особенности, а во внеурочной деятельности не всегда используется потенциал школьных музыкальных, танцевальных, драматических кружков и конкурсов, а также региональных музеев, библиотек, театров.

В базовых положениях «Историко-культурного стандарта» отражено особое внимание к фактам биографий исторических личностей, духовной и культурной жизни народов

Российской Федерации. Исторические темы, сформированные с учетом этнокультурного компонента, репрезентированы перечнями для регионов РФ. Но одновременно необходимо отметить, что в разделе, связанном с культурой, совершенно неохваченными оказываются былины и декоративно-прикладное искусство. С одной стороны, в содержании «Историко-культурного стандарта» широко представлен культурологический материал, с другой стороны, невозможно освоение всего указанного объема только на школьных уроках истории.

Следовательно, методической задачей становится сквозная интеграция изучения наследия в урочной, внеурочной и проектной деятельности, сопровождение учебной и методической литературой школьных предметов и других видов образовательной деятельности, формирование эффективных моделей взаимодействия региональных учреждений культуры и школ.

Разработанная в исследовании методика приобщения школьников к культурным мировым и отечественным ценностям через интеграцию всех видов образовательной деятельности в культурно-образовательную среду позволяет решить вышеперечисленные проблемы.

Методически система включает несколько уровней:

1) образовательную предметную деятельность школ;

2) проектную деятельность учащихся;

3) проведение олимпиад и конкурсов;

4) внеурочную школьную деятельность.

Предлагаемая система учитывает несколько форматов изучения культурного наследия в урочной и внеурочной деятельности:

- Мировое наследие - наследие страны или всего человечества. Материалы по мировому наследию могут включаться в предметные курсы обществознания, географии, истории, изобразительного искусства, музыки, мировой художественной культуры.

- Региональное наследие - наследие городов, поселений, территорий. Материалы регионального наследия могут изучаться в курсах: регионоведение (краеведение), история, география, биология; быть основой

тестирования в конкурсных и олимпиадных проектах.

- Наследие конкретного сообщества, человека. Например, родословное древо, предметы, переданные по наследству. Данная информация может быть включена в проектную деятельность школьника.

Уровень образовательной предметной деятельности школ предполагает изучение культурного и природного наследия через связь традиций и современности, через «диалог культур», уникальность и специфику конкретных региональных культурно-исторических основ наследия. Использование культурологического контекста формирует историческое означивание культурного наследия путем включения в содержание школьных предметов биографических данных персоналий, топонимов. Культурологический подход обеспечивает развитие механизмов культурного саморазвития учащихся путем изучении особенностей регионального природного и культурного наследия, предполагает раскрытие этого наследия как совокупности материальных и духовных ценностей. Важную роль в изучении наследия в школьных предметах на данном уровне играет становление у учащихся этических и эстетических отношений, гражданских и патриотических чувств. При этом природное и культурное наследие выступает субъектом индивидуального духовно-нравственного развития школьников.

На уровне проектной деятельности учащихся важной задачей является превращение культурологического знания через трансляцию системы местных традиций, памятников, персоналий в совокупность проектов о наследии, востребованных территориальным сообществом. В такой деятельности актуализируется культурное и природное наследие, значимое для того региона, ценности которого оно отражает.

Уровень, связанный с проведением олимпиад и конкурсов, представляет собой сегодня систему олимпиад по предметам «Литература», «География», «История» и «Искусство», где конкурсные вопросы не в полной мере учитывают знания, полученные при изучении природного и культурного наследия. В перечне не представлены олимпиады, ко-

торые бы могли охватить вопросы наследия в рамках школьных курсов «Мировая художественная культура», «Музыка», «Изобразительное искусство».

На уровне внеурочной школьной деятельности изучение объектов наследия построено на посещении различных учреждений культуры, выездных краеведческих экскурсиях. Материал, сформированный в ходе краеведческой экскурсии, учащиеся используют не только на уроках истории, но и русского языка, литературы, биологии и пр. Приобщение к региональным культурным ценностям также может проводиться в рамках различных внеклассных мероприятий. Особое значение в изучении наследия приобретают региональные краеведческие и школьные музеи, в которых проводятся уроки истории и географии, экспонируются предметы быта, материальной культуры территории. Развитие системы межведомственного взаимодействия образовательных организаций с учреждениями культуры региона расширяет возможности изучения предметной области «Искусство».

Реализация представленной системы методических ориентиров возможна в рамках пилотного Всероссийского проекта Министерства культуры РФ «Культурный норматив школьника». Его цель - вовлечение учащихся в культурно-образовательную среду, сформированную в рамках программы посещений учреждений культуры. Участие в проекте позволяет обучающимся осваивать культурологические знания, в том числе в сфере наследия, и формировать дополнительные метапредметные навыки. Проект создает базу для реализации образовательной и воспитательной составляющей культурного наследия России.

В разработанной методической системе обозначена позиция относительно того, что в школьном обучении недостаточно используется потенциал культурного и природного наследия в воспитании и образовании школьника как современного «человека культуры».

Изучение культурного и природного наследия в школе в каждом конкретном случае должно происходить через трансформацию типичных методик, их эффективное объединение в рамках разных предметных курсов. Данному требованию может соответствовать использование в качестве методологической основы культурологического подхода, соединяющего воедино узкоспециализированные подходы в личностно ориентированном образовании школьника.

Предлагаемая методическая уровневая система, включающая урочную, внеурочную, проектную деятельность, корректировку системы предметных олимпиад и конкурсов, участие в Проекте «Культурный норматив школьника», позволит региональным образовательным организациям сформировать школьное обучающее и воспитательное пространство в соответствии с учебно-методическими требованиями, диктуемыми временем и предполагающими развитие духовной, патриотической и гражданственной составляющих современного образования.

Предполагается, что дальнейшее исследование методических основ изучения культурного и природного наследия в школьных программах должно включать комплексный междисциплинарный анализ с определением критериев отбора объектов культурного и природного наследия в предметные курсы «Мировая художественная культура», «Изобразительное искусство», «Музыка».

Valentina S. KORENNAYA

Post-Graduate Student, Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage,

Mosow, Russian Federation, [email protected]

Methodological Guidelines for the Use of Cultural and Natural Heritage in School Curricula

Abstract. The aim of the study was to develop methodological foundations for the analysis of natural and cultural heritage by integrating schools' in-class, extracurricular and project activities that realize the potential of the heritage in educational programs. The study was carried out on the materials of Russian legislation, taking into account the results of Russian educators' research and methodological developments in school subjects related to the study of cultural heritage. As a methodological basis, a culturological approach was used, combining highly specialized approaches in student-centered education. The author notes that currently there is a contradiction between the potential of cultural heritage in the formation of a "person of culture" and the lack of elaboration of the methodological basis that implements this potential in school curricula. In the course of the study, personality-oriented directions and culture-oriented concepts of modern Russian education were overviewed. It has been revealed that the complexity of methodological support in the study of the use of cultural and natural heritage in school curricula consists in the heterogeneity of approaches to understanding such use, multifunctional in nature. As a result of the analysis of the existing methods and programs of school subjects, it has been revealed that the main problem of the developed approaches is the study of heritage only at lessons. The potential of schools' extracurricular and project activities is practically not used. It has been determined that the study of cultural and natural heritage at lessons in each specific case should take place through the transformation of typical methods, their effective combination within the framework of different subjects. The methodology for studying cultural and natural heritage developed in the study includes several levels: 1) schools' educational subject-oriented activity; 2) students' project activities; 3) holding of contests and competitions; 4) extracurricular school activities. Each level has its own formats for studying heritage in the framework of in-class, extracurricular and project educational activities. Such a model will allow educational organizations to form a qualitatively new school teaching and educational space, involving the development of the spiritual, patriotic and civic components of modern education. A further study of the methodological foundations of studying heritage in school curricula should include the definition of criteria for selecting objects of cultural and natural heritage in school subjects.

Keywords: culturological approach, methodology, cultural heritage, school subjects, education, upbringing.

Использованная литература:

1. Басов В.М., Захарова Т.И., Капитонов В.И. Содержание понятия «природное наследие» // Природное наследие и географическое краеведение Прикамья: Краткие сообщ. Второй межрегион. науч.-практ. конф. (Пермь, 28-29 марта 2000 г.). Пермь: Перм. ун-т., 2000. С. 3-5.

2. Баринова И.И. География России. Природа 8 кл.: Учебник для общеобразовательных уч. заведений. М.: Дрофа, 2002.

3. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии лич-ностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1. С.16-19.

4. Валицкая А.П. Новая школа России: культуро-творческая модель / Под ред. В.В. Макаева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

5. Васильев C.B. Экологическое образование школьников при обучении географии. Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

6. Глазачев С.Н. Когай Е. А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. М.: Горизонт, 1999.

7. Данилова Г.И. Искусство. 5-11 классы. Метод. пос.: Рекоменд. по сост. раб. программ. М.: Дрофа, 2014.

References:

1. Basov, V.M., Zakharova, T.I. & Kapitonov, V.I. (2000) [The Content of the Concept "Natural Heritage"]. Prirodnoe nasledie i geograficheskoe kraevedenie Prikam'ya [Natural Heritage and Geographic Study of the Kama Region]. Brief Notes ofthe 2nd International Conference. Perm. 28-29 March 2000. Perm: Perm State University. pp. 3-5. (In Russian).

2. Barinova, I.I. (2002) Geografiya Rossii. Priroda 8 kl.: Uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nykh uch. zavedeniy [Geography of Russia. Nature. Grade 8: Textbook for General Educational Institutions]. Moscow: Drofa.

3. Bondarevskaya, E.V. (2001) Smysly i strategii lichnostno-orientirovannogo vospitaniya [Meanings and strategies of personality-oriented education]. Pedagogika. 1. pp. 16-19.

4. Valitskaya, A.P. (2005) Novaya shkola Rossii: kul'turotvorcheskaya model' [The New School of Russia: A Culture-Creating Model]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia.

5. Vasil'ev, S.V. (2003) Ekologicheskoe obrazovanie shkol'nikov pri obucheniigeografii [Environmental Education of Schoolchildren in Teaching Geography]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia.

8. Ермаков Д.С. Образование в интересах устойчивого развития в России : состояние, оценка прогресса и перспективы // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2011. №1. С. 17-23.

9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www. consultant.ru/documentns_doc_LAW_28399 (дата обращения 01.10.20).

10. Кудрявцев В.Н. Изменение ценностных ори-ентаций учащихся по отношению к природе как фактор воспитания и развития личности / В.Н. Кудрявцев // География в школе. 2002. № 3. С. 42-51.

11. Никитин Г. А. Краеведение и уроки технологии (к постановке вопроса) // Народная школа. 2004. № 6. С. 16-20.

12. Николина В.В. Культурологический подход в школьном образовании // География в школе. 2004. № 5. С. 37-38.

13. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2019 г. № 635 «Об утверждении плана мероприятия по реализации Концепции преподавания учебного предмета «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы на 2020 - 2024 годы, утвержденной на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 года» [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации. Банк данных. URL:http://www. docs.edu.gov.ru/document/740354a4bbbaf62278e7bb5b4 50603ca/download/2510/ (дата обращения: 01.10.2020).

14. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/documentns_doc_LAW_110255 (дата обращения 01.10.20).

15. Проскурина Н.В., Спицин В.А. Географические особенности изучения историко-культурного наследия в школе: курс лекций. Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2015.

16. Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р «О Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации». [Электронный ресурс] // URL: http:/ /government.ru/media/files/ GG2TF4pq6RkGAtAIJK HYKTXDmFlMAAOd.pdf. (дата обращения: 01.10.2020).

17. Румянцева Т.Б. Краеведение во внеурочной деятельности по технологии // Школа и производство. 2011. № 3. С. 50 - 56.

18. Тихомирова Е.Е. Изучение живописных текстов в курсе мировой художественной культуры в средней школе // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 1. С. 38-42. [Электронный ресурс] // URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2271 (дата обращения: 01.10.2020).

19. Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образо-

6. Glazachev, S.N. & Kogay, E.A. (1999) Ekologicheskaya kul'tura i obrazovanie: ocherki sotsial'noy ekologii [Environmental Culture and Education: Essays on Social Ecology]. Moscow: Gorizont.

7. Danilova, G.I. (2014) Iskusstvo. 5-11 klassy. Metod. pos.: Rekomend. po sostavleniyu rab. programm [Art. Grades 5-11. Methodological Recommendations for Creating Curricula]. Moscow: Drofa.

8. Ermakov, D.S. (2011) Obrazovanie v interesakh ustoychivogo razvitiya v Rossii : sostoyanie, otsenka progressa i perspektivy [Education for Sustainable Development in Russia: State, Assessment of Progress, and Prospects]. Ekologicheskoe obrazovanie: do shkoly, v shkole, vne shkoly. 1. pp. 17-23.

9. Consultant Plus. (2020) The Constitution of the Russian Federation (Adopted by Popular Vote on December 12, 1993, With Amendments Approved During the All-Russian Vote on July 01, 2020). [Online] Available from: http://www. consultant.ru/documentns_doc_LAW_28399 (Accessed 01.10.2020). (in Russian).

10. Kudryavtsev, V.N. (2002) Izmenenie tsennostnykh orientatsiy uchashchikhsya po otnosheniyu k prirode kak faktor vospitaniya i razvitiya lichnosti [Changing the Value Orientations of Students in Relation to Nature as a Factor in the Upbringing and Development of Personality]. Geografiya vshkole. 3. pp. 42-51.

11. Nikitin, G.A. (2004) Kraevedenie i uroki tekhnologii (k postanovke voprosa) [Local History Studies and Technology Lessons (Stating the Question)]. Narodnaya shkola. 6. pp. 16-20.

12. Nikolina, V.V. (2004) Kul'turologicheskiy podkhod v shkol'nom obrazovanii [A Culturological Approach in School Education]. Geografiya vshkole. 5. pp. 37-38.

13. Ministry of Education of the Russian Federation. (2019) Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of November 25, 2019, No. 635: On Approval of the Action Plan for the Implementation of the Concept of Teaching the Academic Discipline "Art" in RF Educational Organizations Implementing the Main General Education Programs for 2020-2024, Approved at a Meeting of the Board of the Ministry of Education of the Russian Federation on December 24, 2018. [Online] Available from:http://www. docs.edu.gov.ru/document/740354a4bbbaf62278e7bb5b 450603ca/download/2510/ (Accessed: 01.10.2020). (In Russian).

14. Consultant Plus. (2015) Order of the Ministry of Education and Science of Russia of December 17, 2010, No. 1897 (As Amended on December 31,2015): On Approval of the Federal State Educational Standard of Basic General Education (Registered in the Ministry of Justice of Russia on February 01, 2011, No, 19644). [Online] Available from: http://www. consultant.ru/documentns_doc_LAW_110255 (Accessed 01.10.2020). (in Russian).

15. Proskurina, N.V. & Spitsin, V.A. (2015) Geograficheskie osobennosti izucheniya istoriko-kul'turnogo naslediya v shkole: kurs lektsiy [Geographical Features of the Study of Historical and Cultural Heritage at School: A Course of Lectures]. Voronezh: Voronezh State Pedagogical University.

16. Government of the Russian Federation. (2016) Order of the Government of the Russian Federation of April 09, 2016, No. 637-R: On the Concept of Teaching Russian Language

вании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». [Электронный ресурс] // Справочная правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www. consultant.ru/documentns_doc_LAW_3587921(дата обращения 01.10.20).

and Literature in the Russian Federation. [Online] Available from: http://government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkG AtAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf (Accessed: 01.10.2020). (In Russian).

17. Rumyantseva, T.B. (2011) Kraevedenie vo vneurochnoy deyatel'nosti po tekhnologii [Local History Studies in Extracurricular Activities on Technology]. Shkola i proizvodstvo. 3. pp. 50-56.

18. Tikhomirova, E.E. (2020) Study of Picturesque Texts in the Course of World Art Culture in Secondary School. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki - Scientific Review. Pedagogy Science. 1. pp. 38-42. [Online] Available from: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2271 (Accessed: 01.10.2020). (In Russian).

19. Consultant Plus. (2020) Federal Law of July 31, 2020, No. 304-FZ: On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" on the Mentoring of Students. [Online] Available from: http://www.consultant. ru/documentns_doc_LAW_3587921 (Accessed: 01.10.2020). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полная библиографическая ссылка на статью:

Коренная, В. С. Методические ориентиры использования культурного и природного наследия в школьных программах / В. С. Коренная // Наследие веков. - 2020. - № 4 - С. 64-71. DOI: 10.363437SB.2020.244.006

Full bibliographic reference to the article:

Korennaya, V.S. (2020) Methodological Guidelines for the Use of Cultural and Natural Heritage in School Curricula. Nasledie vekov - Heritage of Centuries. 4. pp. 64-71. (In Russian). DOI: 10.36343/SB.2020.24.4.006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.