Научная статья на тему 'Гражданская идентичность как вектор развития географического образования и условие устойчивого развития общества'

Гражданская идентичность как вектор развития географического образования и условие устойчивого развития общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ (РОССИЙСКАЯ) ИДЕНТИЧНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / УСЛОВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ / CIVIL (RUSSIAN) / GLOBALIZATION / GLOBAL EDUCATION / CIVIC (RUSSIAN) IDENTITY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / CONDITION / EDUCATIONAL INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Мария В.

В статье автор обосновывает педагогическую значимость формирования гражданской идентичности средствами школьного географического образования в условиях глобализации. Предметом статьи выступает содержание школьного географического образования; цель статьи выявить содержательные возможности предмета «география» для формирования гражданской российской идентичности. Автор применяет теоретические методы исследования: анализ, синтез, обобщение, выделение взаимосвязей. Основными научными результатами являются: выявление образовательных индикаторов гражданской идентичности, определение ключевых содержательных линий школьного географического образования, связанных с формированием гражданской идентичности обучающихся. Данные исследования могут быть применены в процессе проектирования урочной и внеурочной деятельности по географии в среднеобразовательной школе. Выводы связаны с определением роли предмета «география» в процессе формирования гражданской идентичности обучающихся, а также выделением наиболее существенных содержательных линий на основе примерной основной образовательной программы по географии, связанных с формированием гражданской идентичности (вопросы геополитики, глобализации, природного и культурного наследия, населения, экологии, особенностей хозяйственного освоения территории России).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIC IDENTITY AS A VECTOR FOR THE DEVELOPMENT OF GEOGRAPHIC EDUCATION AND A CONDITION FOR THE SUSTAINABLE SOCIAL DEVELOPMENT

In the article the author justifi the pedagogical signifi of the formation of civil identity by means of school geographic education in the conditions of globalization. The subject of the article is the content of school geographic education; the purpose of the article is to reveal the content possibilities of Geography for the formation of Russian civic identity. The author applies theoretical research methods: analysis, synthesis, generalization, isolation of interrelations. The main scientifi results are: identifi of educational indicators of civic identity, as well as the identifi of key content lines of school geographic education associated with the formation of civic identity in students. The given research results can be applied in lesson and after-hour planning activity at a secondary school. The article defi the role of Geography in the process of civil identity formation in students, as well as highlighting the most signifi content lines based on approximate basic educational geography program related to the formation of civil identity (issues: geopolitics, globalization, natural and cultural heritage, ecology, features of economic development of Russia).

Текст научной работы на тему «Гражданская идентичность как вектор развития географического образования и условие устойчивого развития общества»

УДК 372.016:55+30+316.77

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Мария В. Беляева12> ®

1Новосибирский государственный педагогическийуниверситет, Россия, 630126, г. Новосибирск,ул. Вилюйская, 28 2Новосибирский городской педагогический лицей имени А. С. Пушкина, Россия, 630017, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 100 @ mariadespar@gmail.com

Поступила в редакцию 01.11.2017. Принята к печати 30.11.2017.

Ключевые слова: глобализация, глобальное образование, гражданская (российская) идентичность, устойчивое развитие, условие, образовательные индикаторы.

Аннотация: В статье автор обосновывает педагогическую значимость формирования гражданской идентичности средствами школьного географического образования в условиях глобализации. Предметом статьи выступает содержание школьного географического образования; цель статьи - выявить содержательные возможности предмета «география» для формирования гражданской российской идентичности. Автор применяет теоретические методы исследования: анализ, синтез, обобщение, выделение взаимосвязей. Основными научными результатами являются: выявление образовательных индикаторов гражданской идентичности, определение ключевых содержательных линий школьного географического образования, связанных с формированием гражданской идентичности обучающихся. Данные исследования могут быть применены в процессе проектирования урочной и внеурочной деятельности по географии в среднеобразова-тельной школе. Выводы связаны с определением роли предмета «география» в процессе формирования гражданской идентичности обучающихся, а также выделением наиболее существенных содержательных линий на основе примерной основной образовательной программы по географии, связанных с формированием гражданской идентичности (вопросы геополитики, глобализации, природного и культурного наследия, населения, экологии, особенностей хозяйственного освоения территории России).

Для цитирования: Беляева М. В. Гражданская идентичность как вектор развития географического образования и условие устойчивого развития общества // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. №4. С. 11-16. 001:10.21603/2542-1840-2017-4-11-16.

Современный этап развития общества развивается по пути глобализации. В Большой политической энциклопедии термин «глобализация» трактуется как «процесс сближения и роста взаимосвязи наций и государств мира, сопровождающийся выработкой общих политических, экономических, культурных и ценностных стандартов» [1]. Сточки зрения А. В. Нагирной, глобализация - это «процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации» [2, с. 12]. Полагаем, глобальная унификация имеет негативные последствия, поскольку приводит к стиранию национальных культурных различий, обезличивает человека, лишает его исторической и социальной памяти, а значит лишает государство потенциала для прогрессивного развития общества в будущем.

Глобализация как мировой процесс характеризуется все-охватностью и пронизывает все сферы жизни общества, в том числе и образовательную. Со второй половины XX в. по мере развития научно-технической революции, углубления глобальных проблем человечества, повышения открытости мировой экономики и, как следствие, стирания культурных, национальных различий стало формироваться понятие «глобальное образование». Его технической основой, по мнению академика РАО В. П. Максаковского, является глобальное информационное пространство [3, с. 250]. Однако автор подчёркивает, что «образование -

это особая сфера жизни и деятельности людей, формирующая развитие личности. Это определение всегда относилось к тем странам, которые опираются на свои традиции и особенности национальной культуры» [3, с. 250]. По А. П. Лиферову, глобальное образование уделяет большое внимание рассмотрению экологических проблем, поиску путей их решения, при этом оценивая соотношение национального и глобального образования исследователь подчёркивает, что «глобальное образование никак не заменяет национального, а служит лишь дополнением к нему как один из вариантов подготовки человека к жизни в современных условиях» [цит. по: 3, с. 251-252]. Мы полностью соглашаемся с данной точкой зрения, поскольку считаем, что образовательная среда государства является, прежде всего, национальной педагогической системой макроуровня, осуществляющей трансляцию базовых национальных ценностей, культурных норм и императивов российского общества.

С нашей точки зрения поддержка и развитие отечественной образовательной системы, основанной на национальных ценностях, является непременным условием реализации Концепции устойчивого развития. Под устойчивым развитием понимают «процесс экономических и социальных изменений, при котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация

Инновации Управление рисками Экспансия

Занятость населения Повышение квалификации Бизнес-этика

Соблюдение прав человека Инвестиции в некомерческие организации

Эффективное использование ресурсов Производство согласно принципам устойчивого развития Управление жизненным циклом продуктов

• Здравоохранение

• Контроль над изменением климата

• Сохранение биоразнообразия

Рис. Составные элементы понятия «Устойчивое развитие» [4] Fig. Components of the concept of «Sustainable development» [4]

Сохранение чистого воздуха и воды «Нулевые отходы» Экологическое правосудие

научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений» [4]. Составные элементы понятия «Устойчивое развитие» представлены на рисунке.

По нашему глубокому убеждению устойчивое развитие общества невозможно без духовно-нравственного развития человека, поскольку развитие трёх ключевых сфер, будь то экономическое развитие, социальный прогресс, окружающая среда, опирается на нравственные императивы. Мы полагаем, что школьному географическому образованию принадлежит ключевая роль в формировании таких нравственных качеств личности, как патриотизм, гражданская идентичность, социальная и экологическая ответственность. Именно благодаря тому, что география опирается на комплексный подход и осуществляет интеграцию физической и экономической географии, возможно глубокое рассмотрение проблем, связанных со всеми составными элементами устойчивого развития территорий различного масштаба (от локального до глобального).

Глобализация актуализировала задачу сохранения исторических традиций, национальных культурных особенностей (обычаев, ценностей, мировоззрения). В этой связи сегодня произошла существенная переоценка воспитательной роли школьного географического образования в контексте возможностей формирования гражданской идентичности человека. В нашей работе мы опираемся на понятие «гражданская идентичность», данное П. В. Григорьевым, автор считает, что гражданская (российская) идентич-

ность - «это свободное отождествление человека с российской нацией (народом); включённость человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности прошлому, настоящему и будущему российской нации» [5; цит. по: 6, с. 43].

Безусловно, значимой вехой в развитии образования XXI века в России является постановка проблемы формирования российской гражданской идентичности. Согласно тексту основной образовательной программы основного общего образования гражданская российская идентичность названа главным личностным результатом обучения (российская гражданская идентичность занимает первую позицию в перечне личностных результатов обучения). Гражданская идентичность подразумевает «патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа)». «Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); присвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, тради-

циям, языкам, ценностям народов России и народов мира» [7]. Мы видим, насколько всё вышеперечисленное связано с содержанием предмета «география».

Поскольку гражданская идентичность как нравственная категория имеет сложную структуру (познавательный, эмоционально-ценностный и деятельностный компоненты), мы полагаем, что ключевыми ее характеристиками могут являться следующие образовательные индикаторы', знание особенностей природы, истории формирования территории России, признание и понимание культурных различий населяющих ее народов, осознание особенностей хозяйственной деятельности различных регионов, знание

особенностей размещения уникальных природных и культурных объектов на территории страны; уважение к представителям других национальностей и их культуре, гордость за свою страну и выдающиеся достижения России, бережное отношение к природе, социальная, политическая, экологическая активность и ответственность.

С нашей точки зрения, исходя из содержания понятия «гражданская российская идентичность» можно выделить ключевые содержательные линии школьного географического образования, позволяющие формировать гражданскую идентичность (табл.).

Таблица. Ключевые содержательные линии школьного географического образования, связанные с формированием гражданской идентичности (составлено автором по: [7; 8; 9, с. 22-24; 10; 11, с. 79-86])

Table. Key content lines of school geographic education associated with the formation of civil identity (compiled by the author on: [7; 8; 9, p. 22-24, 10; 11, p. 79-86])

Система основных элементов научного знания в средней школе по географии Тема (из текста примерной программы) Примерные темы практических работ по географии (на основе текста примерных программ)

Методы научного географического познания Выдающиеся географические открытия. Знаменитые путешественники и исследователи. Работа с картой «Имена на карте». Создание карты нового содержания с описанием «Изученные маршруты путешественников и открытые географические объекты». Написание эссе «Русские землепроходцы и исследователи в освоении и изучении территории России».

Литосфера Человек и литосфера. Изучение изменений рельефа своей местности под влиянием деятельности человека.

Атмосфера Человек и климат. Характеристика климата своей местности.

Гидросфера Человек и гидросфера. Описание состояния объектов гидрографии своей местности. Изучение влияния человека на состояние водных объектов.

Биосфера Человек и почвенный покров. Человек и биосферы. Характеристика природных комплексов своей местности. Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования.

Географическая оболочка, географическая среда и территориальные комплексы Человек и географическая среда: взаимовлияние и взаимозависимость. Оценка геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах. Анализ степени техногенного воздействия на окружающую среду.

Природа и человеческое общество Адаптация человека к окружающей среде. Взаимовлияние природы и хозяйственной деятельности человека. Проблема сохранения ландшафтного и культурного разнообразия на Земле. ООПТ и объекты Всемирного природного и культурного наследия. Стратегия устойчивого развития. Создание презентаций о природе России на основе различных источников географической информации. Сбор и систематизация данных о видах особо охраняемых природных территорий России, выявление их особенностей. Оценка влияния географического положения на природу, жизнь людей в различных странах и регионах мира.

Население География рас, народов и религий. Миграции населения. Условия и образ жизни людей в различных типах поселений. География качества жизни населения. Особенности размещения крупных народов России. Оценивание демографической ситуации России и ее отдельных территорий. Составление схемы «Внутренние и внешние миграции, их причины». Создание презентаций о природе, проблемах и особенностях населения своей местности на основе различных источников географической информации. На основе статистических данных оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США).

География мирового хозяйства Взаимообусловленность особенностей природы, размещения населения и хозяйства. Географические следствия глобализации. Ресурсообеспеченность различных стран мира основными видами ресурсов. Оценка использования альтернативных источников энергии. Определение перспектив развития альтернативной энергетики (на примере ключевых стран мира). Оценка обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона, страны, города.

Регионы и страны мира Геополитика. Россия в мире. Выявление особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Оценка динамики изменения границ России и их значения. Составление картосхем, отражающих экономические, политические, научные и культурные взаимосвязи России с другими государствами. Выявление основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира.

Глобальные проблемы человечества Сущность глобальных проблем, их взаимосвязь и географические аспекты. Характеристика приоритетных глобальных проблем человечества. Международное сотрудничество по решению глобальных проблем. Деятельность международных организаций (ООН, ЮНЕСКО). Международная деятельность и проекты в области освоения малоизученных территорий.

Из данных таблицы можно заключить, что ключевыми содержательными линиями школьного географического образования, связанными с формированием гражданской идентичности являются вопросы: геополитики, глобализации, природного и культурного наследия, населения, экологии, особенностей хозяйственного освоения территории России.

Считаем, что содержание школьного географического образования располагает значительным потенциалом для формирования российской гражданской идентичности. С одной стороны, в программы по географии включены темы, связанные с изучением культуры народов России, ее уникальных природных и культурных объектов. С другой стороны, география предполагает игру масштабами - сопоставление особенностей природы, населения и хозяйства

своей страны и ее регионов с другими странами и территориями. Также вариативная практическая деятельность по географии, направленная на анализ, оценку, сравнение, способствуют формированию представлений обучающихся о своей стране, формирует «Я-концепцию», лежащую в основе становления гражданской позиции. С нашей точки зрения именно школьной географии, совместно с такими предметами, как литература и история, принадлежит ведущее место в формировании гражданской идентичности. Думается, сформированная у обучающихся гражданская российская идентичность будет являться залогом устойчивого развития России в будущем.

Литература

1. Глобализация//Большая актуальная политическая энциклопедия. Режим доступа: http://politike.ru/termin/globalizacija. html (датаобращения: 25.10.2017).

2.Нагирная А. В. Особенности развития глобального информационного общества//География в школе. 2009. № 9. С. 8-13.

3. Максаковский В. П. Преподавание географии в зарубежной школе. М.: ВЛАДОС, 2001. 368 с.

4. Наше общее будущее: доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР); пер. с англ. / под ред. С. А. Евтеева и Р. А. Перелета. М.: Прогресс, 1989. 372 с.

5. Григорьев Д. В. Формирование гражданской идентичности современного школьника II Перспектива граждан-ско-патриотического воспитания в системе образования: интернет-конференция. Режим доступа: ЬИр://ргоек1ра1:гю12. ^тёо.сот/гражданская-идентичность/ (дата обращения: 25.10.2017).

6. Абросимова К. А. Анализ сущности понятия «гражданская идентичности» II Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 5. С. 42-45. Режим доступа: http://sociosphera.com/files/conference/2014/k-01_27_14.pdf (дата обращения: 25.10.2017).

7. Примерная основная образовательная программа основного общего образования по географии. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15.

8. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-3.

9. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 4-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 79 с.

10. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: методическое пособие. М.: Просвещение, 2009. 24 с.

11. Беляева М. В. Федеральный государственный образовательный стандарт школьного географического образования, гражданская идентичность и общенациональные ценности II Национальные приоритеты России. 2017. № 3. С. 79-86.

CIVIC IDENTITY AS A VECTOR FOR THE DEVELOPMENT OF GEOGRAPHIC EDUCATION AND A CONDITION FOR THE SUSTAINABLE SOCIAL DEVELOPMENT

Meria V. Belyaeva12> ®

1 NovosibirskStatePedagogical University, 28, VilyuyskayaSt., Novosibirsk, Russia, 630126

2Novosibirsk City Pedagogical Lyceum named after A. S. Pushkin, 100, Dobrolyubova St., Novosibirsk, Russia, 630017 ® mariadespar@ gmail. com

Received 01.11.2017. Accepted 30.11.2017.

Keywords: civil (Russian), globalization, global education, civic (Russian) identity, sustainable development, condition, educational indicators.

Abstract: In the article the author justifies the pedagogical significance of the formation of civil identity by means of school geographic education in the conditions of globalization. The subject of the article is the content of school geographic education; the purpose of the article is to reveal the content possibilities of Geography for the formation of Russian civic identity. The author applies theoretical research methods: analysis, synthesis, generalization, isolation of interrelations. The main scientific results are: identification of educational indicators of civic identity, as well as the identification of key content lines of school geographic education associated with the formation of civic identity in students. The given research results can be applied in lesson and after-hour planning activity at a secondary school. The article defines the role of Geography in the process of civil identity formation in students, as well as highlighting the most significant content lines based on approximate basic educational geography program related to the formation of civil identity (issues: geopolitics, globalization, natural and cultural heritage, ecology, features of economic development of Russia).

For citation: Beliaeva M. V. Grazhdanskaia identichnost' kak vektor razvitiia geograficheskogo obrazovaniia i uslovie ustoichivogo razvitiia obshchestva [Civic Identity as a Vector for the Development of Geographic Education and a Condition for the Sustainable Social Development], Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 4 (2017): 11-16. DOI:10.21603/2542-1840-2017-4-l 1-16.

References

1. Globalizatsiia [Globalization], Available at: http://politike.ru/termin/globalizacija.html (accessed 25.10.2017).

2. Nagirnaya A. V. Osobennosti razvitiia global'nogo informatsionnogo obshchestva [Features of Global Informational Society Development], Geografiia v shkole = Geography in school, no. 9 (2009): 8-13.

3. Maksakovskii V. P. Prepodavanie geografii v zarubezhnoi shkole [Teaching geography in a foreign school], Moscow: VPADOS, 2001, 368.

4. Nashe obshchee budushchee: doklad Mezhdunarodnoi komissii po okruzhaiushchei srede i razvitiiu (MKOSR) [Our Common Future: the report of the International Commission on Environment and Development (ICRD)]. Ed. Evteev S. A. and Perelet R. A. Moscow: Progress, 1989, 372.

5. Grigor'ev D. V. Formirovanie grazhdanskoi identichnosti sovremennogo shkol'nika [Formation of the civil identity of a modern student], Perspektiva grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniia v sisteme obrazovaniia: internet-konferentsiia

[Perspective of civil-patriotic education in the education system: an Internet conference]. Available at: http://proektpatriot2. jimdo.com/grazhdanskaia-identichnost'/ (accessed 25.10.2017).

6. Abrosimova K. A. Analiz sushchnosti poniatiia «grazhdanskaia identichnosti» [Analysis of the essence of the concept of «civil identity»]. Sborniki konferentsii NITs Sotsiosfera = Conference collections SIC, no. 5 (2014): 42-45. Available at: http:// sociosphera.com/files/conference/2014/k-01_27_14.pdf (accessed 25.10.2017).

7. Primernaia osnovnaia obrazovatel'naia programma osnovnogo obshchego obrazovaniia po geografii [Approximate basic educational program of basic general education in geography]. Approved by the decision of the federal educational and methodological association for general education. Protocol of April 8, 2015 No. 1/15.

8. Primernaia osnovnaia obrazovatel'naia programma srednego obshchego obrazovaniia [Approximate basic educational program of secondary general education]. Approved by the decision of the federal educational and methodological association for general education. Protocol of June 28, 2016 No. 2/16-3.

9. Fundamental'noe iadro soderzhaniia obshchego obrazovaniia [The fundamental core of the content of general education], Ed. Kozlov V. V., Kondakov A. M. 4th ed. Moscow: Prosveshchenie, 2011, 79.

10. Daniliuk A. Ia., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiia dukhovno-nravstvennogo razvitiia i vospitaniia lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and upbringing of the personality of a citizen of Russia]. Moscow: Prosveshchenie, 2009, 24.

11. Beliaeva M. V. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart shkol'nogo geograficheskogo obrazovaniia, grazhdanskaia identichnost' i obshchenatsional'nye tsennosti [Federal state educational standard of school geographical education, civil identity and national values], Natsional'nyeprioritetyRossii = Nationalpriorities ofRussia, no. 3 (2017): 79-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.