УДК 37.018.46 МАХОТИН Д.А.
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования, Московский городской педагогический университет E-mail: [email protected]
UDC 37.018.46 MAHOTIN D.A.
Ph.D., Docent, Associate Professor, Institute of Continuing Education, State Autonomous Educational Institution
"Moscow City University" E-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ И РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
METHODOLOGICAL INNOVATIONS AS A INSTRUMENT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS AND DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF SCIENCE AND TECHNOLOGY ORIENTATION
Сегодня происходит поиск новых подходов к повышению квалификации педагогов, построению путей их профессионального развития. В этой связи позиция проектировщика - методиста, разработчика инновационных образовательных продуктов, - может стать основой для построения новых траекторий (треков) в дополнительном профессиональном педагогическом образовании.
В статье автор раскрывает особенности использования методических инноваций как средство для разработки и реализации программ повышения квалификации педагогов естественнонаучной и технологической направленности.
Ключевые слова: методическая инновация, дополнительное профессиональное образование, образовательная программа, командная работа, подготовка методиста.
Today there is a search for new approaches to improving the skills of teachers, building ways of their professional development. In this regard, the position of the designer and methodologist can become the basis for building new trajectories (tracks) in improving the quality.
In the article, the author reveals the features of using methodological innovations as a means for developing and implementing professional development programs for teachers of science and technology orientation.
Keywords: methodological innovation, additional professional education, educational program, teamwork, training of a methodologist.
Повышение квалификации педагогов в современных условиях развития образования становится не только эффективным инструментом повышения качества образования, но и средством создания новых образовательных продуктов, которые могут сразу внедряться в образовательный процесс общего и дополнительного образования.
Актуальной задачей дополнительного образования становится совершенствование методических и экспертных компетенций педагогов, которые способны выступать разработчиками образовательных программ, образовательных ресурсов и оценочных средств для системы образования. Фактически это подготовка методистов, которые могут стать таковыми как по должности и выполнять соответствующие функции в образовательных организациях и региональных сетевых структурах, а могут выполнять функции методических разработок параллельно со своими основными педагогическими задачами. Востребованность в таких разработчиков показывает анализ образовательных материалов, которые сегодня представляются педагогами на таких цифровых платформах, как Московская электронная школа, Российская электронная школа, ЯКласс, Учи.ру и пр. [1].
Какие же идеи, опыт и методические компетенции педагогов могут стать не только представлением их педагогических результатов работы, но реальными методическими инновациями?
Не останавливаясь на анализе подходов к определению инновации в образовании, отметим, что любая инновация:
- это результат инновационной деятельности педагога, педагогического коллектива, образовательной организации, инновационной площадки (методической или образовательной сети организаций);
- это новшество, позволяющее повысить эффективность педагогической деятельности и/или изменить образовательные результаты;
- это создание инновационной образовательной сред, обеспечивающей условия для профессионального развития педагогов и новые образовательные возможности для обучающихся.
Методические инновации всегда связаны с внедрением в практику передового педагогического опыта и новых технологий. Сегодня одним из приоритетных направлений методических инноваций являются цифровые технологии, апробация и внедрение методических
© Махотин Д.А. © Mahotin D.A.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
приемов их использования в разных условиях образовательной деятельности, для решения широкого спектра педагогических задач.
Методические инновации - особый результат инновационной деятельности, инициация и апробация которых доступны любому педагогу, каждой образовательной организации. Для этого необходимо соблюдать ряд условий для создания необходимой творческой инновационной среды.
Анализ опыта деятельности инновационных площадок и публикаций по данной проблеме позволяет выделить три основных из них [3, 4]:
1) направленность на поиск и творческое применение технологий, методов и приемов в педагогической деятельности (креативность);
2) право педагога экспериментировать и выходить за рамки «стандартных» норм образовательного процесса - за рамки урока, «стены» школы, расширение и изменение логики учебного процесса (открытость);
3) возможность иметь доступ к новому российскому и зарубежному опыту, презентации и обсуждения своего педагогического опыта, обмену взглядами и дискуссиями, работы в творческих педагогических и инновационных командах (коллаборация).
Направления поиска для методических инноваций могут быть достаточно широкими: это и педагогический опыт и творчество самих педагогов; и зарубежный опыт применения тех или иных педагогических технологий и методик; и анализ педагогического опыта коллег ( проявляющих себя как «ярких» личностей, имеющих высокие образовательные результаты, победителей конкурсов профессионального мастерства и пр.); и опыт применения новых технологий, в первую очередь, цифровых технологий, электронных образовательных ресурсов, веб-сервисов и пр.; и технологии и формы взаимодействия, используемые в социальной и профессиональных практиках, которые могут быть адаптированы для решения педагогических задач и т.п.
Отдельным примером - треком в порождении и внедрении инноваций - является работа в творческих педагогических командах в процессе повышения квалификации. Подобная форма работы стала основной в ходе подготовки методистов по модульной программе профессиональной переподготовки «Методическая и экспертнаядеятельность в области дополнительного образования естественнонаучной итехнической направленностей» (252 часа), которая была разработана и реализована в 2019-2020 годах Московским городским педагогическим университетом (по проекту Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО).
Состав педагогических команд для организации эффективной работы формируется следующим образом [2]:
1) оптимальная численность команды 5-6 человек;
2) желательно исключить в составе команды педагогов из одной школы или группировать их по какому-либо признаку совместной деятельности (если
обучается педагогический коллектив одной образовательной организации);
3) команды должны включать учителей разных учебных предметов, педагогов дополнительного образования;
4) желательно наличие в каждой команде иметь лидера или педагога, методиста с большим и разнообразным опытом работы (преподавания разных предметов, наличие публикаций и методических разработок и пр.).
Педагогические команды в процессе решения поставленной задачи - создании методического продукта (в данном случае разработки дополнительной общераз-вивающей программы) - проходят через стадии поиска новых (востребованных) названий и видов деятельности, интересных и эффективных форм работы; обсуждение идей и предложений, как своих, так и других команд; создания прототипа программы и ее экспертизы (внешней - внешними экспертами разного профиля; и внутренней между командами - взаимооценки); проработки содержания и технологии его реализации; публичной защиты проработанного продукта.
В процессе такого повышения квалификации развиваются не только методические компетенции педагогов, но и активизируется инновационное начало педагогической деятельности, создаются предпосылки для создания, апробации и внедрения методических инноваций в образовательную практику.
Анализ учебной деятельности слушателей курсов повышения квалификации и их методических продуктов позволил обобщить те интересные и, во многом, инновационные идеи и подходы, которые предлагались и частично воплощались в проект программы дополнительного образования детей.
Позволим все методические идеи разбить на 4 группы в соответствии с трендами современного образования и обучения.
1. Методические инновации, направленные на повышение привлекательности образовательной программы для целевой аудитории (например, создание лендинговых страниц программы дополнительного образования; привлечение обучающихся к обсуждению названия и содержания программ).
2. Методические инновации, позволяющие реализовать идеи индивидуализации и персонализации в дополнительном образовании (индивидуальные треки в процессе реализации программы; выбор обучающимися индивидуальных и командных тем проектов; включение в программу вариативного модуля под образовательные запросы конкретного обучающегося; выбор форм итоговой аттестации обучающимися, включая внешнею оценку).
3. Методические инновации, направленные на использование современных цифровых технологий и форматов дистанционного, смешанного обучения (перенос части учебного материала в онлайн или видеоматериалы; включения в учебный процесс виртуального тьютора или помощника в выполнении практических работ (исследований, экспериментов, испытаний) на рассто-
янии; представление результатов своей работы на портал; создание траекторий освоения программы с помощью онлайн-инструментов, например, интеллект-карт и пр.).
4. Методические инновации, направленные на эффективную реализацию проектной и исследовательской деятельности обучающихся(модульное построение образовательной программы в логике реализации этапов проектной/исследовательской деятельности или реализации совокупности проектов/ исследований; разные формы включения в программу
наставников, внешних экспертов; сетевые механизмы организации проектной/исследовательской деятельности и пр.).
На основании выделенных групп методических инноваций можно выстраивать последовательность изучения отдельных тем (модулей) программ повышения квалификации или предложить индивидуальные треки их реализации в процессы выполнения индивидуальных (командных) проектов слушателями.
Библиографический список
1. Заславская О.Ю., Кац С.В., Махотин Д.А. Подходы к описанию модели проектирования сценариев уроков по технологии на портале «Московской электронной школы» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2019. № 4 (50). С. 64-72.
2. Демидова Е.А. Развитие цифровой грамотности педагогов в процессе формирования их методических компетенций // Интерактивное образование. 2020. №3-4. С. 23-26.
3. Махотин Д.А. Внедрение результатов инновационной деятельности в условиях дополнительного профессионального образования / В сборнике: Профессиональное развитие педагогических кадров в условиях обновления образования. Сборник материалов VIII Городской научно-практической конференции. Сер. "Библиотека журнала «Интерактивное образование»". 2017. С. 33-39.
4. Махотин Д.А. Обучение преподавателей вузов инновационным педагогическим технологиям в процессе реализации антикоррупционных образовательных программ // Право и современные государства. 2015. № 4. С. 42-46.
References
1. Zaslavskaya O.Y., Kats S.V, Mahotin D.A. Approaches to the description of the model for designing scenarios of technology lessons on the Moscow e-school portal. Vestnik of Moscow City University. Series «Informatics and Informatization of Education», 2019, no. 4,Pp. 64- 2.
2. DemidovaE.A. Development of digital literacy of teachers in the process of forming their methodological competencies. Interactive education, 2020, no. 3-4, Pp. 23-26.
3. Mahotin D.A. Implementation of the results of innovative activity in the conditions of additional professional education. Professional development of teaching staff in the context of educational renewal. Collection of materials of the VIII City scientific and practical conference. Moscow, 2017, Pp. 33-39 (in Russian).
4. Mahotin D.A. Training University teachers in innovative pedagogical technologies in the implementation of anti-corruption educational programs. Law and modern states, 2015, no. 4, Pp. 42-46.