Казанатов М.Г. Методические аспекты управления затратами в сфере жилищнокоммунальных услуг Дата: 27/11/2010 Номер: (24) УЭкС, 4/2010
Аннотация: Вопросы стоимости и качества жилищно-коммунальных услуг постоянно
вызывают остроту социального конфликта населения и общества вокруг повышения платежей за эти услуги и требуют создания в России уникальной системы социальной защиты населения по оплате услуг в данной сфере. В статье изложен авторский подход к решению проблемы снижения и эффективного управления затратами на жилищнокоммунальные услуги.
Ключевые слова: Жилищно-коммунальное хозяйство, услуги, себестоимость услуг,
затраты, тарифы, факторный анализ.
Abstract: Questions of cost and quality of housing-and-municipal services constantly cause a sharpness of the social conflict of the population and a society round increase of payments for these services and creation in Russia demand unique system of social protection of the population on fee in the given sphere. In article the author's approach to the decision of a problem of decrease and efficient control expenses for housing-and-municipal services is stated.
Keywords: Housing and communal services, services, the cost price of services, expenses, tariffs, the factorial analysis.
Казанатов Марат Гаджиевич, соискатель Кисловодский институт экономики и права
Выходные данные статьи: Казанатов М.Г. Методические аспекты управления затратами в сфере жилищно-коммунальных услуг // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 4 (24). - № гос. рег. статьи 0421000034/0121. -Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
Вопросы оценки функционирования жилищно-коммунального хозяйства России и основные положения реформирования данной сферы экономики, рассматриваемые в многочисленных публикациях и трудах российских и зарубежных ученых и специалистов, позволяют сказать, что реформа ЖКХ была и остается многоэлементным процессом, в котором должны гармонично сочетаться принятие и реализация экономически оправданных административных, технических, технологических, институциональных, финансовых социальных, политических и других решений и грамотно поставленная информационнопропагандистская кампания, которая обязана сделать население союзниками и главными участниками процессов преобразования в этой жизненно важной сфере национальной экономики.
Самыми значимыми элементами реформы являются решения, направленные на повышение надежности оказываемых услуг и снижение их удельного потребления. [1; 4]
В первую очередь, это:
• повышение теплотехнических характеристик ограждающих конструкций зданий (стен, окон, кровли и т.д.) при новом строительстве и реконструкции (капитальном ремонте) жилья): осуществляется в соответствии с установленными требованиями СНиП и «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
• модернизация генерирующего, электротехнического оборудования и сетевого хозяйства в ЖКХ, обеспечивающая рациональное использование энергоресурсов, а, следовательно, снижение затрат на производство услуг и повышение их качества и надежности;
• установка приборов учета и регулирования потребления энергоресурсов в жилых и общественных зданиях и помещениях: позволяющая собственникам и нанимателям жилья получать реальную картину потребляемой воды, тепла, газа и влиять на объемы их потребления, а, следовательно, и величину оплаты коммунальных услуг.
Снижение расходов на производство услуг ЖКХ - многофакторная задача, которая наряду с указанными элементами предусматривает осуществление последовательных действий органов ценового регулирования по формированию экономически обоснованных тарифов (ЭОТ) на услуги ЖКХ. Финансово-экономический и технологический аудит затрат, включаемых в структуру тарифа, призван контролировать увеличение ЭОТ в системе ЖКХ в соответствии с индексом-дефлятором потребительских цен.
Отрасль жилищно-коммунального хозяйства характеризуется, как уже указывалось, большим количеством предприятий, которые выполняют различные функции по содержанию и эксплуатации жилищного фонда.
Поэтому одной из основных задач управленческого и финансового учета в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, является учет основных средств, учет затрат на эксплуатацию, калькулирование себестоимости услуг ЖКХ, учет получаемых из бюджета средств целевого финансирования.
К основным средствам относятся: жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства, другое имущество, обеспечивающее обслуживание жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры.
Начисление амортизации по объектам жилищного фонда и внешнего благоустройства производят в конце года по нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов. При этом суммы амортизации по указанным объектам в затраты по эксплуатации ЖКХ не включаются. Такой же порядок учета амортизации по нежилым помещениям, приобретаемым предприятиями ЖКХ в зданиях, включая жилые здания.
По прочим объектам основных средств начисление амортизации производится в общеустановленном порядке с включением ее суммы в затраты по эксплуатации ЖКХ.
К расходам, на которые выделяется финансовая помощь, относятся: полное восстановление отдельных видов коммунальных объектов, строительство зданий или производственных объектов, приобретение отдельных видов и определенного количества топлива, электроэнергии или других материальных ресурсов в целях создания для предприятий аварийного или страхового запаса для обеспечения работоспособности всех коммунальных объектов, приобретение отдельных видов техники или другого движимого имущества, отдельные виды стимулирующих или поощрительных выплат работникам предприятия и др. Финансовая помощь предприятиям ЖКХ может быть выделена из бюджета не только на финансирование будущих расходов предприятий, но и на финансирование уже понесенных
расходов в предыдущие отчетные периоды, т.е. когда расходы уже были произведены, а бюджетное финансирование в виде финансовой помощи поступило в последующие отчетные периоды.
В настоящее время в условиях реформирования системы ЖКХ проводится реализация тарифной политики в данной сфере на основе существующей нормативно-законодательной базы по поэтапному переходу на полную оплату населением жилья и коммунальных услуг. Предельный уровень платежей населения устанавливается в зависимости от федеральных стандартов.
При этом многие граждане на сегодняшний день пользуются субсидиями и льготами, финансируемыми из бюджета. И эта разница в платежах должна компенсироваться предприятиям ЖКХ опять-таки из бюджета. Тем не менее, этого не происходит, и в итоге фактическое покрытие населением затрат на ЖКУ значительно ниже предельного уровня платежей населения. Все это приводит к низкой оплате труда работников ЖКХ, текучести кадров, низкому качеству услуг.
Введенный в настоящее время порядок ценообразования тарифов предусматривает: [2]
а) расчет тарифов и ставок на содержание и ремонт жилищного фонда, найм, капитальный ремонт жилищного фонда по нормативам потребления на 1 в. м. общеполезной площади; на содержание и обслуживание мусоропроводов, содержание и техобслуживание лифтов по нормативам потребления на 1 человека.
б) расчет себестоимости жилищных услуг с учетом:
• обеспеченных финансированием основных показателей качества и надежности производимых услуг, разработанных на основании минимальных стандартов качества (показатели качества и надежности являются неотъемлемой частью договоров подряда на обслуживание жилых домов);
• перечней работ и услуг, ходящих в себестоимость услуг (в соответствии с Налоговым кодексом РФ);
• данных бухгалтерской отчетности;
• нормативов материальных затрат, штатных расписаний, а также нормативов потребления услуг (в случае отсутствия нормативов или их несоответствия реальным условиям, применяются фактические затраты).
в) расчет экономически обоснованных тарифов (ЭОТ) на «Содержание и ремонт жилищного фонда», «Содержание и обслуживание мусоропроводов», «Содержание и техническое обслуживание лифтов».
При изменении статей затрат по сравнению с периодом, предшествующим регулируемому, по каждой статье дается обоснование увеличения (снижения) затрат на основании первичных бухгалтерских документов. В качестве периода регулирования принимается календарный год. Предприятия, оказывающие жилищные услуги, в обязательном порядке ведут раздельный учет по видам услуг по районам города и городу в целом. Это условие должно быть обязательным при выборе подрядчика на оказание услуг.
В современных условиях проблема роста тарифов в жилищно-коммунальной сфере остается наиболее острой. Именно вопросы стоимости и качества жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) вызывают остроту социального конфликта населения и общества вокруг повышения платежей за ЖКУ и требуют создания в России уникальной системы социальной защиты населения по оплате этих услуг.
Только лишь за январь-февраль 2008 года тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства выросли на 12,5%, за январь-ноябрь 2006 года тарифы повысились на 17,5 % (при этом инфляция составляла 8,2%). На сегодняшний день рост тарифов продолжается.
Действующая в настоящее время модель формирования себестоимости и ценообразования на услуги жилищно-коммунального хозяйства основывается на монопольных принципах. Существующая система ценообразования, основанная на ограничении рентабельности предприятий - поставщиков услуг, слабо заинтересовывает коммунальные предприятия в снижении затрат, не создает стимулов к повышению эффективности их деятельности, т.к. снижение затрат приводит к снижению цены на единицу услуги и абсолютной величины прибыли, в то время как рост затрат компенсируется ростом цены. Как следствие такой подход ведет к заинтересованности предприятия в росте, а не в снижении затрат. Подобная практика делает невозможным привлечение инвестиционных ресурсов в отрасль, так как использование нормативной себестоимости как базы для формирования цены приводит к несоответствию последней в структуре реальных финансовых потребностей предприятия. Для более наглядного представления и изучения данной проблемы, целесообразно исследовать составляющие структуры тарифа (рис.1).
Как видно из рисунка 1, преобладающую часть в тарифе на оплату жилья составляют содержание домохозяйства, капитальный и текущий ремонт, поэтому основные усилия по снижению затрат должны быть именно в этих направлениях, под понятием «содержание домохозяйства » мы рассматривает также затраты на водоснабжение, канализацию и расходы на электрическую энергию.
Рис 1. Структура тарифа на оплату жилья
С 1-го января 2007г. государство фактически ушло из ЖКХ. Проблема управления и обслуживания ЖКХ возложены на самих собственников жилья и муниципальные власти. В связи с этим значительная роль в данном процессе отводится управляющим организациям, формирующим договорные отношения при производстве работ по содержанию и ремонту жилья, контролирующим полноту и качество выполняемых подрядных работ и
содержание
домохозяйства;
60%
□ текупии ремонт
■ капитальный ремонт
□ содержание домохозяйства
□ прочие
ремонт; 15% текупий ремонт ;
10%
рассчитывающимся с подрядчиком только по реально и качественно выполненным работам, анализирующим структуру себестоимости работ не допуская завышения объемов и применения необоснованных коэффициентов, которые увеличивают сметную стоимость работ. [3]
Если собственник сам управляет услугами, например, через ТСЖ, то он заинтересован в снижении тарифов. Если управление ЖКХ осуществляется через управляющую компанию, то в этом случае мотивации на снижение тарифов нет ни у кого. Очевидно, что собственникам жилья и местным властям крайне сложно проверить расчет стоимости, тем более что во многих случаях для расчетов необходимо знать текущее техническое состояние (для ремонтов, зависящих от времени, от наработки и т.д.). В промышленности такая проблема давно решена. Как правило, современные производства представляют сложную и потенциально опасную систему для здоровья работников и окружающей среды. Безопасность работы обеспечивается регулярным обслуживанием оборудования. За обслуживанием оборудования, которого даже на среднем предприятии может быть свыше десяти тысяч единиц, следят не только сотрудники предприятия, но и сотрудники государственных технических надзорных органов.
В настоящее время, анализ фактической себестоимости выпускаемой продукции в ЖКХ, выявление резервов и определение экономического эффекта от ее снижения целесообразно осуществлять методом факторного анализа. Факторы - это технико-экономические условия, под влиянием которых изменяются издержки. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд.
Основными задачами факторного анализа являются:
• отбор факторов, которые определяют исследуемые результативные показатели;
• классификация и систематизация их с целью обеспечения возможностей системного подхода;
• определение формы зависимости между факторами и результативными показателями;
• моделирование взаимосвязи между результативными и факторными показателями;
• расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя;
• работа с факторной моделью, практическое ее использование для управления экономическими процессами.
Факторы снижения себестоимости - это причины, движущие силы, приводящие к уменьшению затрат, и условия, в которых они действуют. Одна и та же причина, например, мероприятие по снижению ресурсов, может приводить к различному экономическому эффекту в зависимости от того, в каких условиях и с какой распространенностью она действует. Условия влияют на действие и в этом случае становятся фактором снижения себестоимости продукции. О действии отдельных причин можно судить постольку, поскольку оно отображено в изменении отдельных показателей. Такие показатели называются факториальными, в отличие от показателей сводных, отражающих итоговое изменение результата под влиянием факторов, действующих в данных условиях.
На наш взгляд, использование одного лишь факторного анализа недостаточно для эффективного анализа себестоимости, по следующим причинам. В условиях универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности экономических явлений нельзя, как правило, придать каждой причинно-следственной связи свой показатель, учитывающий только ее действие. По факториальному показателю не всегда можно судить о том, вследствие изменения каких причин произошло изменение результата. Одна и та же причина может изменять разные факториальные показатели, и вместе с тем отдельные показатели могут отражать совокупный эффект группы причин и их взаимодействие. Границы детализации факториальных показате-
лей должны выбираться так, чтобы соответствовать по возможности группе определенных причин или зависеть от группы определенных исполнителей. Можно добиться в прогнозных расчетах без остаточного разложения сводного показателя по факториальным показателям в пределах установленной между ними связи. Однако не всегда можно вести безостаточное разложение результата с полным учетом действия разных причин, распределением их совокупного действия и устранением повторного счета. Задачу приходится ограничивать выявлением и оценкой наиболее важных направлений действия факторов, с тем, чтобы по возможности получить достаточную для практических целей картину изучаемого явления.
На практике также еще используется метод снижения себестоимости методом анализа по источникам образования расходов. Недостатком данного подхода является кратковременность и мало эффективность. Это объясняется тем, что основными принципами этого метода является выявление причин и их полное устранение. Причем, устранение всех связанных с ним других процессов. Как следствие появляется аналогичная причина вслед за ней и соответственно слово контроль теряет всякий смысл в данном случае. Для разных отраслей влияние различных источников на себестоимость продукции (работ, услуг) различно. Это зависит как от особенностей продукции (ее конструкции, материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости), так и от используемых производственных процессов (оборудования, нормы обслуживания, способов обеспечения функционирования производства), а также от того, какую политику проводит предприятие в области внепроизводственных расходов. Для определения резервов снижения себестоимости важно выяснить, какие издержки занимают в затратах наиболее весовые позиции. Исходя из этого, можно определить приоритетные направления, в которых надо осуществлять мероприятия по снижению себестоимости, для получения наибольшей отдачи.
Для снижения себестоимости услуг ЖКХ, мы предлагаем использовать комбинированную методику, которая включает в себя: метод факторного анализ и анализа снижения себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства по источникам их образования (рис.2).
Рис. 2. Метод комбинированного анализа себестоимости услуг ЖКХ
Суть метода исходит из принципа «чем больший комплекс факторов исследуется, тем более точным будет результат анализа». Вместе с тем, необходимо иметь ввиду, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих факторов, то выводы могут быть ошибочными.
Поэтому в экономическом анализе хозяйственной деятельности заимосвязанное исследование влияния факторов на величину себестоимости, достигается с помощью тесной взаимосвязи с источниками их образования. Как мы уже отмечали выше среди ЖКУ не наименьший удельный вес, составляет стоимость потребляемой электрической энергии.
В качестве примера нами проведен анализ затрат ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» как одного из главных поставщиков электроэнергии с использованием комбинированного метода, Для этого мы изучили структуру покупки и продажи электроэнергии (см. табл.1).
Таблица 1 - Структура покупки и продажи электроэнергии ОАО «Дагестанская
энергосбытовая компания»
Наименование Годы
2007г. 2008г.
А 1 2
Покупка всего, млн. .кВт.ч. 4541,9 4564
в т.ч. оптовый рынок 4516 4558
Электроэнергия по регулируемым договорам 4038 3746
Электроэнергия на рынке на сутки вперед 417,2 695,1
Электроэнергия на балансирующем рынке 59,5 116.4
Розничный рынок 26,4 6,1
Продажа всего, млн. кВт.ч. 306,6 177,6
в т.ч. оптовый рынок: 306,6 177,6
Электроэнергия на рынке на сутки вперед 216,5 71,9
Электроэнергия на балансирующем рынке 90,1 105,7
Как видно из таблицы 1 покупка и продажа на рынке на сутки вперед и на балансирующем рынке не равны. Эти отклонения можно назвать прямыми затратами, потому что цены на покупку и на продажу и на рынке на сутки вперед и на балансирующем рынке кардинально разные. Применение комбинированного метода экономического анализа выявило следующие виды возможных факторов, которые повлияли на этот результат: основной фактор - не высокий уровень квалификации работников занимающихся покупкой и продажей электроэнергии на этих рынках. В свою очередь этот фактор следует рассмотреть по источнику его образования, а точнее возможны несколько факторов повлиявших на этот результат:
• отсутствие аналитической работы работников при осуществлении прогнозов на потребление электроэнергии на этих рынках.
• низкая заработная плата является также одной из проблем (если, заработная плата низкая, заинтересованность работника на максимальный эффект отсутствует).
Не менее важным фактором на сегодняшний день является технический фактор. Слабая развитость технической инфраструктуры у предприятия (ОАО «ДЭСК»). По источнику образования технический фактор для данного предприятия может быть характеризован по следующим критериям:
• либо организация действительно имеет слабую техническую базу
• либо она просто пользуется услугами провайдеров предоставляющих услуги не высокого качества с целью с экономить.
К не основным факторам можно отнести природные явления (резкое изменение погоды в ту или другую сторону, что резко меняет потребление электрической энергии соответственно). По результатам анализа затрат ОАО «ДЭСК» комбинированным методом экономического анализа, мы пришли к следующим выводам: комбинированный анализ раскрывает не только затраты, она к тому же дает ответы на вопросы возникновения этих затрат по источникам их образования, а также варианты устранения этих проблем.
При применении комбинированного метода целесообразно выделить основные факторы, оказывающие решающее воздействие на результативный показатель - себестоимость услуг ЖКХ. Их можно разделить на внепроизводственные - снабженческо-сбытовые, факторы социального развития коллектива, природоохранной деятельности, производственные -затраты предметов труда, затраты средств труда, заработная плата с начислениями на нее, и прочие затраты. Основные факторы являются важной категорией, которые могут повлиять на себестоимость услуг жилищно-коммунального хозяйства. Более эффективное использование предметов труда предполагает анализ и проведение мероприятий по оптимизации потребления оборотных фондов и оборотных средств, именно на этой стадии анализа после выявления основных факторов, мы предлагаем использовать метод анализа по источникам их образования, это приведет к экономии следующих составляющих затрат: сырье; материалы;
топливо, - газо - и водоснабжение; электроэнергия для производственных нужд и другие.
В отраслях ЖКХ и строительства, где доля сырья и материалов в себестоимости продукции колеблется в пределах 60-92%, их экономия является главным направлением сокращения себестоимости, и важным фактором повышения эффективности производства. Основные факторы необходимо анализировать, с затратами по источнику их образования усилением контроля за использованием предметов труда и за качеством выполняемых работ и оказываемых услуг.
Не основными (второстепенными) факторами считаются те, которые не оказывают существенного воздействия на результаты хозяйственной деятельности в данных условиях. Здесь необходимо заметить, что один и тот же фактор, в зависимости от обстоятельств может быть и основным и второстепенным, например, частые нарушения трудовой дисциплины характерные для предприятий ЖКХ, их последствия, порой играют большую роль в увеличении материальных затрат. Труд является связующим звеном между предметами и средствами труда. Необходимые для изготовления продукции затраты труда определяются ее конструкцией, трудоемкостью ее изготовления, а также степенью автоматизации производственного процесса. Источники снижения себестоимости, связанные с трудом, следующие: заработная плата основных рабочих; отчисления на социальные нужды с зарплаты основных рабочих; заработная плата вспомогательных рабочих; отчисления на социальные нужды с зарплаты вспомогательных рабочих; заработная плата управленческого персонала; отчисления на социальные нужды с зарплаты управленческого персонала; средства материального стимулирования; премии, надбавки, отпускные и другие выплаты.
Источники, связанные с организацией производства, труда и управления - те затраты, которые, как правило, относятся на продукцию косвенным способом, поэтому зависят, в первую очередь, от принимаемых руководством управленческих решений. К этой группе расходов относятся следующие затраты: часть общепроизводственных расходов (расходы на подготовку и освоение производства, транспортные и т.п.); прочие производственные расходы (расходы на охрану труда, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы); часть внепроизводственных расходов (расходы на рекламу, представительские расходы, затраты на тару, упаковку, транспортировку продукции и др.).
Большое значение при исследовании экономических явлений и процессов и оценке результатов деятельности предприятий ЖКХ имеет классификация факторов, влияющих на величину затрат на внутренние и внешние, которые не зависят от деятельности данного предприятия. Основное внимание в ходе анализа необходимо уделять исследованию внутренних факторов, на которые предприятие может воздействовать. Вместе с тем во многих случаях, при развитых производственных связях и отношениях, на результаты работы каждого предприятия оказывает влияние деятельность других предприятий. Это, например, равномерность и своевременность поставок сырья и материалов, их качество, стоимость, конъюнктура рынка, инфляционные процессы и др.
Для правильной оценки деятельности предприятия факторы необходимо разделить на: объективные и субъективные. Объективные не зависят от желания людей, например, сложные погодные условия, стихийные бедствия. В отличие от объективных, субъективные факторы зависят от деятельности отдельных людей, предприятий, организаций и учреждений. Факторы могут также делиться на общие и специфичные. К общим относят факторы, которые действуют во всех отраслях экономики. Специфическими являются те, которые действуют в условиях данной отрасли или предприятия, например, постоянный объем реализации услуг ЖКХ. Такое разделение факторов при анализе позволяет полнее учесть особенности отдельных предприятий, отраслей производства и сделать более точную оценку их деятельности.
По сроку воздействия на результаты производства различают факторы постоянные и переменные. Постоянные факторы оказывают влияние на себестоимость услуг ЖКХ беспрерывно на протяжении всего времени. Воздействие же переменных факторов проявляется периодически, например, внедрение новой техники, технологии производства, сезонный характер услуг ЖКХ.
Большое значение для оценки деятельности предприятий ЖКХ имеет деление факторов на: интенсивные и экстенсивные. К экстенсивным относят факторы, которые связаны с количественным, а не качественным приростом, например, увеличение объема производства путем расширения спектра дополнительных услуг ЖКХ, увеличение количества рабочих и т.д. Интенсивные факторы характеризуют степень усиления, напряженности труда в процессе производства, например, повышение уровня производительности труда.
Для того чтобы измерить влияние каждого фактора на себестоимость услуг ЖКХ их необходимо разделить на: количественные и качественные. Количественными считаются факторы, которые выражают количественную определенность явлений (количество рабочих, оборудования, стоимость материалов, сырья). Качественные факторы определяют внутренние качества, признаки и особенностями изучаемых объектов (производительность труда, качество услуг и т.д.). Одни факторы оказывают непосредственное влияние на себестоимость услуг ЖКХ, другие косвенное. Вместе с тем имеется целый ряд факторов, влияние которых на результат деятельности предприятий не поддается непосредственному измерению.
Все перечисленные факторы нужно рассматривать в тесной взаимосвязи, как по источникам их возникновения, так и по структуре самих факторов влияющих на себестоимость услуг жилищно-коммунального хозяйства. Таким образом, появляется возможность снижения стоимости услуг, повышая при этом их качество.
Литература
1. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» от 27 сентября 2003 г., №170.
2. Бостанов К.А. Методические подходы к оценке и управлению ресурсным потенциалом и социально-экономической эффективностью жилищно-коммунального хозяйства 9на примере жилищно-коммунальной отрасли Ставропольского края): канд. дисс. -Кисловодск: КИЭП, 2007 г.
3. Лузерович Ю. Л. Оптимизация систем управления территориальными жилищнокоммунальными комплексами// Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции «Основные проблемы и механизмы реализации программы «Модернизация жилищно-коммунального комплекса”». -2006. (Ярославль, 1 - 2 ноября 2006 г.).
4. Экономика жилищно-коммунального хозяйства/под ред. д.э.н., проф. Симонова Ю.Ф.. -М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
№ гос. рег. статьи 0421000034/0121
Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный журнал
http://uecs.mcnip.ru
ЦКЬ этой статьи: http://uecs.mcmp.m/modules.php?name=News&file=artide&sid=235