методические аспекты совершенствования образовательной деятельности на основе информационных технологий
А.С. Чумаков,
аспирант кафедры менеджмента таможенного и страхового сервиса Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики
В статье рассматриваются методические аспекты совершенствования образовательной деятельности в вузе с использованием информационных технологий. Представлен опыт организации дистанционного обучения в Калининградском государственном техническом университете.
Ключевые слова: информационные технологии, дистанционное обучение, информационные ресурсы, Интернет-технологии, библиотечно-информационные технологии, Калининградский государственный технический университет
УДК 371.66:004.3(06)
В современных условиях в мире наблюдается прогресс в области коммуникационных и информационных технологий. Новые информационные технологии в образовании появляются на основе новой технической базы и технологии компьютерных телекоммуникаций.
Проведенные исследования выявили тенденцию активного перехода к высокоразвитому информационному обществу в передовых зарубежных странах. Аналогичный процесс наблюдается в Российской Федерации. В стране активно внедряется программа «Информатизация». Важное место в ее реализации при создании новых информационных ресурсов и технологий отводится образовательной системе страны.
Важное место в проводимой государством национальной политике занимает дистанционное обучение. Его миссия может быть сконцентрирована на достижении конкретных целей, направлена на удовлетворение потребностей отдельных социальных групп и регионов, сосредоточена на решении проблем какого-либо сектора или уровня образования и реализована на основе чётко детерминированной образовательной философии и идеологии. Миссия государственных учебных заведений представляет собой составную часть общенациональной политики, в то время как миссия частных учреждений и организаций обычно заключается в выполнении вспомогательных (по отношению к государственным) образовательных функций. При этом частные учреждения и организации обязаны ориентироваться на условия определённых рыночных сегментов (в частности, на состояние рынка труда) и реагировать на их изменения быстро и адекватно.
В условиях конкурентной среды профиль образовательных учреждений и обучающих систем определяет содержание учебных курсов и программ в соответствии с требованиями рынка. Многие системы дистанционного образования достигли сейчас такого уровня подготовки учащихся к сдаче экзаменов на получение аттестатов, дипломов и степеней, который не уступает уровню, обеспечиваемому традиционными учебными заведениями, а также отвечает всем установленным государством требованиям по содержанию, условиям и стоимости обучения.
От типа учебных программ и целей обучения зависят стратегия, тактика и техника преподавания. Кроме того они определяются образовательной философией и идеологией, которых придерживается данная система, а также от образовательных возможностей и технологического потенциала используемых средств и методов. Существует прямая зависимость между стратегией преподавания и экономическим и технологическим уровнями развития конкретной образовательной системы.
Любая система дистанционного обучения в качестве существенного компонента включает учебные ресурсы и
материалы, которые стимулируют процесс самообразования студентов и повышают эффективность всей системы. Разработку, оформление и производство учебных материалов осуществляют самостоятельно организации дистанционного обучения. В отдельных случаях эти организации прибегают к использованию заимствованных материалов, литературы и программного обеспечения, но почти всегда отдают предпочтение собственным учебным ресурсам, созданным с учётом их специфических потребностей и целей, и извлекают выгоду именно из них.
В процессе дистанционного обучения возникают коммуникационные каналы, которые связывают преподавателей и студентов — не менее важные, чем при любой другой форме образования. Его технологии позволяют участникам процесса обмениваться сообщениями и распространять информацию в любом варианте (текстовый, аудио- и видеоформат) множеству учащихся в синхронном или асинхронном режиме. По мере совершенствования этих технологий и устройств изменяется форма и повышается качество самих информационных сообщений.
Так, новые Интернет-ориентированные устройства и Web-технологии делают возможным, с одной стороны, огромное увеличение численности учащихся, пользующихся услугами дистанционного образования в реальном времени, а с другой — индивидуализацию процесса обучения, при которой каждый учащийся может лично контактировать с преподавателем в интерактивном режиме вне зависимости от своего местоположения. Благодаря такому технологическому потенциалу удается с помощью современных дистанционных систем достичь столь высокого качества обучения, какое не могло быть обеспечено никогда прежде. С увеличением пропускной способности коммуникационных линий и преодолением существующих сетевых ограничений будет продолжаться расширение доступа к образовательным услугам, базирующимся на единой технологической платформе.
Коммуникационные средства служат двум целям. Первая состоит в распространении информации и предназначенные для неё системы выполняют функции рассылки специально подготовленных учебных материалов и трансляции программ, лекций и т.п. в виде синхронизированных или телерадиосигналов. Вторая функция является важнейшим компонентом всех образовательных процессов, обеспечивая интерактивную связь между пользователями, которая является обязательной. В странах с широким доступом к Интернету при дистанционном обучении с помощью новых технологий формируются «виртуальные» учебные группы.
Имеется опыт внедрения новых технологий в образовании. Так, значительный контингент студентов заочной формы обучения в Калининградском государственном
техническом университете (КГТУ) особенно на экономическом факультете, трудности с расширением учебно-лабораторных площадей, многочисленные объективные причины, осложняющие прибытие студентов для участия в зачетноэкзаменационных сессиях, привели к необходимости внедрения новых технологий организации учебного процесса для студентов, которые позволили бы не только сохранить достигнутый уровень качества учебного процесса, но и значительно его повысить.
Такой формой организации образовательного процесса стали дистанционные образовательные технологии и прежде всего Интернет-технологии. В настоящее время информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать обучение слушателей более эффективным и качественным. В настоящей работе представлены методические аспекты формирования образовательных систем, основанных на использовании компьютерной техники.
Возрастает популярность Web-технологий, растет свободный доступ в Интернет посредством модемной связи, что значительно увеличивает число пользователей этой сети. Обучение через Интернет не нуждается в дорогостоящем оборудовании. Инструментарий включает персональный компьютер, Web-браузер, модем и телефонную связь. Системы обучения на основе Web-технологий являются асинхронными, не требующими одновременного присутствия студентов и преподавателя. Лекции, приготовленные заранее, пересылаются по сети. Обычно на языке HTML формируется Внешний интерфейс, который в дальнейшем усовершенствуется на Dynamic HTM, Javascript или Java.
Интерес к дистанционному Интернет-обучению постоянно растет. Основные причины этого следующие. Во-первых, для обучения необходима простая достоверная информация. Во-вторых, возможности Интернет в перспективе будут только возрастать. В третьих, дистанционное обучение рассматривается всеми сферами деятельности в качестве нового важного рынка образовательных услуг, который дает возможность повышения профессионального уровня специалистов. Подтверждением выше сказанному является то, что этот тип обучения широко востребован во всем мире, так как позволяет совместить работу и учебу. В Соединенных Штатах Америки, например, 50 млрд долл. в год затрачивают на повышение квалификации и 200 млрд долл. — на дополнительное образование.
На развитие дистанционного обучения влияет ряд факторов, основным из которых является доступ в Интернет с хорошим качеством связи. Большое количество пользователей Интернет (от 20 до 50 миллионов) одновременно используют chat, surf, электронную почту, что ухудшает качество связи. Это проявляется, в частности, в длительной загрузке и продолжительности времени ответа. В перспективе качественная связь по Интернету должна позволить работать с Web-сайтами с объемной графикой, аудиоинформацией и видеоматериалами.
Существенным компонентом любой системы дистанционного обучения являются учебные материалы и ресурсы. В КГТУ используются закупленные в высших учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга учебно-методические пособия, хорошо проработанные и оформленные учебные материалы, которые стимулируют процесс самообразования учащихся и повышают эффективность всей системы.
Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют участникам процесса обмениваться сообщениями и распространять информацию в текстовом, аудио- и видеоформате. Учебные материалы могут рассылаться по каналам связи множеству учащихся в синхронном или асинхронном режиме, а доступ к ним обеспечивается через компьютеры, аудио- и видеоустройства посредством
Интернета. По мере совершенствования этих технологий и устройств изменяется форма и повышается качество самих информационных сообщений.
Для использования дистанционных технологий в университете разработан специальный сайт cdo-kgtu.ru.
Для организации приема студентов на заочную форму обучения на базе дистанционных образовательных технологий была проведена большая работа по техническому, методическому, кадровому обеспечению этого направления деятельности, а именно: выделенные помещения оборудованы необходимой высокопроизводительной техникой, обеспечена техническая возможность реализации дистанционного обучения — закуплен сервер, проведен высокоскоростной Интернет, разработаны и утверждены необходимые учебные планы и учебные программы, осуществлен поиск и приобретены электронные учебно-методические пособия, проведено повышение квалификации руководящих работников и преподавателей в сфере дистанционного высшего профессионального образования, проведена рекламная кампания в средствах массовой информации по муниципальным образованиям Калининградской области и организационные собрания в средних и средних специальных учебных заведениях.
Для решения проблемы контроля обучения, оплаты, кадровой информации о студентах в университете внедрена Автоматизированная Система Управления «Студент», которая представляет собой единый комплекс, так называемый электронный деканат.
В основу АСУ «Студент» заложена возможность сетевой работы с данными. Оптимальной организацией структуры работ является наличие сервера. К серверу по сети, совместимой с Windows-95, 98, 2000, XP, NT подключен ряд компьютеров, которые находятся в разных кабинетах факультета. Это позволяет производить накопление и обмен данными между подразделениями без участия пользователей. Естественно АСУ «Студент» работает и на локальном компьютере. Также предусмотрена работа с удалёнными службами университета, не соединёнными компьютерной сетью.
За 7 лет работы Центра дистанционного образования по экономическим специальностям решены многие организационные проблемы, система постоянно развивается. Внедряются в учебный процесс технологии видео- и аудиоматериалов, адаптируется и применяется система работы с электронным каталогом «Библиотека 5.4» и «Эйдос 4.0», которые насчитывают более двух тысяч наименований учебников.
Система подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров и специалистов других организаций действует в России с конца 80-х годов. Накоплен также опыт использования этих технологий в библиотечно-информационных процессах, сетях и системах, в том числе для повышения квалификации работников электронных библиотек и их пользователей. Дальнейшее развитие системы заключается в ускорении формирования телекоммуникационных центров и сетей, новых библиотечно-информационных технологий с использованием дистанционного обучения.
Для этого крупные библиотеки России постоянно наращивают локальную вычислительную сеть, развивают новое поколение системы удаленного доступа к ресурсам библиотеки, используют и совершенствуют программное обеспечение CDS/ISIS, имеющее собственный пользовательский интерфейс.
Проведенные исследования показали, что в крупных библиотеках России на этом инструментальном средстве сегодня работает электронный каталог, система штрихового кодирования, система сводных каталогов, более 40 различ-
ных баз данных. Успешно функционирует интегрированная библиотечная система ИРБИС, теледоступ и WWW- сервер в Интернет.
Все это позволило автоматизировать библиотечную технологию с целью оперативного и эффективного обслуживания пользователей библиотеки. В результате сегодня в крупных электронных библиотеках открыт свободный доступ к информационному серверу каталогов России в Интернет.
Для эффективного функционирования системы ведется систематическая работа по повышению квалификации сотрудников библиотеки и пользователей — изучаются новые библиотечно-информационные технологии, проводится обучение работе в среде ППП CDS/ISIS, других программных средств, иерархических, реляционных и сетевых структур. Для электронных библиотек России на предстоящие годы основной задачей является развитие автоматизированных библиотечно-информационных технологий и профессиональная переподготовка кадров библиотеки и ее пользователей.
Проведенные исследования показали, что в мировой практике дистанционного обучения применяют следующие информационные технологии:
— семинары, дискуссии, проводимые через компьютерные телекоммуникации;
— двусторонние видеотелеконференции;
— односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;
— трансляция учебных программ по национальному и региональным телевизионным каналам и радиостанциям;
— предоставление учебников и другого печатного материала;
— пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям и видеопленок;
— использование кабельного телевидения и голосовой почты.
Изучение зарубежного опыта способствует принятию решений по разработке и внедрению автоматизированных систем подобного рода в нашей стране. Дистанционный метод обучения при условии высокого уровня технического и методического обеспечения позволяет дистанционно руководить работой обучающегося, сводя к минимуму транспортные и иные расходы.
Проведенные исследования показали, что и электронные библиотеки России могут быстро развить и реализовать на практике технологию дистанционного обучения пользователей. Для этого необходима техническая подготовка и
методическая оснащенность учебного процесса. В первую очередь необходимо разработать порядок организации и принципы отладки схемы дистанционного обучения. Основные проблемы ее создания и отладки заключаются в следующем.
1. В области организационной работы:
— прогнозирование заказа на реализацию дистанционного обучения для различных групп обучаемых с учетом уровня образования, направления подготовки специалистов, повышения их квалификации и профессиональной переподготовки;
— проведение маркетингового исследования рынка образовательных и информационно-библиотечных услуг;
— определение системы дистанционного обучения;
— формирование и подготовка студенческих групп, профессорско-преподавательского состава и обслуживающего персонала;
— формирование системы оплаты за обучение.
2. В области учебно-методической работы:
— разработка организационно-технологических принципов дистанционного обучения;
— формирование учебных планов, соответствующих образовательным стандартам и удовлетворяющих принципам дистанционного обучения, а также разработка программ отдельных дисциплин;
— определение методики подготовки учебно-методических материалов и демонстрационных приемов;
— разработка графиков обучения и проведения контрольных мероприятий;
— подготовка методического обеспечения.
3. В области технических и программных средств:
— определение состава аппаратных средств;
— адаптация программного обеспечения к задачам дистанционного обучения;
— определение состава специальных периферийных устройств;
— организация съемки и записи видео- и аудиоматериалов;
— преобразование их в необходимые форматы и стандарты с подключением к учебным пособиям.
Таким образом, для развития дистанционного обучения в первую очередь необходимо развивать и совершенствовать содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг. Это задача может быть оперативно решена при объединении творческих усилий российских и зарубежных коллективов, академических, образовательных, информационно-библиотечных структур.
Литература
1. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» // Дистанц. Образование. — 1997. — №4.
2. Бершадский A.M., Кревский И.Г. Дистанционное образование на базе новых информационных технологий: Учеб. пособие / Пенз. гос. техн. ун-т. — Пенза: ПГТУ, 1997.
3. Горячев В.П., Эпова Е.В. Некоторые пути обеспечения единства образовательного пространства. — М., 2001.
4. Густырь А.В. Проблемы нормативного обеспечения и выбора базовой модели дистанционного образования // Дистанционное образование в России. Постановка проблемы и опыт организации / Сост. В.И. Овсянников. — М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001.
5. Тихомиров В.П. Основные принципы построения Системы дистанционного образования России // Дистанционное образование. — М.,1998. — №1.
6. Информационные технологии в образовании, управлении и промышленности. Ч. 1.: Тез. докл. международ. науч.-практ. конф. (25-29 сент. 1996 г., г. Комсомольск-на-Амуре). — Комсомольск-на-Амуре: Гос. техн. ун-т, 1996.
7. Шрайберг Я.Л. Проект создания сети российских информационно-библиотечных и аналитических центров за рубежом — новый этап в развитии международного профессионального сотрудничества в библиотечно-информационной сфере / Науч. и техн. б-ки, 2004.