УДК 372
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТА В ОБЛАСТИ ИЗУЧЕНИЯ
И ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
И.Ю. Низовая
Статья посвящена новым подходам использования образовательных ресурсов Интернета. Особое внимание уделяется разработке критериев ресурса
Ключевые слова: Интернет, ресурс, информационные технологии
Интернет в современном мире считается одним из основных источников образовательной информации, выполняет важнейшие функции канала письменной коммуникации. С точки зрения преподавания языка интернет может рассматриваться и как средство обучения (интерактивные задания на учебных сайтах, электронный учебник, дистанционное обучение), как источник учебных материалов (видеозапись, тексты для чтения), как возможность создания новых учебных материалов авторские программы-оболочки), как механизм организации межкультурной коммуникации.
Многие специалисты считают, что общая теоретическая база компьютерного обучения русскому языку так и не сформировалась, ее части рассредоточены по большому числу научных статей, диссертаций, и монограмм, посвященных рассмотрению вопросов компьютеризации русского языка как иностранного (РКИ) и проблемам электронных учебников по русскому языку.
Отличительной особенностью ресурсов интернета служит удаленный доступ к образовательным технологиям и источникам информации, реализация проектов дистанционного обучения, возможность общения специалистов разных предметных областей. Востребованы сайты с образовательной тематикой, которые занимают четверное место среди ресурсов интернета. Специалисты отмечают, что в последнее время создаются общегосударственные образовательные порталы, объединенные в сеть (см., например, федеральный портал «Российское образование» www.edu.ru), констатирующие об образовании в России, единой информационно-образовательной среды. Перечисляются: а) электронные библиотеки, б) электронные учебники, в) дистанционные курсы, г) базы данных текстов, аудиовизуальных материалов. В электронной библиотеке могут содержаться, например, аннотированные каталоги и ссылки. Информационная электронная библиотека рассматривается как определенный аналог реальной библиотеки, но кроме хранения и выдачи книг выполняет и несколько информационных функций. В последнее время наблюдается в Рунете функционирование электронных библиотек с представленными учебными пособиями, лекциями
Низовая ИринаЮрьевна - МИКТ, канд. пед. наук, доцент, e-mail: [email protected]
по разным тематикам, программами (см., например, портал, в котором содержится информация об электронных библиотеках www.lib.ru, отдельных электронных библиотеках www.feb.ru,
www.infolio.ru и др.).
Многообразные функции Интернет-ресурсов: вещательные (средства массовой информации, электронные учебники и библиотеки учебные пособия и справочники), поисковые (каталоги и поисковые системы) и коммуникационные (блоги, конференции, социальные сервисы и форумы) применяются для осуществления целей в образовательном процессе.
В настоящее время функционирование русского языка в Интернете отмечают многие исследователи. В научных трудах за последнее время появились монографии и статьи, в которых говорится об особенностях русскоязычного Интернета, затронуты новые речевые жанры, появившиеся на русском языке в Интернете, а также методика, в которой рассматривается использование Интернета для преподавания русского языка как иностранного (см. работы Дедовой О.В., Трофимовой Г.А., Богомолова А.Н., Бовтенко М.А., Дмитриевой И.И., Титовой С.В., Крюковой О.П., Полат Е.С. и др.). Но, как отмечают специалисты, данные исследования не позволяют объективно представить реальное функционирование русского языка в Интернете. Необходимость проведения в этой связи четкого анализа, в котором выявляются особенности функционирования текста, зависящего от задач общения, а так же функции и способы создания текстового содержания. Использование образовательных ресурсов Интернета дает совершенно новые возможности для изучения русского языка иностранными гражданами: осуществляется постоянный, а не лимитированный доступ к различным источникам информации, предоставленный интерактивным взаимодействиям с преподавателями и носителями языка, имеется возможность, позволяющая создать специальную языковую среду.
Сегодняшний Интернет представляет большое количество текстов, которые объединяют между собой различного рода связи -гипертекстовые ссылки, темы, ключевые слова, расположение в сети и др. Хочется отметить основные особенности веб-технологий, которые помогают определять, как функционирует текст в сети Интернет:
1. интерактивность, диалоговость, которая заложена в самой структуре WWW;
2. индивидуальный подход, ориентированный на потребителя, учитывающий потребности, а также интересы разных групп пользователей;
3. мгновенная передача информации;
4. измеримость, которая представляет некий инструментарий, который контролирует количество посещений, востребованность образовательных ресурсов;
5. взаимосвязанность, которая построена на гипертекстовой технологии, позволяющей соединить любой текст с другими текстами и др.
Подача информации в Интернете постоянно изменяется, ежедневно дополняются старые ресурсы, образуются новые.
Особенности, имеющиеся в информационном ресурсе: передаваемость, трансляционность, доступность, актуальность, безграничность, органичность, эффективность, выборочность и др.
С умением использовать образовательные ресурсы Интернета мы сможем расширить виды учебной деятельности. Например, при сопоставлении тем образовательных ресурсов огромное значение имеет представление пользователя об особенностях структурирования и описания материала, а также умение описывать и устанавливать основные категории пользователей этих ресурсов. Одним из подходов к структурированию множества образовательных ресурсов можно считать ориентацию на пользователей (студентов или преподавателей). Электронная информация для преподавателя и студента будет различна. Следующий подход -разделение образовательных электронных изданий и ресурсов на справочные (включающие информацию на различные темы), учебные и общекультурного характера. Общая информационная поддержка процессов обучения предоставляется справочными источниками информации. Учебные электронные пособия помогают обеспечить учебный процесс, представляющийся систематизированным
материалом в учебной дисциплине. Издания и ресурсы общекультурного характера помогают формировать и расширять культурную среду при помощи виртуальных экскурсий, путешествий по странам, изданий, посвященных искусству, кино балету.и др. Классификацию ресурсов основывают на тематическом принципе, например, существующие в Интернете политические, исторические, а также экономические ресурсы. В учебных целях при отборе текста используется немалое количество различных классификационных признаков (тем, жанров, типов ресурса, типов технологий - текстов, видео или аудиоматериалов и др.).
В образовательной сфере широко применяется множество следующих
информационных технологий: электронных учебников, интерактивных обучающих ресурсов (тренажеров), виртуальных сред (виртуальных
лабораторий, виртуальных сред проектирования и др.), компьютерных демонстраций, универсальных обучающих сред, электронных баз данных, справочно-информационных источников (он-лайн переводчиков, словарей), электронных библиотек, электронных периодических изданий, баз данных и архивов, электронных коллекций (коллекций звуко, фото, видеофайлов).
Главное функциональное предназначение образовательных ресурсов Интернета служит основой сетевого взаимодействия между пользователями сети Интернет и учебным заведением, базой данных и др. Такая функция применяется в тестировании on-line и дистанционном обучении. Данные функции представляют специальные сервисы, которые обеспечивают интерактивное взаимодействие с пользователем.
Учебные организации на своих сайтах размещают различные образовательные ресурсы. Базы данных, справочники, расписания, электронные библиотеки и лекции по праву могут считаться самыми распространенными ресурсами на сайтах институтов. Гораздо реже мы встречаем методические пособия, программы курсов и учебные материалы.
Хочется обратить внимание на то, что ряд сложностей существует в классификации баз данных:
1. из-за бессистемного расположения образовательных ресурсов в Интернете их поиск и описание представляют определенные проблемы;
2. ресурсы, резко отличающиеся друг от друга, значимостью, полнотой, глубиной описания и уровнем представления информации и организации доступа к ней;
3. большой разброс в способах предоставления информации;
4. отсутствующее единообразие с точки зрения различных жанров и видов текстов в указанных ресурсах.
Ресурсы Интернет имеют большое значение при обучении иностранному (русскому) языку, т.к. без них становится невозможным реальное общение на обучаемом языке, предоставление доступа к аутентичным материалам и огромному количеству учебных ресурсов в текстовом, аудио- и видеоформатах. Такая возможность позволяет создать в технологичной обучающей языковой среде все условия для формирования совокупности иноязычных компетенций.
Выделяются несколько направлений для использования образовательных ресурсов сети Интернет для преподавания русского языка как иностранного:
- предоставление участникам
образовательного процесса при использовании режима реального времени актуальной информации о новостях в России и за рубежом, о сегодняшней экономике, искусстве;
- доступность информационных серверов российских образовательных учреждений и библиотек;
- предоставление студентам аутентичных текстов (газетных, художественных, деловых) в электронных записях для организации углубленного учебного процесса;
- организация взаимодействия для различных групп, которые изучают язык, проведение общих проектов, олимпиад, конкурсов, организация телеконференций;
- проведение лекций-путешествий на основе российского сегмента Интернета (например, экскурсия по Москве, путешествие по Золотому кольцу России и др.);
- перспектива развития новых возможностей в дистанционном обучении языкам.
По мнению исследователей, в сети Интернет легко создается подлинная языковая среда, ставятся и решаются задачи, связанные с формированием потребности в изучении иностранного языка при помощи интенсивного общения с его носителями, организовывается работа с аутентичной
литературой различных жанрах, обеспечивается аудирование аутентичных текстов.
В научно-методической литературе отмечается значительный интерес к использованию компьютерных технологий обучению языкам, рассматриваются различные типы электронных образовательных ресурсов и средств. Все это позволяет уже практически решать проблемы создания специального электронного
образовательного пространства.
Для оценки применения образовательных ресурсов необходимо учитывать ряд технических параметров:
1. оценка интерактивности (использование клавиатуры и мыши, интерактивные анимации, удобство интерфейса, реагирование на ошибки, комфортная навигация, присутствие системы поиска;
2. оценка мультимедиа компонентов и мультимедийности в целом (особенности текста, изображений, видеофрагментов и анимации, особенности звукового ряда, гармоничность цветовых и звуковых решений, сбалансированность различных компонентов и др.);
3. оценка возможностей моделирования реальной среды, особенностей общения носителей языка);
4. коммуникативность (техническая поддержка, методическая поддержка ресурса, особенности дистанционного взаимодействия с преподавателем и другими пользователями, возможности подключения дополнительных ресурсов Интернета).
Таким образом, оценка эффективности и применения образовательных ресурсов для использования в учебном процессе определяется несколькими основными параметрами и представляет собой достаточно сложную процедуру.
В последних исследованиях описываются различные проблемы, мешающие эффективному использованию образовательных ресурсов в учебном процессе. Препятствиями являются, в первую очередь, технологические отсутствие компьютеров, недостаточное программное обеспечение, недостаточная компетенция сотрудников компьютерных центров, оказывающих поддержку преподавателям .
Подводя итоги вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что образовательные ресурсы имеют огромные учебные возможности и могут применяться в преподавании русского языка иностранным студентам.
Литература
1. Богомолов, А.Н. Виртуальная среда обучения русскому языку как иностранному. Лингвокультурологический аспект [Текст] / Богомолов А.Н. - М.: Макс Пресс, 2008. - 320 с.
2. Дунаева, Л.А. Средства информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранных учащихся гуманитарных специальностей научному общению [Текст] / Дунаева Л.А. - М.: МАКС Пресс, 2006. - 149 с.
Международный институт компьютерных технологий, г. Воронеж
USING EDUCATIONAL INTERNET RESOURCES FOR THE STUDY AND TEACHING RUSSIAN LANGUAGE
I.Yu. Nizovay
The article is devotedto the new approaches of usingeducationalresourcesof the Internet.Particularattention is paid tothe development of the resource criteria
Key words: internet, resource, information technology