Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФАСИЛИТАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФАСИЛИТАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАСИЛИТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРИЕМЫ / ТЕХНИКИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВОЗМОЖНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСОЗНАННОСТЬ / САМООБУЧАЮЩЕЕСЯ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельева Н.Н., Орлова А.В., Степанова Ю.Ф.

Целью данной статьи является выявление особенностей реализации фасилитативного обучения в вузе, направленного на преодоление традиционного распределения за обучающимися исполнительской функции в образовательном процессе, для самостоятельного и осмысленного обучения студентов в вузе. В статье дается анализ отечественного и зарубежного опыта фасилитативного обучения. Представлены психолого-педагогические требования, предъявляемые к преподавателю-фасилитатору в отечественной педагогике: личностные качества, владение техниками и приемами, методами фасилитации, владение фасилитативными технологиями. На основе анализа зарубежной научно-методической литературы выявлена современная концепция фасилитации обучения, заключающаяся в соотношении ответственности студента за своё обучение и эффективности как обучения, так и, в целом, образования. Выделены методические аспекты фасилитации обучения, которые позволяют отойти от традиционной формы организации учебного процесса: отказ преподавателя от стереотипов педагогического мышления, совершенствование навыков задавать вопросы и слушания, постоянная коррекция структуры курса, предоставление возможности студентам самостоятельно отбирать учебный материал, подводить итоги занятия, создавать собственные тесты, вопросы к экзамену, учебные пособия по содержанию изучаемого курса; учиться друг у друга: задавать вопросы и объяснять изучаемый материал на практическом занятии; учиться эффективному функционированию групп, проявлять индивидуальный стиль обучения и т.д. Выявлены преимущества и недостатки фасилитативного обучения как для преподавателей так и для студентов. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями на практических занятиях и на занятиях по контролю самостоятельной работы в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савельева Н.Н., Орлова А.В., Степанова Ю.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF FACILITATIVE LEARNING AT THE UNIVERSITY

The purpose of this article is to identify the methodological aspects of implementation of facilitative training in the university, aimed at creating conditions for overcoming the traditional distribution of performing functions for students in the educational process, for their independent and meaningful training. The article analyses both domestic and foreign experiences of facilitative training. The psycho-pedagogical requirements for a facilitator (personal qualities; mastering techniques, methods of facilitation and facilitative technologies) are determined. Based on the analysis of foreign scientific and methodological literature, the modern concept of training facilitation is revealed: the more responsibility for his own training a student assumes, the more effective will be development of his self-learning thinking that will allow him to adapt to changes in the labor market. The methodological aspects of training facilitation, which allow to depart from traditional forms of educational process, have been allocated. The teacher’s rejection of stereotypes in pedagogical thinking, improving skills of asking questions, listening skills, constant correction of the course structure; providing an opportunity for students to select independently educational material, to summarize the lesson, to create their own tests, questions for exams, textbooks on content of the course being studied, to learn from each other, to ask questions and explain the material being studied at practical lessons; to learn the effective functioning in groups, to show individual learning styles, etc. have been proposed. The advantages and disadvantages of facilitative training both for teachers and students are revealed. The results of the study can be used by teachers during practical lessons as well as in control of self-independent work of students.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФАСИЛИТАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

УДК 811.111(075.8), ББК 81.411.2я73 © Н. Н. Савельева, А. В. Орлова, Ю. Ф. Степанова Б01: 10.24412/2225-8264-2022-2-35-40

Н. Н. Савельева, А. В. Орлова, Ю. Ф. Степанова

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФАСИЛИТАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Целью данной статьи является выявление особенностей реализации фасилитативного обучения в вузе, направленного на преодоление традиционного распределения за обучающимися исполнительской функции в образовательном процессе, для самостоятельного и осмысленного обучения студентов в вузе. В статье дается анализ отечественного и зарубежного опыта фасилитативного обучения. Представлены психолого-педагогические требования, предъявляемые к преподавателю-фасилитатору в отечественной педагогике: личностные качества, владение техниками и приемами, методами фасилитации, владение фасилитативными технологиями. На основе анализа зарубежной научно-методической литературы выявлена современная концепция фасилитации обучения, заключающаяся в соотношении ответственности студента за своё обучение и эффективности как обучения, так и, в целом, образования. Выделены методические аспекты фасилитации обучения, которые позволяют отойти от традиционной формы организации учебного процесса: отказ преподавателя от стереотипов педагогического мышления, совершенствование навыков задавать вопросы и слушания, постоянная коррекция структуры курса, предоставление возможности студентам самостоятельно отбирать учебный материал, подводить итоги занятия, создавать собственные тесты, вопросы к экзамену, учебные пособия по содержанию изучаемого курса; учиться друг у друга: задавать вопросы и объяснять изучаемый материал на практическом занятии; учиться эффективному функционированию групп, проявлять индивидуальный стиль обучения и т.д. Выявлены преимущества и недостатки фасилитативного обучения как для преподавателей так и для студентов. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями на практических занятиях и на занятиях по контролю самостоятельной работы в вузе.

Ключевые слова: фасилитация, личностные качества, приемы, техники, взаимодействие, возможность, активность, самостоятельность, осознанность, самообучающееся мышление.

Обращение к фасилитативному обучению (facilitating learning) обусловлено интеграцией российского образования в мировое образовательное пространство; поиском инновационных технологий, способных преодолеть традиционное распределение за обучающимися исполнительской функции в обучении, оказать поддержку и активизацию студентов, сделать их активными субъектами учебного процесса; переоценкой основных функций и способов взаимодействия преподавателя и студентов, разработкой и внедрением эффективных моделей педагогического взаимодействия, основанного на педагогической фасилитации.

Анализ феномена фасилитации (сущность фасилитации, функции фасилитатора в образовательном процессе, фасилитативное общение, условия фасилитативного взаимодействия, технология фасилитации и др.) в отечественной психолого-педагогической литературе показал, что фасилита-ция считается важным компонентом образовательного процесса, способствует его эффективности и заинтересованности в процессе обучения самих учащихся [1, с.310; 2, с. 119; 3, с.46]. Считается, что

основной эффект фасилитации заключается в создании безопасности и комфорта, доверия и открытости, обеспечении осмысленного учения, стимулировании желания учиться, формировании субъектной позиции в обучении, через привлечение к целепола-ганию, самопознанию, контролю и рефлексии собственной учебной деятельности. Педагогическая фасилитация в отечественной педагогике рассматривается традиционно как качественная характеристика педагога и реализуется за счет особого стиля общения и личности педагога. Здесь необходимо отметить, преподаватель как фасилитатор — концепция, появившаяся сравнительно недавно, но необходимость в ней назрела уже давно. Рассмотрим психолого-педагогические требования, предъявляемые к педагогу-фасилитатору:

• обладает определенными качествами: ат-трактивность, ассертивность, толерантность, эмпа-тия, конгруэнтность; стиль общения построен по правилам фасилитации, учитывает психологические и личностные характеристики обучаемых;

• владеет техниками и приемами, методами фасилитации, например, «Драматизация», «Вживание», «В это же время в следующем году», «Аква-

риум», «Займи позицию», «Ключевые слова», «Контрольные вопросы», «Корзина идей», «Мировое кафе», «Ментальные карты», «Пять пальцев», «Снятие ярлыков», «Рефлексивный экран», «Мозговой штурм» и др. [1, с. 315];

• является субъектом дидактического коммуникативного воздействия, в совокупности речевых действий, разнообразных по функциям и содержанию, обеспечивает условия для осмысленного учения и принятия обучающего как самоценности. Функция фасилитации в речевом воздействии выражает модальность, направленность педагога на сотрудничество, помощь, является условием, средством, формой и, наконец, результатом оптимального взаимодействия педагога и обучающегося [3, с.47]. Речевое воздействие может быть отнесено к методам фасилитации;

• владеет фасилитативными технологиями.

Расширение психо лого-педагогических требований отражает лишь технологизацию деятельности преподавателя. Механизмы педагогической фа-силитации не рассматриваются, к реализации фаси-литативного обучения на практике преподаватели изначально не готовы. Так И.Я. Пундик считает, что фасилитативными возможностями обладают технологии, способные обеспечить взаимодействие всех участников педагогического процесса на всех его этапах; создать благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного учения; активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы учащихся; их групповую учебную работу, поддерживать проявления в ней кооперативных тенденций, предоставляющих учащимся разнообразный учебный материал; повышать самостоятельность и ответственность учащихся; развивать их индивидуальность и творческие проявления [2, с. 119]. Технологии, которые строятся на опережающей, проблемной, деятельностной, диалоговой, личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе также обладают фасилитативными возможностями. Технологии, которые направлены на поддержку и активизацию студентов, создание интерактивного образовательного пространства, формирующие обобщенные понятия о механизмах употребления усвоенных способов деятельности в различных ситуациях, согласно Н.В. Бордовской, являются фасилитативными [4, с.210].

Обращение к зарубежному опыту связано с необходимостью зафиксировать позитивный опыт, осмыслить и освоить новые подходы к фасилитации обучения на принципах объективности и дополнительности. Анализ зарубежной научно -

методической литературы показывает, что современная концепция фасилитативного обучения исходит из предпосылки: чем больше ответственности за свое обучение студент берет на себя, тем эффективнее будет его обучение и, в целом, образование; развитие самообучающегося мышления будущих специалистов позволит им быстрее адаптироваться к изменениям на рынке труда (по мере появления новых специальностей). [5, 6]

На основе анализа зарубежной научно-методической литературы можно выделить следующие методические рекомендации по организация учебного процесса при реализации фасилитативного обучения.

1.Изменение структуры курса. Узнайте, как структурировать курс, чтобы облегчить как линейное, так и нелинейное обучение. Работайте над балансом между предоставлением и самостоятельным получением информации. Думайте о курсе как о непрерывно незавершенной работе, в которую вы постоянно вносите коррективы в соответствии с новыми знаниями о том, как студенты учатся и прогрессируют. Создавайте курсовые работы, которые вовлекают студентов в процесс обучения.

2. Постановка перед студентами большего числа учебных заданий для выполнения. Задания включают в себя выбор и систематизацию содержания, приведение примеров, составление вопросов, решение проблем, обобщение, создание графиков и т.д. Преподаватели обычно выполняют большинство этих заданий сами и поэтому считают себя подготовившимися к занятию. Студенты также выполняют подобные задания самостоятельно или работая в группах. Например, вместо того чтобы полагаться на преподавателя в предоставлении примеров, объясняющих содержание курса, студенты работают в группах, вспоминают и приводят примеры из собственной жизни. Вопросы для предстоящих тестов, экзаменационные задания составляются студентами. Итоги занятия подводятся не преподавателем, а студентами, причем необходимо сделать три важных вывода и объяснить, почему они наиболее важны.

3. Объяснение. Традиционно преподаватели объясняют студентам, что нужно изучать, когда изучать, как изучать и как будут проверены знания студентов. Преподаватели также рассказывают студентам, что входит в учебную программу, что является наиболее важным и как связано с их будущей профессиональной деятельностью. Необходимо меньше времени отводить на объяснения, чтобы обучающиеся могли самостоятельно осуществлять поиск информации. Сокращается количество объяс-

нений и предоставляется возможность для студенческих «открытий». Студенты постоянно открывают для себя новую музыку, новые идеи, новое искусство, новую поп-культуру и т.д. Почему бы не применить это и к академическим занятиям? Приведем несколько альтернативных идей объяснению:

- Вместо подробного рассказа студентам, что содержится в учебной программе, страница за страницей, следует предоставить им возможность поучаствовать в самостоятельном отборе учебного материала.

- Вместо сообщения студентам готовых ответов на их вопросы можно дать группе возможность генерировать собственные варианты ответов.

- Вместо предоставления студентам учебных пособий нужно сделать возможным для них разработку собственных тестовых вопросов и создание собственных учебных пособий.

- Вместо рассказа о проблеме и возможных путях ее решения необходимо объяснить, как вы нашли информацию о проблеме с точки зрения вашей дисциплины, а затем систематизировать, сравнить и сопоставить ее с уже имеющейся у вас информацией. При первом подходе к «объяснению» студенты могут уйти с потенциальным решением проблемы, но после второго они уйдут со знанием стратегий решения будущих проблем. Подготовка курса заключается в облегчении доступа к содержанию курса и разработке заданий и учебных мероприятий, что поможет обучающимся взять на себя ответственность за свое обучение.

4. Оценивание. Использование оценок как механизма обратной связи. Преподаватель используют оценивание (т.е. текущие и итоговые оценки), чтобы предоставить студентам информацию об их обучении. Например, если студенты не могут применить предыдущие навыки к новому виду обучения, преподаватель может помочь, попросив их создать концептуальные карты, визуализирующие предыдущее обучение по отношению к новому. Кроме того, оценки становится данными, корректирующими учебный план. Например, если большинство студентов не могут справиться с какими-то заданиями на основе выданной теории, преподавателю следует пересмотреть концепцию подачи материала и внести необходимые коррективы.

5. Межпредметные связи. Дайте контекст для каждого занятия и покажите, как он соотносится с другой информацией, которую ваши студенты могут изучать или осуществлять на практике. Свяжите материал с другими дисциплинами, классами, предметами, текущими событиями или примерами из

реальной жизни. Расскажите студентам, почему данный материал важен для жизни и почему он должен иметь для них значение.

6. Поощрение индивидуального стиля обучения. Не все студенты одинаково воспринимают учебный материал, поэтому попробуйте дать им несколько вариантов действий при распределении проектов. Это покажет, что вы уважаете их уникальный стиль обучения. Это также продемонстрирует, что вы больше заинтересованы в содействии их обучению, чем в проявлении своего авторитета. Меняйте виды занятий в классе, чтобы дать студентам возможность опробовать разные стили обучения и дать каждому из них шанс проявить себя. Это также поможет им выбрать свой подход к выполнению заданных проектов.

7. Побуждение студентов учиться друг у друга. Преподаватель помогает студентам в обучении через сотрудничество. Это требует определенной подготовки. Чтобы группы работали эффективно, необходимо продумать структуру, действия и руководящие принципы работы в группе. Необходимо совершенствовать навыки задавать вопросы, формулировать вопросы, чтобы побудить студентов задуматься о проблеме с нескольких точек зрения и понять значение вопроса: как конкретный вопрос будет способствовать или мешать процессу обучения; задавать вопросы, которые требуют от студентов вникать в «почему», а не просто в сам ответ; слушать, необходимо быть внимательным не только к тому, что говорят студенты, но также и к тому, что они не говорят; вместо того, чтобы думать о том, что вы собираетесь сказать после того, как студент закончит говорить, постарайтесь понять, почему он ответил именно так. Проявлять культурную осведомленность: адаптируйте фасилитацию к культуре студентов. Например, китайские студенты бывают на занятиях очень застенчивы. Подумайте, как создать среду обучения, в которой китайские студенты чувствовали бы себя более комфортно, взаимодействуя с другими студентами. Поощряйте культурную восприимчивость к среде других студентов.

8. Совместная работа преподавателей и студентов направлена на создание среды, способствующей обучению. Эффективная учебная среда должна быть безопасной и создавать пространство, где они могут самостоятельно создавать новое в обучении. Преподаватель берет на себя лидерство в определении того, что является наиболее важным для микроклимата обучения и помогает в его поддержании. Обучающиеся могут сами определять правила участия во фронтальной и групповой работе. Содей-

ствие эффективному функционированию групп — это навык, который прослужит им и профессиональной деятельности. Учебная группа студентов выбирает посредника - представителя по связям, который регулярно встречается с преподавателями, чтобы обсудить успехи и трудности своей группы и выработать пути решения возникающих проблем.

9. Организация обсуждения и дебатов в классе, в группе и один на один. Предоставление возможности студентам обращаться за ответами друг к другу, а не к преподавателю. Предоставление студентам возможности объяснить, что нового они узнали, тем, кто не знает или не понимает учебного материала. Задавать так называемые открытые вопросы, на которые нет однозначного ответа. Разыгрывание различных сценариев или игр для иллюстрации учебного материала. Научиться решать проблемы так же важно, как и знать ответ, поэтому дайте студентам время обсудить проблему в небольших группах или в классе. Диалог также способствует развитию навыков общения, социализации и сотрудничества.

10. Применение Интернет-ресурсов. Создание мультимедийных презентаций с использованием технологий, которые ваши студенты применяют дома. Запись и размещение занятий и ресурсов в Интернете, чтобы студенты могли самостоятельно обращаться к ним в дальнейшем. Дополнение занятий виртуальными экскурсиями или проектами, предполагающими ролевые исследования. Сегодняшние студенты имеют доступ к гораздо большему количеству информации, чем студенты предыдущих поколений. Современная проблема - научить их оценивать качество и достоверность информации, которую они находят. Предоставьте студентам ресурсы, которым они могут доверять и инструменты для оценки их надежности.

11. Сотрудничество с другими приглашенными преподавателями, чтобы проводить соответствующие занятия по разным предметам. Приглашение других преподавателей и докладчиков способствует демонстрации другой точки зрения.

12. Организация учебной пространственной среды, реконструкция классных комнат и учебных заведений. Классные комнаты следует разместить так, чтобы возможно более облегчить социализацию и взаимодействие различных студентов, а не поощрять их изоляцию. Начните со столов. Рассмотрите возможность адаптации по методу Харкнесса, когда студенты и педагоги собираются за продолговатым столом и участвуют в оживленных дискуссиях, в которых каждый имеет равный голос вместо того,

чтобы преподаватель читал лекции из-за стола или за кафедрой.

Остановимся на преимуществах и недостатках фасилитативного обучения. Для преподавателя это означает более активную студенческую группу, где студенты демонстрируют, что преподаватель добился прогресса в достижении целей обучения. Это очень полезно для профессионального педагога. Далее, сам преподаватель учится, как адаптировать свои стратегии обучения, как отказаться от курсовой работы и методов, которые не работают, и учится быстро адаптироваться к различным стилям обучения студентов.

Для студентов существует еще больше преимуществ в фасилитативном обучении:

1. Они узнают, как стать активными в саморазвитии. Будучи вовлеченными в процесс обучения, студенты могут узнать больше о том, как они учатся, а также о том, почему они учатся. Это может помочь им в будущем, когда они будут осуществлять свои личные карьерные цели.

2. Студенты учатся критически мыслить и подвергать сомнению информацию и окружение, в котором они находятся, что делает их менее уязвимыми для недостоверной информации в Интернете.

3. У студентов формируются навыки рационально задавать вопросы окружающим. Это делает их более умными, критически мыслящими, они будут вносить позитивные коррективы и изменения во все сферы жизни.

4. Студенты получают навыки межличностного общения, взаимодействуя друг с другом и с фасилитатором в процессе обучения, что окажется очень важным на рабочем месте и в дальнейших межличностных отношениях. Благодаря данному подходу к обучению студенты учатся здоровому общению со сверстниками и наставниками, что на долгие годы обогатит их коммуникацию в личной жизни и в бизнесе, и приведет к успеху в карьере будущих специалистов.

5. Творческие навыки, развивающие воображение, и навыки в решении проблем становятся все более ценными, равно как и способность критически мыслить и анализировать информацию.

6. Поддержка и поощрение студентов к самообучению дает им инструменты, которые они будут использовать в профессиональной деятельности.

Таким образом, рассмотрев современную концепцию фасилитативного обучения, мы пришли к выводу, что педагогическая фасилитация является проявлением нового мышления, при котором происходит отказ от стереотипа: «учитель говорит, а ученик должен неукоснительно выполнять его прика-

зы». Важно понимать роль самих обучающихся в процессе обучения. Истинное понимание улучшается, когда они становятся активной частью учебного процесса, а не вынуждены выполнять роль «пассивного потребителя знаний»; обучающиеся всех возрастов учатся быстрее, когда они вовлечены в процесс обучения. Применение методических аспектов фасилитации обучения позволяет отойти от традиционной формы организации учебного процесса, значительно улучшить результаты обучения. Их

можно комбинировать с другими стилями обучения, чтобы обеспечить многие преимущества, присущие данной методологии, они могут достаточно успешно использоваться при проведении практических занятий, занятий по контролю самостоятельной работы студентов. Таким образом, реализация идей фасили-тативного обучения в высшей школе формирует необходимую основу для организации самостоятельного, осмысленного обучения.

Библиографический список

1. Адонина, Л. В., Вишнякова, А. В., Кузема, Т. Б. Педагогическая фасилитация и ее составляющие [Текст] / Л. В. Адонина, А. В. Вишнякова, Т. Б. Кузема // E-SCIO. - 2020. - № 9. - C. 309-316

2. Пундик, И. Я. Фасилитирующая функция педагогических технологий в деятельности преподавателя вуза [Текст]/ И. Я. Пундик // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 2 (59). - С. 119 - 123.

3. Ромашина, С.Я., Майер А.А. Фасилитативная педагогика в высшем образовании [Текст] / С.Я. Ромашина, А. А. Майер // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 6. - С. 45 - 49.

4. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Под ред. Н. В. Бордовской. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.

5. Johnson, N. Five Strategies and Ten Tools to Facilitate Learning / Nate Johnson. - 2012.

6. Weimer, M. Learner-Centered Teaching: Five Key Changes to Practice / M. Weimer. - San Francisco, John Wiley and Sons. - 2013.

References

1. Adonina, L.V., Vishnyakova, A.V., Kuzema, T.B. Pedagogicheskaya fasilitatsiya i yeye sostavlyayushchiye [Pedagogical facilitation and its components] [Text] / L.V. Adonina, A.V. Vishnyakova, T.B. Kuzema // E-SCIO. -2020. - № 9. - pp. 309-316.

2. Pundik, I. YA. Fasilitiruyushchaya funktsiya pedagogicheskikh tekhnologiy v deyatel'nosti prepodavatelya vuza [Facilitating function of pedagogical technologies in the activities of a university teacher] [Text]/ I. YA. Pundik // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. - 2009. - № 2 (59). - pp. 119 - 123.

3. Romashina, S.YA., Mayyer A.A. Fasilitativnaya pedagogika v vysshem obrazovanii [Facilitative Pedagogy in Higher Education] [Text] / S.YA. Romashina, A. A. Mayyer // Professional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom. - 2012. - № 6. - pp. 45 - 49.

4. Sovremennyye obrazovatel'nyye tekhnologii: Uchebnoye posobiye [Modern educational technologies: Textbook]. Ed. by N. V. Bordovskaya, 2nd ed. - M.: KNORUS, 2010, 432 p.

5. Johnson, N. Five Strategies and Ten Tools to Facilitate Learning / Nate Johnson. - 2012.

6. Weimer, M. Learner-Centered Teaching: Five Key Changes to Practice / M. Weimer. - San Francisco, John Wiley and Sons. - 2013.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF FACILITATIVE LEARNING AT THE UNIVERSITY

Nelly N. Savelyeva,

Associate Professor, Russian and Foreign Languages Department, Omsk State Transport University

Alexandra V. Orlova,

Senior Lecturer, Russian and Foreign Languages Department, Omsk State Transport University

Yuliya F. Stepanova,

Senior Lecturer, Russian and Foreign Languages Department, Omsk State Transport University

Abstract. The purpose of this article is to identify the methodological aspects of implementation of facilitative training in the university, aimed at creating conditions for overcoming the traditional distribution of performing functions for students in the educational process, for their independent and meaningful training. The article analyses both

domestic and foreign experiences of facilitative training. The psycho-pedagogical requirements for a facilitator (personal qualities; mastering techniques, methods of facilitation and facilitative technologies) are determined. Based on the analysis of foreign scientific and methodological literature, the modern concept of training facilitation is revealed: the more responsibility for his own training a student assumes, the more effective will be development of his self-learning thinking that will allow him to adapt to changes in the labor market. The methodological aspects of training facilitation, which allow to depart from traditional forms of educational process, have been allocated. The teacher's rejection of stereotypes in pedagogical thinking, improving skills of asking questions, listening skills, constant correction of the course structure; providing an opportunity for students to select independently educational material, to summarize the lesson, to create their own tests, questions for exams, textbooks on content of the course being studied, to learn from each other, to ask questions and explain the material being studied at practical lessons; to learn the effective functioning in groups, to show individual learning styles, etc. have been proposed. The advantages and disadvantages of facilitative training both for teachers and students are revealed. The results of the study can be used by teachers during practical lessons as well as in control of self-independent work of students.

Key words: facilitation, personal qualities, tricks, techniques, interaction, ability, activity, independence, awareness, self-learning thinking.

Сведения об авторах:

Савельева Нелли Николаевна - доцент кафедры «Русский и иностранные языки» ФГБОУ ВО «Омский Государственный университет путей сообщения» (644046 Российская Федерация, г. Омск, проспект Карла Маркса, д. 35, к. 3, e-mail: nelly-2015@list. ru).

Орлова Александра Владимировна - старший преподаватель кафедры «Русский и иностранные языки», ФГБОУ ВО «Омский Государственный университет путей сообщения» (644046 Российская Федерация, г.Омск, проспект Карла Маркса, д. 35, к. 3, e-mail: alekra54@mail.ru).

Степанова Юлия Фагимовна - старший преподаватель кафедры «Русский и иностранные языки» ФГБОУ ВО «Омский Государственный университет путей сообщения» (644046 Российская Федерация, г. Омск, проспект Карла Маркса, д. 35, к. 3, e-mail: safarmetova84@gmail.com).

Статья поступила в редакцию 13.04. 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.