Научная статья на тему 'Использование метода фасилитации в профессиональной подготовке ординаторов'

Использование метода фасилитации в профессиональной подготовке ординаторов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / ФАСИЛИТАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ / "МАЛАЯ ГРУППА" / МЕТОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCIES / INTERACTIVE METHODS / FACILITATION / LEARNING-IN-GROUPS MANAGEMENT / SMALL GROUP / AUTONOMOUS LEARNING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Ирина Егоровна, Нижельской Денис Александрович

В данной статье рассматриваются проблемы формирования профессиональных компетенций у ординаторов первого года обучения в условиях современной модернизации высшего медицинского образования. Авторы показывают необходимость пересмотра сложившихся подходов в образовательном процессе вуза, опираясь на данные, полученные в результате исследования (с использованием метода письменного и устного опроса), проведенного в Воронежском государственном медицинском университете им. Н.Н. Бурденко. Анализ востребованности традиционных и инновационных педагогических технологий в практике медицинского вуза позволил авторам выявить потенциал новых инновационных образовательных технологий, акцентировать внимание на освоении методов, активизирующих учебно-познавательную деятельность, рассмотреть возможности использования метода педагогической фасилитации в подготовке ординаторов по специальности «Оториноларингология». В статье дано обоснование целесообразности применения метода фасилитации в практике медицинского ВУЗа, показаны примеры адаптации данного метода при проведении теоретических и практических занятий и организации самостоятельной работы. Педагогическая фасилитация реализуется в специально организованной учебной деятельности при работе в малых группах, при этом реализуется стремление обучающихся к сотрудничеству, проявляется способность самостоятельно решать сложные проблемы, постепенно формируется отношение к себе как субъекту профессионального труда. Авторами дается описание результатов педагогического опыта по формированию профессиональных компетенций у ординаторов, показана эффективность организации занятий при изучении курса «Оториноларингология» в малых группах с применением инновационных и традиционных методов обучения. В статье резюмируется, что обучающиеся ординаторы получают возможность личного и активного участия в построении собственной образовательной траектории, в соответствии с собственными образовательными потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the facilitation method in the training of residents

The paper discusses professional competence development in first-year medical residents under current reinforcement of higher medical education. The authors argue that traditional teaching approaches need renovation, which is supported by the data of oral and written questionnaires performed in Voronezh N.N. Burdenko state medical university. The analysis of the application of traditional and innovative teaching technologies in medical university has allowed to reveal the capacity of innovative teaching techniques and to empathize the techniques activating academic and cognitive activities. The analysis has also demonstrated the application capacity of facilitation method in medical resident training, namely in Otolaryngology specialty. The paper provides a rationale for facilitation method application in a medical university, it also illustrates academic facilitation at theoretical and practical classes as well as at autonomous learning management. Academic facilitation can be used for learning management in small groups to support learning in collaboration, problem-based learning and to develop professional awareness in medical residents. The paper describes pedagogical results in the development of professional competencies for medical residents. It has also proven the efficiency of innovative and conventional learning techniques in small groups at Otolaryngology course. The authors have concluded that medical residents can actively participate in designing their personal learning trajectory according to their own academic requirements.

Текст научной работы на тему «Использование метода фасилитации в профессиональной подготовке ординаторов»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com 2019, №2, Том 7 / 2019, No 2, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-2-2019.html URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/82PDMN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Плотникова И.Е., Нижельской Д.А. Использование метода фасилитации в профессиональной подготовке ординаторов // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/82PDMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Plotnikova I.E., Nizhelskoy D.A. (2019). Using the facilitation method in the training of residents. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/82PDMN219.pdf (in Russian)

УДК 378 ГРНТИ 14.05.07

Плотникова Ирина Егоровна

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России

Воронеж, Россия

Заведующая кафедрой «Педагогики и психологии ИДПО» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: irinaigor64@list.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=409934

Нижельской Денис Александрович1

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России

Воронеж, Россия Врач-ординатор E-mail: deonis.bariton@mail.ru

Использование метода фасилитации в профессиональной подготовке ординаторов

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы формирования профессиональных компетенций у ординаторов первого года обучения в условиях современной модернизации высшего медицинского образования. Авторы показывают необходимость пересмотра сложившихся подходов в образовательном процессе вуза, опираясь на данные, полученные в результате исследования (с использованием метода письменного и устного опроса), проведенного в Воронежском государственном медицинском университете им. Н.Н. Бурденко.

Анализ востребованности традиционных и инновационных педагогических технологий в практике медицинского вуза позволил авторам выявить потенциал новых инновационных образовательных технологий, акцентировать внимание на освоении методов, активизирующих учебно-познавательную деятельность, рассмотреть возможности использования метода педагогической фасилитации в подготовке ординаторов по специальности «Оториноларингология».

В статье дано обоснование целесообразности применения метода фасилитации в практике медицинского ВУЗа, показаны примеры адаптации данного метода при проведении теоретических и практических занятий и организации самостоятельной работы.

1 https://vk.com/id52416165. Страница 1 из 9

Педагогическая фасилитация реализуется в специально организованной учебной деятельности при работе в малых группах, при этом реализуется стремление обучающихся к сотрудничеству, проявляется способность самостоятельно решать сложные проблемы, постепенно формируется отношение к себе как субъекту профессионального труда.

Авторами дается описание результатов педагогического опыта по формированию профессиональных компетенций у ординаторов, показана эффективность организации занятий при изучении курса «Оториноларингология» в малых группах с применением инновационных и традиционных методов обучения. В статье резюмируется, что обучающиеся ординаторы получают возможность личного и активного участия в построении собственной образовательной траектории, в соответствии с собственными образовательными потребностями.

Ключевые слова: образовательный процесс; профессиональные компетенции; методы интерактивного обучения; фасилитация; организация групповой работы; «малая группа»; методы самостоятельной работы

Введение

Современная система высшего профессионального образования проходит этап модернизации: обновляется содержание, изменяются учебные планы и программы в рамках ФГОС нового поколения, увеличивается объем учебного материала, отведенного для самостоятельной изучения, активно внедряются информационные технологии и методики, повышающие интенсивность образовательного процесса, совершенствуются системы контроля знаний обучающихся2 [1].

В этих условиях основными характеристиками выпускника медицинского вуза, определяющими готовность для осуществления самостоятельной профессиональной деятельности, становятся уровень его профессиональных знаний, владение практическими навыками и методами диагностики, умение работы с медицинской документацией, способность быстро адаптироваться к изменениям условий труда, усовершенствование навыков взаимодействия с больными [2].

В соответствии с этим, одним из актуальных направлений деятельности медицинского ВУЗа становится реорганизация образовательного процесса, для достижения максимально полного соответствия системы преподавания к новым требованиям подготовки выпускников.

Анализ литературы свидетельствует, что внедрение инновационных технологий в медицинское образование, способствует интенсификации оптимизации учебного процесса, повышает продуктивность занятий [3; 4]. Осуществление инновационного подхода обуславливает смещение акцента при изучении учебных дисциплин на собственно процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого обучающегося. Отмечается, что внедрение новых педагогических и информационных технологий, помогающих, в первую очередь, освоить методы поиска новых знаний, активизирует учебно-познавательную деятельность обучающихся, облегчает применение полученных знаний, умений и навыков в будущей профессиональной деятельности [5].

В отличие от студентов, ординаторы уже имеют базовые междисциплинарные знания, их отличает осознанное отношение к обучению, стремление к применению полученных знаний и

2 Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 августа 2014 г. N 1101 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.58 Оториноларингология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)».

https://mir-nauki.com

навыков, к приобретению самостоятельности и персонального клинического опыта. Отсутствие практического опыта у ординаторов, особенно первого года обучения, вызывает ряд затруднений при самостоятельном решении практических задач, оценке и интерпретации лабораторных и инструментальных данных. Существенно затрудняет процесс обучения недостаточное ориентирование в вопросах клинической фармакологии и уровень освоения современной информации по диагностике и лечению заболеваний определённой специальности. Для выпускников вуза традиционно сложными остаются самостоятельная постановка диагноза, знание номенклатуры и классификации болезней согласно МКБ-10.

Анализ литературы показывает, что одним из направлений получения последипломного образования является опора на потенциал обучающихся. Понятие «фасилитация» является новым для педагогики и психологии высшей школы, («фасилитация» от англ. глагола «facilitate» переводится, как облегчать, помогать, способствовать) [6]. Концепция педагогической фасилитации может в настоящее время рассматриваться как один из путей интерактивного обучения в вузе, выполняющего функции стимулирования, инициирования и поощрения саморазвития и самовоспитания обучающихся как субъектов учебно-профессиональной деятельности за счет субъект-субъектного взаимодействия педагога и обучающегося, демократического стиля общения в процессе интерактивного обучения [7; 8]. В связи с этим мы предполагаем, что применение метода фасилитации целесообразно при организации учебного процесса в ординатуре по специальности «оториноларингология» в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко.

В исследованиях зарубежных и отечественных учёных (К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, Э.Ф. Зеер, В.А. Сластёнин) показано, что в условиях личностно-ориентированного обучения, фасилитация определяется как эффективный метод организации учебного процесса. Педагогической фасилитация - это управление учебной деятельностью обучающихся, при котором преподаватель оказывает педагогическую поддержку, способствует развитию индивидуальности (субъектности), помогает студенту самостоятельно находить ответы на вопросы и осваивать какие-либо навыки [9-12].

В исследованиях Р.С. Дихмухаметова отмечается, что «принципами построения технологии фасилитирующего обучения в послевузовском образовании являются: осознание образовательных потребностей субъектов учения, овладение способами получения и обработки информации, стимулирование субъектного опыта обучающегося [13].

В работах К. Роджерса обращается внимание на умение преподавателя создавать на занятиях атмосферу психологической поддержки, благодаря которой у обучающихся повышается уровень учебной мотивации, ответственности, творчества, что может способствовать личностному росту обучающихся [9]. Исследования И.А. Татаренкова, В.Н. Кибец среди профессорско-преподавательского состава КГМУ показали, что педагогов-фасилитаторов весьма немного - 29 %. Не более 40 % преподавателей в своей работе отдают приоритет интересам обучающихся [14].

Методы исследования: метод библиографический, включающий анализ зарубежного и отечественного опыта по проблеме исследования; метод наблюдений (прямое и косвенное); метод анкетирования; метод самооценок.

Одной из дополнительных задач при организации обучения ординаторов является не только создание условий для формирования профессиональных компетенций (получение углубленных и дополнительных знаний по изучаемым дисциплинам), но и содействие в

Результаты и обсуждение

развитии универсальных компетенции для всестороннего раскрытия личностного потенциала обучающихся.

Обучение ординаторов кафедры отоларингологии сочетает как традиционные, так и инновационные методы проведения теоретических и практических занятии. Опрос ординаторов 2 года обучения показал, что в учебном процессе наряду с уже традиционными лекциями с использованием мультимедийных средств и ресурсов Интернет, проводятся различные варианты нетрадиционных лекций (лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, проблемная лекция). Регулярно используются активные формы проведения занятий: дискуссия, круглый стол, мозговой штурм, решение ситуационных задач, отработка практических навыков.

Учебные занятия при изучении курса «Отоларингология» ординаторами 1 года обучения организованы в группах по 8-10 человек. Такой количественный состав позволяет преподавателю на практических занятиях сформировать временные подгруппы по 4-5 чел. и выполнять задания на практических занятиях, организовать работу в парах для выполнения дополнительных заданий или выполнять индивидуальные задания разной сложности при организации самостоятельной работы. Исследования показывают, что «малая группа» наиболее удобна для внутригруппового взаимодействия, личного общения, обмена знанием и опытом [15].

На первых этапах, когда только начинают выстраиваться отношения между обучающимися и преподавателем, обучение построено традиционно: лекция по определенной теме, ответы на вопросы (устно или тест), самостоятельная работа по заданию преподавателя. По мере усложнения и увеличения объема изучаемого материала меняется методика проведения занятий. Действия педагога-фасилитатора: обозначить цель-мотивацию, определить задания; распределить время, установить порядок оказания помощи и взаимодействия в группе, вовлечь в работу всех участников группы, направить обсуждение в нужное русло, подготовить материально-техническое обеспечение.

Метод применяется на теоретических занятиях, когда есть всем известная общая тема, требующая дальнейшей проработки с последующим решением конкретных ситуационных (клинических задач), когда всем обучающимся необходимо ответить на множество частных вопросов или найти решения проблем в рамках одной темы. При этом у обучающихся накапливается значительный объем неструктурированной, возможно, неполной, фрагментарной информации. Подготовка к таким занятиям требует использования разнообразных видов самостоятельной подготовки. Задания могут выстраиваться в следующей последовательности:

• обсуждение проблемы:

1. учебный материал делится на части - каждый ординатор получает или выбирает самостоятельное задание, материал которого необходимо проанализировать; (подготовка тематического занятия, с использованием кейс-методов);

2. группа разделяется на подгруппы, которые получают разные задания, например: оценить положительные и отрицательные стороны применения различных методов диагностических исследований, провести клинические наблюдения за разными пациентами;

• углубление и поиск информационных материалов - использование дополнительной литературы, интернет ресурсов, литературы на иностранном языке, работа с научными журналами.

• закрепление темы - создание продукта: ведение дневника ординатора, клинические разборы больных, подготовка вопросов для консультаций с преподавателем, составление тестов, выполнение индивидуальных заданий в виде презентаций, фото и видео материалов.

В процессе обсуждения объединяется опыт и значительный объем знаний присутствующих по заданной теме. Постепенно формируется банк данных, размещенный в сети Интернет, доступных каждому участнику группы, что обеспечивает информационный обмен между участниками и создаются условия для взаимного интенсивного обучения. Роль преподавателя постепенно переходит от директивных поручений к руководству поиском нужной информации, согласованию работы в группе, инициированию разнообразных форм индивидуальной работы ординаторов, консультированию и оказанию педагогической поддержки.

Особый акцент делается на создании атмосферы доверия между преподавателем и обучающимся, когда они в процессе решения клинической задачи действуют на равных, при этом роли преподавателя могут меняться (консультант, тьютер, модератор). Преподаватель, организующий фасилитативный процесс, должен знать и понимать потребности, индивидуальные особенности обучающихся [16].

Групповое обсуждение, где каждый участник может высказаться, поделиться идеями и предположениями может способствовать выработке конкретных решений по данной проблеме. С каждым следующим занятием повышается уровень вовлеченности в процесс обсуждения, что стимулирует инициативу обучающихся и побуждает брать ответственность за процесс и результат работы на себя. Следовательно, это способствует развитию интереса к научно-исследовательской работе. Повышается эффективность процесса группового принятия решений: анализ ситуации -> выяснение причинно-следственных связей -> определение вариантов, альтернатив решения проблем -> выбор лучшего варианта -> принятие решения.

Проведение занятий с применением метода «фасилитации» целесообразно в случаях, когда обсуждаются сложные клинические случаи, когда проблему нужно рассмотреть комплексно, с разных сторон. Особенное положительное фасилитирующее влияние проявляется при работе над ситуационными задачами, имеющими многовариантные способы решения и требующими творческого междисциплинарного подхода.

Для выяснения вышеизложенных взглядов педагогов по возможностям применения и эффективности метода фасилитации в образовательном процессе мы провели специальное исследования. В разработанной анкете, состоящей из 13 вопросов, из них два вопроса с выборами ответа: «вполне удовлетворяет / частично удовлетворяет / не удовлетворяет», восемь вопросов с выбором ответа от 1 до 5, два вопроса с вариантами ответов: «да/нет» и один вопрос открытого типа, требующий развернутого ответа. Анкета содержала как общие для всех вопросы, так и вопросы для конкретных групп ординаторов (первая - группа, занимающаяся с использованием метода фасилитации, вторая и третья - группы, использующие традиционные методы обучения).

Первый блок вопросов был направлен на определение удовлетворённостью изучения теоретического и практического курсов в отдельных группах ординаторов кафедры оториноларингологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко.

Ординаторам были заданы вопросы: «Насколько Вас удовлетворяет изучение теоретических курсов и проведение практических занятий?». Результаты отражены на рисунке 1. Так 80 % респондентов первой группы ответили, что их удовлетворяет изучение теоретических курсов и 90 %, что их удовлетворяет проведение практических занятий. Аналогично во второй и третьей группе: 90 % и 60 %, 80 % и 50 %.

100 80 60 40 20 0

□ Теоретические курсы

□ Практические занятия

Первая группа

Вторая группа

Третья группа

Рисунок 1. Удовлетворённость трёх групп ординаторов изучением теоретических курсов и проведением практических занятий (составлено авторами)

Во втором блоке мы попросили ответить на вопрос о лекционном курсе для выявления соотношения традиционных и различных вариантов нетрадиционных лекций. В анкетировании приняли участие все ординаторы.

Вопрос анкеты включал все виды лекций, использующихся в учебном процессе. Ординаторам предлагалось выбрать от 1 до 5 для определения форм чаще встречающихся лекций. Результаты отражены на рисунке 2. В ответе на этот вопрос респонденты указали, что в 53 % используются традиционные лекции, в 18 % лекции-дискуссии, в 15 % проблемные лекции, в 7 % лекции с разбором конкретных клинических ситуаций, в 5 % лекции с заранее запланированными ошибками и 2 % от всех лекций - лекции в режиме видеоконференций.

□ Традиционные лекции

□ Лекции-дискуссии

□ Проблемные лекции

□ Лекции с разбором конкретных клинических ситуаций

□ Лекции с заранее запланированными ошибками

□ Лекции в режиме видеоконференций

Рисунок 2. Соотношение традиционных и нетрадиционных лекций, по мнению ординаторов (составлено авторами)

На вопрос об организации самостоятельной работы и её спектрах возможностей три группы ординаторов ответили по-разному. В анкете были предложены виды самостоятельной работы. Респондентам была представлена возможность выбрать те, которые они регулярно используют, обучаясь в ординатуре. Результаты ответов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Виды самостоятельной работы, регулярно используемые ординаторами

Вид самостоятельной работы Первая группа Вторая группа Третья группа

Работа в библиотеке с медицинской литературой - - -

Поиск научной информации в сети Интернет + + +

Самостоятельная работа в аудитории под контролем преподавателя + + -

Вид самостоятельной работы Первая группа Вторая группа Третья группа

Консультативная помощь преподавателей во внеаудиторное время + - -

Сбор анамнеза у пациентов и участие в постановке диагноза + - +

Анализ историй болезни + - -

Интерпретирование лабораторно-инструментальных методов исследования совместно с преподавателем + - -

Самостоятельная работа в манипуляционной под контролем преподавателя + - -

Составлено авторами

Одним из показателей рациональности применяемых интерактивных методов обучения является интерес к образовательному процессу Поэтому третий блок вопросов был разработан для первой группы с целью изучения эффективности использования разных фасилитационных методов проведения учебных занятий.

Ординаторам был задан следующий вопрос: «Вызывают ли у Вас интерес использующиеся в учебном процессе следующие методы?». Варианты ответов предполагали выбор «Да/Нет». Далее представлены результаты анализа ответов на этот вопрос на рисунке 3.

□ Обсуждение сложных и дискуссионных проблем. Научные дебаты.

□ Ученик в роли учителя

□ Мозговой штурм

□ Разбор ситуационных задач

□ Отработка практических навыков

□ Разработка кейсов по различным темам

□ Мастер-класс

□ Обучающие компьютерные программы

Рисунок 3. Отношение ординаторов к интерактивным формам проведения учебных занятий (составлено авторами)

Выводы

Сравнительный анализ работы трёх групп показал, что применение метода фасилитации в исследуемой группе повышает интерес обучающихся ординаторов к углубленному изучению предмета, получению дополнительных теоретических знаний и практических навыков. Было определено, что в этой группе интенсивно используются различные виды самостоятельной работы. Педагогическая фасилитация реализуется в специально организованной учебной деятельности при работе в малых группах. Обучающиеся ординаторы получают возможность личного и активного участия в построении собственной образовательной траектории, в соответствии с собственными образовательными потребностями.

При работе в малых группах реализуется стремление к сотрудничеству, проявляется способность самостоятельно решать сложные проблемы, постепенно формируется отношение к себе как субъекту профессионального труда.

Таким образом, применение метода фасилитации, сочетание индивидуальной и групповой работы, способствует активизации учебно-познавательной деятельности и используется для максимального раскрытия потенциала всех участников педагогического процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Левина М.Л. Инновационные аспекты самостоятельной работы студентов в контексте Болонского процесса и модернизации высшей школы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачёва. - 2010. - №6. - С. 17-22.

2. Кокарев Ю.С., Иванова Н.В., Хлевная Н.В. Проблемы обучения в клинической ординатуре по терапии на факультете повышения квалификации и последипломной подготовки специалистов // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 4-2. - С. 103-105. - URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=3982.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Романцов М.Г., Мельникова И.Ю. Инновации в медицинском образовании посредством внедрения педагогических технологий // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 2. - С. 189-194.

4. Тлиш М.М. и др. Инновационный подход обучения, как фактор развития профессиональной компетентности // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №4 - С. 242-243.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е С. Полат. - М.: ИД «Академия», 2005. - С. 3-17.

6. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах; ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общей редакцией А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. -175 с.

7. Райс О.И. Фасилитация, как метод интерактивного обучения [Электронный ресурс] / О.И. Райс // Психология, социология и педагогика. - 2014. - № 7. -Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3317.

8. Мухаметзянова Ф.Г., Р.Р. Хайрутдинов О феномене фасилитации в высшем образовании // Казанский педагогический журнал - 2017. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-fenomene-fasilitatsii-v-vysshem-obrazovanii.

9. Роджерс К. Межличностные отношения в фасилитации учения / К. Роджерс, пер. с англ. В. Воробьева - Режим доступа: http://altruist.ru/.

10. Гусинский Э.Н. Образование личности. Пособие для преподавателей / Э.Н. Гусинский. М.: Интерпракс, 1994. - 136 с.

11. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учеб. Пособие / Э.Ф. Зеер. Екатеринбург: Урал. Гос. Проф. - пед. Ун-т. - 1997. - 244 с.

12. Сластёнин В.А. Педагогический процесс как система / В.А. Сластёнин. М.: Магистр-пресс, 2000. - 488 с.

13. Димухаметов Р.С. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук по теме: Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов: 13.00.08 / Димухаметов Рыфкат Салихович // - 2006.

14. Татаренкова И.А., Кибец В.Н. Преподаватель как фасилитатор инновационного образовательного процесса в ВУЗе // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1 (часть 1).

15. Голованова И.И., Асафова Е.В. и Телегина Н.В. Практики интерактивного обучения: методическое пособие - Казань: Казанский университет, 2014. - 288 с.

16. Витвицкая Л.А. Позиции преподавателя в процессе взаимодействия со студентами [Электронный ресурс] // Журнал вестник Оренбургского государственного университета, 2009. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pozitsii-prepodavatelya-v-protsesse-vzaimodeystviya-so-studentami.

Plotnikova Irina Egorovna

Voronezh state medical university named after N.N. Burdenko, Voronezh, Russia

E-mail: irinaigor64@list.ru

Nizhelskoy Denis Aleksandrovich

Voronezh state medical university named after N.N. Burdenko, Voronezh, Russia

E-mail: deonis.bariton@mail.ru

Using the facilitation method in the training of residents

Abstract. The paper discusses professional competence development in first-year medical residents under current reinforcement of higher medical education. The authors argue that traditional teaching approaches need renovation, which is supported by the data of oral and written questionnaires performed in Voronezh N.N. Burdenko state medical university.

The analysis of the application of traditional and innovative teaching technologies in medical university has allowed to reveal the capacity of innovative teaching techniques and to empathize the techniques activating academic and cognitive activities. The analysis has also demonstrated the application capacity of facilitation method in medical resident training, namely in Otolaryngology specialty.

The paper provides a rationale for facilitation method application in a medical university, it also illustrates academic facilitation at theoretical and practical classes as well as at autonomous learning management. Academic facilitation can be used for learning management in small groups to support learning in collaboration, problem-based learning and to develop professional awareness in medical residents.

The paper describes pedagogical results in the development of professional competencies for medical residents. It has also proven the efficiency of innovative and conventional learning techniques in small groups at Otolaryngology course. The authors have concluded that medical residents can actively participate in designing their personal learning trajectory according to their own academic requirements.

Keywords: professional training; professional competencies; interactive methods; facilitation; learning-in-groups management; small group; autonomous learning methods

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.