Научная статья на тему 'Методические аспекты разработки и реализации государственной политики поддержки малого бизнеса на региональном уровне'

Методические аспекты разработки и реализации государственной политики поддержки малого бизнеса на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICY / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Покрамович Ольга Викторовна

В статье рассмотрены основные направления разработки государственной политики поддержки малого предпринимательства, отмечены особенности ее реализации на уровне региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Покрамович Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological aspects of the design and implementation of public policies that support small business at the regional level

The article describes the main directions of development of public policies to support small businesses, particularly noted for its implementation at the regional level.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты разработки и реализации государственной политики поддержки малого бизнеса на региональном уровне»

О.В. ПОКРАМОВИЧ

Ольга Викторовна ПОКРМЮВПЧ — старший преподаватель Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

В 2005 г. окончила Курский государственный технический университет.

Автор 10 публикаций.

Область научной специализации — менеджмент, региональная экономика.

^ ^ ^

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ*

Важнейшим стратегическим фактором устойчивого экономического развития является формирование современного предпринимательства в экономическом пространстве России XXI в. Одной из движущих сил рыночного процесса, осуществляющих его основные конструктивные функции, является малое предпринимательство. Понимание роли малого предпринимательства требует четкого представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Ведь только на этой основе государство может эффективно управлять его развитием [6].

Сфера деятельности малого предпринимательства образует разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. Именно в данном секторе создается и циркулирует большая часть массы национальных ресурсов, которая является питательной средой для среднего и крупного бизнеса. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом — все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях они могут становиться недостатками, сдерживающими его развитие. В силу отмеченных особенностей наиболее эффективны меры государственной политики его поддержки, реализуемые на региональном уровне [1; 7].

В большинстве субъектов Российской Федерации до настоящего времени не создан в полном объеме эффективный механизм регулирования и поддержки предприятий малого бизнеса [3]. Существующие программы не всегда достигают нужного результата, в большей степени из-за недостаточной степени научной разработанности. В связи с этим является актуальным дальнейшее исследование механизмов и основных направлений государственной политики поддержки малого предпринимательства.

В силу отсутствия у малого бизнеса лоббистских возможностей именно малое предпринимательство заинтересовано в проведении государственной политики формирования определенных правил рыночного поведения, которая предопределяет сближение интересов малого предпринимательства с интересами государства. Отметим, что в развитых странах мира именно малый бизнес играет основную роль в экономике, что подтверждается данными табл. 1 [8].

ГРНТИ 06.61.33 © О.В. Покрамович, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Ю.В. Вертаковой.

Таблица 1

Средние размеры предприятий в странах Западной Европы

Страна Количество предприятий, тыс. Количество работников на одном предприятии, чел. Индекс производительности работы,%

Бельгия 490 6 108

Дания 170 9 100

Франция 1980 7 90

Германия 2290 9 102

Греция 690 3 94

Ирландия 130 8 91

Италия 3920 4 90

Люксембург 15 10 94

Нидерланды 420 10 99

Португалия 600 5 88

Испания 2460 4 92

Великобритания 22 630 8 83

ЕС (12 стран) 15 780 6 91

Австрия 180 12 79

Финляндия 110 12 98

Норвегия 130 10 102

Швеция 150 13 95

Европейская ассоциация свободной торговли (4 страны) 570 12 93

Западная Европа 16 350 6 94

Прим.: — отношения средней производительности работы малых и средних предприятий к средненациональ-ному показателю.

Малое предпринимательство в силу своей массовости определяет уровень социально-экономического развития. Небольшие размеры предприятий, их технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют своевременно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, и именно в этом заключается основное преимущество малого бизнеса над средним и крупным. Малое предпринимательство также динамичнее, чем другие секторы бизнеса, создает новые рабочие места. В связи с этим во всех странах мира с развитой рыночной экономикой существует система органов государственного регулирования деятельности малого бизнеса, основными инструментами которой являются:

1) финансовая поддержка — реализация государственных целевых кредитных программ, гарантирование займов, предоставление льготных и безвозмездных субсидий, прежде всего на цели научно-технического развития, участие в деятельности и формировании ресурсов различных кредитно-финансовых и инвестиционных организаций, повышение кредитоспособности малых предприятий с помощью системы страхования;

2) управленческая поддержка — консультирование, обучение, информационное обслуживание, финансирование и участие в работе организаций, оказывающих непосредственную поддержку предпринимателям, создание благоприятных условий и помощь в их деятельности;

3) налоговая политика — льготная система налогообложения, система ускоренной амортизации основных фондов и исключения амортизационных отчислений из объектов налогообложения;

4) антимонопольная политика — обеспечение справедливых и равноправных условий подрядных отношений и сделок по государственным заказам, а также между крупными и малыми предприятиями; меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям, по предотвращению банкротства мелких компаний.

Таким образом, государственная политика поддержки малого бизнеса многообразна по форме и содержанию. Сочетание прямых и косвенных мер помощи данной категории хозяйствующих субъектов, ориентированных на компенсацию тех или иных недостатков, объективно присущих предпринимательству, создает общие благоприятные условия для развития их деловой активности.

Разработка и реализация государственной политики поддержки малого предпринимательства на региональном уровне требует учета ряда факторов, т. е. движущих сил, которые влияют на количественные и качественные характеристики его функционирования и развития [4; 5].

Внешние факторы — это компоненты среды, в которой функционирует малое предприятие. Они делятся на базовые и доступные. Основным базовым фактором является система институционального регулирования со стороны государства. К другим базовым факторам можно отнести наличие и доступность основных компонентов для организации предпринимательской деятельности (средства, помещения, оснащения, сырье и т. д.); общая экономическая стабильность в регионе и т. п. Доступными факторами являются: наличие государственной поддержки малого бизнеса, инфраструктуры, которые оказывают содействие развитию малых предприятий, процедура регистрации субъектов малого бизнеса и т. п.

Внутренние факторы охватывают личные и профессиональные способности предпринимателей: уровень их психологической готовности, уровень мотивации, профессиональной подготовки и т. п.

Кроме того, факторы могут быть разделены по уровню их проявления.

Глобальные факторы (политическая стабильность в мире, международные вооруженные конфликты, состояние и тенденции международных отношений, достигнутый уровень научно-технического прогресса и т. п.) рассматриваются нами как заданные, неизменяемые, они сказываются на развитии малого бизнеса во всех странах мира.

Общегосударственные факторы (политическая и законодательная системы, общая макроэкономическая стабильность в стране, динамика ВВП, уровень инфляции, монополизация рынков и т. п.) влияют на развитие малого бизнеса всех регионов страны.

Региональные факторы (географическое положение, естественноресурсный потенциал, приобретенный ресурсный потенциал, уровень хозяйственного освоения территории, рыночная инфраструктура и т. п.) определяют развитие малого бизнеса только на территории конкретного региона. Совокупное действие этих факторов сказывается на формировании внешней среды малого бизнеса. Именно эти факторы порождают разнообразие моделей формирования, развития и регулирования малого предпринимательства. Поэтому на региональном уровне должна проводиться специфическая государственная политика поддержки малого бизнеса, ориентированная на учет региональных особенностей.

Для обозначения уровня влияния региональных факторов на малый бизнес мы провели специальное исследование (по статистическим данным Центрального федерального округа) на основе матрицы коэффициентов парной корреляции (см. табл. 2).

Таблица 2

Матрица коэффициентов парной корреляции

Доля продаж МПв ВРП Доля занятых в МПв числе занятых, % Удельный вес инвестиций МП в инвестиции региона, % Удельный вес среднегодового числа МП в числе организаций, % Доля услуг в фактическом потреблении домашних хозяйств, % Темпы прироста ИПЦ на услуги,% Темпы прироста ИПЦ,%

Доля продаж МП вВРП 1

Удельный вес инвестиций МП в инвестициях региона, % 0,285852 0,134934 1

Удельный вес среднегодового числа МП в числе организаций, % 0,057743 0,205293 -0,10683 1

Доля услуг в фактическом потреблении домашних хозяйств, % -0,01134 0,0058 -0,01204 -0,03969 1

Темпы прироста ИПЦ на услуги, % -0,24732 -0,15539 -0,2216 -0,06977 0,24171 1

Темпы прироста ИПЦ, % 0,149503 0,163342 0,147899 0,105137 0,021674 -0,06346 1

На основе анализа матрицы коэффициентов парной корреляции отобраны факторные признаки, оказывающие наибольшее влияние на малый бизнес региона: х1 — доля занятых на малых предприятиях в общем числе занятых в экономике региона (гух1 = 0,781); х2 — удельный вес инвестиций в основной капитал малых предприятий в общем объеме инвестиций региона (гух2 = 0,286).

Были также рассчитаны коэффициенты эластичности. Э1 = 0,712, т. е. при увеличении фактора Х1 на 1 % доля продукции малых предприятий в ВРП (У) увеличится на 0,712 %. Коэффициент эластичности Э2 = 0,087 показывает, что при увеличении фактора х2 на 1 % всего на 0,087 % увеличится доля продукции малого бизнеса в ВРП. Значит, для увеличения вклада малого бизнеса в ВРП областей Центрального федерального округа наиболее важным оказалось увеличение доли занятых на этих предприятиях [2].

Проведенный анализ позволяет утверждать, что на данном этапе для развития малого бизнеса и увеличения доли продукции, выпускаемой им, наряду с инвестированием в активы предприятий этой группы, в рамках государственной политики поддержки малого предпринимательства на региональном уровне необходимо стимулировать увеличение численности трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Теоретические аспекты учета динамических характеристик социально-экономических систем в управлении региональным развитием // Известия Русского географического общества. 2011. Т. 143. № 6. С. 42-50.

2. Иванов А.К. Занятость и перспективы подготовки кадров для малого бизнеса // Известия СПбУЭФ. 2010. №6. С. 94-96.

3. Котов А.И., Лобачев О.В. Кластерный подход как инструмент развития отечественной инновационной системы // Экономика и управление. 2011. № 3. С. 11-15.

4. Кошелева Т.Н. Взаимодействие факторов инновационного роста малого предпринимательства // Экономика и управление. 2011. № 2. С. 21-25.

5. Минакир П.А. Пространственные эффекты в экономике и управлении // Экономика и управление. 2011. № 5. С. 22-34.

6. Мирополъский Д.Ю., Дятлов С. А., Плотников В.А., Попов А.И. Государство и рынок: проблемы выбора подходов к управлению развитием национальной экономики // Известия СПбУЭФ. 2011. № 1. С. 141-145.

7. Плотников В.А. Управление социально-экономическим развитием регионов в посткризисных условиях // Известия Юго-Западного государственного университета. 2010. № 3. С. 93-100.

8. Солодкина H.A. Основные направления поддержки малого и среднего бизнеса в ЕС // Известия СПбУЭФ. 2010. №3. С. 152-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.