Научная статья на тему 'Методические аспекты преподавания профессиональной этики для клинических психологов'

Методические аспекты преподавания профессиональной этики для клинических психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
933
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Ключевые слова
ЭТИКА / ПСИХОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / МОРАЛЬ / МЕТОДИКА / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / БИОЭТИКА / ETHICS / PSYCHOLOGY / PROFESSIONAL ETHICS / CLINICAL PSYCHOLOGY / MORALS / TECHNIQUE / TRAINING / EDUCATION / BIOETHICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цепелева Надежда Валерьевна

Сегодня этические аспекты медицинской деятельности вызывают в обществе огромный интерес. Однако в рамках психологического обучения этика, на наш взгляд, еще не заняла подобающего ей места. Во многих странах, в России в том числе, этика как вузовская дисциплина не является обязательной на психологических факультетах, что является, по нашему мнению, негативным фактором образовательного процесса. В связи с этим в статье ставится вопрос о месте профессиональной этики в системе подготовки клинического психолога, раскрываются методические проблемы преподавания профессиональной этики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цепелева Надежда Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL ETHICS AT CLINICAL PSYCHOLOGISTS’ TRAINING

Today ethical aspects of medical activity cause great interest in society. However in our opinion it hasn’t taken an appropriate place within psychological training ethics yet. In many countries, as in Russia, ethics as the high school discipline isn’t obligatory at psychological faculties that is, in our opinion, a negative factor of educational process. In this regard in article the matter of a place of professional ethics in the system of training of the clinical psychologist is pointed, methodical problems of teaching professional ethics is revealed.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты преподавания профессиональной этики для клинических психологов»

№ 6 - 2014 г. 13.00.00 педагогические науки

УДК 378+614.253

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ДЛЯ КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ

Н. В. Цепелева

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава

России (г. Новосибирск)

Сегодня этические аспекты медицинской деятельности вызывают в обществе огромный интерес. Однако в рамках психологического обучения этика, на наш взгляд, еще не заняла подобающего ей места. Во многих странах, в России в том числе, этика как вузовская дисциплина не является обязательной на психологических факультетах, что является, по нашему мнению, негативным фактором образовательного процесса. В связи с этим в статье ставится вопрос о месте профессиональной этики в системе подготовки клинического психолога, раскрываются методические проблемы преподавания профессиональной этики.

Ключевые слова: этика, психология, профессиональная этика, клиническая психология, мораль, методика, обучение, образование, биоэтика.

Цепелева Надежда Валерьевна — кандидат философских наук, доцент кафедры философии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 227-31-01, e-mail: cepelevanv@mail.ru

Сегодня в самых различных областях науки и у общественности в целом вызывают огромный интерес этические вопросы [7, 8]. В рамках обучения психологии этика, на наш взгляд, еще не заняла подобающего ей места. Во многих странах, в том числе и в России, этика как вузовская дисциплина не является обязательной на психологических факультетах, что является, безусловно, негативным фактором образовательного процесса. Напротив, в медицинском университете г. Новосибирска в образовательную программу клинических психологов включена профессиональная этика.

Курс профессиональной этики ориентирован в целом на ознакомление студентов медицинского вуза с основными категориями и принципами как общей теории морали, так и профессиональной этики. Цель курса нам видится в развитии у студентов интереса к осмыслению и рефлексии над этическими проблемами современного этапа развития общества и культуры, стимулировании потребности к философско-этическим оценкам

исторических событий и фактов современной действительности, особенности профессиональной деятельности, усвоении студентами идеи определенного рода единства этических концепций при одновременном признании многообразия ее форм. Курс профессиональной этики, по нашему мнению, должен способствовать созданию у студентов целостного системного представления об этике и морали, а также формированию и развитию нравственной составляющей профессиональной деятельности [6]. Профессиональная этика призвана выявлять как духовно-нравственные ориентиры определенных видов деятельности человека, так и нравственно достойные практические решения социальных и личностных коллизий. В курсе профессиональной этики теоретическое этическое знание синтезируется с реальной нравственностью и, шире, социокультурным опытом. В данном курсе со всей очевидностью выявляется неизбежность реально практического, нравственно ответственного участия в решении профессиональных и общетеоретических этико-философских проблем.

Однако следует заметить, что, например, в медицинском вузе данная дисциплина читается на первом курсе в первом семестре для студентов, не имеющих еще представления ни о философии, т. е. мировоззренческих основаниях человеческой деятельности, ни о специфике самой деятельности психолога. Исходя из этого, студенты после знакомства с дисциплиной «Профессиональная этика» в лучшем случае способны лишь концептуализировать свои представления о морали, но главная задача профессиональной этики, понимаемая нами как соотнесение общеморальных принципов и правил с конкретной профессиональной деятельностью, не реализуется в образовательном процессе. Поэтому нам представляется крайне важным обсудить место профессиональной этики как вузовской дисциплины в системе профессиональной подготовки клинического психолога.

В основе преподавания профессиональной этики должно лежать широкое понимание этики как способа самоанализа и систематического осмысления следствий и предпосылок действий человека, особенно относительно людей, участвующих в этих действиях и затрагиваемых ими [2, 4]. Такое широкое понимание этики позволяет конструктивно и критически обсуждать в психологии универсальность этических принципов в противовес наблюдаемому в настоящее время формированию различных специальных этик, господствующему повсеместно этическому релятивизму [1, 5]. Это особенно важно в современной ситуации, где отсутствует возможность этической рефлексии деятельности психолога со стороны общества.

Введение этики в клиническую психологию отнюдь не означает, что надо конструировать какую-то «особую этику» для специальной группы лиц и их сферы деятельности. Такой подход подорвал бы сферу общезначимости этических принципов. Совершенно очевидно, что этическое осмысление методов и результатов психологических исследований, психологической деятельности не может не учитывать специфику избранной психологом-консультантом, психологом-исследователем методологии. Но этический анализ как таковой обязательно должен опираться на общепринятую в обществе систему нравственных ценностей, подвергаться в какой-то степени и культурологическому рассмотрению. Так возникает свободное пространство для этической рефлексии, в которой проявляется практический здравый смысл психолога и одновременно его компетентность, заключающаяся в том, чтобы умело сочетать профессиональные аспекты своей деятельности и следование общеморальным принципам и нормам. В этой ситуации не возникнет необходимости создания какой-то особой психологической этики, скорее появится задача интегрировать общие этические нормы и правила со специфическими профессиональными задачами. При возникающем конфликте ценностей в сознании

психолога должна выстроиться иерархия ценностей, где главенствующее место занимают общеморальные правила и нормы поведения, а затем следуют узкокорпоративные этические требования. При этом узкокорпоративные этические требования не должны быть противопоставлены общечеловеческим базовым этическим понятиям и принципам. Таким образом, мы полагаем, что этика и ее рефлексия может и должна опираться на базовые моральные структуры и универсальные принципы и тем самым содействовать интеграции общества [1, 2, 6]. Дисциплина «Профессиональная этика» как раз и помогает будущему специалисту клиническому психологу овладеть способностью и готовностью к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых и новых задач в своей профессиональной области.

Особенно важно при построении курса профессиональной этики учитывать тот факт, что этику необходимо преподавать эксплицитно, т. е. таким образом, чтобы этические принципы выполнялись не из пустой условности, а сознательно и были подкреплены соответствующими аргументами [1]. Философско-этическая мысль в качестве учебного предмета не должна сводиться к определенной системе знания. Этика не должна строиться по принципу односторонней передачи знаний, когда преподаватель предъявляет, а студент усваивает определенный набор сведений. Вузовская этика может и должна реализовываться как личностно и духовно-практически значимое обучение. Поэтому преподавание этики, во-первых, должно сформировать у психолога общие этические убеждения, во-вторых, развить способность вникать в специальные этические вопросы в определенных сферах деятельности, в-третьих, развить этическую рефлексию. Поэтому преподавание этики в клинической психологии — и в психологии вообще — не может быть одномерным. Оно должно включать знание правил, принципов, тренировку эмпатии, умение делать логичные выводы, разбирать конкретные этические ситуации. В связи с этим особую актуальность приобретает этико-философский анализ научной и художественной литературы в курсе профессиональной этики, поскольку именно литература (и в большей степени художественная) способна обогатить жизненный опыт студентов-первокурсников и насытить их типическими примерами, жизненными ситуациями для всестороннего рассмотрения той или иной этической проблемы, человеческого характера, поступка, ситуации. Обучающиеся в таком случае приобретают не только фундаментальные знания в области этики, возможность эксплицитно обращаться с этическими проблемами, но и формируют, осмысливают и развивают собственную этико-философскую ориентацию, чтобы на этом фоне более осознанно относиться и к своему обучению, и к дальнейшей профессиональной деятельности.

Конечно, хотелось бы, чтобы преподавание профессиональной этики было определенным союзом профессионалов-специалистов и философов. Поскольку профессиональная этика требует, помимо необходимого философского кругозора (наличия представлений о соответствии норм профессиональной морали правам человека и гражданина, законодательству, культуре и традиции общества, теоретико-мировоззренческим принципам), конечно, и участия психологов-практиков, представляющих конкретные этические коллизии и казусы психологической деятельности. Это связано с тем, что в обществе существует определенный вакуум информации относительно этических и правовых аспектов психологической практики, существующих этических казусов в области преподавания, консультативной деятельности психологов [6, 7]. Если этические аспекты врачебной деятельности, так или иначе, стали в последнее время предметом общественного обсуждения, то психологическая практика остается в большей степени вне этической рефлексии [6].

Вместе с тем передавать преподавание профессиональной этики в руки только психологов

нам представляется крайне вредным для обсуждения этических вопросов, поскольку философ-этик в какой-то степени представляет публику, общество, являясь непрофессионалом в психологии, защищает нормы абсолютной морали в противовес узкокорпоративным требованиям и интересам профессиональных сообществ и выработанных ими профессиональных кодексов. Наличие же профессионального опыта психолога-практика в курсе профессиональной этики поможет освободить дисциплину от монотонности, ригоризма и морализаторства, позволит студентам быть включенными в ситуацию обсуждения конкретных этических проблем клинической психологии.

Согласимся с исследователем С. П. Жуковой, что наиболее адекватный подход в курсе преподавания этики и профессиональной этики в частности — проблемный метод, который высвечивает под определенным углом изучаемые студентами направления и персоналии из истории этики, основные нравственные ценности, концепции морали. С. П. Жукова приводит следующий пример: «История этики может быть представлена как движение живой, ищущей, нравственно насыщенной философской мысли, воплощенной в знаковых персоналиях, особенностях их личностного творчества, в аутентичных текстах; как морально-этическая мысль, стремящаяся постичь свое время, его идеалы и нравы, вопрошающая „как следует жить?" и проверяющая ответ поступками, деятельностью, судьбой своих авторов... [3, с. 18]». Изучение таких фундаментальных категорий этики, как добро и зло, может быть представлено в контексте обсуждения проблем целей и средств, борьбы со злом, проблеме ненасилия, эвтаназии, суррогатного материнства и т.д., что способствует вновь обращению студентов к рефлексии и дефиниции понятий добра и зла, поиску критерия их различения. Практический срез обсуждения фундаментальных проблем лишает студентов уверенности в том, что все в этике очевидно. «Все знают „что такое хорошо и что такое плохо"» [3, с. 17].

Таким образом, курс «Профессиональная этика» подтверждает значимость качественного профессионального образования, ответственной профессиональной деятельности. Об этом свидетельствует и заинтересованность самих студентов в обсуждении всей проблематики профессиональной этики, их живой неподдельный интерес к этико-философским коллизиям. Специфические характеристики профессиональной этики явно актуализируют этическое просвещение, образование и нравственное воспитание, в том числе и в высшей школе.

Список литературы

1. Бауман У. Клиническая психология / У. Бауман, М. Перре. — СПб. : Мир книг, 2012. — 922 с.

2. Веселова Е. К. Психологическая деонтология : мировоззрение и нравственность личности / Е. К. Веселова. — СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2002. — 316 с.

3. Жукова С. П. К вопросу о перспективной методике преподавания этики в вузе / С. П. Жукова // Стратегические ориентации процесса преподавания в современных условиях : тезисы 5-й научно-методической конф. факультета философии и социальных наук БГУ : в 2-х ч. Ч. 2. — Минск : Изд-во БГУ, 2008. — С. 15-18.

4. Протанская Е. С. Профессиональная этика психолога / Е. С. Протанская. — СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2008. — 173 с.

5. Тищенко П. Д. Проблемы этики в клинической психологии / П. Д. Тищенко // Вестн. МГУ. Сер.14. Психология. — 2006. — № 2. — С. 5-11.

6. Цепелева Н. В. Основы профессиональной этики клинического психолога : учебное пособие / Н. В. Цепелева. — Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2014. — 136 с.

7. Цвык В. А. Профессиональная этика : основы общей теории : учебное пособие / В. А.

Цвык. — М. : Изд-во РУДН, 2010. — 287 с. 8. Этические проблемы психологических исследований и психологической практики : материалы круглого стола // Человек. — 2002. — № 6. — С. 5-20.

METHODICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL ETHICS AT CLINICAL PSYCHOLOGISTS' TRAINING

N. V. Tsepeleva

SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk c.)

Today ethical aspects of medical activity cause great interest in society. However in our opinion it hasn't taken an appropriate place within psychological training ethics yet. In many countries, as in Russia, ethics as the high school discipline isn't obligatory at psychological faculties that is, in our opinion, a negative factor of educational process. In this regard in article the matter of a place of professional ethics in the system of training of the clinical psychologist is pointed, methodical problems of teaching professional ethics is revealed.

Keywords: ethics, psychology, professional ethics, clinical psychology, morals, technique, training, education, bioethics.

About authors:

Tsepeleva Nadezhda Valeryevna — candidate of philosophical science, assistant professor of philosophy chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 227-31-01, e-mail: cepelevanv@mail.ru

List of the Literature:

1. Bauman U. Clinical psychology / U. Bauman, M. Pere. — SPb.: World of books, 2012.

— 922 P.

2. Veselova E. K. Psychological deontology: outlook and moral of the person / E. K. Veselova.

— SPb.: Publishing house of SPb un, 2002. — 316 P.

3. Zhukova S. P. A question of perspective technique of teaching ethics in higher education institution / S. P. Zhukova // Strategic orientations of process of teaching in modern conditions: theses of the 5th scientific and methodical conf. faculty of philosophy and social sciences of BSU: in 2 p. P. 2. — Minsk: Publishing house of BSU, 2008. — P. 15-18.

4. Protanskaya E. S. Professional ethics of the psychologist / E. S. Protanskaya. — SPb.: Publishing house of SPb. un-that, 2008. — 173 P.

5. Tishchenko P. D. Ethics problems in clinical psychology / P. D. Tishchenko // Bulletin of MSU. Ser.14. Psychology. — 2006. — № 2. — P. 5-11.

6. Tsepeleva N. V. Bases of professional ethics of the clinical psychologist: guidance / N. V. Tsepeleva. — Novosibirsk: Sibmedizdat of NSMU, 2014. — 136 P.

7. Tsvyk V. A. Professional ethics: bases of the general theory: guidance / V. A. Tsvyk. — M.: Publishing house of PFUR, 2010. — 287 P.

8. Ethical problems of psychological researches and psychological practice: materials of a round table // Person. — 2002. — № 6. — P. 5-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.