Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДОШКОЛЬНИКОВ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЕЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / МЕТОД CLIL (CONTENT AND LANGUAGE INTEGRATED LEARNING) / РАЗВИВАЮЩАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатенко Ксения Юрьевна, Васильчикова Ирина Анатольевна

Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения методических аспектов предметно-языкового интегрированного обучения дошкольников английскому языку в условиях современного детского сада. В данном процессе особое значение имеет постоянное общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми на родном и иностранном языке в рамках языковых занятий и в повседневной деятельности. Комплексное исследование педагогических особенностей при работе с детьми также нашло отражение в реализации принципа преемственности содержания дошкольного и начального общего иноязычного образования. В статье раскрыты лингвистические и методические аспекты изучения иностранного языка старшими дошкольниками, проанализированы концепции в области раннего поликультурного образования. Авторами определено условие эффективной работы с детьми - организация предметно-языкового интегрированного обучения (метод CLIL (Content and Language Integrated Learning)). Учитывая представленные принципы (полифункциональности, многоуровневости и открытости, интеграции образовательных областей ФГОС ДО и др.), выявлена значительная роль обогащения развивающей иноязычной образовательной среды по мере овладения дошкольниками элементарными речевыми конструкциями на английском языке. Основное внимание акцентируется на обязательном включении в инструментарий педагога мультисенсорных методов, методов системной работы с фонетикой, лексикой при построении иноязычного диалога и монолога. При этом английский язык представляет собой организованную форму занятий с детьми, к которой систематически подключаются элементы другой деятельности: игровой, музыкальной, физической, художественной и др., делая образовательный процесс более занимательным. В статье обоснована необходимость активного вовлечения в образовательный процесс воспитателей и родителей. Педагогическое сопровождение участников взаимодействия осуществляется посредством реализации поэтапной совместной деятельности: планирование и проведение мероприятий, оказание педагогом методической и информационной помощи. Данное направление дополняется представлением плана включения иноязычного общения дошкольников и педагогов в режим дня и образовательную деятельность дошкольной организации. Основным средством его реализации является повседневное и систематичное общение ребенка со взрослыми и сверстниками на английском языке на занятиях, прогулках, в самостоятельной игровой деятельности и т.д. Проведенное исследование дает общее представление о влиянии организации предметно-языкового интегрированного обучения иностранному языку на успешную адаптацию детей к изучению нового языка в начальной школе. Это позволило раскрыть содержание понятия «готовность к обучению иностранному языку». В заключении статьи даны выводы о положительных аспектах введения предметно-языкового интегрированного обучения английскому языку, что способствует повышению коммуникативной мотивации через использование современных и традиционных форм организации деятельности детей в сочетании с различными видами их творческой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солдатенко Ксения Юрьевна, Васильчикова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE SUBJECT - LANGUAGE INTEGRATED TEACHING OF ENGLISH TO PRESCHOOLERS

The relevance of the article is due to the need to study the methodological aspects of the subject-language integrated teaching of English to preschoolers in a modern kindergarten. In this process, the constant communication and interaction of the child with peers and adults in their native and foreign languages in the framework of language classes and in everyday activities is of particular importance. A comprehensive study of pedagogical features working with children is also reflected in the implementation of the principle of continuity in the content of preschool and primary general foreign language education. The article reveals the linguistic and methodological aspects of learning a foreign language by older preschoolers, analyzes the concepts in the field of early multicultural education. The authors determined the condition for effective work with children - the organization of subject-language integrated learning (the CLIL method (Content and Language Integrated Learning)). Taking into account the presented principles (multi-functionality, multi-level and openness, integration of educational areas of the Federal State Educational Standard, etc.), a significant role of enriching the developing foreign language educational environment as preschoolers master elementary speech structures in English is revealed. The main attention is focused on the mandatory inclusion of multisensory methods, methods of systematic work with phonetics, vocabulary in the construction of a foreign language dialogue and monologue in the teacher's toolkit. At the same time, English is an organized form of classes with children, to which elements of other activities are systematically connected: gaming, musical, physical, artistic, etc., making the educational process more entertaining. The article substantiates the need for active involvement of educators and parents in the educational process. Pedagogical support of the interaction participants is carried out through the implementation of phased joint activities: planning and holding events, providing methodological and informational assistance by the teacher. This direction is supplemented by the presentation of a plan for the inclusion of foreign language communication of preschoolers and teachers in the daily routine and educational activities of a preschool organization. The main means of its implementation is the daily and systematic communication of the child with adults and peers in English in classes, walks, in independent play activities, etc. The conducted research gives a general idea of the impact of the organization of subject-language integrated teaching of a foreign language on the successful adaptation of children to learning a new language in elementary school. This made it possible to reveal the content of the concept of "readiness for learning a foreign language". At the end of the article, conclusions are given about the positive aspects of the introduction of subject-language integrated teaching of the English language, which helps to increase communicative motivation through the use of modern and traditional forms of organizing children's activities in combination with various types of their creative activity.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 373.291

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Солдатенко Ксения Юрьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г.о. Орехово-Зуево); старший преподаватель Васильчикова Ирина Анатольевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г.о. Орехово-Зуево)

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения методических аспектов предметно-языкового интегрированного обучения дошкольников английскому языку в условиях современного детского сада. В данном процессе особое значение имеет постоянное общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми на родном и иностранном языке в рамках языковых занятий и в повседневной деятельности. Комплексное исследование педагогических особенностей при работе с детьми также нашло отражение в реализации принципа преемственности содержания дошкольного и начального общего иноязычного образования. В статье раскрыты лингвистические и методические аспекты изучения иностранного языка старшими дошкольниками, проанализированы концепции в области раннего поликультурного образования. Авторами определено условие эффективной работы с детьми - организация предметно-языкового интегрированного обучения (метод CLIL (Content and Language Integrated Learning)). Учитывая представленные принципы (полифункциональности, многоуровневости и открытости, интеграции образовательных областей ФГОС ДО и др.), выявлена значительная роль обогащения развивающей иноязычной образовательной среды по мере овладения дошкольниками элементарными речевыми конструкциями на английском языке. Основное внимание акцентируется на обязательном включении в инструментарий педагога мультисенсорных методов, методов системной работы с фонетикой, лексикой при построении иноязычного диалога и монолога. При этом английский язык представляет собой организованную форму занятий с детьми, к которой систематически подключаются элементы другой деятельности: игровой, музыкальной, физической, художественной и др., делая образовательный процесс более занимательным. В статье обоснована необходимость активного вовлечения в образовательный процесс воспитателей и родителей. Педагогическое сопровождение участников взаимодействия осуществляется посредством реализации поэтапной совместной деятельности: планирование и проведение мероприятий, оказание педагогом методической и информационной помощи. Данное направление дополняется представлением плана включения иноязычного общения дошкольников и педагогов в режим дня и образовательную деятельность дошкольной организации. Основным средством его реализации является повседневное и систематичное общение ребенка со взрослыми и сверстниками на английском языке на занятиях, прогулках, в самостоятельной игровой деятельности и т.д. Проведенное исследование дает общее представление о влиянии организации предметно-языкового интегрированного обучения иностранному языку на успешную адаптацию детей к изучению нового языка в начальной школе. Это позволило раскрыть содержание понятия «готовность к обучению иностранному языку». В заключении статьи даны выводы о положительных аспектах введения предметно-языкового интегрированного обучения английскому языку, что способствует повышению коммуникативной мотивации через использование современных и традиционных форм организации деятельности детей в сочетании с различными видами их творческой активности.

Ключевые слова: раннее иноязычное образование, предметно-языковое интегрированное обучение дошкольников, метод CLIL (Content and Language Integrated Learning), развивающая иноязычная образовательная среда, готовность к обучению иностранному языку в начальной школе.

Annotation. The relevance of the article is due to the need to study the methodological aspects of the subject-language integrated teaching of English to preschoolers in a modern kindergarten. In this process, the constant communication and interaction of the child with peers and adults in their native and foreign languages in the framework of language classes and in everyday activities is of particular importance. A comprehensive study of pedagogical features working with children is also reflected in the implementation of the principle of continuity in the content of preschool and primary general foreign language education. The article reveals the linguistic and methodological aspects of learning a foreign language by older preschoolers, analyzes the concepts in the field of early multicultural education. The authors determined the condition for effective work with children - the organization of subject-language integrated learning (the CLIL method (Content and Language Integrated Learning)). Taking into account the presented principles (multi-functionality, multi-level and openness, integration of educational areas of the Federal State Educational Standard, etc.), a significant role of enriching the developing foreign language educational environment as preschoolers master elementary speech structures in English is revealed. The main attention is focused on the mandatory inclusion of multisensory methods, methods of systematic work with phonetics, vocabulary in the construction of a foreign language dialogue and monologue in the teacher's toolkit. At the same time, English is an organized form of classes with children, to which elements of other activities are systematically connected: gaming, musical, physical, artistic, etc., making the educational process more entertaining. The article substantiates the need for active involvement of educators and parents in the educational process. Pedagogical support of the interaction participants is carried out through the implementation of phased joint activities: planning and holding events, providing methodological and informational assistance by the teacher. This direction is supplemented by the presentation of a plan for the inclusion of foreign language communication of preschoolers and teachers in the daily routine and educational activities of a preschool organization. The main means of its implementation is the daily and systematic communication of the child with adults and peers in English in classes, walks, in independent play activities, etc. The conducted research gives a general idea of the impact of the organization of subject-language integrated teaching of a foreign language on the successful adaptation of children to learning a new language in elementary school. This made it possible to reveal the content of the concept of "readiness for learning a foreign language". At the end of the article, conclusions are given about the positive aspects of the introduction of subject-language integrated teaching of the English language, which helps to increase communicative motivation through the use of modern and traditional forms of organizing children's activities in combination with various types of their creative activity.

Key words: early foreign language education, subject-language integrated education for preschoolers, CLIL method (Content and Language Integrated Learning), developing foreign language educational environment, readiness for teaching a foreign language in elementary school.

Введение. На сегодняшний день имеется достаточно большое количество актуальных научных исследований в области изучения иностранного языка дошкольниками: Д.А. Гарань [61, Э.И. Добросердова [71, О.А. Корбан [10], К.Х. Куготова [11], Л.М. Матвиенко [13] и др. Различные аспекты проблемы раннего иноязычного образования отражены в лингвистических,

педагогических и психологических исследованиях (М.З. Биболетова [5], М.И. Богомолова, Н.С. Муродходжаева, З.Н. Никитенко, М.Б. Рахманина, Е.Н. Соловова, О.И. Трубицина [14], Л.С. Чикилева, Е.Ю. Шабельникова, А.К. Шинкарева [21] и др.). Обоснование педагогических особенностей и технологий в области поликультурного образования раскрыты в работах М.Б. Зацепиной, И.А. Зимней, С.И. Карповой, Е.Ю. Протасовой, Н.М. Родиной и др.

Изучение иностранного (английского) языка на этапе дошкольного детства позволяет ребенку без особых трудностей вступать в иноязычное общение со сверстниками в игровой деятельности посредством создания педагогических условий, позволяющих использовать потенциал сензитивного периода подготовки к школе.

Изложение основного материала статьи. Теоретический анализ современных исследований в области раннего иноязычного образования показал, что процессы изучения родного и иностранного языка у детей дошкольного возраста имеют следующие особенности:

- разнонаправленность пути овладения: формирование коммуникативных умений на родном языке осуществляется неосознанно, в то время как развитие иноязычных умений проявляется в процессе мыслительного осознавания способов речевого высказывания. Ребенок усваивает родной язык неосознанно и ненамеренно, а иностранный - начиная с осознания и намеренности. Поэтому развитие родного русского языка идет снизу-вверх, в то время как развитие иностранного идет сверху вниз;

- плотность общения - широта сфера общения ребенка (количество занятий, коммуникации, выполнений игровых упражнений и пр.) [12];

- включенность языка в предметно-коммуникативную деятельность человека - овладение средством общения через познание окружающей действительности;

- совокупность реализуемых им функций, главная из которых коммуникативная - как средство выражения мысли; соотносимость с сензитивным периодом речевого развития ребенка - дошкольный возраст [5].

Наиболее актуальной особенностью обучения английскому языку в условиях современной дошкольной организации является предметно-языковое интегрированное обучение (метод CLIL (Content and Language Integrated Learning)), что обеспечивает единую направленность деятельности субъектов дошкольного образования в изучении иностранного языка, воспитании и развитии ребенка (Е.Ф. Баркова [3], Е.Ю. Бахталина [4] О.И. Киселева [9], И.Г. Мамедова, Л.В. Павлова [15], О.А. Селивановская и др.).

Среди принципов организации педагогического процесса с использованием метода CLIL отметим:

- принцип индивидуальности и самоактуализации: признание личности ребенка партнером, формирование его способностей к саморазвитию, самоорганизации, общей культуры и нравственного сознания;

- принцип интеграции образовательных областей ФГОС ДО [22] с обучением английскому языку (иностранный язык рассматривается с позиции его постоянного использования при работе с детьми). «Интегративные связи представляют собой опору для полноценного восприятия и понимания новых знаний, формирования навыков и развития умений, а также позволяет обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт, обеспечивая полноту знания» (Л.В. Павлова, И.Г. Мамедова [15, С. 86]);

- принцип полифункциональности, многоуровневости и открытости: включение в образовательный процесс детского сада различного рода педагогических партнеров и социальных структур (вуз, начальная школа, организации дополнительного образования детей, такие как: центры развития ребенка, дома культуры, предприятия города, театральные, студии, музыкальные, спортивные школы и др.), выявление единых целей, интересов и организацию совместной деятельности по иностранному языку (проведение мастер-классов, квестов, спектаклей по мотивам интернациональных сказок, виртуальных экскурсий, развлечений, тренингов, выставок зарубежной детской литературы, совместные проектные разработки, проведение различных конкурсов и др.) [18];

- принцип интеграции участников взаимодействия в интернациональную культуру и культуру нашей страны (осознание каждым ребенком себя как частью мировой культуры);

- принцип динамичности и доброжелательного отношения: наличие у педагога личностных качеств, таких как заботливость, внимание, чуткость, доброта и др. Построение отношений с воспитателями, родителями и детьми на доверии, ориентацию на интересы, пожелания;

- принцип формирования социальной адаптации детей - помощь педагогом в преодолении психологической тревожности при восприятии иноязычной речи;

- принцип использования совместного творчества, игры, разноуровневых речевых заданий, как в режимных моментах, так и в непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками;

- принцип постоянства обратной связи: активное участие семьи в изучении иностранного языка в условиях детского сада и дома;

- принцип учета ведущих видов детской деятельности: в основе обучения игровая деятельность с созданием различных коммуникативно-ролевых ситуаций, в которых используются слова, фразы, высказывания на иностранном языке. Дошкольник выступает активным участником игровой, коммуникативной и др. деятельности (М.Б. Зацепина [8]). Тем самым на занятиях по английскому языку у ребенка формируются умения ставить цель, решать познавательные и коммуникативные задачи, применять полученные знания в речевой практике;

- принцип опоры на зону ближайшего развития детей: последовательное изучение иноязычного материала «от простого - к сложному», результатом которого является самостоятельное выполнение игровых заданий ребенком: «языковой поток не препятствует усвоению материала и становится в зоне ближайшего развития на уровне преодолимой трудности» (А.В. Мальцева, Я.В. Давиденко [1, С. 33]);

- принцип непрерывности образования: обеспечение к концу обучения такого уровня сформированности иноязычных коммуникативных умений дошкольника, который предполагает реализацию успешной подготовки к продолжению обучения на следующей ступени образования [20].

Соответственно, особая роль в реализации предметно-языкового интегрированного обучения принадлежит педагогу, которое способствует созданию и постоянному обогащению развивающей иноязычной образовательной среды по мере овладения детьми элементарными речевыми конструкциями на английском языке.

Для устранения возможности формирования у детей неправильного навыка иноязычного произношения на каждом занятии проводятся речевые разминки, задания на знакомство или закрепление изученной лексики посредством системной работы с транскрипцией, звуковой интерактивной панелью, просмотров видеороликов, мультипликаций, включения элементов логоритмики. Важной особенностью при этом является перефразирование неверного варианта высказывания и повторение правильного образца, подсказывание и объяснение выбора речевых действий (Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина [16]).

Согласно Бахталиной Е.Ю., интегрированное обучение предполагает «объединение на занятии мыслительной, эмоциональной и двигательной сфер личности обучаемых. При этом английский язык представляет собой организующий

предмет, к которому систематически подключаются элементы другой деятельности: игровые, музыкальные, физические, художественные и другие действия, что способствует расширению ситуаций использования иностранного языка» [4].

В связи с этим, считаем необходимым отметить обязательное включение в инструментарий педагога мультисенсорных методов, т.е. с акцентом на восприятие иноязычного материала органами чувств (Е.В. Андреева [2]). Данные методы позволяют задействовать все возможности и умения ребенка, создать условия естественного общения на иностранном языке через визуальное представление материала (картинки, модели, цветовые выделения, мультипликации, флэш карты, книги и др.), слуховое восприятие (аудиоматериалы, музыкальное сопровождение, чтение сказок, говорение, словесные игры, пение, ритмическое повторение, танцы и др.), тактильное восприятие (рисование (пальчиками), пазлы, моделирование, хлопанье в ладоши, игры с мячом, пластилинография, пальчиковая гимнастика, работа с раздаточным материалом, аппликация, оригами и др.).

Предметно-языковое интегрированное раннее обучение иностранному языку позволяет достигнуть наиболее эффективных результатов при активном вовлечении в образовательный процесс с детьми воспитателей и родителей. Организация педагогического сопровождения педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей (членов семей) воспитанников осуществляется посредством поэтапной организации совместной деятельности, а также своевременной диагностики, обсуждения и разрешения возникающих проблем. Этому способствует: использование в работе форм педагогической поддержки при работе с педагогическим коллективом и семьей (консультирование, дискуссии, деловые игры, выступления на педсоветах, собраниях, семинары-практикумы, мастер-классы и т.д.); создание условий для участия в запланированных и проведенных мероприятиях, выполнения домашних заданий, знакомства и оперирования англоязычным словарем, интернет ресурсами; оказание методической и информационной помощи [20].

В реализации предметно-языкового интегрированного обучения иностранному языку в условиях ДОО важное значение имеет организация повседневного общения ребенка со взрослыми и сверстниками на иностранном языке, в том числе и в процессе режимных моментов. Учитывая этот факт, был разработан план включения иноязычного общения дошкольников и педагогов в режим дня и образовательную деятельность дошкольной организации:

1. Утренний круг: Открытый диалог «Good moming...», «I'm glad to see you». Выбор роли детьми на целый день по следующим позициям:

- «counter» (счетовод) - считает на английском языке общее количество детей, затем отдельно количество мальчиков и девочек, вывешивает числовые данные на стенд, помогает при счете на занятиях по математике;

- «attendant» (дежурный) - помогает воспитателям в режимных моментах, называет по-английски предметы посуды при подготовке к приему пищи;

- «assistant» (помощник на занятиях) - помогает педагогам на занятиях, называет по-английски канцелярские принадлежности;

- «trainer» (инструктор по здоровью) - проводит зарядки, динамические паузы на занятиях, гимнастику на английском языке;

- «nature calendar assistant» (помощник по календарю природы) - называет на календаре группы время года, погоду, месяц, число, день недели и пр.;

- «storyteller» (сказочник) - выбирает сказку для чтения; после прочтения педагогом называет по-английски главных героев;

- «speaker» (спикер) - презентует «словарик дня» после прогулки, полдника.

2. Утренняя гимнастика/гимнастика после сна: Проведение педагогом (или ребенком - «trainer») подвижной игры, игр на движения с включением иноязычной лексики («Clap your hands», «Head, shoulders, knees and toes», «Farm and forest animais» и др.).

3. Подготовка к приему пищи: Заучивание и постоянное повторение речевки:

«Wash your hands

Before you eat.

Wash with soap and water.

Your hands are clean.

You're ready to eat».

Алгоритм умывания на английском языке в помещении.

4. Прием пищи: использование в речи иноязычных конструкций: «Enjoy your meal», «Give me, please», «You're welcome», «Take your seats/Sit down at your tables», «Thank you» и т.д.

5. Образовательная деятельность: естественные высказывания педагога; в завершении занятий по расписанию ДОО «English time» представление детям на выбор следующих видов деятельности: прослушивание небольшой сказки на английском языке, просмотр мультфильма на английском языке, игра «Найди новые слова» на выбранную букву английского алфавита, раскрашивание/штриховка любимой буквы английского алфавита, диалог: узнаем интересный факт из истории, традиций страны изучаемого языка; «Funny sound»: в гости приходит английский звук в виде сказочного героя, словесные фонетические игры на отработку данного звука (на основе метода ассоциаций: ассоциативные рифмы, наложение картинок, составление историй, коллаж ассоциаций и др.

6. Прогулка: проведение подвижных, малоподвижных игр на английском языке. Словесная игра «Seasons»; заучивание и повторение стихотворения о текущем времени года. Подготовка к диалогу перед обедом «I found out today».

7. Подготовка к обеду: открытый диалог «I found out today» (новые слова, фразы на английском языке - пополнение «словарика дня»). Парная работа: «Что узнал сегодня твой друг?», «Как мы это узнали?» (диалог о наблюдениях на прогулке, работа с англоязычным словарем). Чтение/прослушивание сказки на английском языке.

8. Организованная самостоятельная деятельность после полдника: использование в речи иноязычных конструкций: «I would like to...(paint, play in blocks, read, play in dolls, play in cars)» и др. Работа с иноязычным коллажем «словарик дня» -презентация ребенком-спикером - повторение, закрепление изученных лексических конструкций на английском языке. «Likes»: стикеры/лайки на шкафчиках детей за хорошую работу в течение дня.

Предметно-языковое интегрированное обучение дошкольников английскому языку предполагает использовать как современные формы организации деятельности - квесты, развлечения, создание портфолио, интерактивные игры и др., формы контроля (рисунки, проекты, выставки) и подведения итогов (праздники, викторины, собрания и пр.), так и традиционные (разучивание песенок, стихов, сюжетно-ролевые, словесные дидактические игры и пр.) в сочетании с различными видами творческой активности детей - рисование, аппликация, лепка, конструирование и др. (Н.М. Родина [17]).

Выводы. Проведенное исследование дает общее представление о состоянии проблемы организации предметно-языкового интегрированного обучения иностранному языку дошкольников в условиях детского сада. Это позволило определить, что у ребенка в процессе общения на родном и иностранном языке (в рамках занятий, мероприятий на

английском языке), совместной деятельности со взрослыми (усвоение социального и лингвистического опыта), сверстниками (обогащение социального опыта, выстраивание отношений с другими детьми посредством решения коммуникативных задач), а также самостоятельной игровой и др. видов деятельности осуществляется эффективное формирование готовности к обучению иностранному языку, которое можно определить как комплекс качеств личности ребенка, необходимый для его успешной адаптации к изучению иностранного языка в начальной школе [191.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что введение предметно- языкового интегрированного обучения иностранному языку в дошкольной организации позволяет сделать образовательный процесс более занимательным, способствует повышению коммуникативной мотивации детей, формированию целостной картины мира, качественной подготовке к дальнейшей более осознанной языковой практике в будущем.

Литература:

1. Актуальные проблемы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2020 - 331 с.

2. Андреева, Е.В. Использование технологии мультисенсорного подхода в преподавании английского языка с целью повышения качества обучения / Е.В. Андреева // Старт в науке. - 2017. - № 4-1. - С. 136-140.

3. Баркова, А.Ф. Использование метода предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) при обучении дошкольников английскому языку / А.Ф. Баркова, О.А. Селивановская // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2020. -Т.5. - В.1. - С. 27-32.

4. Бахталина, Е.Ю. Интегрированное обучение английскому языку в детском саду: дис. ... канд. пед. наук. -Петрозаводск: КГПУ, 1998. - 173 с. - URL: https://www.dissercat.com/content/integrirovannoe-obucheme-angHiskomu-yazyku-v-detskom-sadu (дата обращения: 21.12.2021г.).

5. Биболетова, М.З. Обучение иностранным языкам в начальной школе / М.З. Биболетова // глава в кн. «Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность»: под ред. А.А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. - 387 с.

6. Гарань, Д.А. Современные подходы в обучении детей дошкольного возраста иностранному языку / Д.А. Гарань, Н.И. Левшина // Международный студенческий научный вестник. - 2019 - № 1 - С. 83-89.

7. Добросердова, Э.И. Методологические особенности обучения дошкольников иностранному языку /

3.И. Добросердова // Теория и практика преподавания иностранных языков: сб. науч. трудов. - М., 2020. - С. 11-15.

8. Зацепина, М.Б. Игровые формы и методы обучения и развития детей дошкольного возраста на основе использования информационно-коммуникативных технологий и средств обучения / М.Б. Зацепина, Т.Н. Зюзина // Педагогическое образование и наука. - 2018. - №3. - С. 69-72.

9. Киселева, О.И. Интегративный подход к раннему обучению дошкольников иностранному языку / О.И. Киселева, О.Д. Тюлькина // Актуальные вопросы современной науки: сб. статей по материалам Х междунар. науч.-практ.конф.: в 4-х

4. (г. Томск, 12 марта 2018 г.). - Томск, 2018 - С. 41-51.

10. Корбан, О.А. Обучение иностранному языку дошкольников: теоретические аспекты / О.А. Корбан, И.Б. Архипов // Новые технологии в обучении иностранным языкам: сб. материалов науч.-практ. конф. (г. Омск, 07 июня 2019 г.). - Омск, 2019 - С. 100-103.

11. Куготова, К.Х. Основные методики обучения дошкольников иностранному языку / К.Х. Куготова // Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования: материалы VI региональной науч.-практ. конф. (г. Волгоград, 15 февраля 2019 г.). - Волгоград, 2019. - С. 33-35.

12. Левшина, Н.И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников / Н.И. Левшина, Л.В. Градусова // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-9. - С. 1988-1992.

13. Матвиенко, Л.М. Ранее обучение детей иностранному языку: теория и практика / Л.М. Матвиенко // Концепт. Научно-методический электронный журнал. - 2018. - №6 (июнь). - С. 346-357.

14. Методика обучения иностранному языку: учеб. и практикум для вузов / О.И. Трубицина [и др.]; под ред. О.И. Трубициной. - М.: ЮРАЙТ, 2020 - 384 с.

15. Павлова, Л.В. Интегративный подход в обучении детей дошкольного возраста иностранному языку / Л.В. Павлова, И.Г. Мамедова // Инновационная наука. - 2016. - №12. - С. 3.

16. Протасова, Е.Ю. Методика раннего обучения иностранному языку:^учеб. пособие для вузов / Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина; под ред. Е.Ю. Протасовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2020. - 255 с.

17. Родина, Н.М. Интеграция в преподавании культуры и языка на начальном этапе / Н.М. Родина // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №8. - С. 52-60.

18. Солдатенко, К.Ю. Реализация социально-педагогического взаимодействия в процессе раннего иноязычного образования // К.Ю. Солдатенко, Н.С. Муродходжаева. - Казанский педагогический журнал. - 2021 - №1 (144). -С. 228-234.

19. Солдатенко, К.Ю. Формирование готовности старших дошкольников к обучению иностранному языку в начальной школе // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». - 2021. - Т. 20. - №1 (47). - С. 31-42.

20. Солдатенко, К.Ю. Формирование иноязычных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Солдатенко Ксения Юрьевна. - Москва, 2020. - 27 с.

21. Шинкарева, А.К. Особенности организации обучения иностранному языку дошкольников / А.К. Шинкарева // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. - 2018. - № 6 - С. 73-77.

22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.