УДК 373.21 + 37.0 36 ББК 4410.054.4-2
ГСНТИ 14.23.05
Код ВАК 13.00.0 7
Т. И. Якубова
Армавир
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ КУБАНИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: декоративно-прикладное искусство Кубани; методы; дети дошкольного возраста; народная культура.
АННОТАЦИЯ. Освещаются методические основы проблемы приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству Кубани. Для ознакомления старших дошкольников предлагается использовать комплекс методов эстетико-художественной направленности. Содержание работы воспитателя с детьми по данному направлению предполагает включение их в проблемно-поисковую деятельность, развивающую эстетические ценностные ориентации.
Т. I. Yakubova
Armavir
METHODOLOGICAL ASPECTS OF FAMILIARIZING SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH DECORATIVE AND APPLIED ART OF KUBAN
KEYWORDS: decorative and applied Arts of Kuban; methods; pre-school children; folk culture.
ABSTRACT. The article highlights the methodological aspects of familiarizing of preschool children with the arts and crafts of Kuban. For senior preschoolers it is suggested that complex methods of aesthetic and artistic direction should be used. The content of the work of a teacher in this area is intended to include them in problem-search activities, developing aesthetic value orientation.
Становление развитой личности ребенка начинается с познания самого близкого окружения: родной природы, культурных традиций своего края, присвоения эстетических ценностей малой родины. Особая роль в данном процессе принадлежит декоративно-прикладному искусству, которое содействует вхождению ребенка в мировую художественную культуру, способствует его приобщению к общечеловеческим ценностям.
«Региональное декоративно-прикладное искусство вбирает в себя специфику местных условий, социально-исторические, национальные особенности региона, своеобразие искусства и культуры края. Искусствоведы И. Я. Богуславская, М. Н. Каменская, С. Б. Рождественская, Б. А. Рыбаков, В. Стасов, В. А. Фалеева подчеркивают, что творчество ремесленников имеет региональные черты. Региональные ремесла отражают культурные традиции края комплексно: через передачу художественного опыта, отражение мировоззрения народа, через связь народного творчества с региональными обрядами, фольклором, народной педагогикой» [3. С. 11].
Кубань относится к территории, где исторически соединились культурные традиции разных народов. На специфику этнокультурных традиций, включая и декоративно-прикладное искусство, оказало влияние взаимодействие русской и украинской этнографических групп, народов северного
Кавказа, а также своеобразие историкокультурных процессов и социальноэкономических условий на разных этапах этнической истории восточнославянского населения Кубани.
Как и в других областях России, на Кубани с учетом особенностей региональной культуры ведется активный поиск новых способов и подходов ознакомления детей с народной культурой этого региона. Для восприятия детьми народного искусства и культуры Кубани традиционно в дошкольных образовательных учреждениях организуются мини-музеи народного кубанского искусства и быта, в которых представлены разнообразные произведения народных мастеров: несложные формы гончарного ремесла, глиняные игрушки, тряпичные куклы, предметы кузнечного ремесла, резные наличники, пасхальные яйца («писанки»), вышитые предметы быта и одежды.
В предметно-игровую развивающую среду групп вносятся: материалы по ознакомлению с искусством, дидактические игры, народные игрушки (глиняные игрушки, свистульки, игрушки из соломы, лоскутков и др.). Для эффективного ознакомления дошкольников с народно-прикладным искусством Кубани необходимо не только оформить интерьер групп подлинными произведениями искусства, но и обеспечить отбор воспитателем форм и методов работы.
Практика показывает, что чаще всего для решения данной задачи используется
© Якубова Т. И., 2012
следующее: тематические занятия; экскурсии; встречи с народными умельцами; беседы; просмотр видеофильмов, слайдов; чтение произведений о кубанском народе, его искусстве; проведение народных праздников, дидактических игр; рассматривание подлинных предметов народного декоративно-прикладного искусства Кубани, фотоматериалов, произведений искусства. При отборе произведений декоративноприкладного искусства Кубани рекомендуется учитывать интересы детей, четкость выражения декоративно-стилевых особенностей кубанского народного декоративноприкладного искусства, разнообразие видов декоративного искусства и материалов, из которых они выполнены, возможность отражения их детьми в собственной деятельности.
Анализ состояния практики работы в дошкольных образовательных учреждениях по ознакомлению детей с декоративноприкладным искусством Кубани свидетельствует о том, что отсутствует системный и комплексный подходы в подборе и использовании разнообразных форм и методов работы по данному направлению деятельности.
Результаты научного исследования позволили определить комплекс методов эстетико-художественной направленности приобщения дошкольников к декоративноприкладному искусству Кубани.
Методы первой группы были направлены на формирование эстетической восприимчивости, эмоциональной отзывчивости, эстетических чувств, интересов, потребностей, отношений, умений сопереживать, наслаждаться эстетическим. Наиболее эффективными среди них, с нашей точки зрения, являются следующие методы: акцентирование эстетических эмоций и ценностей в процессе наблюдения окружающей действительности и восприятия произведений декоративно-прикладного искусства Кубани; адекватных эмоций, связанных с эстетическими объектами.
Рассмотрим, как они могут использоваться в педагогической работе с дошкольниками.
Метод адекватных эмоций позволяет строить обучение так, что передаваемое содержание эстетически ценного объекта пробуждает у детей адекватные эмоциональные реакции. Особую роль здесь играет эмпатия. Проникаясь чувствами педагога, детей, ребенок присваивает это чувство, связывая его с конкретным объектом или образом произведения декоративно-прикладного искусства. Показывая противоположные эстетические ценности и пробуждая противоположные чувства (метод эмоционально-ценностных контрастов), воспитатель обостряет у детей переживание значимых чувств и осознание необходимых
ценностей, помогает введению их в систему ценностных ориентаций личности.
При использовании этой группы методов необходимо учитывать, что нужен особый настрой на восприятие эстетического, особое ожидание эмоционального воздействия, направленность внимания на эстетические качества объекта, опора на эмоции и чувства с побуждением к сопереживанию. С этой целью можно осуществлять целенаправленные наблюдения за предметами декоративноприкладного искусства Кубани с опорой на зрительные, слуховые, осязательные восприятия, с прослушиванием музыкальных произведений (кубанских песен), использованием художественного слова и др.
Методы для усвоения познавателъного компонента процесса приобщения к эстетическим ценностям (вторая группа методов) — это стимулирование эстетического интереса; акцентирование эстетических ценностей; формирование эстетических оценок, суждений.
Метод акцентирования эстетических ценностей помогает педагогу организовать осознание детьми ценности объекта изучения (народное декоративно-прикладное искусство родного края), стимулирует интерес, показывает личную и социальную значимость эстетической ценности. Формированию у детей эстетических ценностных ориентаций содействует использование бесед, диалогов, дискуссий, обмена впечатлениями по восприятию художественного образа. Организуя осмысление эстетических ценностей, педагог должен апеллировать к сознанию детей, к их развивающейся способности отражать действительность, выявляя то, что составляет личностноценностный смысл.
Интеллектуально-эстетическое осмысление ценностного эстетического содержания объектов осуществляется с помощью использования в обучении метода проблемного изложения. Сущность его состоит в том, что дети знакомятся не только со знаниями, фактами, событиями, но и с различными подходами к их интерпретации. Раскрывая разного рода взаимоотношения между явлениями эстетической культуры, показывая противоречивость и драматичность духовной жизни прошлого и настоящего большой и малой родины, ее отражение в художественном творчестве, педагог в проблемном изложении приводит и рассматривает альтернативные точки зрения, взгляды и суждения, выказывает свое личное отношение к той или иной проблеме.
В связи с этим подчеркнем, что при изложении содержания познавательного материала педагог может непосредственно обращаться к эмоциональной и духовной сфере личности ребенка. Воплощенные в произве-
дениях народного искусства, «вечные» во просы бытия, рассмотренные сквозь призму человеческих отношений, поступков, идеалов и ценностей, приобретают для детей «живое» звучание, наполняются личностным смыслом, вызывают соответствующие чувства и переживания. Таким образом, проблемное изложение, раскрывая нравственно-эстетические поиски человека, способствует пробуждению духовной мысли ребенка, его эмоциональной активности, осознанию им духовной силы и значимости эстетических ценностей.
Включая детей в проблемно-поисковую деятельность, развивающую их эстетические ценностные ориентации, воспитатель может использовать самые разнообразные методические приемы: создание установки на эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства Кубани, сопоставление произведений искусств на основе общей темы, сюжета, стилевых направлений, эмоционально-образной общности. Главная цель этих приемов — активизация ассоциативного мышления, пробуждение воображения и фантазии, механизмов интуиции. Для направления внимания детей на достижение общности эмоционально-образного мира произведений декоративно-прикладного искусства родного края рекомендуется создавать проблемные ситуации, в процессе разрешения которых дети учатся обосновывать свой выбор, высказывать суждения на основе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства. При этом возникает возможность вести сравнение и сопоставление разнообразных художественных средств, проникать более доходчиво в язык искусства путем различных ассоциаций, аналогий и т. п. Например, создание типичной проблемной ситуации «Кому что нужно для работы?» содействует формированию первоначальных представлений об особенностях разных видов декоративно-прикладного искусства Кубани.
В процессе педагогической работы необходимо стремиться к тому, чтобы каждое произведение, изучаемое с детьми, любая проблема, связанная с его анализом, приобретали современное звучание. Это очень важно, поскольку, интерпретируя духовное содержание искусства с позиции настоящего времени, дети как бы «приближают» его к
себе, соотнося общезначимое с неповторимо личным, учатся задумываться над жизненными вопросами. В результате происходит своего рода «переработка» эстетических ценностей, которая и ведет к расширению и обогащению духовного мира.
Третья группа методов — методы для усвоения деятел ъ ностно-творческого
компонента процесса приобщения к декоративно-прикладному искусству Кубани. Это такие методы, как тренировочные упражнения с целью освоения элементарных средств художественной выразительности декоративно-прикладного искусства Кубани, создание поисковых, «проблемных» ситуаций, дидактические игры, драматизации. Они оказывают такого рода воздействие, которое обеспечивает реальные практические действия учащегося, воплощающие его внутреннее эстетическое отношение, которое как бы материализует ценности в эстетической деятельности.
Рекомендуется использовать методы, направленные на приобщение детей к эстетической деятельности, на развитие их умений и навыков художественно воспроизводить окружающее, осваивать элементарные средства художественно-эстетической выразительности. Три группы методов — это три стороны педагогического влияния на приобщение дошкольников к эстетическим ценностям, становление их личности. Педагог должен способствовать эстетическому восприятию мира, помогая детям осмысливать эстетические ценности, инициируя созидание эстетического вне и внутри личностной структуры ребенка.
Данная нами характеристика основных групп методов работы с дошкольниками по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Кубани носит вариативный характер и может быть дополнена другими методическими приемами. Однако методическая инструментовка процесса ознакомления детей старшего дошкольного возраста (6—7 лет) с декоративно-прикладным искусством Кубани в конечном итоге будет определяться психологическими особенностями детей, их готовностью к восприятию новой информации и овладению прикладными умениями и навыками, которая, в свою очередь, определяется видом декоративно-прикладного искусства.
ЛИТЕРАТУРА
1. БОНДАРЬ Н. Н. Традиционная культура кубанского казачества. Краснодар, 1999.
2. ГРИГОРЬЕВА Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М., 1998.
3. ОБУХОВА С. Н. Декоративно-прикладное искусство Урала как средство становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста : автореф. дис. € канд. пед. наук : 13.00.07. Челябинск, 2009.
4. ТЕОРИЯ и методика изобразительной деятельности в детском саду / под ред. В. Б. Косминской. М., 1977-
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. П. Усольцев