Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка студентов педагогического вуза к ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством Кубани'

Профессиональная подготовка студентов педагогического вуза к ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством Кубани Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КУБАНИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / DECORATIVE-APPLIED KUBAN ART / PROFESSIONAL READINESS / ART-HISTORIC READINESS / METHODICAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якубова Тамара Исаковна

Рассмотрено изучение готовности будущих специалистов в области дошкольного образования к деятельности по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством Кубани. Представлены результаты экспериментального исследования уровня сформированности их искусствоведческой и методической готовности к данному виду деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якубова Тамара Исаковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PREPARATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY TO FAMILIARIZING PRESCHOOL CHILDREN WITH DECORATIVE AND APPLIED KUBAN ART

The readiness to the leaning of future specialists to the activity on familiarizing preschool children with decorative and applied Kuban art is considered. The results of the experimental research of the level of formation of preschool children art-historic and methodical readiness to this kind of activity is given.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка студентов педагогического вуза к ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством Кубани»

УДК 373.2.016(470.62)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ КУБАНИ

© Тамара Исаковна ЯКУБОВА

Армавирская государственная педагогическая академия, г. Армавир, Краснодарский край, Российская Федерация, аспирант, кафедра теории, педагогики и образовательной практики, e-mail: yakubova004@yandex.ru

Рассмотрено изучение готовности будущих специалистов в области дошкольного образования к деятельности по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством Кубани. Представлены результаты экспериментального исследования уровня сформированности их искусствоведческой и методической готовности к данному виду деятельности.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство Кубани; профессиональная готовность; искусствоведческая готовность; методическая готовность.

За последнее годы в педагогической науке и практике активно ведется поиск путей совершенствования подготовки студента, исходя из направленности новых образовательных ценностей. В декларации Всемирной конференции «Высшее образование в XXI веке» подчеркивается, что творческое самоопределение студента обеспечивает международное измерение мобильности преподавателей и студентов с учетом национальных культурных ценностей и условий. В связи с этим в обществе идет интенсивная переоцен-

ка приоритетов в художественно-творческом развитии подрастающего поколения. Становление личности всегда происходит в социокультурном пространстве жизни своего народа, обладающего собственной историей, культурой, менталитетом, в которое ребенок включается самим фактом своего рождения. Широкими возможностями в формировании ценностно-смыслового отношения человека к окружающему миру и в творческом его самоопределении личности обладает декоративно-прикладное искусство (ДПИ).

Становление эстетически развитой личности начинается с дошкольного детства, с познания природы, культурных традиций, искусства родного края и является первым шагом в освоении творческого опыта мировой художественной культуры, в приобщении к общечеловеческим ценностям.

Современные исследования (Е.С. Бабу-новой, Т.С. Есаян, Т.С. Комаровой, Т.А. Котляковой, О. А. Соломенниковой, И. А. Старковой, Р.М. Чумичевой) в области эстетического воспитания дошкольников подчеркивают необходимость формирования у детей интереса к народной культуре и в качестве средства развития эстетических чувств, формирования начал эстетического отношения к действительности называют декоративноприкладное искусство. Эстетическое предназначение декоративно-прикладного искусства состоит в том, что в нем познание и преобразование человеком действительности есть средство его особенного художественно-творческого развития. Декоративно-прикладное искусство рассматривается не только как средство познания окружающей действительности, но и способ художественной рефлексии над самим творческим процессом. Творческая деятельность в декоративно-прикладном искусстве является источником саморазвития личности.

Одним из значимых средств становления эстетически развитой личности является традиционное декоративно-прикладное искусство родного края. Становление эстетически развитой личности ребенка средствами декоративно-прикладного искусства Кубани возможно уже в старшем дошкольном возрасте и способствует приобщению ребенка через региональное и отечественное искусство к ценностям мировой художественной культуры.

Декоративно-прикладное искусство Кубани является важным разделом региональной культуры, усвоение которого позволяет устанавливать связь между человеком и природой, историей родного края и его традициями. Региональное декоративно-прикладное искусство отражает специфику местных условий, социально-исторические, национальные особенности региона, своеобразие искусства и культуры края. Декоративноприкладное искусство Кубани обладает огромным педагогическим потенциалом. Региональные ремесла отражают культурные

традиции края комплексно: через передачу художественного опыта, отражение мировоззрения народа, через связь народного творчества с региональными обрядами, фольклором, народной педагогикой.

Развитие эстетически развитой личности ребенка напрямую связано с совершенствованием системы профессиональной подготовки специалистов, готовых к ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством. Вопросы подготовки специалиста к организации художественно-творческой деятельности отражены в работах Р.А. Гильман, Т.В. Гончаровой, Н.Н. Пучковой, М.В. Соколова, И.В. Соловьевой, В.В. Ячменевой и др.

Проблема повышения качества подготовки студентов - будущих педагогов дошкольного образования к грамотному творческому руководству процессом ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством Кубани - определяется той огромной ролью в развитии и формировании личности ребенка, которую играет искусство в целом и ДПИ Кубани в частности.

В нашем исследовании содержательный компонент профессиональной подготовки студентов включает усвоение студентами законов декоративно-прикладного искусства Кубани. В ходе познания этих законов студенты открывают для себя многофункциональность кубанского декоративно-прикладного искусства, разнообразие и богатство художественного материала, которые дают большие возможности для широкого использования его выразительных средств в учебновоспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Подготовка специалистов рассматриваемого направления требует изучения состояния их готовности к рассматриваемому виду деятельности.

Нами разработаны уровни искусствоведческой готовности.

Необходимо отметить, что уровень искусствоведческой готовности педагога напрямую зависит от уровня художественного развития его личности. В исследовании Ю.Н. Петровой [1] были выявлены многие показатели для определения уровня художественного развития. Среди них: частота общения с изобразительным искусством; практическая деятельность в области данного искусства; степень искусствоведческой инфор-

мированности и степень сформированности художественных предпочтений. В ходе исследования было доказано, что чем шире информирован человек в данном виде искусства, чем меньше расхождения в его визуальных и вербальных предпочтениях, тем выше уровень его художественной образованности и выше уровень художественного развития личности. Ю.Н. Петрова предлагает поэтому самыми убедительными и адекватными показателями считать степень информированности в данном виде искусства и степень сформиро-ванности художественных предпочтений.

С учетом названных показателей были разработаны следующие уровни искусствоведческой готовности педагога:

- самый низкий уровень - неверно отвечают на вопросы и выполняют задания; нет знаний о ДПИ Кубани;

- низкий уровень - присутствуют правильные ответы на вопросы, задания выполняются верно, но правильные ответы и решения основываются не на знаниях, а на чувствах, соотнесенных с опытом. У педагогов, относящихся к этому уровню, нет навыков общения с ДПИ, они не понимают языка ДПИ Кубани. Художественные предпочтения носят случайный характер;

- средний уровень - ответы на вопросы и решение заданий верные, знания о ДПИ Кубани противоречивы, еще нет определенной системы предпочтений, проявляется расхождение между реальным и декларируемым вкусами, существует острая тяга к получению новых знаний;

- высокий уровень - верное выполнение заданий и правильные ответы, высокая степень информированности о ДПИ Кубани, знание языка ДПИ Кубани, своеобразие произведений кубанского ремесла, знания полные, личностно освоенные и осознанные; художественные предпочтения не противоречивы, избирательны.

Также были определены уровни методической готовности педагогов к работе по ознакомлению дошкольников с произведениями ДПИ Кубани. За основу определения уровней взяли некоторые показатели, апробированные в исследовании М.В. Финько:

- знание особенностей восприятия ДПИ Кубани детьми, методов и приемов работы с данным видом искусства;

- умение отбирать произведения ДПИ Кубани в соответствии с возрастом детей, планировать работу по ознакомлению детей с ДПИ Кубани;

- креативность - ориентация в нестандартных технологиях ознакомления дошкольников с ДПИ Кубани, внесение нового содержания и способов ознакомления с ним, способность самостоятельно разрабатывать стратегию ознакомления дошкольников с кубанскими ремеслами [2-4].

На основе этих критериев были гипотетически разработаны следующие уровни методической подготовки педагогов к ознакомлению детей с ДПИ Кубани.

0 уровень - не знают особенностей восприятия ДПИ Кубани детьми, методов и приемов работы, методических пособий, помогающих знакомить дошкольников с ДПИ Кубани; не умеют планировать работу по ознакомлению детей с ДПИ Кубани, подбирать произведения ДПИ Кубани в соответствии с возрастом детей; не ориентируются в традиционных методиках ознакомления дошкольников с ДПИ, не могут провести занятия по готовым конспектам. Педагоги не готовы к проведению этой работы.

1 уровень - знание особенностей восприятия иллюстраций и методик ознакомления детей с ДПИ Кубани носят поверхностный характер; недостаточно умений по использованию методов и приемов работы с ДПИ Кубани и составлению планов ознакомления дошкольников с кубанским ремеслом; работая по готовым конспектам, допускают серьезные методические ошибки; затрудняются выбирать произведения ДПИ Кубани в соответствии с возрастом детей. Педагоги слабо готовы к осуществлению этой работы.

II уровень - хорошо знают особенности восприятия ДПИ Кубани дошкольниками, учитывают их при отборе произведений графики; умеют отбирать методы и приемы для ознакомления детей с ДПИ Кубани, ориентируются в традиционных методиках. Педагоги грамотно знакомят детей с произведениями кубанского ремесла по разработанным планам и конспектам, представленным в методической литературе, т. е. готовы на репродуктивном уровне к руководству ознакомлением детей с ДПИ Кубани.

III уровень - знания особенностей восприятия иллюстраций детьми, методы и

приемы личностно освоены, что позволяет ориентироваться в нестандартных технологиях ознакомления детей с искусством, самостоятельно разрабатывать стратегию ознакомления дошкольников с иллюстрацией, внося в нее новое содержание и способы, использовать свой подход при составлении планов. Педагоги готовы к творческому руководству ознакомлением детей с ДПИ Кубани.

Педагогический мониторинг осуществлялся в 3-х группах:

«А» - работающие педагоги дошкольного образования;

«Б» - студенты заочники, работающие педагоги дошкольного образования;

«В» - студенты стационара.

В ходе данных диагностических процедур выяснялись ведущие компетенции педагогов и будущих специалистов в области дошкольного образования в области организации деятельности по ознакомлению дошкольников с ДПИ Кубани:

- отношение педагогов к процессу ознакомления дошкольников с ДПИ Кубани;

- наличие искусствоведческих знаний о различных видах ДПИ Кубани, умений узнавать тот или иной вид кубанского искусства, источники информации о ДПИ Кубани;

- знание психолого-педагогических основ ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством Кубани;

- знание педагогических технологий ознакомления дошкольников с ДПИ Кубани и владения ими;

- владение видами кубанского ремесла.

Нами было проведено анкетирование

студентов с целью определения компетенции в области организации деятельности по ознакомлению дошкольников с ДПИ Кубани. Анализ результатов показал, что большинство анкетируемых групп «А» и «Б» по наличию искусствоведческих знаний находятся на первом уровне.

Изучение художественной подготовленности студентов к работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с ДПИ Кубани, дает нам основание для следующих выводов.

Подавляющее большинство работающих педагогов и часть заочников имеют некоторые представления о ДПИ Кубани как виде изобразительного искусства (I уровень), эти знания недостаточно полные и существен-

ные. Это характерно для большинства испытуемых и не зависит от стажа работы в детском саду и наличия специального образования. Практически все студенты стационара (группа «В») - 85,7 % оказались на самом низком уровне приобщения к искусству. 43,7 % работающих педагогов и часть сту-дентов-заочников (24,2 %) находятся на этапе «ученичества», еще только начинают осваивать ДПИ Кубани, познавая «язык» искусства.

Наш эксперимент не выявил ни одного педагога и студента, принадлежащего самому высокому уровню. Поскольку большинство имеют низкий уровень искусствоведческой готовности, полагаем, что основной причиной этого является слабость подготовки по этому разделу как в педучилище (у студентов-заочников), так и в вузе. Следовательно, традиционные программы курсов «Теория и методика изобразительного искусства», а также дисциплины общекультурного блока (региональный компонент) не позволяют студентам, работающим педагогам овладеть высоким уровнем искусствоведческой готовности к работе по ознакомлению детей с изобразительным искусством. Очевидно, что педагог, не владеющий умением проанализировать художественные достоинства конкретного произведения, не сможет раскрыть ребенку богатый мир ДПИ Кубани.

Существует насущная необходимость не только в установлении межпредметных связей тех дисциплин, которые рассматривают ДПИ Кубани, но и в таком ее изучении, которое ставит студента в активную позицию исследователя, формируя тем самым непротиворечивые представления и предпочтения в данном виде искусства. Необходимо также усилить внимание к формированию творческого отношения студентов к ДПИ Кубани.

Проведенное исследование свидетельствует, что подавляющее большинство студентов группы «А» (60,5 %) и 56,2 % респондентов группы «Б» показали I уровень методической готовности, который характеризуется поверхностными знаниями особенностей восприятия детьми ДПИ Кубани и методик ознакомления дошкольников с кубанскими ремеслами. Например, определяя произведения ДПИ Кубани, наиболее доступные детям для восприятия, они не учитывали возраст детей и их интерес. Большинство респонден-

тов этого уровня правильно делали отбор, но выбор был недостаточно широк. К этому уровню были отнесены педагоги, у которых мало умений по использованию методов и приемов работы с ДПИ Кубани и составлению планов ознакомления дошкольников с конкретным видом искусства. Для этой части респондентов характерно недостаточное понимание и осознание цели использования ДПИ Кубани в работе с детьми. Испытуемые первого уровня слабо готовы к знакомству дошкольников с ДПИ Кубани как видом изобразительного искусства.

Остальные анкетируемые (39,5 % группы «А» и 43,75 % группы «Б») достигли второго уровня методической готовности к работе. Респонденты этой категории хорошо знают особенности восприятия ДПИ Кубани дошкольниками, учитывают их при отборе произведений кубанских ремесел. Для анкетируемых этого уровня характерно также умение отбирать методы и приемы для ознакомления детей с ДПИ Кубани. Они называли такие методические приемы, как рассматривание и сравнение предметов разных видов ДПИ Кубани, использование ДПИ Кубани в дидактических играх и проведение викторин на материале традиционных ремесел Кубани.

Респонденты II уровня методической готовности лучше других осознают цель использования ДПИ Кубани. Для них характерна также ориентация в традиционных методиках ознакомления дошкольников с региональными искусствами. Им известны исследователи в этой области и их работы, а также немногочисленные методические пособия, статьи. Эти испытуемые могут грамотно знакомить детей с ДПИ Кубани по разработанным планам и конспектам, представленным в методической литературе, не проявляя творчества (доказательством этому послужили составленные анкетируемыми конспекты, мало отличающиеся друг от друга).

Никто из испытуемых не достиг третьего уровня методической готовности к работе по ознакомлению детей с ДПИ Кубани.

Из представленных данных видно, что никто из студентов, принимавших участие в констатирующем эксперименте, не достиг в ходе обучения по традиционной программе вуза высокого уровня искусствоведческой и

методической готовности к руководству процессом ознакомления детей дошкольного возраста с ДПИ Кубани.

В целом анализ подготовки студентов вуза к работе по ознакомлению детей с ДПИ Кубани выявил, что выпускники дошкольного факультета не готовы знакомить детей с этим видом изобразительного искусства на должном уровне. Для них характерен низкий уровень искусствоведческой информированности в области ДПИ Кубани, несформиро-ванность художественных предпочтений, непонимание «языка» ДПИ Кубани, значимости этого вида искусства для развития ребенка, незнание методов и приемов работы с ДПИ Кубани, что отрицательно сказывается на уровне методической готовности к руководству процессом восприятия детьми произведений кубанских ремесел.

Одним из путей решения этих задач может быть введение в образовательное пространство будущих специалистов дисциплин по выбору (спецкурсов), цель которых углубить специальную подготовки специалистов, расширить их квалификацию в области ДПИ Кубани. Повышение качества подготовки студентов к руководству ознакомлением дошкольников с произведениями ДПИ Кубани может быть улучшено и за счет подбора активных методов обучения, которые в совокупности со спецкурсами не только углубляют и расширяют подготовку будущих педагогов к руководству этим видом деятельности, но и повысят их общий культурный уровень, будут способствовать развитию творческих возможностей личности.

1. Петрова Ю.Н. Художественное развитие личности: общие результаты эксперимента // Проблемы художественного развития личности: сборник статей / под ред. Ю.Н. Петровой. М., 1982. С. 126-155.

2. Бондарь Н.Н. Традиционная культура кубанского казачества. Краснодар, 1999.

3. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М, 1977.

4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М., 1998.

Поступила в редакцию 6.07.2012 г.

UDC 373.2.016(470.62)

PROFESSIONAL PREPARATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY TO FAMILIARIZING PRESCHOOL CHILDREN WITH DECORATIVE AND APPLIED KUBAN ART

Tamara Isakovna YAKUBOVA, Armavir State Pedagogical Academy, Armavir, Krasnodar krai, Russian Federation, Post-graduate Student, Theory, Pedagogics and Educational Practice Department, e-mail: yakubova004@yandex.ru

The readiness to the leaning of future specialists to the activity on familiarizing preschool children with decorative and applied Kuban art is considered. The results of the experimental research of the level of formation of preschool children art-historic and methodical readiness to this kind of activity is given.

Key words: decorative-applied Kuban art; professional readiness; art-historic readiness; methodical readiness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.