11. Глинкина С.П. О расширении евразийской интеграции в условиях геополитического регионального соперничества / С.П. Глинкина, М.О. Турае-ва // Вестник университета. - 2014. - № 2 (45). - С. 54-62.
12. Лебедева Л.Ф. Позиции России и США в полицентричном мире: социально-экономический аспект. США и Канада: экономика, политика, культура / Л.Ф. Лебедева. - 2012. - С. 3-15.
13. Лебедева Л.Ф. Социальные приоритеты национальных и международных стратегий экономического развития в XXI в. / Л.Ф. Лебедева. - М., 2013. - С. 10-15.
14. Магомедов Ш.М. Финансовая безопасность России / Ш.М. Магомедов, Л.В. Иваницкая, М.В. Каратаев, М.В. Чистякова. - Москва, 2016. - С. 21
15. Пелипась И.В., Точицкая И.Э, Шиманович Г.И., Анисимов А.М. // Евразийская экономическая интеграция. 2014. - № 4.
16. Платонова И.Н. Международные экономические отношения в эпоху глобализации: учебное пособие / И.Н. Платонова, Н.Н. Ливенцев, Г.М. Костю-нина, В.В. Буглай. - Москва: Проспект, 2012. - 344 с.
17. Спартак А.Н. Развитие и международно-правовое регулирование процессов региональной экономической интеграции: новые тенденции и явления в начале XXI века /А.Н. Спартак // Российский внешнеэкономический вестник, 2010.
Коновалов С.А.
аспирант ФГБОУВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», г. Тамбов
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК НЕМАТЕРИАЛЬНОГО ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению методических аспектов оценки региональной идентичности как нематериального фактора развития региональной экономики. В работе выделены этапы оценки региональной идентичности, обосновано, что отсутствие какого-либо из условий положительной региональной идентичности приведет к созданию негативных проявлений, снижающих уровень конкурентоспособности региона.
Ключевые слова: региональная экономика, конкурентоспособность, региональная идентичность.
Konovalov S.A.
graduate student of "Tambov State University named after G.R. Derzhavin", Tambov
METHODOLOGICAL ASPECTS OF ASSESSING REGIONAL IDENTITY AS AN INTANGIBLE FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF A REGIONAL ECONOMY
Abstract: The article is devoted to the consideration of methodological aspects of assessing regional identity as an intangible factor in the development of a regional economy. The work identifies the stages of assessing regional identity, it is justified that the absence of any of the conditions for a positive regional identity will lead to the creation of negative manifestations that reduce the level of regional competitiveness.
Key words: regional economy, competitiveness, regional identity.
Актуальной задачей обеспечения регионального развития на основе использования региональной идентичности как нематериального фактора является ее оценка.
В региональной идентичности целесообразно выделять внешнюю и внутреннюю составляющую, а также необходимо учитывать их объективный или субъективный характер [1].
Оценку региональной идентичности следует проводить в несколько этапов.
1 этап - определение состава и оценка внешних объективных факторов региональной идентичности. Исходя из того, к данным факторам относят климатические, качество окружающей среды, социально-экономический потенциал региона, геополитические, то для оценки объективной внешней составляющей необходимо ценить следующие показатели:
- качественные: климатические условия для развития АПК: благоприятные или неблагоприятные;
- наличие ресурсов в регионе (трудовых, земельных и др.): достаточное или недостаточное;
- наличие инфраструктурных объектов для развития бизнеса;
- численность предпринимательских структур и т.д.
Особое значения для внешней объективной составляющей имеет категория «потенциал» для развития. В данном случае следует говорить о возможностях территории для развития, т.е. ресурсов и т.д. Важно отметить, что положительную оценку внешней объективной составляющей можно дать при улучшении качественных оценок или увеличении количественных показателей, характеризующих региональную экономику.
2 этап - идентификация внешних субъективных факторов региональной идентичности. Как уже было отмечено ранее, большое значение имеет не просто наличие ресурсов, а восприятие возможностей для развития в регионе внешними акторами - инвесторами, субъектами хозяйствования из других регионов и т.д. Внешняя составляющая региональной идентичности представлена такими характеристиками как имидж, бренд и репутация территории. Для оценки внешней субъективной составляющей необходимо провести оценку динамики показателей привлечения внешних инвестиций в регион, если речь идет об увеличении инвестиций, то речь идет о благоприятной региональной идентичности.
3 этап - аккумуляция данных о внутренней субъективной составляющей. Как уже было отмечено ранее, субъективными показателями являются оценки населением региона общей удовлетворенностью жизни и уровнем развития социально-экономической сферы региона. В данном случае следует говорить о перманентных опросах населения об удовлетворенности жизнью на данной территории. Информацию можно получить из результатов объективных опросов (главное, чтобы выполнялось требование объективности, всеобщего охвата, репрезентативности выборки), анализа данных социальных сетей (аналогичным образом, анализ должен быть объективным и независимым, лучше всего анонимным).
4 этап - проведение оценки внутренней объективной составляющей. В отличие от внешней объективной составляющей показатели внутренней объективной составляющей характеризуют результативность использования в регионе имеющегося потенциала. Иными словами, речь идет о том, насколько результативно работают имеющиеся предприятия, насколько используются результативно природные возможности, имеющаяся инфраструктура и т.д. Такая оценка должна проводиться на основе сплошных наблюдений, характеризующих развитие региона. Следует отметить, что имеет значение не просто показатели оценки внутренней объективной составляющей, например:
- прибыльность организаций;
- полученный ВРП;
- доля распаханных земель;
- урожайность и т.д., но и их динамика.
5 этап - сопоставление результатов оценки внутренней и внешней объективной и субъективной составляющих. В данном случае стоит говорить о том, что по внешней и внутренней составляющей необходимо провести сопоставление объективных характеристик. Если речь идет о совпадении характеристик, то либо это регионы с высоким уровнем развития, для которых характерно максимальное использование имеющегося потенциала, либо это - регионы, которые находятся в состоянии кризиса, поскольку не имеют возможностей для развития. В случае, если речь идет о несовпадении оценок по внешней и внутренней составляющей, то это свидетельствует о неэффективном использовании имеющегося потенциала.
6 этап - сопоставление результатов сравнения объективных оценок внешней и внутренней составляющей региональной идентичности с субъективными оценками. Как уже было указано ранее, в случае, если восприятие и оценки показателей внешней и внутренней составляющей не совпадают, а субъективные и объективные оценки и показатели сильно рознятся, то следует говорить об «идентификационном разрыве». Следует отметить, что при «идентификационном разрыве» характеристики, которые транслируются внешним акторам, всегда завышены по сравнению с реальными. Все данные имеют субъективный характер. Чем больше разница в оценках, тем выше «идентификационный разрыв». Для любого региона стоит задача обеспечить условия для положительной идентификации и сокращения «идентификационных разрывов».
Обратимся к содержанию данных понятий. Особое внимание следует уделить необходимости обеспечения положительной региональной идентичности. Отметим, что положительная региональная идентичность свидетельствует о том, что, во-первых, регион характеризуется высокими социально-экономическими характеристиками, а во-вторых, регион одинаково положительно идентифицируется субъективно во внешней и внутренней среде. Об отсутствии «идентификационных разрывов» свидетельствует объективный характер предоставляемых данных, а также совпадением воспринимаемых характеристик
и идентификационного восприятия на все уровнях хозяйствования в регионе.
Следует отметить, что отсутствие какого-либо из условий положительной региональной идентичности приведет к созданию негативных проявлений, снижающих уровень конкурентоспособности региона. Рассмотрим возможные варианты.
1. Высокий уровень внешней объективной составляющей региональной идентичности при низких всех остальных приведет к тому, что показатели, характеризующие регион на межрегиональном, стра-новом и т.д. уровне не будут соответствовать действительности. Это будет способствовать мгновенному снижению имиджа региона и прекращению взаимодействий. Примером могут служить искусственно завышенные места регионов во всевозможных рейтингах, хотя показатели развития региона и отзывы проживающих в данном регионе будут отрицательными. Руководствуясь рейтинговой оценкой, некоторые компании или органы власти могут участвовать или привлекать данный регион к каким-либо социальным или инвестиционным проектам. Однако, уже в процессе их реализации станет понятно, что территория не в состоянии обеспечить эффективное участие в них, поскольку не имеет для этого ни достаточных ресурсов, ни потенциала. В итоге, имидж региона как партнера будет негативным, и все взаимодействия в будущем будут прекращены.
2. Высокий уровень внешней субъективной составляющей при прочих негативных оценках на начальных этапах может сослужить положительную службу. Это связано с тем, что положительная субъективная оценка может базироваться на «вере в регион». В сложившейся ситуации привлечение региона к различного рода взаимодействиям будет иметь те же следствия, что и в первом варианте. В данном случае возможны исключения, если речь идет о наличии сильного менеджмента в регионе, а также высокорезультативных проектов при отсутствии «стартовых» условий.
3. Высокий уровень внутренней субъективной составляющей при низких прочих характеристиках. Такая ситуация очень редкая, она имеет место только в самобытных и исторически специфических регионах. Однако, привлечение региона в качестве экономического партнера практически невозможно из-за низких оценок и негативной идентификации региона извне.
4. Высокий уровень внутренней объективной идентичности свидетельствует о том, что в регионе имеет место «приписывание» пока-
зателей. Такая ситуация имеет негативный характер из-за того, что по официальным оценкам имеет место, высоко развитый регион, и именно на эти оценки ориентируется власть и предприниматели при реализации проектов, а на самом деле территория не способна решить большинство из возложенных на нее задач. Самая сложная ситуация характерна для регионов, в которых высокие внутренние оценки.
Таким образом, основу методики оценки управления региональной идентичности составляют два параметра:
- уровень объективных и субъективных оценок внешней составляющей региональной идентичности;
- уровень объективных и субъективных оценок внутренней региональной идентичности.
Что касается оценок внешней региональной идентичности, то здесь следует говорить об объективности характеристик региона. К примеру, одной из характеристик социально-экономического развития региона является реальная начисленная заработная плата работников организации. Судя по показателям, представленным на сайте Федеральной службы государственной статистики [2], в большинстве регионов России наблюдается рост реальной начисленной заработной платы, к примеру, по ЦФО на 1,7% в год. Исследование методических рекомендаций показало, что при расчетах учтен индекс инфляции и т.д., однако, опросы сотрудников предприятий показали, что при росте реальной заработной платы увеличилась нагрузка в среднем на 15-18% у специалистов среднего звена и на 25-29% у работников и низко квалифицированного персонала. Опрос показал, что имеет место включение всех дополнительно производимых выплат в общую сумму тарифной ставки. Таким образом, речь идет о том, что при видимом росте показателя во внутренней среде имеет место негативная тенденция. Применительно к тематике исследования речь идет о том, что при возрастании внешних показателей, что должно способствовать формированию внешней положительной региональной идентичности, имеет место усиление «идентификационного разрыва» при негативной внутренней региональной идентичности.
Однако, в практике регионального развития имеют место и обратные ситуации. К примеру, при осуществлении финансирования или получения поддержки по определенным грантовым программам большое значение имеет восприятие периферийных территорий или (к примеру, вузов). Независимо от оформленной документации и дос-
таточно высоких показателях функционирования хозяйствующего субъекта имеет место передача приоритетов наиболее известным вузам или организациям, даже если они показали недостаточную актуальность проекта.
Формирование положительной региональной идентичности как нематериального фактора регионального развития сложный и комплексный процесс информирования огромной целевой аудитории об уже существующих, но мало известных потребителям возможностях, предоставляемых данной территорией для жизнедеятельности и ведения бизнеса. Образ территории складывается из многочисленных элементов и образует специфическую систему. В той или иной степени, каждый из них оказывает влияние на отношение к территории потребителей в целом. Необходимо учитывать наличие отдельных показателей, которые невозможно контролировать.
Правильный и проведенный заблаговременно анализ ресурсов и возможностей территории, значительно сократит количество рисков, а также снизит их уровень. Такая информация приводит к осознанию у потребителя территории объективного представления о ней, а за счет этого формируется имидж территории и представление о ее репутации в его глазах.
Интересным является анализ, проведенный Левочкиной Н.А., в котором она приводит различные определения понятия и делает вывод, что «идентичность надо рассматривать, как невозобновляемый ресурс, который нельзя воспроизвести, это не может быть продуктом имиджмэйкерства. Региональная идентичность (самоидентификация, самосознание, память о себе в истории, культурная инерция) «сама по себе не работает» [3].
Список литературы
1. Коновалов С.А. Инструментарий формирования положительной региональной идентичности / С.А. Коновалов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. Т. 8. № 3 (29). 2018. С. 330-337.
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: www. gks.ru/bgd/regl/b 17_14p/Main.htm
3. Левочкина Н.А. Региональная идентичность: понятие и сущность / Н.А. Левочкина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1 (3). С. 446-453.