УДК 332.025.12 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-6-119-124
ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕГИОНА ИНСТРУМЕНТАМИ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАЦУК ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: confpost@mail.ru
РЯБЫХ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: profkom@tsutmb.ru
Рассматриваемая проблема является исключительно актуальной и в то же время сложной как с методологической, так и с методической точки зрения. Особое значение сегодня приобретают качество и действенность региональной политики в направлении формирования конкурентоспособной самоидентификации, тесно связанной с имиджем, репутацией и брендом территории. В своем развитии она нуждается в современном научно-методическом обеспечении, выработке инструментов, методов и средств совершенствования самоидентификации и приведения ее в соответствие с социальными реалиями и концепцией развития региона. Авторская идея обусловила постановку исследовательской цели в теоретическом обосновании идентичности региона как фактора повышения его конкурентоспособности и в поиске путей развития региональной идентичности. Соответственно, в представленной публикации подняты вопросы определения региональной идентичности, рассмотрения подходов к ее формированию, описания инструментов, используемых органами регионального управления при формировании самоидентификации региона, выявления актуальных проблем Тамбовской области в плане формирования региональной идентичности региона и поиска путей совершенствования имиджа и репутации региона с целью повышения его конкурентоспособности. В региональном управлении самоидентификацией разграничены пассивно-потребительские и активно-инвестиционные подходы, которые присутствуют в практике регионов России, в частности, в Тамбовской области и ее районах. Также в рамках научного исследования рассмотрены мобильные и не обладающие мобильностью ресурсы региона и их позиция в формировании региональной идентичности. Одним из основных исторически сложившихся элементов идентичности Тамбовщины является чернозем, названный специалистами самой плодородной почвой в мире. Столь же яркими историческими идентификаторами нашей области служат тамбовские волки и тамбовские картошка, яблоки, ценящиеся на столичных рынках как деликатесные продукты. Современные идентификаторы связаны с экологией, в связи с чем Тамбовская область сегодня заявляет о себе как о самом экологически чистом регионе страны. Провал промышленного производства региональные власти используют для идентификации с агропромышленным брендом «Зеленая долина», сочетающимся с концепцией создания в регионе центра продовольственной безопасности. Наш регион имеет все шансы приобрести статус преуспевающего и стать достойным местом для жизни молодого поколения.
Ключевые слова: региональная идентичность, самоидентификация региона, конкурентоспособность региона, региональное управление
В совокупности задач, решаемых современным российским государством, существенное значение имеет конкурентоспособность экономики территорий, заявленная в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. Обеспечение конкурентоспособности предполагает использование комплекса средств, в котором региональная идентификация занимает значимое место. Актуализирует тему исследования и необходимость применения новых подходов в соответствии с обновлением политики Российской Федерации, уче-
том зарубежного опыта и опыта жизнедеятельности отечественных регионов.
При большом количестве публикаций, по-свещенных проблематике региональной идентичности и разнообразии подходов к исследуемой категории (территориальный, географический, административный, экономический, социальный, культурологический, политологический и др.) современная наука не представляет системного описания структуры, элементов и технологий управления исследуемой категории.
На сегодняшний день поиск инструментов социально-экономического развития территорий, адекватных современной ситуации, актуализирует концепцию региональной идентичности. Каждый регион обладает уникальностью, обусловленной географическими и климатическими характеристиками территории, особенностями ее исторического формирования, включенностью в современную национальную и мировую экономику, сложившимися элементами гражданского общества и многим другим.
Под региональной идентичностью исследователи понимают системную совокупность культурных отношений, связанную с понятием «малая родина». В таком видении «в региональной идентичности сочетаются аспекты собственно пространства (идентичность - какая? - рязанская, тамбовская и т. д. - здесь внешне доминирует топонимика) и аспекты внутренней энергетики, «силы» идентичности, где уместен термин «местный патриотизм». Региональная идентичность -это «воля к жизни и развитию на данной территории», это способность к социокультурной, гражданской и экономической активности» [1].
В большом числе определений региональной идентичности именно это не просто обладает динамикой и нацеленностью на деятельность, но и отвечает решению исследовательской задачи поиска методов и инструментов регионального управления собственной самоидентификацией.
При рассмотрении региональной идентичности с управленческих позиций формирования, структурирования, конструирования, включения в систему региональных реалий имиджа, репутации и конкурентоспособности отправным положением служит ее понимание: «процесс социальной идентификации и как результат этого процесса. Она генерируется, с одной стороны, самой общностью (внутренняя идентичность, порождаемая самоорганизацией населения и управляющими воздействиями региональных властей)» [2]. С другой стороны, она может быть навязана, предписана извне акторами (суггесторами) [3], позиционированными вне региона. В рамках нашего исследования воздействие федеральных и сторонних региональных субъектов не рассматривается, поскольку не составляет предмета регионального управления.
Исследовательское мнение едино в том, что региональная идентичность является управляемым процессом, посредством которого местное население и органы управления развивают привязанность людей к своей территории.
Целый ряд российских регионов достаточно четко формулирует свою самобытность, причем
многие из них не просто используют исторически сложившийся образ, но существенно обновляют и модифицируют его. Перед другими регионами стоит задача самоидентификации, обеспечивающей конкурентоспособность как с точки зрения населения и бизнеса, реализуемого на территории, так и с точки зрения внешних субъектов, являющихся потенциальными жителями, потребителями произведенных в регионе товаров и услуг, бизнес-партнерами и инвесторами.
В региональной идентичности большую роль играет историческое наследие территории. В начале XIII в. население, проживавшее на территории современной Тамбовской области, было столь немногочисленным, что места, именуемые тогда Поценье, нарекли «диким полем». Важнейшим актом государственного управления для Тамбов-щины явился царский указ 1636 г. «О строительстве засечного вала на «диком поле», узаконивший и ускоривший уже начавшее возведение восьмисоткилометровой Белгородской засечной черты, вдоль которой возникли новые города-крепости: Тамбов, Козлов и Усмань.
Особым элементом региональной идентичности Тамбовщины служит волк, живущий в лесостепи, в условиях нехватки лесной дичи и по этой причине отличающийся особой лютостью и особым качеством шкуры - исключительной легкостью и теплом. Расхожее «Тамбовский волк тебе товарищ» имеет различные версии происхождения, характеризующие тамбовских мужиков, как с одинаковой решимостью хватающихся за работу, приносящую заработок, и за топоры для защиты своего кровного. «Предположительно, раньше вместо «товарищ» говорили «боярин». Само же в нынешнем виде выражение же «Тамбовский волк тебе товарищ» скорей всего возникло в период Антоновского восстания» [4].
Одним из способов укрепления идентичности территории служит ее история: человек больше знающий о месте, в котором он живет, ощущает себя более вовлеченным. Инструментом публичного управления здесь служит фокусировка «на важных событиях в жизни города, моментах, которыми стоит гордиться, и элементах повседневности, которые знакомы горожанам» [5]. В областном центре Тамбовской области, в частности, для этого на центральной улице города размещены стенды с фото исторических зданий (рис. 1).
Исследование генезиса и социокультурных основ формирования региональной идентичности выявило, что она представляет собой совокупность ощущений и убеждений людей, возникающих по поводу исторических, этнографических, природно-
Рис. 1. Стенды с фото исторических зданий в Тамбове © LifeTambov.ru
климатических, социально-экономических, морально-психологических, политических и других особенностей данной территории. Формирование региональной идентичности, необходимое в условиях высокой конкурентной среды, представляет собой сложный, разноплановый, многоступенчатый процесс.
Региональная идентификация представляет собой одновременно социальный процесс и его результат. Она генерируется, с одной стороны, самой общностью (внутренняя идентичность, порождаемая самоорганизацией населения и управляющими воздействиями региональных властей). С другой стороны, территориальная идентичность может быть приписана или принудительно навязана извне.
Региональная идентичность тесно связана с имиджем, репутацией, брендом территориального образования. Получить желаемые результаты в процессе управленческого воздействия со стороны региональных властных органов возможно только учитывая все эти аспекты.
Роль органов региональной власти в формировании самоидентификации региона велика и, в частности, определяется тем, что имидж органов регионального управления и имидж территории тесно взаимосвязаны. В работе органов представи-
тельной и исполнительной власти равнозначно важны как профессионализм государственных служащих при взаимодействии с населением и некоммерческими общественными организациями, так и профессиональные навыки руководителей органов власти местного уровня при контактировании как с представителями органов государственной власти региона, органов местного самоуправления, так и профессиональными и общественными союзами.
Формирование позитивного имиджа органов регионального управления в настоящее время актуальная задача, отвечающая цели повышения конкурентоспособности территории в целом. На процесс формирования идентичности регионов и территорий в России повлиял отпечаток прошлого негативного отношения жителей и общественности к чиновникам. Это, в свою очередь, требует серьезного изучения существующей проблемы и поиска эффективных способов взаимодействия власти с общественностью.
В эпоху конкуренции российские территории вступили в борьбу за привлечение на свою территорию всех видов ресурсов. Здесь следует отметить, что не все ресурсы доступны для привлечения и поставить акцент на разграничении мобильных и иных ресурсов. В административно регла-
ментированных границах региона располагается целый ряд ресурсов, перемещение которых невозможно: земельные, водные и иные природные ресурсы. К категории немобильных ресурсов может быть отнесена и часть человеческих ресурсов, степень мобильности которых в историческом прошлом Тамбовщины служила региональной идентификации. От того, какой именно образ Тамбов-щины сложится, насколько позитивно его воспримут жители и гости, зависит возможность мобилизации имеющихся и привлечение дополнительных ресурсов. Наш регион имеет все шансы приобрести статус преуспевающего и стать достойным местом для жизни молодого поколения.
Тамбовская область, расположенная в центре европейской части России, будучи в историческом прошлом губернией, обладает богатым идентификационным наследием.
Одним из основных элементов идентичности Тамбовщины является чернозем, в XIX столетии помещенный в Палату мер и весов в городе Севр в предместье Парижа и названный специалистами самой плодородной почвой в мире. В дореволюционные времена даже самое скромное именьишко в Тамбовской губернии было таким же признаком благосостояния среди петербургской аристократии, как дача на Рублевке для нынешней московской тусовки. В 2011 г. «Московский комсомолец» опубликовал информацию о том, что тамбовские черноземы за последние годы стремительно истощаются и закисляются, безвозвратно теряя свои уникальные плодородные свойства. Однако, проба земли, взятая более десятилетия назад в Ржаксин-ском районе, свидетельствует, что метровая вертикальная проба представляет собой образец и по праву является «эталоном плодородных почв России» [6].
Столь же яркими идентификаторами нашей области служат тамбовские волки (утрачивающие свою актуальность в силу сокращения численности) и тамбовская картошка, ценящаяся на столичных рынках как деликатесный продукт.
Новые реалии порождают новые идентификаторы.
В ежегодном Послании к депутатам областной думы глава администрации позиционировал наш регион как территорию успеха, используя символ успешно развивающейся Тамбовщины.
Тамбовская область сегодня заявляет о себе как самом экологически чистом регионе страны.
Основным средством региональной идентичности, применяемым сегодня региональной и муниципальными властями Тамбовской области, является развитие сельского хозяйства. Агропро-
мышленный бренд «Зеленая долина» сочетается с концепцией создания в регионе центра продовольственной безопасности.
В связи с этим особо позиционируется наука и Мичуринск как единственный в стране наукоград аграрного направления.
Другую группу средств формирования региональной идентичности составляют апелляции к выдающимся личностям, которые родились или жили на Тамбовщине. Исторические факты, объекты используются в том же ключе.
В целом руководство региона стремится создать образ благополучной жизни и динамичного развития Тамбовской области, не противопоставляя и не подчеркивая его отличий от других регионов России.
В настоящее время важное значение приобретает инвестиционная привлекательность территорий, что обусловлено необходимостью развития производств, решения проблем социального характера. Реальные перспективы социально-экономического развития территории и уровень жизни населения зависят от количества и качества применения инвестиционной практики, а также от грамотного управления.
Мировой опыт показывает, что любой населенной территории необходим план жизнедеятельности и дальнейшего ее развития, другими словами стратегия. Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 г. определяет приоритетами развития Тамбовской области:
1. Повышение конкурентоспособности экономики Тамбовской области, в первую очередь за счет развития наиболее перспективных секторов экономики (традиционные секторы с доминирующим положением на рынках и инновационной сектор экономики).
2. Активная инвестиционная политика. Повышение инвестиционной привлекательности Тамбовской области.
3. Эффективное использование ресурсного потенциала.
4. Развитие человеческих ресурсов.
5. Обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения.
6. Повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Тамбовской области.
В ходе диссертационного исследования разработаны пути совершенствования самоидентификации региона с целью повышения его конкурентоспособности, которые можно реализовать с помощью следующих рекомендательных мер:
- управлять конкуренцией, направляя ресурсы курсом, формирующим позитивный образ территории во внутренней и внешней среде;
- своевременно вносить корректировки в Стратегию социально-экономического развития города Тамбова на период до 2035 г.;
- держать на контроле развитие кластеров;
- оказывать содействие представителям малого бизнеса;
- привлекать государственно-частное партнерство к решению проблем региона;
- вносить изменения в социальную политику с целью улучшения качества жизни населения;
- поддерживать бренды региона и муниципальных образований Тамбовской области;
- тесно взаимодействовать со СМИ различного уровня.
Преумножая существующий потенциал, Тамбовская область может добиться решения многих проблем, возникающих в современной конкурентной среде.
Литература
1. Крылов М. П. Российская региональная идентичность как фокус социокультурной ситуации (на примере европейской России) // ЛОГОС. 2005. № 1 (46). С. 275-289.
2. Левочкина Н. А. Региональная идентичность: понятие и сущность // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1-3. С. 446-453.
3. Кулаков С. В. Политическая элита Тамбовской области как суггестор региональной идентичности //
Современные политические процессы. 2015. №1 (14). С. 76-81.
4. Как формировалась региональная идентичность тамбовчан. URL: http://krasvremya.ru/-kak-formirovalas-regionalnaya-identichnost-tambovchan/
5. Что такое идентичность. URL: httpy/моно-города.рф/news/120-chto-takoe-identichnost
6. Эталонный чернозем. URL: http://tambov.bez-formata. ru/listnews/etalonnij -chernozyom/40595068/
References
1. Krylov M. P. Rossijskaya regional'naya identich-nost' kak fokus sotsiokul'turnoj situatsii (na primere evropejskoj Rossii) [The Russian regional identity as focus of a sociocultural situation (on the example of the European Russia)] // LOGOS. 2005. № 1 (46). S. 275-289.
2. Levochkina N. А. Regional'naya identichnost': ponyatiye i sushchnost' [Regional identity: concept and essence] // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanij. 2016. № 1-3. S. 446-453.
3. Kulakov S. V. Politicheskaya elita Tambovskoj oblasti kak suggestor regional'noj identichnosti [Political elite of the Tambov region as suggestor of regional identity] // Sovremennye politicheskiye protsessy. 2015. № 1(14). S. 76-81.
4. Kak formirovalas' regional'naya identichnost' tambovchan [How was the regional identity of residents of Tambov formed]. URL: http://krasvremya.ru/-kak-formirovalas-regionalnaya-identichnost-tambovchan/
5. Chto takoye identichnost' [What is identity]. URL: http://monogoroda.rf/news/120-chto-takoe-identichnost
6. Etalonnyj chernozem [Standard black earth]. URL: http://tambov.bez-formata.ru/listnews/etalonnij-chernozyom-/40595068/
* * *
FORMATION OF IDENTITY OF THE REGION TOOLS OF REGIONAL GOVERNMENT
KATSUK OLGA ANATOLYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: confpost@mail.ru
RYABYKH VLADIMIR NIKOLAEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: profkom@tsutmb.ru
The considered problem is exclusively relevant and at the same time difficult both with methodological, and from the methodical point of view. The quality and effectiveness of regional policy in the direction of formation of the competitive self-identification closely connected with image, reputation and a brand of the territory are of particular importance today. In the development it needs a modern scientific methodological support, development of tools, methods and means of improvement of self-identification and its reduction in compliance with social realities and the concept of development of the region. The author's idea caused statement of the research purpose in theoretical justification of identity of the region as factor of increase in its competitiveness and in search of ways of development of regional identity. Respectively, in the submitted publication authors brought up questions of de-
termination of regional identity, consideration of approaches to its formation, descriptions of the tools used by bodies of regional government when forming self-identification of the region, identification of current problems of the Tambov region in respect of formation of regional identity of the region and search of ways of improvement of image and reputation of the region for the purpose of increase in its competitiveness. In regional government self-identification differentiated passive and consumer and active and investment approaches which are in practice of regions of Russia, in particular, at the Tambov region and its areas. Authors also considered the mobile and not having mobility resources of the region and their position in formation of regional identity within scientific research. One of the basic historically developed elements of identity of Tambov region is the black earth called by experts the most fertile soil in the world. The Tambov wolves and the Tambov potato, apples appreciated at the capital markets as delicious products serve as so bright historical identifiers of our area. Modern identifiers connect with ecology in this connection the Tambov region declares itself as about the most environmentally friendly region of the country today. The regional authorities use a failure of industrial production for identification with the agro-industrial brand «Green Valley» combined with the concept of creation in the region of the center of food security. Our region has every chance to acquire the status of successful and to become the worthy place for life of the younger generation.
Key words: regional identity, self-identification of the region, competitiveness of the region, regional government
Об авторах:
Кацук Ольга Анатольевна, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, маркетинга и рекламы Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов
Рябых Владимир Николаевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии и современных бизнес-процессов Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов
About the authors:
Katsuk Olga Anatolyevna, Doctor of Economics, Professor of the Management, Marketing and Advertizing Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov
Ryabykh Vladimir Nikolaevich, Candidate of Economics, Associate Professor of the Political Economy and Modern Business Processes Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov