Н.И. Чернобровкина
кандидат философских наук, доцент Южного федерального университета*
Индикаторы экономической идентичности населения региона на микро- и макроуровнях1
В условиях регионального развития проблема формирования экономической идентичности приобретает все большую значимость, поскольку выполняет функцию интеграции территориального сообщества. В этом процессе особое внимание уделяется степени идентификации экономических установок различных групп населения региона. Следовательно, экономическая идентичность во многом определяет ориентации индивидов и групп в области региональной экономической политики в виде позитивных или негативных представлений и способов поведения. Кроме того, она является одним из основных факторов, формирующих отношение населения региона к способам организации экономической жизни общества.
В настоящее время в экономической географии, экономической социологии и экономической психологии, маркетинговых исследованиях экономическая идентичность рассматривается учеными как результат процесса самоидентификации населения региона. Подчеркивая субъективное основание идентичности на микроуровне, американский социолог С. Хантингтон писал: «Идентичность - самосознание индивида или группы. Она представляет собой продукт самоидентификации, понимания того, что вы или я обладаем особыми качествами, отличающими меня от вас и нас от них... Идентичность важна потому, что определяет поведение человека. Если я считаю себя ученым, я буду вести себя соответственно этому представлению»2. В этом смысле экономическая идентичность является элементом субъективной реальности, поскольку формируется в процессе осознания и осмысления индивидом или общностью собственной идентичности. Основой самоопределения населения выступают знания и представления об особенностях экономического развития региона. Оценки и образы региона формируются на уровне самосознания индивидов и групп, проживающих на данной территории, что позволяет им осознавать себя как единое целое и признавать значимость территориальной общности во внешнем окружении.
* Чернобровкина Наталья Игоревна, e-mail: [email protected]
1 Работа выполнена при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда № 15-0200441/15 «Экономическая идентичность российских регионов: концептуализация понятия, разработка инструментария измерения и сравнения, включение в систему регионального бренд-менеджмента».
2 Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М., 2004. С. 50.
Способом формирования экономической идентичности на микроуровне является конструирование представлений индивидами и социальными группами. Ученые по этому поводу отмечают, что «идентичности в общем и целом представляют собой конструкты. Люди конструируют собственные идентичности, занимаясь этим кто по желанию, кто по необходимости или по принуждению», а также что «...индивиды склонны менять идентичности»1. Конструирование представлений населением региона происходит в процессах социально-экономической адаптации и экономической социализации, что позволяет индивидам соотносить себя с определенной группой в результате личностного выбора. В этой ситуации экономическая идентичность выступает регулятором межличностных и межгрупповых отношений, которые способствуют стабилизации или, наоборот, дестабилизации региональной социально-экономической системы.
Особый интерес для ученых представляет проблема идентификационной матрицы как «набора специфических маркеров, индикаторов, признаков, правил, конвенций, обусловливающих ценностно-ориента-ционные, поведенческие, статусно-ролевые и др. функции социального субъекта»2. Именно на ее основе происходит «осознание принадлежности к той или иной социальной группе или общности, усвоение определенных представлений о характерных чертах, системе ценностей и жизненных смыслах, регулятивных и поведенческих нормах общности или группы, с которыми он себя идентифицирует, а также формирование адекватных интересов»3.
В отношении матрицы экономической идентичности большинство исследователей полагают, что ею является экономическое благополучие. Отечественные и зарубежные ученые отмечают, что «экономическое положение человека оказывает позитивное влияние на уровень его психологического благополучия и далее на межгрупповые отношения: чем выше уровень, тем более удовлетворенным жизнью чувствует себя человек; чем более удовлетворенным жизнью чувствует себя человек, тем лучше у него происходят межгрупповые контакты»4.
Однако представления индивида и социальных групп о доходах как оценке материального благосостояния формируются в системе отношений собственности. Соответственно, уровень дохода является видовым признаком собственности как матрицы экономической идентичности, поскольку осознание принадлежности индивида к социальной группе осу-
1 Хантингтон С. Кто мы... С. 51.
2 Нурманбетова Д.Н. Архитектоника человеческой идентичности [Электронный ресурс] // Вопросы философии. 2016. № 5. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1398& Itemid=52 (дата обращения: 12.11.2016).
3 Там же.
4 Дробовцева М.В., Котова М.В. Взаимосвязь гражданской и этнической идентичности россиян: факторы социокультурного контекста [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 47. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n47/1283-drobovtseva47.html (дата обращения: 14.11.2016).
ществляется на основе социально-экономической дифференциации с группой собственников. Поэтому индикаторами экономической идентичности на микроуровне выступают «отношение к собственности (включая осознание оценок окружающими экономического статуса личности); отношение к себе как экономическому субъекту, включающему представление человека о себе (экономическое "я" личности), экономическое самочувствие, экономические притязания, тип локуса контроля экономического самосознания; отношение к условиям жизни»1.
Как показывают результаты многочисленных социологических исследований, проведенные Институтом социологии РАН, на микроуровне субъективная оценка индивидами своего имущественного положения противоречива: около 87 % опрошенных соотносят себя с группой, чей достаток ниже среднего, либо с группой, имеющей средний доход, и только 20 % респондентов полагают, что их достаток оценивается окружающими гораздо выше, чем он есть в реальности. Одной из причин такого положения дел являются ментальные установки в отношении собственности и, как следствие, уровня и границ богатства и бедности, которые не соответствуют имущественному положению социальных групп.
Сегодня в отношении собственности среди населения регионов доминируют консервативные установки поведения: усиление неравенства в доходах между богатыми и бедными призвано регулировать государство, гарантирующее обеспечение бюджетной сферы и защиту от безработицы. Получение стабильной зарплаты для россиян предпочтительнее открытия своего дела. В качестве частной собственности одобряется россиянами только та, которая имеет частнотрудовой характер. Однако не стоит вульгаризировать ценность государственной собственности как уравнительного распределения материальных благ. Так, идея социальной справедливости в представлениях россиян означает создание государством условий для самостоятельной активности людей, позволяющих вырабатывать и осуществлять долгосрочные социально-экономические стратегии. Следовательно, среди россиян доминирует ценность государственной собственности с представлениями о равных возможностях улучшения собственной жизни, но с допущением неравенства, которое возникает по справедливым основаниям.
Другой причиной противоречивой субъективной оценки индивидами своего имущественного статуса являются реально низкий уровень жизни и уровень экономических притязаний. Поэтому самооценка своего экономического статуса россиянами обратно пропорциональна их экономическим притязаниям, что порождает двойственность в экономической идентичности населения региона: низкое материальное обеспечение и, как следствие, невысокий уровень самоуважения детерминируются высокими экономическими притязаниями определенных социальных
1 Терехова Т.А. Экспериментальное исследование экономической идентичности личности // Психология в экономике и управлении. 2014. № 1. С. 34.
групп. Однако спорно выявлять противоречивость субъективной оценки индивидами своего имущественного положения только с позиций осознания и осмысления ими экономической идентичности. Исследование формирования экономической идентичности на микроуровне должно дополняться выявлением ее объективных оснований на макроуровне, которые могут совпадать или не совпадать с друг другом.
Таким образом, матрицей экономической идентичности индивидов и групп на микроуровне выступает собственность, оцениваемая по имущественной шкале - богатый или бедный, а уровень дохода является видовым признаком этой матрицы, который позволяет определить место в этой шкале - верхнюю и нижнюю границу богатства или бедности в денежном эквиваленте. Способом формирования экономической идентичности является конструирование биполярной системы представлений населением региона о богатстве и бедности в процессах социально-экономической адаптации и экономической социализации. Следовательно, экономическая идентичность как регулятор межличностных и межгрупповых отношений способствует стабилизации или, наоборот, дестабилизации региональной социально-экономической системы.
Индикаторами экономической идентичности на микроуровне как результата процесса самоидентификации населения региона выступают их оценки отношения к собственности и к себе как экономическим субъектам, а также экономическое самочувствие и экономические притязания в зависимости от условий жизни. В зависимости от последних показателей экономической идентичности можно выявить уровень экономического оптимизма и социально-экономической депривации населения региона. Если экономический оптимизм зависит от уверенности населения региона в стабильности финансового положения, его улучшения в перспективе, то экономическая депривация характеризуется чувствами апатии и безысходности из-за финансовых трудностей, что порождает определенные стратегии поведения индивидов и социальных групп.
Экономическую идентичность на макроуровне целесообразно исследовать с позиций объективного основания, поскольку ее нельзя сводить только к самоидентификации на базе самосознания. Объективные основания экономической идентичности формируются в процессе жизнедеятельности регионального социума.
При разработке индикаторов экономической идентичности на макроуровне ученые используют системный подход, так как в качестве ее объективного основания выделяют территориальный комплекс. Он включает в себя наряду с территориями различного уровня экономический комплекс, который позволяет представителям местного сообщества изменять вместе с территориальной свою экономическую идентичность. Изучение географической специфики экономической идентичности сопровождается выявлением учеными ее структурных элементов в регионе, к которым относятся «материальные (природные, географические, экономические, транспортные, логистические, инфраструктурные,
культурологические и т.д.) и нематериальные (политические, социальные, ментальные, культурологические, гендерные, коммуникативные и т.д.)»1. Их совокупность позволяет создать бренды территории, которые направлены, с одной стороны, на мобилизацию населения региона, а с другой - на привлечение инвестиций.
Другим объективным основанием экономической идентичности на макроуровне, по мнению ученых, является инновационный потенциал региона. Так же используя системный подход, они в качестве условий формирования экономической идентичности выделяют факторы и показатели инновационного потенциала региона. Традиционно исследователи выделяют факторы, отражающие содержание инновационного потенциала и способность региона осуществлять инновационную деятельность. В качестве показателей инновационного потенциала региона выделяются «финансовый, экономический, образовательный, научный», а препятствиями для развития инновационной деятельности выступают «низкая финансовая поддержка научных исследований и технологических разработок, недостаточная поддержка молодых ученых, слабая правовая защита малых предприятий, а также слабое информационное обеспечение инновационных объектов»2. Поэтому объектами инновационной деятельности выступают финансовые и промышленные учреждения, НИИ и вузы.
Следовательно, экономическая идентичность на макроуровне зависит от накопления инновационного потенциала группами населения региона. Кадровый потенциал инновационного развития региона определяют вузы и НИИ, которые производят инновационные идеи и доносят их до производителя. Поэтому в настоящее время особое внимание исследователей привлекает роль социального маркетинга в процессе инновационного развития региона. Именно использование маркетинговых технологий позволяет сочетать интересы компаний, потребителей и населения региона. Итак, конструирование экономической идентичности различными социальными группами населения региона зависит от инноваций в образовательном процессе и инновационной деятельности вузов, а также социального маркетинга инноваций в современной экономической ситуации.
С позиций институционального подхода на макроуровне ученые выявляют формальные и повседневные основания экономической идентичности населения региона. Формальный уровень определяется системой социальных институтов во главе с государством, а повседневный -
1 Левочкина Н.А. Региональная идентичность: понятие и сущность [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1 (часть 3). С. 446-453. URL: http://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=8533 (дата обращения: 22.06.2016).
2 Найденова Л.И. Методологические подходы к исследованию формирования социальной идентичности студенческой молодежи в процессе инновационного развития региона [Электронный ресурс] // Научно-издательский центр «Социосфера». URL: http://sociosphera.com/publication/journal_ sociolo-gie_cloveka/2016/168/metodologicheskie_podhody_k_issledovaniyu_formirovaniya_socialnoj_identichnosti_ studenc (дата обращения: 09.09.2016).
жизнедеятельностью индивидов. Наиболее подробно в научной литературе исследуется формальный уровень, обеспечивающий связь социального капитала и экономического роста посредством государственного управления и инвестиций. Это взаимодействие осуществляется по вертикали и горизонтали, когда эффективность деятельности государственных органов определяется условиями создания оптимального инвестиционного климата, а также доверием населения региона к действиям власти, что определяет его инвестиционную активность. Конечно, вертикальное воздействие мощнее и является определяющим в сравнении с горизонтальным. Именно поэтому большинство ученых считают, что нельзя ограничить влияние формальных институтов и государства на повседневную жизнь людей и в итоге формальный уровень определяет формирование экономической идентичности населения региона.
Таким образом, на макроуровне экономическую идентичность рассматривают с позиций ее объективных оснований. Индикатором экономической идентичности как жизнедеятельности регионального социума выступает территориальный комплекс с материальными - природно-географическими, экономическими, транспортными, логистическими, инфраструктурными и другими структурными элементами, а также нематериальными элементами - политическими, культурными, тендерными, коммуникативными и др. Другим индикатором экономической идентичности на макроуровне является инновационный потенциал региона, включающий финансовые, экономические, образовательные, научные элементы. Особое место отводится технологиям социального маркетинга в процессе инновационного развития региона. Следовательно, конструирование экономической идентичности различными социальными группами населения региона зависит от инноваций в образовательном процессе и инновационной деятельности вузов, а также социального маркетинга инноваций в современной экономической ситуации.
Чернобровкина Н.И. Индикаторы экономической идентичности населения региона на микро - и макроуровнях. В статье выявляется специфика формирования экономической идентичности населения региона на микро- и макроуровнях, что позволяет разработать совокупность ее показателей. В соответствии с матрицей экономической идентичности ее индикаторами на микроуровне выступают оценки отношения населения региона к собственности и к себе как экономическим субъектам, а также экономическое самочувствие и экономические притязания в зависимости от условий жизни. На макроуровне индикаторами экономической идентичности населения региона выступают структурные элементы территориального комплекса и инновационного потенциала региона.
Ключевые слова: экономическая идентичность, самоидентификация населения региона, региональная идентичность.
Chernobrovkina N.I. Indicators of economic identity of the region's population at the micro and macro levels. The article reveals the specificity of the economic identity development of the region's population at the micro and macro levels, what allows you to develop a set of its indicators. In accordance with the matrix of economic identity its indicators at the micro level are the assessment of the regional population relation to property and to themselves as economic actors, and economic well-being and economic claims depending on the life conditions. Macro-level indicators of the regional population's economic identity are the structural elements of the territorial complex and innovative potential of the region.
Keywords: economic identity, the identity of the population of the region, regional identity.