Научная статья на тему 'Основные векторы развития российской национальногосударственной идентичности как вида социальнополитической рефлексии'

Основные векторы развития российской национальногосударственной идентичности как вида социальнополитической рефлексии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
167
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / ЦЕННОСТИ / VALUES / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / ГРАЖДАНСКАЯ НАЦИЯ / CIVIL NATION / "МАЛАЯ РОДИНА" / ЭТНОС / НАЦИЯ / NATION / МЫ-ИДЕНТИЧНОСТЬ / WE-IDENTITY / SMALL MOTHERLAND / ETHNIC GROUP

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Старостин Алексей Александрович

В статье анализируются предпосылки и результаты формирования в постсоветской России национальногосударственной идентичности определенного типа. Она пока не вышла на уровень идентичности «гражданской нации» и имеет композитные (составные) формы, сочетая в себе индикаторы государства и «малой родины». Значимыми выступают новые символы, ритуалы, праздники, воспитательная и информационнопропагандистская работа. В итоге это позволит повысить уровень социальной рефлексии, содержащей позитивные установки и формирование идентичности системного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN VECTORS OF DEVELOPING NATIONAL IDENTITY AS A KIND OF SOCIAL AND POLITICAL REFLECTION

The article analyzes the background and the results of forming national identity of a certain type in post-Soviet Russia. It has not come to the level a civil nation identity and has composite forms combining indicators of a state and a “small motherland”. New symbols, rituals, holidays, educational and outreach efforts are essential. As a result it will help raise the level of social reflection containing positive directives and formation of identity of a systemic type.

Текст научной работы на тему «Основные векторы развития российской национальногосударственной идентичности как вида социальнополитической рефлексии»

УДК 32

ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ВИДА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

Старостин Алексей Александрович,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Южно-Российский институт управления

(филиал),

кандидат политических наук, докторант, г. Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: filosofia@uriu.ranepa.ru

Аннотация

В статье анализируются предпосылки и результаты формирования в постсоветской России национально-государственной идентичности определенного типа. Она пока не вышла на уровень идентичности «гражданской нации» и имеет композитные (составные) формы, сочетая в себе индикаторы государства и «малой родины». Значимыми выступают новые символы, ритуалы, праздники, воспитательная и информационно-пропагандистская работа. В итоге это позволит повысить уровень социальной рефлексии, содержащей позитивные установки и формирование идентичности

системного типа.

Ключевые понятия: идентичность, ценности, традиции, гражданская нация, «малая родина», этнос, нация, мы-идентичность.

Радикальные политические преобразования в нашей стране в постсоветский период, крупнейшими из которых стали распад Советского Союза и превращение России в суверенное государство, сопровождавшиеся сменой отношений собственности и разрушением политической системы, имели своим неизбежным следствием трансформацию национально-государственной идентичности, «изменения в своих основах традиционной российской и советской идентичности» [3, с. 143].

Необходимо отметить, что многими представителями науки, политической элиты и средств массовой информации формирование в нашей стране единой национально-гражданской общности воспринимается зачастую как недостижимый идеал, поскольку объективно существует множество факторов, препятствующих достижению такого состояния российского общества и государства, имеющих прежде всего центробежную направленность. К их числу можно отнести в первую очередь нарастание в некоторых регионах страны этнонационалистических настроений, популярность в различных кругах общества великодержавно-шовинистических концепций, а также усиление социально-экономического неравенства населения, ведущего к росту противоречий и отчуждению базовых социальных слоев. Что также является неотъемлемой частью современной российской реальности. В то же время в современном российском обществе постепенно набирают силу и тенденции с другой направленностью, связанные с усилением процессов гражданской интеграции полиэтнического российского общества, постепенным распространением практик употребления понятия «нация» не в традиционном этнокультурном смысле, а именно в значении государственной, гражданской нации, т.е. «политической нации». Данная тенденция, по мнению ряда авторов, находит отражение во все более частых употреблениях в речах российских политиков, средствах массовой информации, повседневном общении граждан таких определений как «российская нация», «граждане России», «мы как нация», «мы - народ России» [1, с. 11].

Идеальным состоянием российского общества и государства, в соответствии с представлениями ведущих отечественных государственных деятелей и, в особенности, Президента Российской Федерации В.В. Путина, является формирование России как уникальной цивилизации, которая соединяет в себя элементы европейской и азиатской культур, а также основывается на мирном

содружестве представителей множества национальностей и религий (в идеале ни одна из них не должна ущемляться и вводиться в стандартизированные культурные и цивили-зационные рамки), понимании российского народа как исторического целого и гражданской нации. В настоящее время именно такая формула оптимальна и является «единственно возможной для России», она позитивно воспринимается многочисленными политиками и ведущими учеными страны и, что самое главное, соответствует накопленному мировым сообществом историческому опыту функционирования значительных по территории и сложных по этническому составу населения государств [1, с. 12].

Вместе с тем, очевидно, что реальное состояние современного российского общества и государства, а также представления о них, характерные для различных групп населения страны, могут существенно отличаться от обозначенного идеала, который по методам своего конструирования может быть назван «аскрептивной идентичностью» - предписанной и приписанной властью или частью гражданского общества всему обществу (от ascription - приписывание). Определение основных факторов трансформации российской национально-государственной идентичности необходимо, на наш взгляд, производить не только в русле собственного социального развития, но и в контексте анализа общемировых тенденций развития идентичности, рассмотрения специфики национально-государственной идентичности в современном обществе в условиях глобализации. Применительно к современному обществу принято говорить о распаде традиционной модели идентичности и формировании принципиально других идентификаций, отражающих специфику общественных реалий в условиях глобализа-ционных процессов. Современное общество, с точки зрения видного западного теоретика Зигмунта Баумана, является обществом индивидуализированным, что проявляется, в частности, в разрыве бывших прежде устойчивыми коллективных связей, замкнутости человека на самом себе, безразличии к другому человеку, ослаблении межличностных отношений. Как подчеркивает З. Бауман, мы должны «исходить из абсолютно индивидуализированного мира» [11, с. 361].

Насколько рассматриваемая современная модель идентичности, описанная З. Бауманом, характерна для российского общества? Данные социологических исследований, посвященных анализу формирования российской национально-государствен ной

идентичности, отчасти подтверждают тезисы З. Баумана: результаты опросов, в частности, показывают, что самоидентификация с макрообщностью в постсоветской России распространена гораздо меньше, чем в предшествующий исторический период [8, с. 157]. В сознании современных российских граждан также имеется определенное противоречие: так, несмотря на то, что около половины респондентов при выборе трех основных характеристик для самопредставления за рубежом выделили такую характеристику как «гражданин Российской Федерации», устойчивая внутренняя самоидентификация с россиянами характерна менее чем для трети опрошенных, значительно уступая самоотождествлению с семьей и друзьями. В то же время эмпирические данные, характеризующие современную российскую идентичность, опровергают некоторые положения, сформулированные в работах З. Баумана. В частности, результаты социологических опросов свидетельствуютоб активном поиске россиянами (это особенно характерно для относительно благополучных в материальном плане и образованных российских граждан) новых макроидентичностей, предпринимающихся ими попытках «вписать себя во все более густую сетку социальных ролей». К сожалению, идентичность с россиянами нельзя отнести, как уже указывалось выше, к числу устойчивых «МЫ-самоидентичностей» населения страны [9, с. 135-136].

События последних двух лет, характерные обострением конфронтации между Россией и Западом, вызвали значительный позитивный сдвиг в сторону ценностей патриотизма, как одного из «узлов» российской идентичности. Однако этот сдвиг более заметен для групп людей старше 30 лет. Доля молодых людей, позиционирующихся как «непатриоты» (33 %) почти вдвое превышает аналогичную долю среди людей старше 30 лет (17-18 %) [7, с. 425].

В то же время, оценка исторических периодов России, где было «больше всего согласия и доверия между людьми» показала однозначный приоритет времени СССР против современной России (молодежь до 30 лет 53% против 12 %, старшие возрастные группы 73-81 % против 5-2%) [7, с. 421].

В настоящее время почти половина россиян не чувствует себя гражданами России. Причем одновременно с этим, исследователями отмечается большая роль абстрактных, символических общностей в жизни российских граждан. Так, респонденты, отождествляя себя с такими реальными предметными общностями, как семья и дру-

зья, одновременно идентифицируют себя с людьми, имеющими такие же взгляды на жизнь, а также с представителями определенного поколения или той же профессии (подобные абстрактные, символические общности являются очень важными для современных россиян и имеют для них личностную, эмоционально окрашенную значимость). Интересно, что в отличие от других самоидентификаций самоидентификация с гражданами России имеет тенденцию к падению: данное обстоятельство, как считает Н.Е. Тихонова, заставляет скептически относиться к возможности формирования в нашей стране в ближайшее время так называемой гражданской нации [10].

В отличие от доминирующих иден-тичностей (с семьей и друзьями), а также ведущих макроидентичностей негражданского характера (с представителями одного поколения или профессии, индивидами, имеющими схожие взгляды на жизнь, а также людьми одной и той же национальности), популярность которых за последние полтора десятилетия практически не изменилась, доля респондентов, которые никогда не идентифицировали себя с россиянами, напротив существенно возросла: с 6% до 22% (наряду с этим, произошло сокращение популярности других общностей, имеющих то или иное отношение к гражданским, территориальным и политическим сообществам) [8, с. 139].

Как показывают результаты многочисленных социологических исследований [2, с. 11], современные россияне испытывают так называемое «чувство общности» практически лишь на «микроуровне», в то время как ощущение «общей судьбы», единой страны, нации, общества как такового присутствует в сознании населения российского общества в гораздо меньшей степени. Отчасти этим и объясняется то обстоятельство, что подобное атомизированное общество оказалось в течение последних лет не готовым ни к активной политической деятельности, ни к защите своих интересов, ни к эффективному социальному протесту, ни к выдвижению новых общенациональных лидеров. Постсоветский период был отмечен процессами индивидуализации жизни россиян, которые проявились как в резком снижении самоидентификации граждан со своей работой и с территориальными образованиями, так и в ослаблении чувства общности со всеми россиянами (косвенным подтверждением этому может служить то обстоятельство, что российские эмигранты, оказавшиеся за пре-

делами своего государственного образования - в ближнем или дальнем зарубежье, не характеризуются сколько-нибудь ярко выраженной склонностью к проявлению культурной или этнической солидарности, характерной для других диаспор).

При этом, с другой стороны отмечается и новая «консервативная» волна, пробивающая себе дорогу снизу, с уровня самоорганизации общества на первичном, атомарном уровне: в ряде регионов (особенно это характерно для некоторых национально-территориальных образований, отдельных крупных городов и областей) в настоящее время начинается консолидация общества на основе этой «консервативной» волны, которая порождает новую когорту легитимных лидеров и структур власти. Современные россияне в большей степени доверяют органам власти в регионе, нежели центральным органам власти (помимо президента В.В. Путина, который в этом ряду стоит особняком). В ряде регионов доверие к своим лидерам достигает 70-80 %, в то время как ни в одной из социально-демографических групп активное доверие к правительству, представительным органам власти не превышает 25 %) [6]. В данном контексте следует акцентировать внимание на том, что российское общество в целом, о чем непротиворечиво свидетельствуют результаты ряда социологических исследований, пока проявляет тенденцию к консолидации лишь на уровне «фасадного» пласта ценностей. Отсюда проистекает и слабость национально-государственной идентичности, которая, будучи сопряженной с институциональным кризисом, создает постоянную угрозу распада общества и государства. Выше мы уже отмечали то, что для распавшегося Советского Союза «чувство принадлежности к большому сообществу» было значительно более сильным, нежели для современной России. Здесь важно и то, что за советским государством стояла историческая традиция Российской империи, активно актуализировавшаяся в послевоенный период существования советской власти, а значительная часть современных российских граждан, проживших значительную часть своей жизни в СССР, до сих пор испытывают «чувство гордости» за принадлежность к этому «великому государству», в то время как в отношении нынешней России это чувство испытывает меньшее число современных россиян.

В российском обществе, как показывают полученные социологами эмпирические данные, не наблюдается роста общероссий-

ской идентичности, а формируется скорее «анклавный» тип сознания, характеризующийся восприятием населения страны своего региона как некоего «центра притяжения». При этом отношение к Москве и федеральным органам государственной власти, размещенным преимущественно в столице, становится скорее ревниво-недоброжелательным. Несмотря на то, что результаты тех же социологических исследований свидетельствуют о том, что сама идея «распада России» встречается с открытым «одобрением» сравнительно небольшой частью населения страны (8,4%), в то же время в таких приграничных субъектах Российской Федерации, как Приморский край и Калининградская область, эта цифра, имея все последние годы тенденции к росту, уже достигает почти 30 %. Не может не вызывать тревоги и то обстоятельство, что лишь чуть более четверти респондентов-россиян (28,6%) готовы «открыто протестовать против выхода своего региона из состава России»: такое соотношение «за» и «против» фактически открывает перед региональными властями перспективы самим решать данный вопрос в зависимости от складывающейся конъюнктуры [4].

Мониторинг общественного мнения, осуществленный ВЦИОМ, показывает, что в ассоциативном ряду, связанном с понятием своей страны и народа, на первой позиции находится так называемая «малая родина», тогда как «государство» отмечается почти вдвое реже. Данное обстоятельство не является случайностью, а выглядит скорее закономерностью, поскольку уже давно доказано, что в переходные или кризисные периоды развития общества на первый план для каждого отдельного индивида выходят его семья и ближний круг людей, призванные обеспечить данному индивиду защиту от всевозможных жизненных неурядиц, «сосредоточивая в себе всю полноту и многогранность его идентичности». Что же касается государства со всеми его атрибутами, то оно в данной ситуации, напротив, перемещается на периферию идентификационной матрицы. В свою очередь такие связанные с государством представления, как патриотический долг могут рассматриваться не в контексте каких-то обязанностей перед государством, т.е. как долг перед страной, а скорее как долг перед собственной семьей и близкими людьми (это подтверждается и эмпирическими данными, в соответствии с которыми именно поддержка собственной семьи, а также родных и близких в настоящее время

рассматривается российскими гражданами как их главный долг перед Родиной) [4].

Значимым компонентом национально-государственной идентичности являются ее символические основания: общепризнанным в настоящее время является то обстоятельство, что успешность профессиональной деятельности государственных управленцев зависела в прошлом и продолжает зависеть в настоящем от того, насколько удачно сформулированы те концепты, мифы и метафоры, которые отражают символический смысл данного государства, а также от того, насколько глубоко и полно эти концепты воспринимаются гражданами. Так называемые политические символы служат самопрезентации идеологических и ценностных установок политических лидеров; роль таких символических форм могут играть исторические термины, церемонии, знаки различия и формальности: данные формы могут быть как унаследованы, так и изобретены, однако самым главным здесь является то, что они должны быть доступны пониманию большинства населения данного общества и приниматься этим большинством в качестве официальных символов. В построении символического базиса постсоветской России можно наблюдать определенную преемственность, поскольку ряд значимых современных политических символов восходят частично к советскому периоду отечественной истории, а частично - к дореволюционной, имперской эпохе.

Особенно это касается так называемой государственной символики, к которой относятся прежде всего государственные герб, флаг и гимн. Рассматриваемая линия на преемственность символических оснований российской национально-государственной идентичности выражена, к примеру, в Государственном гербе, в пояснении к описанию которого сказано, что «сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверии третьего тысячелетия... Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории». В целом в рамках российской государственной символики можно наблюдать эксплуатацию так называемой патриотической компоненты, а также военного героизма и великого прошлого России, что также, наряду с гербом, характерно для гимна, повторяющего мелодию Гимна Советского Союза, и флага (бело-сине-красный триколор), ко-

торый был учрежден при Петре I как флаг торгового флота и легитимирован в ходе августовских событий 1991 г. Отметим, что рассматриваемая символика была не сразу положительно воспринята россиянами, однако в настоящее время государственные символы стали и узнаваемыми, и признаваемыми со стороны большинства граждан.

Наряду с государственными символами важное значение для конструирования национально-государственной идентичности также имеют государственные праздники. И если в случае с государственными гербом, флагом и гимном наблюдается явная положительная динамика в том, что касается их узнавания и восприятия, то в случае с государственными праздниками ситуация выглядит более противоречивой. Дело в том, что представители новой постсоветской элиты первоначально решили здесь практически полностью отказаться от советских традиций, отменив советские праздники, награды, часть памятников деятелям советской эпохи, а также другую атрибутику, которая так или иначе напоминала о советском прошлом. Появился новый праздник, названный Днем согласия и примирения, который фактически заменил День Октябрьской революции, советский праздник 1 Мая (День международной солидарности трудящихся) стал отмечаться как День весны и труда, официальный статус был возвращен православному празднику Рождества.

В то же время ошибкой нового российского руководства являлось то, что, «переименовав» старые праздники и учредив новые, оно не позаботилось о том, чтобы снабдить их подходящей и понятной для обычного среднестатистического гражданина легендой. В результате абсолютное большинство россиян (77%) не знают, к примеру, по какой причине основной государственный праздник, День России, отмечается в нашей стране именно 12 июня, а не в какой-нибудь другой день. Помимо этого, почти половина респондентов (49%), как показывают данные ВЦИОМ, вообще не знают названия этого праздника и путают его с Днем Конституции, Днем города, Днем единства и со старым названием праздника - День независимости России.

Только один праздник, унаследованный с советских времен, День Победы, воспринимается большинством населения современного российского общества и как личное, и как государственное торжество, однако данный праздник, как справедливо отмечает А.Г. Санина, имеет для россиян не только и не столько символическое, сколько когнитивно-эмоциональное значение [6, с. 62].

Необходимо отметить, что в современные российские политические элиты, в отличие от представителей правящей элиты 1990-х годов, проявляют явное стремление возродить некоторые атрибуты советского прошлого, например звание Героя труда и т.д., что воспринимается большинством населения вполне положительно.

Восприятие государственной символики и другой атрибутики является, безусловно, важным компонентом национально-государственной идентичности населения страны, однако оно не исчерпывает полностью ее содержание. Важнейшей составляющей национально-государственной идентичности, ее ценностно-эмоционального компонента, является чувство гордости или стыда, вызванное национально-государственным сообществом и самим фактом принадлежности к нему, проявленным к нему отношением, принятием данного факта как значимого в жизни человека. Речь здесь идет о таком часто употребляемом понятии как «патриотизм», являющимся базовым идентифицирующим механизмом и отражающим чувство приверженности определенному национально-государственному сообществу, признание его значимой ценностью.

Не вызывает сомнений то, что отождествление с определенным государством как формой или основой политико-территориального, а также гражданско-политического оформления нации, т.е. то, что мы называем национа л ьно-государственной идентичностью, не может сформироваться без понимания гражданами исторической общности территории национального государства, его законов и общенациональных политических институтов в комплексе с высоким уровнем доверия данным институтам, позитивным к ним отношением, общности гражданства, а также желания и согласия быть частью этого государства, наличия коллективного самосознания граждан как членов национально-государственного сообщества.

1. Горшков, М.К. Российская идентичность в контексте западноевропейской культуры [Текст] / М.К. Горшков //Власть. 2013. № 1. 192 с.

2. Молодежь в полиэтничных регионах Северо-Кавказского федерального округа [Текст] /Экспертный доклад. Пятигорск, 2014. 101 с.

3. Перегудов, С.П. Национально-государственная идентичность и проблемы консолидации российского государства[Текст] /С.П. Перегудов // Политические исследования. 2011. № 3. 192 с.

4. Пресс-выпуск Левада-Центра от 16.03.2010[Электронный ресурс]. URL:hhtp://www. levada.ru./press/2010031602.html. 7 с. (дата обращения: 29.10.2015).

5. Проблемы национальной безопасности: региональный уровень[Текст] / Информационно-аналитические материалы «круглого стола» с международным участием.Ростов н/Д, 2015. 272 с.

6. Санина, А.Г. Формирование российской идентичности: гражданско-государственный подход [Текст] /А.Г. Санина //Социологические исследования. 2012. № 12. 154 с.

7. Семенов, В.Е. Современная Россия в контексте концепции российской полиментальности. Историзм и современное состояние российского менталитета[Текст] /В.Е. Семенов.М., 2015. 492 с.

8. Старостин, А.А. Национально-государственная идентичность как системообразующий механизм сильного государства в контексте современных российских реалий: Монография [Текст] / А.А. Старостин. Ростов н/Д.: Донское книжное издательство, 2013. 272 с.

9. Старостин, А.А. Трансформация политической идентичности населения современной России: Монография[Текст] /А.А. Старостин. Ростов н/Д., 2010. 132 с.

10. Тихонова, Н.Е. Становление новой российской идентичности: опыт эмпирического анализа. Идентичность как предмет политического анализа[Текст] /Н.Е. Тихонова. Сборник статей по итогам Всероссийской научно-теоретической конференции (ИМЭМО РАН, 21-22 октября 2010 г.) / отв. редактор И.С. Семененко. М., 2011. 299 с.

11. Bauman,Z. UnbehageninderPostmoderne [Текст] / Z. Bauman. Hamburg. 1999. 39 с.

References

1. Gorshkov M.K. (2013) Power, no. 1, 192 p. [in

Rus].

2. Youth in multi-ethnic regions of the North Caucasus Federal district [Text] / Expert report. Pyatigorsk, 2014, 101 p. [in Rus].

3. Peregudov S.P. (2011) Political studies, no. 3, 192 p. [in Rus].

4. Press release of Levada Center from 16.03.2010,available at: hhtp://www.levada.ru./ press/2010031602.html. 7 p. (accessed 29.10.2015) [in Rus].

5. Problems of national security: regional level / Information and analytical materials of the Round table with international participation. Rostov n/D, 2015 272 p. [in Rus].

6. Sanina A.G. (2012) Sociological research, no. 12, 154 p. [in Rus].

7. Semenov V.E. (2015) Modern Russia in the context of the Russian multi-mentality concept. His-toricism and modern state of Russian mentality. Moscow, 492 p. [in Rus].

8. Starostin A.A. (2013) National-state identity, as a core mechanism of a strong state in the context of contemporary Russian realities. Rostov onDon, don publishing house, 272 p. [in Rus].

9. Starostin A.A. (2010) Transformation of political identity of the population of contemporary Russia. Rostov on Don, 132 p. [in Rus].

10. Tikhonov N.E. (2011) The establishment of the new Russian identity: the case of empirical analysis. Identity as a matter of political analysis. A collection of articles on the results of the all-Russian scientific-theoretical conference (IMEMO, 21-22 October 2010). Moscow, 299 p. [in Rus].

11. Bauman Z. (1999) Unbehagen in der Postmoderne. Hamburg, 39 p. [in Eng].

UDC 32

THE MAIN VECTORS OF DEVELOPING NATIONAL IDENTITY AS A KIND OF SOCIAL AND POLITICAL REFLECTION

Starostin Alexey Aleksandrovich,

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, South-Russian Institute of Management (branch),

Cand. Sc. (Politology), Candidate for a Doctor's Degree, Rostov-on-Don, Russia. E-mail: filosofia@uriu.ranepa.ru

Annotation

The article analyzes the background and the results of forming national identity of a certain type in post-Soviet Russia. It has not come to the level a civil nation identity and has composite forms combining indicators of a state and a "small motherland". New symbols, rituals, holidays, educational and outreach efforts are essential. As a result it will help raise the level of social reflection containing positive directives and formation of identity of a systemic type.

Key concepts: identity, values, traditions, civil nation, small motherland, ethnic group, nation, we-identity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.