Научные сообщения
Е.В. ЕРЕМИНА кандидат социологических наук, доцент кафедры «Государственное управление и социология региона»
ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный
*
университет»
Понятие региональной идентичности и специфика ее формирования в современной России
Присущий сегодняшнему времени кризис идентичности имеет глобальный характер, хотя в каждой стране его проявления специфичны и вызывают различные социальные последствия. Для культуры постмодерна характерны рефлексивность и мозаичность, когда происходит тесное переплетение и взаимовлияние
л
институциональных изменений и внутриличностных трансформаций1.
Важнейшим проявлением идентификационного кризиса в России выступает мировоззренческий раскол общества в 1990-е гг., который отразился в утверждении тезиса «нам не известно общество, в котором живем», поисках национальной идеи, соответствующей новым социально-экономическим условиям; размытости социально-пространственной идентичности в масштабе «страна - макрорегион -регион - локальное поселение». Осознание идентификационного кризиса развернулось на двух уровнях - теоретического анализа учеными разных социальных и гуманитарных наук2 и концептуализации политических проектов, направленных на конструирование национальной идентичности России, выдвигаемых
о
различными политическими субъектами3.
В контексте исследования специфики российской модернизации очевидны региональные особенности протекания модернизационных процессов: по сути в рамках одной страны можно увидеть различные стадии модернизации, констатировать отсутствие относительной тех-нокультурной гомогенности России. Подчас региональная специфика
* Еремина Екатерина Витальевна, е-mail: [email protected]
1 Гидденс Э. Современность и самоидентичность // Реферативный журнал. Сер. 11, 1994, № 2, с. 14-20.
См., например: Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. М., 2003; Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся / Под ред. Л.М. Дробижевой. М., 2002, с. 213-244; Российская идентичность в условиях трансформации. Опыт социологического анализа / Отв. ред. М.К. Горшков и Н.Е. Тихонова. М., 2005; Российская идентичность в Москве и регионах / Отв. ред. Л. М. Дробижева. М., 2009.
См.: Зверева Г.И. Учреждение «российской нации»: год 2008 // Пути России: современное интеллектуальное пространство: школы, направления, поколения. М., 2009, т. XVI.
может быть прослежена во всех сферах общественной жизни - в
л
экономике, культуре, социальной политике . Следовательно, каждый из российских регионов представляет собой совершенно уникальный набор проявлений региональной идентичности в содержательном выражении.
В работах отечественных авторов, отражающих специфику становления регионального сообщества в России, прослеживаются особенности формирования региональной идентичности. В этом понятии сочетаются аспекты собственно пространства и аспекты внутренней энергетики, «силы» идентичности, где уместен термин «местный патриотизм». Для одних исследователей региональная идентичность - социально-психологическое чувство принадлежности к региональному сообществу, при этом границы региона как понятия ментального совпадают с границами сообщества2. А для других исследователей - это совокупность культурных отношений, связанных с
я „
понятием «малая родина»3, или «отношение человека к своей малой родине, к земле, на которой он родился или живет и работает»4, при этом региональная идентичность базируется и на экономическом потенциале региона, его роли в общегосударственном историческом
с.
процессе5.
По нашему мнению, необходимо, прежде всего, четко развести понятия «региональная идентичность» и «региональная идентификация», поскольку они являются семантически близкими, но не взаимозаменяемыми. В современной науке идентичность и идентификация соотносятся, прежде всего, по принципу «структура -процесс».
Региональная идентичность - это объективное состояние, которое основывается на рефлексивном чувстве личной самотождественности и целостности, непрерывности во времени и пространстве; состояние, предполагающее гармоничное сочетание индивидуальной самости и включенности индивида в региональный социум. Региональную идентичность можно рассматривать как структурное образование, имеющее собственное содержание, меру стойкости и противодействия влияниям извне.
Понятие «региональная идентификация» отражает специфические психологические и социальные аспекты формирования региональной идентичности. Таким образом,
1 См.: Волкогонова О.Д., Белоусов С.О. Феномен региональной идентичности как фактор политического процесса в России // Россия и современный мир, 2009, № 1, с. 46.
2 См.: Ноженко М.В., Яргомская Н.Б. В поисках нового регионального сообщества: возможная перспектива рассмотрения федеральных округов // Политическая наука, 2005, № 3, с.123.
3 См.: Крылов М.П. Региональная идентичность в Европейской России / Отв. ред.: Ю.А. Веденин, В.А. Колосов, М., 2010.
4 Губогло М.Н. Указ. соч., с. 399.
5 См.: Галактионова Н. А. Особенности современных процессов регионализации и формирования региональной идентичности // Регионология, 2010, №2, с. 257.
региональная идентификация может быть определена как процесс становления, функционирования и развития региональной идентичности.
Представляется необходимым четко разграничивать понятия внешней и внутренней идентичности: если речь идет о внешней идентичности региона, то ее можно обозначить как результат распознавания и атрибутирования образа региона извне, в более широком социальном пространстве (объективная региональная идентичность); в то время как региональная самоидентичность представляет собой набор собственных социальных свойств и особенностей региона (исторических, политических, экономических, культурных и т.д.), установленных самостоятельно, рефлексивно и присвоенных субъектом (жителями региона).
Региональная самоидентичность обнаруживается не только в способности субъекта поддерживать и сохранять свою цельность, несмотря на изменение отдельных ее компонентов, но и в его поведении и деятельности. Понимание региональной идентичности, по нашему мнению, в некотором смысле помогает определить жизненные цели и задачи индивида, оформить свой жизненный путь либо в пределах данного социально-территориального пространства, либо за его пределами.
Таким образом, региональная идентичность человека отчетливо проявляется на двух уровнях: личностном (соотнесение «самости» человека и региона интеллектуальными, духовными, эмоциональными и другими явлениями и их материальной средой) и социальном (осознание человеком своей принадлежности к региональному сообществу, представления о тождественности и целостности которого формируются в рамках социального взаимодействия).
Региональная идентичность, с одной стороны, локализует жизнь человека и сообщества в определенном пространстве, делает эту жизнь понятной, комфортной и безопасной в «своей» внутренней среде. С другой стороны, в процессе региональной идентификации в рамках российской государственной структуры постоянно происходит сравнение «своей» части страны с «другими» частями, «своих» людей с «чужими». Вместе с этим принадлежность к части позволяет человеку и сообществу находиться в различных отношениях с более
«значительным» социальным пространством всей страны, ощущать
-1
«свое место» в системе социальных отношений1.
На основе региональной идентичности развиваются наиболее позитивные символические черты и характеристики местного сообщества, в которых воплощаются социальный и символический капиталы, позиционирующие локальные интересы и региональные
1 См.: Докучаев Д.С. Региональная идентичность российского человека в современных условиях: социально-философский анализ// Автореф. дисс.... канд. филос. наук. Иваново, 2011, с. 9.
практики местных элит. Региональная идентичность выступает и как осознание интересов, индивидуальных когнитивных механизмов, мотивации индивида, которые лежат в основе формирования межличностных связей; групповых и межгрупповых феноменов в терминах их преимущественного порождения коллективным региональным сознанием. Понимание интереса как категории, обозначающей переход объективного в субъективное и, наоборот, субъективного в объективное - это важный методологический момент также и для определения содержания категории экономико-социологического регионального интереса; причем такой интерес может рассматриваться именно как мотивация в сознании людей к действию1.
Значимость социально-пространственной идентификации в региональном плане определяется и тем, что в силу несравненно расширившихся возможностей (в том числе за счет научно-технического прогресса и других факторов) среда жизнедеятельности социально-территориальных общностей становится не просто неким данным условием их коллективной жизни (требующим лишь более или менее адекватной адаптации), а предметом социального проектирования, использования всего совокупного потенциала территории для повышения уровня и качества жизни2.
Не менее важной для региональной идентичности является поселенческая структура территории. Урбанизация, освоение новых и исход со старых освоенных территорий, некоторые другие факторы обусловливают образование сложных конфигураций сетевых структур мегаполисов, конурбаций, агломераций, втягивающих в себя целые гроздья поселений и в то же время сохраняющих, а в отдельных случаях расширяющих обезлюженное пространство.
В то же время подвижность отдельных групп, перемещающихся с одной территории на другую, а это, как правило, активные субъекты, является важным фактором амбивалентности и неустойчивости региональной идентичности даже в условиях стабильности границ. Более того, этот фактор носит социально-конфликтогенный характер, что убедительно показано в исследованиях А.В. Дмитриева и других специалистов по социологии миграции3.
Методологически важным является учет этнического фактора амбивалентности и подвижности региональной идентификации, отмеченный Л.М. Дробижевой, В.Н. Ивановым, В.А. Тишковым и другими исследователями социально-этнических общностей и
1 См.: Корепанов Г. С. Региональная идентичность: социокультурный и социоэкономический подходы // Известия Уральского государственного университета, 2009, №3(65), с. 276-284.
2 См.: Маркин В.В. Региональная идентификация и социальное моделирование российских регионов: проблема социологической интерпретации // Региональная социология в России. Сб. материалов социологических исследований / Отв. ред. В.В.Маркин. М., 2007.
3 См., например: Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриев А.В. Региональная конфликтология: экспертное мнение / Под ред. М.К. Горшкова. М., 2007.
межнациональных отношений, особенно в условиях традиционно подвижных полиэтнических регионов или регионов с относительно устойчивой социально-экономической структурой, пополняющихся новыми массовидными группами мигрантов1.
Исследования отечественных социологов доказывают, что региональная идентичность находится в сложных отношениях с идентичностями другого рода. Причем отношения эти могут быть не только конкурентными, но и антагонистическими.
Нередко для социологов региональная идентичность заслоняется идентичностью этнической, которая в их понимании является более существенной. Региональная идентичность часто выглядит как производная от этнической идентичности и возникает только там, где этнические идентичности пересекаются на территории и вызывают конфликт территориального характера. На наш взгляд, это неверно, у этих идентичностей - региональной и этнической - совершенно разная природа возникновения и механизмы формирования и развития, их совпадение друг с другом - единичное явление. Стоит подчеркнуть, что особое значение этнической идентичности проявилось относительно недавно, еще полтора века назад идентичность территориальная была гораздо важнее, чем этническая, языковая или культурная.
Региональная идентичность - это, прежде всего, переживаемые и осознаваемые людьми ценности определенной системы локальной общности, которые, в свою очередь, формируют чувство территориальной принадлежности индивида и группы. Вопрос региональной идентичности в этом случае является жизненным вопросом. Можно утверждать, что для типично русского населения региональная идентичность традиционно определялась не столько его национальностью, сколько территориальной принадлежностью, характеризующейся особыми психологически, социально и культурно значимыми признаками.
Региональную идентичность можно сменить. Это резко отличает ее от этнической идентичности. Но утрата одной региональной идентичности и обретение другой может длиться очень долго, на протяжении жизни целого поколения, когда жители села иногда с большими сложностями адаптируются к жизни в городе, хотя, возможно, и имеют огромное желание стать городскими жителями. Кроме этого часто именно на новом месте жительства изначальная, прирожденная региональная идентичность проявляет себя, когда в общении с «другими» она с особой остротой ощущается в своей ментальности и выступает средством отыскания союзников. Таким образом, именно в новой социально-территориальной среде при-
1 См., например: Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003.
рожденная региональная идентичность гораздо чаще заявляет о себе, в отличие, например, от проживания в знакомой с рождения обстановке, в которой региональная идентичность долгое время может быть незаметной и неактуальной, вызывая ошибочное ощущение своего отсутствия. Такие конфликты старой и новой региональной идентичности, перепады в ее значимости для человека могут стать существенной характеристикой его социальной деятельности.
Следует отметить, что обладатели одной региональной идентичности не всегда солидарны друг с другом в своем социальном поведении. Так же как и обладатели, скажем, одинаковой профессиональной идентичности иногда воспринимают друг друга конкурентами в деловых отношениях, «земляки» могут испытывать друг к другу весьма смешанные чувства, а не только стремление к солидарности.
Но при этом региональная идентичность обладает важнейшей положительной способностью - она может объединить людей самых разных национальностей, профессий, уровней образования, разрушить или снизить межгрупповые барьеры. Это объясняется тем, что региональная идентичность в своей основе имеет особо теплое чувство к месту обитания, память о его красотах, удобствах и достоинствах (возможно, приукрашенных). Именно такой положительный настрой позволяет убирать барьеры между людьми, преодолевать недоверие, отчужденность или враждебность. В таком качестве региональную идентичность необходимо культивировать как на государственном, так и на общекультурном уровне (конечно, в тех ее проявлениях, которые не выражаются в объединении ради противоборства с другими «землячествами»).
Не стоит противопоставлять идентичность региональную национальной: они не только могут сосуществовать вполне мирно, но и должны дополнять друг друга. Чувство Родины может быть полноценным лишь при наличии чувства «малой родины». Нечастые примеры противостояния этих идентичностей необходимо рассматривать либо как социальное отклонение, либо как результат перерастания региональной идентичности в национальную из-за уже существующего в обществе отчуждения одной его части от целого. Поэтому не следует видеть в региональной идентичности постоянную угрозу для единства страны; напротив, ее следовало бы всячески культивировать именно для укрепления целостности государства1.
По мнению М. Крылова, региональная идентичность - вполне здоровое отражение современной культуры россиян. Она развивается в ответ на перемены в общественной жизни, а вовсе не уходит на
1 См.: СмирнягинЛ.В. О региональной идентичности // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях. Т. 2. Идентичность и суверенитет: новые подходы к осмыслению понятий / Под ред. И. М. Бусыгиной. М., 2007, с. 91-97.
второй план под напором пресловутой глобализации. В то же время региональная идентичность не тождественна сепаратизму. В культурной географии Запада (особенно в американской) давно доказано, что региональная идентичность лишь укрепляет идентичность общенациональную, но в нашей стране всё ещё очень широко распространён предрассудок, согласно которому любовь к малой родине умаляет любовь к большой, а при сильном чувстве, мол, рождает сепаратизм1.
Конечно, кризис национальной (общегражданской) идентичности может привести к тому, что региональная идентичность составит ей конкуренцию, тем самым нарушая единство в государственном смысле. В условиях отдаленности от центра и ощущения провинциальности локальная и региональная идентичности начинают доминировать. На региональном уровне общие особенности стратегии и тактики органов власти проявляются в стремлении к монополизации социально-экономического и политического пространства. Однако в стабильном обществе региональная идентичность не выходит на первый план, а проявляется скорее в формировании определенной системы ценностей и норм поведения жителей региона вне связи с этнической принадлежностью.
Таким образом, проблема формирования национальной (общегражданской) идентичности особенно актуальна в современных условиях. Это связано, во-первых, с необходимостью сохранения государственной целостности. Во-вторых, идентичность задает определенные параметры развития страны. В русле этих параметров страна предпринимает разного рода усилия по оптимизации своего движения и развития2.
В структуре региональной идентичности с точки зрения социологического анализа, на наш взгляд, сильны когнитивные, а также эмоциональные оценочные моменты, которые могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок и соответственно реализовываться в конкретных чувствах и действиях регионального сообщества, что подтверждают данные социологических
- я
исследований3.
Проведенный анализ разных теоретических подходов к исследованию региональной идентичности дает основания выделить в ее структуре следующие основные компоненты:
- когнитивный - представляет собой знание об определенном региональном сообществе, формируемое на основе представлений о его идентифицирующих признаках. К этому компоненту можно отнести
1 См.: Крылов М.П. Региональная идентичность в Европейской России.
2 См.: Жаде З.А. Российская модернизация и проблемы идентичности // Российское общество и государство: актуальные проблемы на современном этапе: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Сост. и общ. ред. А.С. Тимощук. Владимир, 2009, с. 32.
3 См. об этом: Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Богатство и бедность в представлениях россиян // Социологические исследования, 2004, № 3, с. 16-22.
территориальные и географические, а также исторические, культурные, политические и другие знания об особенностях взаимодействий жителей региона между собой и с государством;
- ценностный - включает в себя позитивное или негативное отношение к своей региональной принадлежности; понимание индивидом смысла вышеназванных элементов, признание их значимости и включенности в собственную систему ценностей;
- эмоциональный - признание или непризнание регионального сообщества в виде группы членства, как результат действия когнитивного и ценностного компонентов. Проявлением эмоциональной составляющей выступает чувство гордости или стыда, вызванное принадлежностью к региональному сообществу, региональный патриотизм;
- деятельностный - определенный тип поведения субъекта регионального сообщества, опирающийся на знания о регионе и эмоционально-ценностное его восприятие. Данный компонент проявляется либо в созидательной деятельности на благо своего региона, содействии укреплению его позиций в системе социально-территориальных общностей, либо в безразличии к региональным проблемам, желании изменить место своего проживания.
Подчеркнем, что необходимо разграничивать механизмы позитивной региональной идентификации (самоотождествление, имеющее положительный оценочный фон) и негативной региональной идентификации (безразличие, неприятие, отрицательное отношение к своей позиции в региональном социуме). Как результат негативной самоидентификации, как правило, формируется негативная региональная идентичность, предполагающая отрицательную оценку человеком своей региональной принадлежности. В данном случае, на наш взгляд, и безразличие может рассматриваться как негативная тенденция в процессе идентификации, поскольку человеку как существу социальному не должна быть безразлична его социальная (в том числе и региональная) принадлежность.
Позитивный (либо негативный) вектор когнитивного, ценностного, эмоционального компонентов в структуре региональной идентичности проявляется в определенных моделях поведения членов регионального сообщества по отношению к своему региону, что составляет деятельностный компонент региональной идентичности. На наш взгляд, в сегодняшних условиях особую важность приобретают ценности региональной надэтнической позитивной идентичности, на основе которых возможна консолидация населения как отдельных регионов России, так и Федерации в целом, повышающая уровень региональной и общенациональной конкурентоспособности страны.
Таким образом, в многообразии функциональных форм и значений региональная идентичность оказывает существенное
влияние на содержание и характер региональных взаимодействий. Взаимозависимость содержания и характера региональной идентичности и региональных взаимодействий составляет основу оценки тенденции и перспектив развития регионов.
Еремина Е.В. Понятие региональной идентичности и специфика ее формирования в современной России. В статье рассматривается понятие региональной идентичности. Автор отмечает, что региональная идентичность находится в сложных отношениях с идентичностями другого рода - национальной, этнической и пр. Однако региональная идентичность обладает очень важным положительным свойством - способностью объединять людей разных национальностей, профессий, уровней образования.
Ключевые слова: региональная идентичность, национальная идентичность, региональная идентификация.
Eremina E.V. The concept of regional identity and the specifics of its formation in modern Russia. The article considers the concept of a regional identity. The author notes that the regional identity is in the difficult relations with the identities of another kind - national, ethnic, etc. However, the regional identity has a very important positive feature - the ability to unite people of different nationalities, professions and levels of education.
Key words: regional identity, national identity, regional identification.