Научная статья на тему 'Региональная и этническая идентичность как фактор разграничения политического пространства'

Региональная и этническая идентичность как фактор разграничения политического пространства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
833
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / REGIONAL IDENTITY / ETHNIC IDENTITY / POLITICAL SPACE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цветкова Ольга Викторовна

Рассматриваются категории региональной и этнической идентичности. В разграничении политического пространства Российской Федерации особо значима этническая идентичность, так как структурирование происходит за счет того, что в основном многие субъекты Российской Федерации (особенно республики) разграничивают свое пространство по этническому принципу. Региональная идентичность в основном, относится к внутристрановому уровню, и разграничивает политическое пространство между субъектами Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Цветкова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL AND ETHNIC IDENTITY AS THE FACTOR OF DIFFERENTIATION OF THE POLITICAL SPACE

The article deals with the category of regional and ethnic identity. The author comes to the conclusion that the division of political space of the Russian Federation is particularly significant ethnic identity, as the structuring is due to the fact that basically many regions (especially the Republic) delimit their space along ethnic lines. Regional identity mainly refers to the in-country level, differentiating between the political space between the subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Региональная и этническая идентичность как фактор разграничения политического пространства»

УДК 331.108

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

О.В. Цветкова

Рассматриваются категории региональной и этнической идентичности. В разграничении политического пространства Российской Федерации особо значима этническая идентичность, так как структурирование происходит за счет того, что в основном многие субъекты Российской Федерации (особенно республики) разграничивают свое пространство по этническому принципу. Региональная идентичность в основном, относится к внутристрановому уровню, и разграничивает политическое пространство между субъектами Российской Федерации.

Ключевые слова: региональная идентичность, этническая идентичность, политическое пространство

В политической науке идентичность используется с предикативами -территориальная, региональная, этническая. Термин «идентичность» в настоящее время считается наиболее общим и универсальным в круге понятий, которые описывают «совокупность качественных и количественных характеристик, сопряженных со специфичностью какого-либо данного культурного или географического индивида (личности, группы, территориальной общности, территории)» [1]. Идентичность имеет взаимосвязь со спецификой и самосознанием населения. Соответственно региональная идентичность обладает местной спецификой и включает самосознание каждого жителя субъекта РФ.

Как отмечал норвежский политолог И. Нойманн, «идентичность может существовать только тогда, когда она конструируется как «различие», и любая социальная объективность конструируется действиями власти» [2]. Исходя из этого создание любого региона (как внутригосударственного, так и особенно транснационального) может рассматриваться как целе-полагающий политический процесс, связанный, прежде всего, с конструированием региональной идентичности.

Современные российские исследователи по-разному рассматривают региональную идентичность. Региональная идентичность служит основой для особого восприятия общенациональных политических проблем и складывается на основе общности территории, особенностей региональной жизни, определенной системы ценностей [3].

Под региональной идентичностью понимают систему культурных отношений, которые связаны с понятием «малая родина» или «отношение индивида к своей малой родине, к земле, на которой он родился или живет, и работает» [4].

Региональная и локальная идентификация служат одним из определяющих и стабилизирующих факторов формирования культурно-

исторической и социально-территориальной общности. При этом «региональные пространства не только являются социально конструируемыми феноменами, но и сами формируют поведение, идентичность, сознание и коммуникационные стратегии» [5].

Региональная идентичность - это результат отождествления индивида с региональной общностью, принадлежности к своему региону представляет собой социокультурный феномен, основанный на объективных социальных свойствах и особенностях региона (исторических, политических, экономических, культурных, его роли в общегосударственном историческом процессе и т.д.) [6].

Существует позиция, что региональная идентичность влияет на развитие региона. В основе этого влияния лежит «осознание индивидом себя субъектом регионального сообщества, уважение и любовь к конкретному региону, гордость за него, понимание своей ответственности за его развитие и возможность влиять на этот процесс на базе осознания и самооценки перспектив эффективной самореализации на данной территории» [7].

На практике ключевое влияние региональная идентичность оказывает на изменение субнациональных границ, так как в субъектах РФ складываются региональные сообщества, которые выступают субъектами выдвижения инициативы по изменению субнациональных границ субъекта, на территории которого они проживают. Если при изменении субнациональной границы не учесть самоидентификацию населения с территорией, то возможно появление противостояния и конфликтных ситуаций со стороны жителей данного субъекта. Региональные общности имеют свою индивидуальность и социокультурную специфику. Вспомним, Ф. Ратцель писал, что «мерой развития культуры является уровень духовной связи человека с конкретной территорией» [8].

По мнению автора, территориальная идентичность имеет отношение к государству в целом и отличается широким, охватывающим характером, представляет феномен самосознания территориальных сообществ. Территориальная идентичность сохраняет связь с территорией, пространством и родиной, формирует пространственную принадлежность индивида. Территориальная идентичность осмысляется индивидами с позиций обозначения государственных границ, где суверенная территория государства играет важную роль.

Региональная идентичность в основном относится к внутристрано-вому уровню и разграничению политического пространства между субъектами РФ. Региональная идентичность выступает в качестве основного элемента в конструировании субнационального пространства субъектов РФ. Более того, в национальных республиках Российской Федерации более развита, этническая идентичность, а в «русских» субъектах актуализируется региональная идентичность [9].

Территориальная идентичность имеет важное значение при демаркации государственных границ. Региональная идентичность играет ключевую

роль при формировании субнациональных границ субъектов РФ в политическом пространстве.

Региональная идентичность складывается на основе общности территории, определенной системы ценностей, особенностей хозяйственной жизни каждого отдельного субъекта РФ.

Политолог В.А. Ачкасов считает, что «разграничение политического пространства неразрывно связано с формированием на огромном пространстве территориальных общностей. Территориальные общности выделяются своей индивидуальностью, имеют свою социокультурную специфику. Причем такая региональная идентификация определялась скорее не на национальной или этнической основе, а по территориальной принадлежности, придающей в собственных глазах и глазах окружающих специфические социально, психологически и культурно значимые признаки» [10].

Так, по мнению П. Сорокина, «из всех связей, которые соединяют людей между собой, связи по местности являются самыми сильными. Одно и то же местожительство порождает в людях общность стремлений и интересов. Сходство в образе жизни, семейные связи, товарищеские отношения, созданные еще с детства, придают им общий характер, создающий живую связь. В итоге образуется группа, отмеченная колоритом данного места. Таковы в России типы «ярославца», «помора», «сибиряка» и т.п.» [11].

При этом «региональные пространства не только являются социально конструируемыми феноменами, но и сами формируют поведение, идентичности, сознание и коммуникационные стратегии» [12].

Как писал французский исследователь Шарль Рик, «фактор региональной идентичности является «националитарным» утверждением регионального коллектива, «голосом» региональной группы» [13].

Региональная идентичность складывается из представлений, осознания образа людьми субнациональной территории как ментально-духовного пространства. Региональная идентичность связана с политико-административной составляющей, на ее развитие оказывает концепция территориального брендинга региона. Региональная идентификация индивида имеет особенность, она может не совпадать с административно-территориальным делением государства, т.е. может соотноситься с формальными и неформальными регионами и имеет уровни по «матрешечно-му» принципу (регион, город, село).

Отметим позицию Д. Дж. Элейзера, который выделяет одну из главных политических проблем нового столетия - это защита территориально-этнической и региональной идентификации [14].

Мы согласны с позицией политолога, так как проблема современного политико-территориального устройства заключается в растущем требовании многих этносов, не имеющих своей территориальной идентификации на самоуправление, а это не может не происходить за счет других этносов. Вследствие этого и возникает этническая идентичность.

Феномен этнической идентичности возник в науке сравнительно недавно. В основном этническая идентичность характеризуется относительной устойчивостью в сознании людей и выступает как один из исторических видов социальной идентичности в процессе самоопределения индивида к определенной этнической общности.

Для исследования разграничения политического пространства Российской Федерации особо значима этническая идентичность, так как структурирование происходит за счет того, что в основном многие субъекты РФ (особенно республики) разграничивают свое пространство по этническому принципу.

Отметим, что идентификация, как правило, происходит в процессе взаимодействия, отношений, т.е. коммуникации. Для этнической идентификации чаще всего важны горизонтальные соотношения: в образе «они - другие народы», но в ряде ситуаций отношения осмысливаются по вертикали: «мы - народ Российской Федерации», но «мы - не российский народ, «россияне - не мы»» [15]. Реально может встречаться и третий вариант отношений по той и другой ориентации, особенно в территориальных конфликтах на этнонациональной основе.

Объяснением этого является то, что этническая идентичность реанимировалась и формировалась в сложных условиях распада Советского Союза, развития национальных движений. Россия меняла не только пространственные и пограничные рубежи, но и систему взаимоотношений между многонациональным народом. Болезненность появления Российской Федерации сказалась на характере проявления и установке россиян по отношению к «другим» во внутристрановом измерении. Этнополитические установки даже тех кто чувствует себя больше «россиянином, чем человеком своей национальности», приводят к раздражению или неприязни к представителям отдельных национальностей, особенно это проявляется в республиках РФ. Важным фактором этнической идентичности является самосознание своей национальности, т.е. тех, кто «никогда не забывает о своей национальности». «В Татарстане таких людей 70 %, в Башкорта-стане - 88 %» [16]. Региональная идентичность в основном понимается в значении «кто мы», этническая идентичность понимается в значении «какие мы». В отношении территориальных споров и конфликтов идентичность рассматривается как самоотождествление себя с общностью, представление о ней, эмоциональное представление о ней, эмоциональное переживание этих представлений и самое главное готовность действовать.

Становится очевидным, что федерации, которые имеют значительные структурные культурно-идеологические дифференциации, как в России, требуют различных конституционных и политических стратегий для достижения успешного разрешения территориальных конфликтов. Это проявляется в том, что человек одновременно идентифицирует себя со своим государством и с субъектом РФ как частью этого государства. Нередко возникает ситуация, когда население идентифицирует себя только с формальным

субъектом РФ, что доказывает высокую степень локальной (местной) идентичности. Еще чаще идентификация выстраивается в локальной, республиканской идентичности. В республиках у людей титульных национальностей и русских разная степень связанности с государственной, региональной и этнической идентичностью.

Таким образом, региональная и этническая идентичность имеет сложносоставной характер. Региональная идентичность - это «ключ» к конструированию региона как политического, социального и институционального пространства. Это проявляется в том, что индивид одновременно идентифицирует себя со своим государством и с регионом как частью этого государства. Нередко возникает ситуация, когда население идентифицирует себя только с формальным регионом, это доказывает высокую степень локальной (местной) идентичности, на основе которой региональные элиты создают субнациональные границы для более удобного управления территорией в соответствии со своими интересами. Устойчивость субнациональных границ субъектов РФ во многом зависит от подвижек в региональной идентичности населения. Если в каком-либо субъекте РФ региональная идентичность усиливается за счет этнической составляющей, это может угрожать территориальной целостности страны.

Список литературы

1. Крылов М.П. Современная российская региональная идентичность. Общество и пространство. Теоретико-методологические и дискуссионные вопросы // Известия Рос. географ. об-ва, 2006. Т. 138. Вып. 6. С. 19-28.

2. Нойманн И. Использование «другого». Образы Востока в формировании европейских идентичностей. М. 2004. С.18.

3. Жаде З.А. Проблема идентичности в современных социальных теориях // Философия и общество. 2007. № 2. С.7.

4. Крылов М.П. Региональная идентичность в историческом ядре Европейской России // Социологические исследования. 2005. № 3. С. 13-23.

5. Макарычев А. Регионализм глазами конструктивизма: агенты, структуры, идентичности // Неприкосновенный запас. 2010. № 3. С.10.

6. Тумакова К. Е. Региональная идентичность и брендинг как социально-управленческий ресурс // Власть. 2010. №2 3. С.13.

7. Туровский Р.Ф. Соотношение культурных ландшафтов и региональной идентичности в современной России // Идентичность и география в современной России. СПб, 2012. С. 141.

8. Ratzel F. Politische Geographie. München. 1897. Р.63.

9. Ачкасов, В.А. Региональная идентичность в российском политическом пространстве: «калининградский казус» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://politex.info/conten.

10. Ачкасов, В.А. Региональная идентичность в российском политическом пространстве: «калининградский казус» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://politex.info/conten.

11. Сорокин П. Система социологии. Т. 2. М., 1993. С. 210-213.

12. Макарычев А. Регионализм глазами конструктивизма: агенты, структуры, идентичности // Неприкосновенный запас. 2010. № 3. С. 142.

13. Рик Ш. Феномен идентичности // Образование и социальное развитие региона. 1996. № 3-4. С. 212.

14. Elazar D.J. Federal Systems on the World: a Handbook of Federal, Confederal and Autonomy Arrangements. Harlow, UK: Longman Current Affairs, 1991. P 322.

15. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / руководитель проекта и отв. ред. Л. М. Дробижева. М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. С. 38.

16. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / руководитель проекта и отв. ред. Л. М. Дробижева. М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. С.48.

Цветкова Ольга Викторовна, канд. полит. наук, доц., tsvetkovaov@mail.ru, Россия, Москва, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

REGIONAL AND ETHNIC IDENTITY AS THE FACTOR OF DIFFERENTIATION OF THE

POLITICAL SPACE

O. V. Tsvetkovа

The article deals with the category of regional and ethnic identity. The author comes to the conclusion that the division of political space of the Russian Federation is particularly significant ethnic identity, as the structuring is due to the fact that basically many regions (especially the Republic) delimit their space along ethnic lines. Regional identity mainly refers to the in-country level, differentiating between the political space between the subjects of the Russian Federation.

Key words: regional identity, ethnic identity, political space.

Tsvetkovа Ol'ga Viktorovna, candidate of political sciences, associate professor, tsvetkovaov@mail.ru Russia, Moskow, Lomonosov Moskow State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.