Научная статья на тему 'Методические аспекты организации профессиональной подготовки курсантов военного вуза'

Методические аспекты организации профессиональной подготовки курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL TRAINING / PRINCIPLES OF TRAINING / METHODICAL CONTENT OF DISCIPLINE / PROBLEM TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Леонид Николаевич, Найн Александр Альбертович

Профессиональная подготовка будущих офицеров в системе высшего военного образования носит многоаспектный характер, учитывающий специфику армейской службы в современных условиях развития Российской Федерации. Одним из важных аспектов данного процесса является методическое обеспечение содержания преподаваемых дисциплин на основе общепринятых дидактических принципов обучения. Для решения основных задач обучения и воспитания курсантов и достижения конечной цели обучения используются различные способы или методы проведения занятий, направленные на закрепление, углубление и конкретизацию знаний, полученных на лекциях в обобщенной форме, а также формирование и развитие умений и навыков по применению теоретических знаний в решении познавательных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Леонид Николаевич, Найн Александр Альбертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL ASPECTS OF TRAINING CADETS AT A MILITARY ACADEMY

Professional training of future officers in the system of higher military education is multifaceted, taking into account the specifics of army service in the modern conditions of development of the Russian Federation. One of the important aspects of this process is methodical maintenance of the contents of the taught disciplines on the basis of the generally accepted didactic principles of training. To solve the main tasks of training and education of cadets and achieve the ultimate goal of training, various methods or methods of conducting classes aimed at consolidating, deepening and concretizing the knowledge obtained in lectures in a generalized form, as well as the formation and development of skills in the application of theoretical knowledge in solving cognitive problems are used.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты организации профессиональной подготовки курсантов военного вуза»

DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-3-115-121

УДК 378.14 ББК 74.480.46

Л.Н. Петров, А.А. Найн

(Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Россия)

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Профессиональная подготовка будущих офицеров в системе высшего военного образования носит многоаспектный характер, учитывающий специфику армейской службы в современных условиях развития Российской Федерации. Одним из важных аспектов данного процесса является методическое обеспечение содержания преподаваемых дисциплин на основе общепринятых дидактических принципов обучения. Для решения основных задач обучения и воспитания курсантов и достижения конечной цели обучения используются различные способы или методы проведения занятий, направленные на закрепление, углубление и конкретизацию знаний, полученных на лекциях в обобщенной форме, а также формирование и развитие умений и навыков по применению теоретических знаний в решении познавательных задач.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, принципы обучения, методическое содержание дисциплины, проблемное обучение.

ш

0

1

I

ф

о ш ш о

го о ср

ш

L.N. Petrov, A.A. Nam g

' o

(Ural state University of Physical Culture, ° Chelyabinsk, Russia)

METHODICAL ASPECTS OF TRAINING CADETS AT A MILITARY ACADEMY

Professional training of future officers in the system of higher military education is multifaceted, taking into account the specifics of army service in the modern conditions of development of the Russian Federation. One of the important aspects of this process is methodical maintenance of the contents of the taught disciplines on the basis of the generally accepted didactic principles of training. To solve the main tasks of training and education of cadets and achieve the ultimate goal of training, various methods or methods of conducting classes aimed at consolidating, deepening and concretizing the knowledge obtained in lectures in a generalized form, as well as the formation and development of skills in the application of theoretical knowledge in solving cognitive problems are used.

Kewords: professional training, principles of training, methodical content of discipline, problem training.

о о

<u -&

о ср d

J

го

ср о

о го

о ф

т

S

ч

о

го

X

<

<

со

0

н

ф

с

1

Методическое содержание профессионального образования, базирующееся на ключевых педагогических понятиях, способствует развитию ответственного отношения к профессиональной подготовке будущих офицеров, так как отражает социальный заказ и требования нормативных документов к личности специалиста соответствующего военного профиля.

Методическое обеспечение процесса профессионально-педагогической подготовки курсантов является актуальным вопросом, так как оно, по мнению Д.В. Ольховского, способствует, будучи правильно организованным, решению целого ряда задач: формированию фундаментальных профессиональных знаний у курсантов вуза военного профиля; применению принципа интеграции и профессиональной направленности знаний в организации содержания профессионального образования; формированию комплекса перечисленных понятий на базе единого научного подхода; вовлечению курсантов в учебную и практическую деятельность, акцентирующую структурный элемент системы профессиональных понятий и знаний [8, а 119-122].

Для того чтобы учебно-воспитательная деятельность курсантов носила целенаправленный и результативный характер, в педагогической науке в соответствии с закономерностями процесса обучения сформулированы основополагающие положения, определяющие основные требования к содержанию, организации и методике обучения [6, с. 152-160].

В качестве дидактических принципов высшей военной школе можно выделить следующие:

а) научность в обучении;

б) обучение курсантов тому, что потребуется в профессиональной деятельности мирного и военного времени;

в) сознательность, активность и самостоятельность обучаемых;

г) наглядность обучения;

д) систематичность и последовательность в обучении;

е) обучение на высоком уровне трудностей;

ж) прочность овладения знаниями, навыками, умениями;

з) коллективизм и индивидуальный подход в обучении.

Принцип научности подразумевает постановку проблемной задачи, анализ способов и методов её решения и решение задачи наиболее рациональным способом.

В связи с жёстко регламентированным количеством отведённого на изучение дисциплин времени основное внимание при их изучении уделяется обязательным вопросам, рекомендованным ФГОС и вопросам прикладного характера, тому, что потребуется в профессиональной деятельности мирного и военного времени.

Принцип сознательности и активности требует от офицеров-преподавателей постоянной заботы о том, чтобы курсанты глубоко продумывали цель и задачи изучения того или иного материала, его практическую значимость, всесторонне осмысливали изучаемый материал, понимали его суть.

Принцип систематичности и последовательности реализуется так, чтобы новые знания, которые излагает офицер-преподаватель, опирались на ранее усвоенные, исходили из них и в то же время расширяли и углубляли их. Для этого необходимо хорошо знать содержание не только данной конкретной темы, но и всех последующих тем, и заранее готовиться к предстоящим занятиям.

Обучение на высоком уровне трудностей следует понимать как систематическое требование от курсантов напряженной умственной и физической работы. Это значит преподносить курсантам содержание современной науки во всей сложности и противоречивости, а задачи, которые курсанты решают на практических занятиях, не должны быть простыми и однотипными.

Закрепление и углубление знаний, совершенствование навыков и умений происходит в процессе практической деятельности курсантов, то есть на практических занятиях. Вся работа по закреплению знаний, совершенствованию умений и навыков должна опираться на сознательность и активность курсантов. Воинская деятельность, по своему характеру, коллективная, поэтому в учебно-воспитательном процессе сочетаются коллективные и индивидуальные формы работы с курсантами. На лекциях, групповых и практических занятиях курсанты работают в составе учебной группы. Возможности и способности у обучающихся разные, поэтому индивидуальный подход является необходимым условием для того, чтобы каждый курсант работал с полной отдачей сил и возможностей, успешно усваивал программу, развивал свои способности.

Для реализации основных задач обучения и воспитания и для достижения конечной цели обучения используются различные способы или методы проведения занятий: устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, показ материальной части, учебных видеофильмов, практическое выполнение приемов и нормативов, самостоятельная работа [1; 5; 7].

В ходе проведения теоретических занятий преподаватель использует различные интерактивные методы обучения, применяемые на лекции: сократическая беседа, лекция-беседа, лекция дискуссия, лекция «мозговой штурм», лекция с разбором микроситуаций, лекция с решением проблемных задач, интерактивная разминка. При проведении лекций необходимо использовать технические средства обучения (мультимедийный комплекс), а также комплект слайдов в виде презентации.

Практические и лабораторные занятия являются одной из форм обучения, призванные воспитывать у будущих военных специалистов стремления к знаниям, познавательный и профессиональ-

ный интерес, творческие способности. На практических занятиях происходит закрепление, углубление и конкретизация знаний, полученных на лекциях в обобщенной форме, формируются и развиваются умения и навыки по применению теоретических знаний в решении познавательных задач. Предметное содержание дисциплин позволяет курсантам развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Самостоятельное решение предлагаемых задач помогает установить связь теоретического материала с практическим, способствует более глубокому пониманию различных процессов или явлений, позволяет выбрать лучшие варианты решения поставленных вопросов. Результат, получаемый при обучении решению задач, в значительной мере зависит от проявляемого курсантом интереса к поставленным проблемам. Анализ в задачах реальных жизненных ситуаций способствует развитию творческих, исследовательских способностей курсантов и успешности их дальнейшего обучения [2, с. 37].

Текущий контроль успеваемости проводится в целях получения информации о качестве усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятия. Форма текущего контроля на занятии осуществляется в виде опроса в течение лекции по знанию материала предыдущих занятий и порядку действий в повседневной жизнедеятельности отдельных курсантов в количестве 10% от числа присутствующих.

В ходе обучения преподаватель должен методически правильно и поучительно проводить занятие; постоянно требовать от обучающихся четко, кратко и ясно излагать свои мысли, правильно применять технические средства обучения и наглядные учебные пособия; постоянно контролировать строгое и четкое выполнение уставных положений в повседневной деятельности и учитывать личные качества и индивидуальные особенности обучающихся; воспитывать у

ш

0

1

I

ф

о со т о

го о

т

о

о

0

1

_о го

о

о ф

-&

о с

го

о

о го

о ф

Т

о

курсантов чувство высокой ответственности за строгое и точное выполнение требований уставов.

Руководитель занятия должен заблаговременно удостовериться, что в учебной аудитории возможна качественная работа по всем запланированным вопросам. В случае необходимости следует заранее подготовить аудиторию к занятию. Эффективность обучения повышается при наличии стационарного оборудования лекционной аудитории удобной трибуной, расположенной с учетом наиболее эффективного преподнесения материала.

Нельзя проводить занятия на недостаточно оборудованных объектах или оборудованных без соблюдения требований уставов, приказов, наставлений. В противном случае у курсантов могут сложиться нечеткие или ошибочные толкования отдельных положений уставов, что может также подорвать доверие к офицеру, проводящему занятие.

В ходе подготовки преподаватель изучает методическую разработку, уясняет цели, учебные вопросы и порядок их проведения, изучает необходимую литературу и другие источники информации по лекции. В последующем составляет план проведения занятия, который представляет непосредственному начальнику на утверждение накануне занятия, в готовности доложить методику проведения занятия.

Данные, являющиеся исходными для занятия: наличие темы, разработка учебных вопросов, определение места его проведения, распределение времени, подготовка необходимых средств материального обеспечения, изучение руководителем учебной программы и тематического планирования, составление расписания занятий, выбор учебно->| методических материалов, относящихся х к теме занятия, следование указаниям ^ руководства. При изучении названных §" исходных данных необходимо опреде-£ лить роль и место планируемого занятия в системе изучения общевоинских уставов, а также преемственную связь

занятия с остальными учебными дисциплинами. Все это даст преподавателю возможность максимально четко определить базу для усвоения нового материала и его дальнейшее использование при изучении последующих разделов этой и других дисциплин, а также применение его в дальнейшей службе курсантов и в повседневной жизни.

В период подготовки курсантов к проведению занятия преподаватель проводит с ними инструктаж. Он разъясняет им, как должно быть построено данное занятие, что главное в каждом из учебных вопросов, какие пособия необходимо иметь и как их использовать, как применять технические средства обучения, как подобрать необходимую литературу и порядок работы с ней.

В целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо использовать следующие формы проблемного обучения [3, с. 15-18].

1. Проблемное изучение учебного материала в ходе лекции. Имеется в виду изложение материала в режиме монолога, при котором педагог задает проблемные вопросы, ставит проблемные задачи и показательно решает их, а обучающиеся мысленно вовлекаются в процесс решения задач. К примеру, на начальном этапе занятия ставится проблема, но преподаватель не дает готового решения, а лишь сообщает научные сведения о гипотезах и экспериментах для проверки этих гипотез, о причинах данного явления.

2. Частично-поисковая деятельность в ходе практических занятий. Руководитель разрабатывает комплекс проблемных вопросов, и при нахождении ответов студенты используют существующую базу знаний. Вопросы создают затруднения у обучающихся и запускают интеллектуальный поиск решения. Педагог дает различные «подсказки», задает наводящие вопросы и тем самым подводит итоги, выделяет главное, используя ответы курсантов. Частично-поисковый метод обучения способствует эффективной деятельности третьего и четверто-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го уровней знаний (применение и творчество), а также третьего и четвертого уровня (знания-умения и знания-трансформации). Он отличается от консервативного объяснительного и репродуктивного обучения, при котором могут сформироваться исключительно знания-знакомства и знания-копии.

3. Самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся. Здесь курсанты самостоятельно выявляют проблему и решают ее в научно-исследовательской работе с последующим контролем руководителя, и это будет способствовать эффективной деятельности четвертого уровня (творчество) и четвертого уровня максимально продуктивных «знаний-трансформаций».

Использование в процессе обучения анализа реальных ситуаций, с которыми курсант может столкнуться в будущей профессиональной деятельности, помогает решить задачи профессионального обучения путем применения средств и методов, способствующих развитию личности и формированию у личности исследовательского, творческого отношения к действительности [7, с. 12].

Исходя из специфики профессиональной подготовки в системе высшего военного образования нами были выделены следующие компоненты, способствующие развитию ответственного отношения будущих офицеров (курсантов), которые представлены в виде следующей структуры (табл. 1).

Таблица 1. Структура профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов по эксплуатации воздушных судов

Профессионально-педагогическая подготовка курсантов

Когнитивный компонент Операционально-методический компонент Эмотивный компонент

Педагогические знания Специальные знания Педагогические умения Специальные умения Коммуникативные умения Аутопрофессиональные умения Профессиональные мотивы Профессионально-значимые качества

ш

0

1

I

ф

о со т о

го о

т

о

о

0

1

_о го

о

о ф

-&

о с

го

о

о го

о ф

Т

о

Когнитивный компонент предполагает приобретение первичных умений осуществления основных видов педагогической деятельности и особенностей их использования в условиях высшей военной школы, неразрывно связан с приобретением и закреплением специальных знаний, предусмотренных образовательным стандартом в рамках осуществления профессиональной деятельности. Операционально-методический компонент характеризуется способностью курсантов к самоорганизации и управлению учебно-воспитательным процессом профессиональной подготовки. Эмотив-ный компонент предполагает овладение курсантами методами развития профессионально важных качеств и повышения мотивации к профессиональной деятельности.

Для реализации данного комплекса взаимосвязанных компонентов офицер-преподаватель должен быть и организатором учебного процесса, и воспитателем. В педагогике разработаны различные концепции усвоения знаний. Концепции, по которым происходит процесс обучения курса дисциплины, имеют следующую структуру [4, с. 56-59]:

а) психологическая подготовка к восприятию информации; восприятие информации; обобщение информации, переработка ее в знания; закрепление знаний, переработка информации в умения и владения (навыки);

применение знаний, умений к решению практических задач;

б)

в)

г)

д)

е) анализ работы и контроль знаний,

умений и владения (навыки). Названные аспекты являются единой системой, они взаимосвязаны и взаимозависимы, что позволяет максимально эффективного обучения [1, с. 108].

Следовательно, опора на методические аспекты организации профессиональной подготовки курсантов военного вуза самостоятельному приобретению знаний, повышению уровня профессионализма; проводит анализ работы обучающихся и контроль над усвоением знаний, умений и навыков. Библиографический список:

1. Батюшкин С.А. Военное образование - проблемные вопросы и пути их решения // Вестник академии военных наук. - 2013. - № 2 (43). С. 105110.

2. Кандаурова Т.П. Повышение познавательной мотивации у курсантов военного вуза при изучении физики // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. -№ 3. С. 34-41.

3. Левочкин А.Н. Формирование компетентности курсантов в воспитании личного состава в процессе практики: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2015. - 26 с.

4. Лурье Л.И. Формирование культуры военного образования в процессе реформирования армии // Педагогическое образование и наука. - 2012. -№ 9. С. 56-59.

5. Львов Л.В., Шагеев Д.А. Процессуально-технологическое сопровождение процесса профессиональной подготовки менеджеров // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2018. - Т. 10. - № 4. С. 114-128.

6. Максимова Е.В. Формирование ценностно-смысловых компетенций у курсантов военных вузов с позиций компетентностного подхода // Современная школа: инновационный аспект. - 2017. - № 4. С. 152-160.

7. Новиков А.А. Формирование готовности к профессиональной деятельности у курсантов военных вузов: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -М., 2012. - 24 с.

8. Ольховский Д.В. Сущность самостоятельной работы в профессиональной подготовке курсантов военных вузов // Военный научно-практический вестник. - 2015. - № 1 (2). С. 119-122.

Поступила 20.09.2019

го

х

<

<

со

0 ср

н

ф

IZ

Об авторах:

Петров Леонид Николаевич, аспирант кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» (Россия, г. Челябинск), leonidpetrov@bk.ru

Найн Александр Альбертович, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, anain@yandex.ru

Для цитирования: Петров Л.Н., Найн А.А. Методические аспекты организации профессиональной подготовки курсантов военного вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 3. С. 115-121. DOI: 10.7442/2071-96202019-11-3-115-121

References:

1. Batyushkin S.A. Military education - problem issues and ways of solving them // Vestnik akademii voennykh nauk. - 2013. - No. 2 (43). P. 105-110. [in Russian]

2. Kandaurova T.P. Improving the cognitive motivation of military university cadets in studying physics // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. -Vol. 10. - No. 3. P. 34-41. [in Russian]

3. Levochkin A.N. Forming the competence of cadets in staff education during practical training. Author's transcript. Dis ... kand.ped.nauk. - Chelyabinsk, 2015. - 26 p. [in Russian]

4. Lurie L.I. Forming the culture of military education in the army reforming // Pedagogi-cheskoe obrazovanie i nauka. - 2012. - No. 9. P. 56-59. [in Russian]

5. Lvov L.V., Shageev D.A. Process and technological support of professional training of managers // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. -No. 4. P. 114-128. [in Russian]

6. Maksimova E.V. Forming the value meaning competences in the students of military higher schools from the competence approach perspective // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 10. - No. 4. P. 152-160. [in Russian]

7. Novikov A.A. Forming readiness for professional work in the cadets of military institutions of higher education. Author's transcript. Dis ... kand.ped.nauk. - M., 2012. -24 p. [in Russian]

8. Olkhovsky D.V. The essence of independent work professional training of the cadets of military institutions of higher education // Voennyi nauchno-prakticheskii vestnik. -2015. - No. 1 (2). P. 119-122. [in Russian]

About the authors:

Petrov Leonid Nikolaevich, Postgraduate student, Department of Pedagogy, Ural University of Physical Culture (Chelyabinsk, Russia), leonidpetrov@bk.ru

Nain Aleksandr Albertovich, Professor, Department of Pedagogy, Ural University of Physical Culture (Chelyabinsk, Russia), Doctor of Pedagogy, Academic title of Professor, nata91-2012@mail

<D

m

о

For citation: Petrov L.N., Nain A.A. Methodical aspects of training cadets at a military § academy // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - Vol. 11. - No. 3. | P. 115-121. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-3-115-121 I

о

о x

_D ГО

О

о <u

о с

J

го

о

о го

о ф

т s ч

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.