Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методические аспекты / организация / проектно-исследовательская деятельность урок математики. / methodological aspects / organization / design and research activities / mathematics lesson.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайитмурадов Шерзод Сагдуллаевич, Останов Курбон, Тилавов Рустам Ахтамович

рассматриваются методические аспекты организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках математики. Кроме того, обосновано, что основными целями использования методов проекта и исследования на уроках математики заключается, в том, что продемонстрировать способность конкретного ученика или группы учащихся использовать исследовательский опыт, полученный на уроках математики, реализовать интерес к обучению математике, совершенствовать свои знания по математике, а также обсуждения полученных знаний с одноклассниками, показать уровень изучения математики, развивать способность участвовать в формах коллективного общения, образование, воспитание, развитие, подъем на более высокий уровень социальной зрело. Подчеркнута, что при реализации проектной деятельности на уроках математики основным направлением является выбор темы проекта, уточнение задач в нем, определение направления и направленности его развития, наполнение интересным материалом и содержанием, логическое заполнение, демонстрация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF ORGANIZING DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN MATHEMATICS LESSONS

the methodological aspects of organizing the design and research activities of students in mathematics lessons are considered. In addition, it is substantiated that the main goals of using project and research methods in mathematics lessons are to demonstrate the ability of a particular student or group of students to use the research experience gained in mathematics lessons, to realize an interest in teaching mathematics, to improve their knowledge in mathematics, as well as discussing acquired knowledge with classmates, showing the level of studying mathematics, developing the ability to participate in forms of collective communication, education, upbringing, development, rising to a higher level of social maturity. It is emphasized that when implementing project activities in mathematics lessons, the main direction is choosing the topic of the project, clarifying the tasks in it, determining the direction and direction of its development, filling it with interesting material and content, logical filling, and demonstration.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ Хайитмурадов Ш.С.1, Останов К.2, Тилавов Р.А.3

1Хайитмурадов Шерзод Сагдуллаевич - преподаватель, кафедра методики точных и естественных наук, Национальный центр подготовки новым методикам педагогов Самаркандской области;

2Останов Курбон -доцент, кандидат педагогических наук; 3Тилавов Рустам Ахтамович - преподаватель, кафедра теории вероятностей и прикладной математики, математический факультет Самаркандского государственного университета имени Шарафа Рашидова,

г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: рассматриваются методические аспекты организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках математики. Кроме того, обосновано, что основными целями использования методов проекта и исследования на уроках математики заключается, в том, что продемонстрировать способность конкретного ученика или группы учащихся использовать исследовательский опыт, полученный на уроках математики, реализовать интерес к обучению математике, совершенствовать свои знания по математике, а также обсуждения полученных знаний с одноклассниками, показать уровень изучения математики, развивать способность участвовать в формах коллективного общения, образование, воспитание, развитие, подъем на более высокий уровень социальной зрело. Подчеркнута, что при реализации проектной деятельности на уроках математики основным направлением является выбор темы проекта, уточнение задач в нем, определение направления и направленности его развития, наполнение интересным материалом и содержанием, логическое заполнение, демонстрация.

Ключевые слова: методические аспекты, организация, проектно-исследовательская деятельность урок математики.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF ORGANIZING DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN MATHEMATICS LESSONS Khaitmuradov Sh.S.1, Ostanov K.2, Tilavov R.A.3

1Khaitmuradov Sherzod Sagdullaevich - teacher, Department of Methodology of Exact and Natural Sciences, National Center for Training New Methodologies for Teachers of the Samarkand Region; 2Ostanov Kurbon - Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences; 3Rustam Akhtamovich Tilavov - teacher, DEPARTMENT OF PROBABILITY THEORY AND APPLIED MATHEMATICS, FACULTY OF MATHEMATICS, SAMARKAND STATE UNIVERSITY NAMED AFTER SHARAF RASHIDOV, SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the methodological aspects of organizing the design and research activities of students in mathematics lessons are considered. In addition, it is substantiated that the main goals of using project and research methods in mathematics lessons are to demonstrate the ability of a particular student or group of students to use the research experience gained in mathematics lessons, to realize an interest in teaching mathematics, to improve their knowledge in mathematics, as well as discussing acquired knowledge with classmates, showing the level of studying mathematics, developing the ability to participate in forms of collective communication, education, upbringing, development, rising to a higher level of social maturity. It is emphasized that when implementing project activities in mathematics lessons, the main direction is choosing the topic of the project, clarifying the tasks in it, determining the direction and direction of its development, filling it with interesting material and content, logical filling, and demonstration.

Keywords: methodological aspects, organization, design and research activities, mathematics lesson.

УДК 372.851

С одной стороны, существует контраст между высокими требованиями, предъявляемыми родителями, социальными клиентами к качеству знаний учащихся, а с другой стороны, снижением интереса к обучению, в том числе к урокам математики. Анализируя ситуацию можно прийти к следующему выводу: математика начинается вовсе не со счета, это очевидно, а с загадок, вопросов. С этой точки зрения можно спроектировать и поддержать творческие содержательные задачи с элементами исследования для постоянного интереса учащихся к науке.

Основными целями использования методов проекта и исследования на уроках математики заключается, в том, что продемонстрировать способность конкретного ученика или группы учащихся использовать исследовательский опыт, полученный на уроках математики, реализовать интерес к обучению математике, совершенствовать свои знания по математике, а также обсуждения полученных знаний с одноклассниками, показать уровень изучения математики, развивать способность участвовать в формах коллективного общения, образование, воспитание, развитие, подъем на более высокий уровень социальной зрелости [1].

При организации работы над проектом на уроках математики следует учитывать несколько условий: тематика проектов должна быть известна заранее, внимание учащихся должно быть сосредоточено на сравнении и сопоставлении некоторых законмерностей, фактов истории математики и жизни математиков, способов и решений некоторых задач.

Задача, предлагаемая учащимся, построена таким образом, что побуждает их извлекать сведений из соответствующих областей знаний и различных источников информации. Необходимо привлечь к работе над проектом как можно больше учащихся в классе, предложить каждое задание с учетом уровня его математической подготовки.

Учащейся (или группа учащихся) подчеркивает актуальность темы проекта, расширяет познавательный и образовательный уровень знакомых с результатами исследования, желание и возможности раскрыть и развить тему в интересной форме для себя и своих одноклассников. Следующий шаг предполагает формулирование проблемы, которую учащейся выбрал для исследования. До сих пор он обдумывал и понимал тему, прежде чем самостоятельно ставить вопросы, направленные на примерное содержание своей работы. Возможно, ученику не удастся выполнить такую работу, но здесь на помощь должен прийти учитель (или более сильные одноклассники).

Следующий этап организации проектной деятельности на уроках математики предполагает обсуждение участниками различных проектов конкретных исследовательских задач, уточнение или даже изменение текста темы, установление сроков выполнения. В ходе обсуждения будут раскрыты знания участника проекта, математический кругозор, знание источников, отличных от учебника. На этом этапе также важно участие детей, не выбравших проект. На этом этапе они чувствуют себя причастными к исследовательской деятельности, расширяют свои знания по математике. Также полезны промежуточные отчеты учащейсяов по проектам.

Проекты могут создаваться в письменной форме и через общественную защиту. Объем письменных проектов по математике может варьироваться в зависимости от типа проекта и количества времени, необходимого для его выполнения, в зависимости от количества графических материалов, рисунков, исследовательских таблиц и т. д.

Методика проекта предполагает самостоятельную работу учащегося с источниками информации. Во-первых, учащейся должен определить, имеет ли информация отношение к проблемам проекта, изучив источник лично. Для этого читается название книги, просматриваются схемы, формулы, таблицы и т. д. Если источник интересен учащейсяу, ему следует продолжить чтение с полным пониманием. Таким образом, важный исследовательский материал по выбранной теме отбирается с помощью различных стратегий. Именно на этом этапе преодолеваются все трудности: сравнивают план изложения материала, отражающего прогноз, излагают свои знания, мнения и представления о проблеме [2].

При реализации проектной деятельности на уроках математики основным направлением является выбор темы проекта, уточнение задач в нем, определение направления и направленности его развития, наполнение интересным материалом и содержанием, логическое заполнение, демонстрация. В ходе проектной деятельности в области математики расширяется кругозор учащихся, повышается постоянный познавательный интерес к науке, формируются исследовательские навыки. Учащейся, способный к такой исследовательской деятельности, способен занять определенную жизненную позицию в оценке любой социальной ситуации. Опыт учебной проектной деятельности показывает высокий уровень усвоения математики, богатый словарный запас по естественным наукам.

На заключительном этапе у учащихся наблюдается формирование всех компонентов исследовательской культуры: умственных способностей и умений (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация); навыки и умения работать с дополнительными источниками информации; навыки и компетенции, связанные с культурой устной и письменной речи.

Исследовательские проекты требуют продуманной структуры, определенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальной и экспериментальной работы, методов обработки результатов. Пример: проекты для старшеклассников: рефераты, исследовательские работы.

Творческие проекты обычно не имеют детальной структуры, которая планируется и развивается только в соответствии с логикой и интересами участников проекта. Пример: газета, видеофильм, интеллектуальная игра, подготовка к выставке. Игровых проектах структура также только описывается и остается открытой до конца проекта. Участники берут на себя конкретные роли, определяемые характером

и содержанием проекта. Результаты таких проектов могут быть показаны в начале проекта или могут появиться только в конце проекта. Например: сценарий праздника периода, отрывок урока, кроссворды. Информационные проекты. Такой тип проекта направлен на сбор информации об объекте, ознакомление с этой информацией участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: различные сообщения, отчеты [3].

Каждый проект связан с определенной темой и разрабатывается в течение определенного периода времени. Существует следующая класификация проектов по продолжительности:краткосрочные, средние, долговременные. Краткосрочные проекты выполняются в классе или после школы для решения небольшой проблемы.

Небольшие проекты на несколько занятий с совместной работой над подготовкой проекта позволяет дать каждому участнику возможность проявить свою творческую индивидуальность. Планируемые результаты и формы их представления могут быть: кроссворд, цепочка слов, ребус, газета, журнал и т.д. Эти проекты способствует активизацию мышления учащихся, так как им предстоит знакомиться с учебной литературой, справочниками, выбирать картинки и рисовать.

Таким образом, с точки зрения учащегося проектно-исследовательская деятельность - это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это деятельность, которая позволяет проявить себя, проверить свои силы, применить свои знания, получить новые знания и показать результат публично, подтвердить себя. Учащиеся могут непосредственно увидеть определенный результат своей работы в виде конечного продукта: наглядногопособия, презентации.

Список литературы /References

1. Байбородова Л.В., Харисова И.Г., Чернявская А.П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. - 2014. - № 2. - С. 94-117

2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. - Народное образование. -М., 2000, № 9, с.177-180.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. - 110 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.