Научная статья на тему 'Использование метода проектов на уроках математики как способ повышения учебной мотивации учащихся'

Использование метода проектов на уроках математики как способ повышения учебной мотивации учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебная мотивация / проектная деятельность / метод проектов / learning motivation / project activity / project method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курц Анна Валерьевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с применением метода проектов на уроках математики. Анализируется проектная деятельность учащихся как способ развития самостоятельных умений, логического мышления и творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project Method in Math Class as a Way to Increase Students’ Learning Motivation

The article discusses issues of the application of project method in lessons in mathematics. Students project activity is analyzed as a way of developing independent skills, logical thinking and creativity.

Текст научной работы на тему «Использование метода проектов на уроках математики как способ повышения учебной мотивации учащихся»

Средняя и старшая школа: практики исследовательского обучения

Курц

Анна Валерьевна,

учитель математики МБОУ Лицей № 2 «Престиж», г. Макеевка, Донецкая Народная Республика e-mail: 97ann@mail.ru

Anna

Kurtz,

Math Teacher at Lyceum No. 2 - Prestige Lyceum, Makeevka, Donetsk People's Republic

Использование метода проектов на уроках математики как способ повышения учебной мотивации учащихся

Project Method in Math Class as a Way to Increase Students' Learning Motivation

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с применением метода проектов на уроках математики. Анализируется проектная деятельность учащихся как способ развития самостоятельных умений, логического мышления и творческих способностей.

Ключевые слова: учебная мотивация, проектная деятельность, метод проектов

Abstract. The article discusses issues of the application of project method in lessons in mathematics. Students project activity is analyzed as a way of developing independent skills, logical thinking and creativity.

Keywords: learning motivation, project activity, project method

Современные общеобразовательные учреждения должны не только давать определенный набор знаний, но и способствовать воспитанию и становлению учеников как личностей: развивать их творческие способности, навыки самостоятельного мышления, чувство ответственности за результат своей работы. Одной из важных составляющих учебного процесса является проектная деятельность обучающихся, поскольку ученик с особым интересом выполняет ту работу, которая выбрана им самостоятельно. Использование метода проектов как на уроках математики, так и на уроках других предметов, позволяет педагогу в первую очередь преодолеть отрицательное отношение учащихся к процессу обучения, преодолеть проблему снижения мотивации. Основной задачей данного метода является стимулирование заинтересованности всех участников образовательного процесса, в том числе и педагогов, к самостоятельной деятельности, постановке перед ними таких «проблем», решение которых ведет к получению новых знаний и умений [Аргунова и др., 2005].

Использование метода проектов на уроках математики как способ повышения учебной мотивации учащихся

Курц Анна Валерьевна

При реализации проектного метода педагог становится организатором познавательной деятельности учащихся, соучастником исследовательского, творческого процесса, а также организатором их самостоятельной деятельности, при необходимости — консультантом. Запускается механизм сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. Также это дает возможность учащимся максимально использовать и развивать свои способности, работая самостоятельно или в группах, попробовать свои силы и знания.

Основное направление проектной деятельности для математики — решение интересных задач, сформулированных самими учащимися. Кроме того, при осуществлении проектного обучения перед учителем стоят следующие задачи:

• выбор подходящих ситуаций, способствующих разработке хороших проектов;

• структурирование задач как, например, возможностей для обучения;

• сотрудничество с целью разработки междисциплинарных проектов;

• управление процессом обучения;

• использование технологий там, где это необходимо;

• поиск надежного способа оценки.

Что же может дать образовательному процессу метод проектов? Во-первых, научить учащихся самостоятельно и критически мыслить. Во-вторых, размышлять, делать обоснованные выводы, опираясь на свои знания, принимать независимые решения, аргументируя их. В-третьих, научиться работать в команде, имея различные роли. При этом в процессе работы над проектом учащиеся могут планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных нестандартных ситуациях, тем самым адаптироваться к меняющимся условиям, что очень важно в современном мире [Байбородова, Серебренников, 2013].

Основным результатом использования метода проектов при изучении математики должно стать четкое понимание учащимися, где они могут применить полученные теоретические знания на практике. В это же время педагог учит работать с полученной информацией: выделять главное, находить и структурировать связи, усваивать их в виде новых знаний, тем самым формируя информационную компетентность. Главной целью применения метода проектов на уроках математики является развитие познавательных навыков учеников, их творческого мышления, умения ориентироваться в глобальном информационном пространстве. Проектно-исследовательская деятельность учащихся ориентирована на самостоятельную работу (индивидуальную или групповую), которую они выполняют определенный период времени под контролем преподавателя [Байбородова и др., 2014].

Исследователь^евеаг^ег • 1-2/2023

335

Средняя и старшая школа: практики исследовательского обучения

Преподавание математики в условиях современной школы раскрывает перед учителем новые возможности для применения проектной деятельности, что в свою очередь значительно ускоряет процесс социализации личности, являющийся одной из основных задач любой образовательной организации. Также выполнение учебного проекта предполагает организацию творческой деятельности учеников, что является одним из основных условий становления личности. В ходе подготовки проекта учащиеся, помимо прочего, углубляют свои знания, систематизируют их. Кроме того, создавая компьютерные презентации, видеоролики, другие составляющие проекта (документы Word, Excel) и т. п., обучающиеся активно используют информационно-коммуникационные технологии, совершенствуют свои навыки работы с вычислительной техникой, что также очень важно для их дальнейшей жизни в современном обществе [Полат, Бухаркина, 2007].

Таким образом, среди положительных аспектов использования метода проектов на уроках математики можно выделить следующее: актуальность, создание комфортной образовательной среды, дифференцированный подход, использование информационных технологий, формирование исследовательских умений, мотивирующий характер.

Только правильно организованная проектно-исследова-тельская деятельность способствует самостоятельному получению знаний и опыта, развивает у учащихся умение работать с постоянно меняющейся информацией, критическое мышление, самостоятельность и инициативу. Обучающиеся становятся более конкурентоспособными, умеют грамотно планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных нестандартных ситуациях, работать с различными людьми в команде, адаптироваться к постоянно меняющимся окружающим условиям. И?

Литература:

Аргунова и др., 2005 — Аргунова Е. Р., Жуков Р. Ф, Маричев И. Г. Активные методы обучения: учеб.-метод. пособие / Под науч. ред. Н. В. Кузьминовой. — М.: ИЦПКПС, 2005. С. 104.

Байбородова, Серебренников, 2013 — Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2013. С. 175.

Байбородова и др., 2014 — Байбородова Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Завуч, 2014. № 2. С. 94-117.

Полат, Бухаркина, 2007 — ПолатЕ. С., БухаркинаМ. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. С. 272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.