Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС'

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
659
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / RESEARCH ACTIVITY / PROJECT ACTIVITY / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF THE NEW GENERATION / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киреева Е.А., Воистинова Г.Х.

В данной статье рассматривается проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики. Выделены основные требования к исследовательской работе в рамках федерального государственного стандарта. Рассматривается специфика научно-исследовательской деятельности, её отличия с проектной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киреева Е.А., Воистинова Г.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH AND PROJECT ACTIVITY OF STUDENTS IN THE IMPLEMENTATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

This article consider design and research activities of students in mathematics lessons. Highlighted the basic requirements for research work within the framework of the federal state standard. We consider the specifics of the research activities and it is different with the project activities.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Е.А. Киреева, магистрант

Г.Х. Воистинова, канд. пед. наук, доцент

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета (Россия, г. Стерлитамак)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11563

Аннотация. В данной статье рассматривается проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики. Выделены основные требования к исследовательской работе в рамках федерального государственного стандарта. Рассматривается специфика научно-исследовательской деятельности, её отличия с проектной деятельностью.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, проектная деятельность, ФГОС нового поколения, системно-деятельностный подход.

В настоящее время активно продолжается процесс внедрения стандартов нового поколения в образование. Прежде чем перейти к рассмотрению понятия исследовательской деятельности, следует определить, какое место занимает проектно-исследовательская деятельность в реализации ФГОС нового поколения [9].

Существует несколько подходов к определению исследовательской и проектной деятельности. Мы, в своем педагогическом опыте рассматриваем проекта как более широкое и включающее в себя исследовательскую работу.

Во-первых, новый образовательный стандарт ориентирован на планируемые личностные, предметные и метапредмет-ные результаты.

Во-вторых, для достижения планируемых результатов формируются универсальные учебные действия (УУД).

В-третьих, в основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, а одним из эффективных методов его реализации является метод проектов [5, с. 152].

Таким образом, в заложенный в ФГОС нового поколения деятельностный подход, очень логично вписывается проектно-исследовательская деятельность учащихся.

В то же время, в литературе существуют сходные термины. Следует разобраться в нескольких определениях и понять отличия между научным исследованием, исследовательской и проектной работой.

Бычков Анатолий Васильевич считает, что проект - это комплекс взаимосвязанных действий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений [1, с. 5].

Исследовательская работа, в свою очередь связана с решением творческой, исследовательской задачи, с заранее неизвестным результатом [1, с. 9].

Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта. В результате исследовательской работы учащийся предоставляет файл (печатный документ). Итогом проектной деятельности обязательно должен быть конечный продукт, созданный учащимся самостоятельно. Это может быть макет, модель, программа, сборник, задачник, методические рекомендации и многое другое.

Результатом учебно-исследовательской деятельности является получение субъективно нового для ребенка знания. Научное же исследование-это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности, который характеризуется объективностью, воспроизводимостью, точностью, новизной, теоретической значимостью и обоснованностью. Научно-исследовательская работа обучающихся может быть представлена как самостоятельная исследовательская, творческая ра-

бота, содержание и объем которой превышают рамки учебной программы. Критериями успешности исследовательской деятельности будут:

- положительная мотивация к участию в различных видах научно-исследовательской деятельности;

- успешное участие в олимпиадах,в т.ч. дистанционных;

- качество публичных выступлений с защитой проектов и исследовательских работ.

В приобщении учащихся к исследовательской деятельности можно выделить несколько этапов. На первом этапе исследовательской деятельности учащиеся осуществляют поиск информации и возможные варианты решения поставленной проблемы. В ходе работы учитель организует рефлексию опыта познавательной деятельности с целью осознания учащимися способов работы над проблемой, методов работы с источниками знания. В ходе поисковой деятельности учащиеся учатся искать информацию в различных источниках и осваивают приемы и методы исследовательской работы.

На втором этапе приобщения учащихся к исследовательской деятельности учащиеся сами находят и формулируют проблему, подбирают методы для решения поставленных задач исследования, составляют план работы и осуществляют поиск научной литературы. На данном этапе учащиеся получают опыт постановки проблемы и нахождения ответов на самостоятельно поставленные вопросы.

Результаты исследования оформляются в виде рефератов, статей, тезисов и представляются на конкурсах и конференциях различных уровней (от школьного и муниципального до всероссийского и международного).

Под руководством авторов, учащиеся регулярно участвуют в исследовательской деятельности в рамках проектов на олимпиадах и конференциях.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность позволяет выработать умения и навыки, которые необходимы при осуще-

ствлении проектной работы, в будущей жизни и профессиональной деятельности.

Проектная деятельность организуется на таком этапе учебно-воспитательного процесса, когда учащиеся демонстрируют достаточный уровень навыков самостоятельной исследовательской работы.

В ходе реализации проектов происходит формирование универсальных учебных действий, которые являются результатами образовательной деятельности, например:

- регулятивные: умение планировать свою работу;

- познавательные: выбирать более эффективные способы решения поставленных задач;

- коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками и учителем;

- личностные: проявление интереса и активности в выборе решения, интерес к предмету.

Исследовательский метод, по мнению И.Я. Лернера [8], предполагает такую познавательную деятельность учащихся, когда они используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, в ходе добывания нового знания непосредственно знакомятся с методами исследования.

В приобщении учащихся к исследовательской работе открытие известных науке положений занимает определенное место, и, конечно, здесь невозможно обойтись без овладения определенной суммой знаний, используя обычные приемы воспроизведения. Обогащение учебно-познавательной деятельности учащихся элементами исследовательской работы предполагает следование этапам научного мышления, поиск учащимися дополнительной информации, сочетание творческой и воспроизводящей деятельности школьника.

И только на высшем уровне, когда учащийся в своей работе не ограничивается усвоением новых, предлагаемых учителем знаний, а привносит в этот процесс нечто свое, оригинальное, раскрывает новые стороны изучаемых проблем, использует более широкий круг источников знаний, в этом случае учебная деятельность учащихся основными своими чертами сближается с исследовательской.

Библиографический список

1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М.: АБВ-Издат, 2000. - 100 с.

2. Воистинова Г.Х. Проблемы обучения доказательству в школьном курсе математики // Труды Стерлитамакского филиала академии наук республики Башкортостан: Серия «Психолого-педагогические и методические науки» / Под общ. ред. проф. К.Б. Сабитова, С.С. Салаватовой. - Уфа: Гилем, 2006. - С. 62-64.

3. Воистинова Г.Х., Солощенко М.Ю. Научно-исследовательская деятельность студентов по методике обучения математике: Учебно-методическое пособие. - Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2014. - 84 с.

4. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум М., 2001. -48 с.

5. Киреева Е.А. Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках математики // Colloquium-jornal. - 2019. - №14 (38). - С. 152-153.

6. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? // Завуч. - 2001. - №1. - С. 24-25.

7. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных «Педагогических чтениях» // Советская педагогика. - 1968. - №7. - С. 45-56.

8. Лернер И. Я. Проблемное обучение. М.: Знание. - 1974. - 64 с.

9. Федеральный Государственный образовательный стандарт // Российское образование. Федеральный портал. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/

RESEARCH AND PROJECT ACTIVITY OF STUDENTS IN THE IMPLEMENTATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

E.A. Kireeva, Graduate Student

G.Kh. Voistinova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Sterlitamak branch of the Bashkir State University (Russia, Sterlitamak)

Abstract. This article consider design and research activities of students in mathematics lessons. Highlighted the basic requirements for research work within the framework of the federal state standard. We consider the specifics of the research activities and it is different with the project activities.

Keywords: research activity, project activity, Federal State Educational Standard of the new generation, system-activity approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.