шмшшшшшшшшшт №2,2010 яйияяяйиш^ ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИНГВОРЕГИОНОВЕДЕНИЯ*
Т. В. Яковлева, О. И. Еременко
(Белгородский государственный университет)
Предлагаются концепция лингворегионоведения как нового научного направления и пути использования лингворегионоведческого материала в процессе преподавания русского языка.
Ключевые слова: лингворегионоведение; региональный компонент; социокультурная компетенция; краеведческий подход; язык и культура; лингворегионоведческий текст.
Современной лингводидактикой все активнее развивается мысль о культуроформирующей функции лингвистического образования, необходимости культурологического подхода в преподавании родного языка. С позиций культурологического подхода родной язык рассматривается как предмет прежде всего мировоззренческий, культуроемкий, как инструмент познания окружающего мира, мощное средство воспитания, поле приобретения социального и духовного опыта. Принципиально важным становится осознание словесниками «иного» взгляда на свой предмет, заключающегося в том, чтобы научить учащихся воспринимать язык «не как чистую грамматическую схему», а как «спрессованные веками феноменальные стороны философии, истории, духовной культуры», чтобы не просто «знать о языке», а «...жить и действовать в языке» [4, с. 58]. В лингвометодике идут интенсивные поиски ответов на вопросы: что нужно изменить в преподавании родного языка, чтобы сделать этот процесс культуроориентированным, и каким образом может быть представлена культурная информация на уроке русского языка? Назрела необходимость создания упорядоченной научной системы, раскрывающей феномен региональных особенностей родного языка, отражающей отечественную культуру в ее ярком национальном и территориальном многообразии [3].
Важным фактором в развитии личности школьника является обращение к краеведческому и, особенно, лингвокраеведческому аспекту в преподавании род-
ного языка. Такой подход воспитывает у учащихся бережное, любовное и внимательное отношение к родному языку, а значит, любовь к Родине и стремление достойно служить ей. Ведь именно знание языка, истории, культуры, природных условий, обычаев и чаяний родного народа дает возможность учителю сформировать у ребят национальное самосознание, чувство достоинства и социальной справедливости.
На современном этапе развития науки утверждается новое направление — лингворегионоведение, основанное на взаимосвязи, взаимовлиянии этнографии, фольклористики, лингвокультурологии конкретного региона. Лингворегионове-дение отражает синтез многих наук, исследующих собственно этнокультуру, со своими целями и задачами, понятийным аппаратом. Однако этнокультура не является предметом изучения в курсе русского языка. Поэтому, раскрывая сложную проблему соизучения языка и культуры, мы можем говорить об лингворе-гионоведческом аспекте обучения русскому языку.
Лингворегионоведение рассматривается в методике как один из важнейших путей реализации кумулятивной функции языка, обнаруживающей себя в том, что язык не просто передает некоторые сведения, но и обладает способностью отражать, фиксировать и сохранять определенную культурную и историческую информацию. Предмет изучения данной дисциплины — языковая среда того или иного региона. Лингворегионоведение связано со сбором, обработкой и изуче-
* Работа проведена по программе Федерального агентства по образованию «Исследования, выполняемые в рамках тематических планов 2009—2010 гг.».
© Яковлева Т. В., Еременко О. И., 2010
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
нием местного языкового материала, и его основная цель — изучение истории края через факты языка, привлечение внимания обучаемых к фактам окружающей языковой среды, так как именно языковые факты нередко содержат богатейшую этнографическую и культурологическую информацию.
Мы считаем, что элементы лингво-регионоведения можно использовать в учебно-воспитательном процессе уже в начальной школе, поскольку воспитание языковой личности — процесс длительный, сложный, а начальная школа обладает большими возможностями в этом плане.
Рассмотрим основные понятия линг-ворегионоведения.
Лингворегионоведческая компетенция — это овладение обучаемыми системой знаний о культуре, обычаях, традициях конкретного региона, малой родины, извлеченных из текстов краеведческой тематики. Формирование данной компетенции происходит в процессе использования на уроках русского языка краеведческих текстов, а также при изучении и анализе слов лингворегионовед-ческой тематики. Данная компетенция предполагает осознание обучаемыми связи языка с историей и культурой региона. Становление этого вида компетенции происходит в процессе знакомства с лингворегионоведческим материалом (диалектной речью, региональной ономастикой, фольклором и т. п.). Формирование лингворегионоведческой компетенции предполагает организацию наблюдений детей за языковыми особенностями региона, обогащение словаря учащихся региональной лексикой, развитие у них умений и навыков использования такой лексики в собственных высказываниях, в различных коммуникативных ситуациях.
Средством регионализации языкового образования является лингворегио-новедческий подход. Мы понимаем под ним управляемый процесс овладения учащимися русским языком, в котором происходит их ознакомление с природными особенностями, промышленностью, сельским хозяйством, социально-экономическим, историческим и культурным
развитием региона на основе специальных текстов. Лингворегионоведческий подход — это построение процесса обучения русскому языку на местном материале. Его реализация позволит соединять понятия «язык» и «региональная культура», реализовать целостную концепцию социокультурного образования, принципиально меняющую представление о содержании и целях образования в школе. Применительно к русскому языку данный принцип означает, что учителю, реализующему лингворегионовед-ческий подход, следует проработать поэтапное, по классам, включение краеведческих сведений в структуру уроков. Для этого нужно продумать так называемые сквозные лингворегионоведческие темы, отобрать специальную лексику и тексты в соответствии с темами. В качестве сквозных можно использовать, например, такие темы: «Белгородчина — наша малая родина», «Наименование жителей нашего края», «Наши знаменитые земляки», «Историческое прошлое нашего края», «Символы земли Белгородской», «История белгородских топонимов», «Происхождение названий мелких географических объектов (микротопонимов)», «Из истории названий рек Белгородской области» и др. Особое внимание уделяется творчеству местных писателей и поэтов, языку их произведений. Лингворегионоведение связано со сбором, обработкой и изучением местного языкового материала; его основная цель — знакомство учащихся с культурой региона через факты языка, привлечение их внимания к особенностям окружающей языковой среды, так как именно языковые факты нередко содержат богатейшую этнографическую и культурологическую информацию.
Лингворегионоведческий текст — связное смысловое единство, содержащее сведения о культуре региона — является средством реализации лингворе-гионоведческого подхода в обучении. При отборе таких текстов следует руководствоваться рядом критериев, среди которых: краеведческая направленность, т. е. наличие в тексте сведений о природе, культурных традициях края, извест-
ных людях, языке конкретного региона; художественная ценность текста, наличие изобразительно-выразительных средств языка; наличие изучаемых языковых явлений (языковых единиц, грамматического материала, изучаемых орфограмм или пунктограмм); возможность осуществления на основе анализа текста функционального подхода к изучению языковых явлений.
Цель лингворегионоведческого текста — расширить культурный кругозор обучаемых, служить моделью высказывания, обогащать речь учащихся словами лингворегионоведческой тематики. Такой текст становится важным компонентом системы приобщения учащихся к культуре и истории региона.
Лингворегионоведческие тексты могут использоваться для осмысления, анализа, наблюдения за функционированием языковых единиц, для отработки орфографических, пунктуационных, грамматических навыков, а самое главное назначение текстов такого рода — познакомить учащихся с содержательной стороной региональной культуры. Именно через такие тексты могут реализоваться все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Весь материал урока может быть организован вокруг текста. Через текст ученик усваивает новые знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.
В языке лингворегионоведческих текстов отображается окружающая действительность, передается информация о традициях, обычаях, обрядах малой родины. Как учебное средство текст является достоверным источником информации о быте и культуре родного народа, поскольку в нем закрепляются самые существенные, типичные явления национальной культуры, особенности характера народа, его быт, традиции. Вот почему такой текст имеет огромный социокультурный потенциал, позволяет соединить в учебном процессе изучение языка с историей и культурой региона.
Лингворегионоведческая работа в современной дидактике рассматрива-
ется как основное средство регионализации языкового образования. Большинство ученых-методистов под региональным компонентом школьного лингвистического курса понимают языковые факты, присущие той или иной местности как в тематическом, так и в лингвистическом отношении. Региональный компонент в преподавании русского языка следует рассматривать как углубленную лингво-регионоведческую работу. Следовательно, лингворегионоведение гармонично сливается с понятием «региональный компонент базового образования», формирование которого предполагает обязательное обращение к местным языковым особенностям. Мы рассматриваем лингворегионоведческую работу как часть регионального компонента, в который могут входить и другие элементы, причем часть особенно значимую, способствующую реализации многих современных принципов обновления содержания образования.
Лингворегионоведческая работа связана со сбором и изучением региональных особенностей языка. Ее предметом является совокупность знаний о языковых особенностях определенной местности, добытых путем изучения живой разговорной речи, языка художественных произведений писателей — выходцев данной местности, произведений устного народного творчества и местных памятников письменности. Одновременно такая работа есть процесс установления этих знаний. «В настоящее время уже достаточно четко определены объекты лингворегионоведческой работы в школе, к которым относят диалектную речь (фонетические, лексические, морфологические особенности местных говоров); региональную ономастику (топонимику, антропонимику, ойконимию); язык регионального фольклора; язык художественных произведений местных авторов или авторов, биографически связанных с краем; язык местных СМИ; язык местных исторических документов; живую речь земляков; городское и деревенское просторечие; речевой этикет региона» [1, с. 28].
Чтобы использовать подобный линг-ворегионоведческий материал на уроках
ИНТЕГРАЦИЯ
русского языка, учитель сам должен хорошо знать региональные языковые особенности, т. е. иметь представление о говорах, распространенных на той или иной территории, о местной ономастике, быть знакомым с творчеством местных авторов и т. п. Возможности использования местного языкового материала в ряде случаев ограничены тем, что отсутствует специальная лингвистическая литература, посвященная описанию языка того или иного региона. Кроме того, в процессе лингворегионоведческой работы необходимо учитывать возрастные особенности школьников и соответственно адаптировать местный языковой материал.
Таким образом, лингворегионоведе-ние — это и система знаний о региональных языковых особенностях, и процесс изучения данных особенностей. Предметная область нового научного направления, формирующегося на базе истории, географии, лингвистики, культурологии, этнологии, социологии, состоит в изучении особенностей и вариаций в языке, обусловленных этнической картиной региона, территориальными особенностями языка, его использованием различными социальными группами, а также целями и условиями коммуникации. В обозначении отдельных направлений, частных проблем внутри данной научной области нам видится теоретическая функция лингворегионоведения. Его практическими функциями (в первую очередь в области образования) могут быть достижение воспитательных и культуроформирующих целей образования; повышение качества обучения родному языку, литературе, истории; усиление мотивации к изучению языка, истории и культуры своего края; реализация коммуникативно-деятельностного и личностно ориентированного подходов в преподавании; содействие более успешной социализации учащихся во время обучения и др. [2].
Анализ проблем, связанных с изучением языка региона, позволяет заключить, что обращение к анализу языковых особенностей региона способствует реализации на практике востребованного временем культурологического подхода
к исследованию и преподаванию родного языка; необходима разработка научно-теоретических основ и прикладных аспектов дисциплины, которая может носить название «Лингворегионоведение»; практическое воплощение лингворегио-новедения может быть представлено в виде программно-методического обеспечения специальных и элективных курсов для школы и дисциплин по выбору для вузов.
Применение лингворегионоведения в процессе преподавания русского языка поможет решить ряд педагогических задач. Использование местного материала обогащает содержание объяснения учителя и придает ему конкретный характер. Лингворегионоведческий материал способствует прочному закреплению полученных учащимися знаний, повышает качество усвоения нового материала, облегчает последующую домашнюю и практическую работу над ним.
Образовательная ценность лингворе-гионоведения, по нашему мнению, состоит в том, что оно:
1) способствует патриотическому воспитанию школьников посредством изучения объективной действительности родного края — его природы, истории, культуры, искусства, национальных традиций и обычаев. Несомненно, что фундаментом патриотизма является любовь к своей малой родине, ее людям, природе;
2) формирует конкретные представления об окружающей действительности, тем самым поставляет объекты, доступные для непосредственного наблюдения, изучения и исследования;
3) помогает учителю вызвать у учащихся чувство новизны. Введение новых элементов в процесс обучения, в основу которого положен местный материал, способствует раскрытию признаков изучаемых явлений, в результате чего степень усвоения учебной программы значительно возрастает;
4) позволяет учитывать жизненный опыт учащихся, важным источником которого являются непосредственное участие детей в лингворегионоведческой работе, изучение окружающей языковой среды, что ускоряет приобретение линг-
вистических знаний, формирование коммуникативных умений и навыков.
Включение лингворегионоведческого материала в структуру уроков русского языка будет активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать воображение, одновременно приобщая школьников к культурным, нравственным, эстетическим ценностям региона.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Демичева, В. В. Социокультурное образование младших школьников (на региональном материале) в процессе изучения русского языка :
программа для общеобразоват. учеб. заведений Белгородской области. Начальное общее образование / В. В. Демичева, О. И. Еременко, Т. В. Яковлева. — Белгород : Политерра,
2007. — 124 с.
2. Новикова, Т. Ф. Актуальность курса «Линг-ворегионоведение» / Т. Ф. Новикова // Этнолинг-вокультурология и современное образование : сб. ст. проблемной группы в РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб., 2009. — С. 213—216.
3. Новикова, Т. Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка в аспекте регионализации образования : моногр. / Т. Ф. Новикова. — Белгород : Изд-во БелГУ, 2007. — 296 с.
4. Юлдашева, Л. В. Методологические и методические аспекты проблемы языка как культурно-исторической среды / Л. В. Юлдашева // Рус. яз. в шк. — 1990. — № 4. — С. 54—58.
Поступила 02.02.10.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ*
В. И. Сафонов, Е. А. Молчанова, О. С. Воробьева
(Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)
Статья посвящена использованию информационных технологий в математическом образовании. Рассмотрено развитие понятия «технология» в педагогике. Показана роль информационных технологий в гуманитаризации математического образования.
Ключевыге слова: информационные технологии; гуманитаризация; математическое образование.
ностей обучаемого, формирование у него навыков научного поиска и творческого мышления, дифференциацию обучения. Такой подход к образованию позволяет сделать его развивающим и личностно ориентированным. Технология обучения призвана играть в гуманизации математического образования значительную роль. Речь идет, в частности, об инновационных технологиях обучения, позволяющих внести в него технологические изменения.
Обратимся к понятию «технология». Оно имеет много определений и трактовок. Интересно проследить за их эволюцией. Для начала XX в. характерна праг-
Проблема гуманитаризации математического образования обсуждается достаточно давно в работах таких ученых, как В. Г. Болтянский, Г. Д. Глейзер, Р. С. Черкасов, Г. В. Дорофеев, Г. И. Саранцев и др. Так, Г. И. Саранцев отмечает: «...будем понимать гуманитаризацию математического образования как отражение в нем деятельностной природы математического знания. Гуманитаризация образования есть методологическая идеология, требующая пересмотра основных концепций методики обучения математике» [6, с. 52].
Гуманитаризация образования подразумевает учет индивидуальных особен-
* Работа выполнена при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы по теме «Методология, теория и практика проектирования гуманитарных технологий в образовании» (№ 02.740.11.0427).
© Сафонов В. И., Молчанова Е. А., Воробьева О. С., 2010