Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОГО АНАЛИЗА ПРИ ВЫХОДЕ НА РЫНОК МАРКЕТ-ПЛЕЙСОВ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОГО АНАЛИЗА ПРИ ВЫХОДЕ НА РЫНОК МАРКЕТ-ПЛЕЙСОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентный анализ / цена / маркет-плейс / конкуренты / стратегия / стратегическое планирование / competitive analysis / price / marketplace / competitors / strategy / strategic planning

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бзегежева Саида Азаматовна, Козюбро Татьяна Игоревна

Экономика России переживает непростой период: последствия пандемии, политическая ситуация, финансовый кризис, ослабление курса рубля – все эти факторы негативно влияют на основные финансово-экономические показатели деятельности отечественных предприятий. Тем не менее, в связи с уходом многих ведущих зарубежных компаний с рынка, возникли новые неосвоенные ниши на рынке, у российского бизнеса появилась возможность заполнить образовавшиеся пробелы. В связи с этим, при разработке стратегии развития целесообразно уделить внимание конкурентному анализу, который позволит выявить сильные стороны реализуемых продуктов, оценить позиции конкурентов и выйти на рынок с обоснованной ценой. Статья посвящена проведению конкурентного анализа при выходе компании на рынок маркет-плейса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF COMPETITIVE ANALYSIS WHEN ENTERING THE MARKETPLACE MARKET

The Russian economy is going through a difficult period: the consequences of the pandemic, the political situation, the financial crisis, the weakening of the ruble – all these factors negatively affect the main financial and economic performance of domestic enterprises. Nevertheless, due to the withdrawal of many leading foreign companies from the market, new undeveloped niches have emerged in the market, Russian business has the opportunity to fill the gaps that have formed. In this regard, when developing a development strategy, it is advisable to pay attention to competitive analysis, which will allow you to identify the strengths of the products sold, assess the position of competitors and enter the market with a reasonable price. The article is devoted to conducting a competitive analysis when a company enters the market place market.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОГО АНАЛИЗА ПРИ ВЫХОДЕ НА РЫНОК МАРКЕТ-ПЛЕЙСОВ»

УДК 339.544

Бзегежева Саида Азаматовна, студент (e-mail: ms.bzegezheva@ymail.ru) Козюбро Татьяна Игоревна, канд. экон. наук (e-mail: t-lukoshkina@mail.ru)

Кубанский государственный технологический университет, г.Краснодар, Россия

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОГО АНАЛИЗА ПРИВЫХОДЕ НА РЫНОК МАРКЕТ-ПЛЕЙСОВ

Аннотация. Экономика России переживает непростой период: последствия пандемии, политическая ситуация, финансовый кризис, ослабление курса рубля - все эти факторы негативно влияют на основные финансово-экономические показатели деятельности отечественных предприятий. Тем не менее, в связи с уходом многих ведущих зарубежных компаний с рынка, возникли новые неосвоенные ниши на рынке, у российского бизнеса появилась возможность заполнить образовавшиеся пробелы. В связи с этим, при разработке стратегии развития целесообразно уделить внимание конкурентному анализу, который позволит выявить сильные стороны реализуемых продуктов, оценить позиции конкурентов и выйти на рынок с обоснованной ценой. Статья посвящена проведению конкурентного анализа при выходе компании на рынок маркет-плейса.

Ключевые слова: конкурентный анализ, цена, маркет-плейс, конкуренты, стратегия, стратегическое планирование

С учетом сложившихся экономических условий, в которых функционирует российский бизнес, руководству компаний при разработке стратегии развития необходимо уделить особое внимание внутренним исследованиям и анализу деятельности для принятия грамотных актуальных управленческих решений [1]. Как показывают данные финансовой отчетности по многим компаниям, чистая прибыль за последние 3 года сокращается по многим отраслям экономики [2].

В процессе планирования следует учитывать, что все большие обороты набирает использование различных инструментов цифровой экономики [3]. Беспрецендетная экономическая ситуация, сложившаяся в период пандемии COVID-19, ускорила процессы цифровизации экономики [4, 5]. В связи с этим, в последние годы возрастает роль дистанционных продаж, маркет-плейсы набирают все большую популярность.

В настоящий момент в России самым популярной электронной торговой площадкой является Wildberries. С каждым годом количество поставщиков, товаров, покупателей и продаж растет. Неоспоримым преимуществом дистанционных продаж является наличие складов по всей стране, что позволяет охватить не только регион, в котором осуществляется торговля и в

котором находится предприятие, но и всю территорию России. Отметим, что рост продаж на маркетплейсах позитивно сказывается на развитии регионов страны [6]. Увеличивается прибыль торговых компаний, возрастают налоговые поступление в бюджет и в целом улучшается инвестиционная привлекательность региона [7].

В процессе стратегического планирования необходимо обладать актуальной базой для генерации бизнес-решений [8]. При оценке внутренней среды необходимо обращаться к данным финансовой отчетности [9]. При оценке внешних факторов важной информацией для принятия решений станут данные и сведения конкурентного анализа [10]. Рассмотрим практическое проведение конкурентного анализа при первичном выходе на маркетплейс "^МЬегпеБ для товара шампунь для женских волос.

Все сведения, необходимые для исследования имеются в открытом доступе на сайте аналитики www.marketguru.io (рисунок 1).

Главная Цены

Войти

Пробовать бесплатно

Мощный инструмент для анализа и увеличения продаж на \ЛЛ1.0ВЕ11111Е5

Легко находите сверх прибыльные товары.

Шпионьте за конкурентами. Управляйте тысячами товаров

за счет автоматизации. Получайте рекомендации на какой

товар дать акцию, от какого избавиться, какай закупить.

О

4>1п»«*ыми 31*14

Рисунок 1 - Начальная страница сайта www.marketguru.io

С помощью данного сайта мы провели анализ конкурентов по нескольким карточкам товаров на "^МЬетеБ и оформили полученные сведения в таблицу (таблица 1)

Таблица 1 - анализ конкурентов по нескольким карточкам _товаров на Wildberries_

https://www

https://www.wild https://www.wild https://www.wild .wildberries.

ссылка на товар berries.ru/catalog/ 25358712^Ш1Л berries.ru/catalog/ 96506580/detail.a berries.ru/catalog/ 11129644/detail.a ru/catalog/3 4254320/det

spx?targetUrl=XS spx?targetUrl=XS spx?targetUrl=SG ail.aspx?tar getUrl=XS

1 2 3 4 5

артикул 25358712 96506580 11129644 34254320

Kerastase

Specifique Шам-

название пунь-Ванна Dermo-Calm для нормальных волос, чувствительной кожи головы 250мл Шампунь для восстановления волос Шампунь Lebel Theo Scalp Shampoo Ice Mint 320 мл Шампунь OI Absolute Beautifying, 280 мл

количество продаж всего по карточке купили более 60 раз купили более 30 раз купили более 100 раз купили более 900 раз

цена 3 400 Р 3400 3021 3465

поставщик ИП "Куликов АЮ." ИП BEAUTY SHOP ЛЕГИОН ООО DomAroma

сумма выручки

за месяц по данным Маркет 37 400 3400 6042 105981

гуру

к-во продаж за

месяц маркет 11 шт 1 2 33

гуру

среднее коли-

чество продаж

в день (сумму продаж за ме- 0,36 0,03 0,06 1,1

сяц делим на

30)

склады/ остаток нет нет Все склады 20 штук Подольск 1 шт Все склады 4 шт

Продолжение таблицы 1

2

3

4

описание

Kerastase Spécifique Шампунь-Ванна Dermo-Calm для чувствительной кожи головы и нормальных волос - Гипо-аллергенный, очищающий, успокаивающий шампунь для чувствительной кожи головы и нормальных волос. Шампунь Dermo-calm Bain Vital делает волосы мягкими и гладкими. Успокаивает кожу головы и насыщает ее питательными веществами, мгновенно оказывая расслабляющее воздействие. Текстура полупрозрачной формулы подходит для нормальных волос. Способ применения: Нанесите на влажные волосы. Массирующими движениями распределите средство, тщательно смойте. При необходимости повторить.

Быстро и эффективно справиться с

ломкостью и повреждениями волос поможет инновационная формула средств с керами-дами и протеинами из линейки Redken Extreme: керамиды ухаживают за роговым слоем и кутикулой волоса, восстанавливая повреждённые участки. Природные липиды делают волосы шелковистыми, блестящими и гладкими. Система экстремального ухода против ломкости заполняет повреждённые участки волосяного стержня, укрепляя ослабленные локоны изнутри, повышая их прочность и придавая естественный блеск и красоту. Укрепляющий шампунь Extreme Shampoo аккуратно удаляет загрязнения с волос и кожи головы и с лёгкостью возвращает повреждённым волосам утраченные блеск, сияние, упругость и

силу. Уникальная восстанавливающая формула шампуня Extreme интенсивно проникает вглубь кутикулы волоса, глубоко увлажняя, улучшая его структуру и препятствуя ломкости.

Для мужчин. Бережно очищает волосы и кожу головы. Пенится в холодной воде. Особая мелкая текстура пены на основе экстракта коричневых морских водорослей обеспечивает эффективное очищение кожи головы, делает ее свежей и увлажненной. Предотвращает выпадение и поредение волос.

Обладает ярко выраженным охлаждающим эффектом. Содержит лецитиновые капсулы с водой альпийских ледников

для непревзойденного увлажнения. Имеет благородный парфюмерный аромат. Способ применения: Необходимое количество шампуня (5-10 мл для

волос средней длины) предварительно распределить между ладонями и нанести на влажные волосы и кожу головы, помассировать, добавляя воду до образования плотной пены. Смыть теплой водой. Повторить. Избегать попадания в глаза. Не глотать.

В составе шампуня для абсолютной красоты волос Davines OI Absolute Beautifying Shampoo, 280 мл от итальянского бренда Davines содержатся эфирные масла, которые эффективно устраняют раздражения,

перхоть и кожный зуд. Средство интенсивно увлажняет волосы, устраняя такие проблемы, как ломкость, сухость и посеченные

кончики. Придает волосам эластичности, жизненной силы и блеска, делает их шелковистыми и ухоженными. В составе продукта не содержатся парабе-ны и сульфаты, что обеспечивает бережный уход и позволяет применять средство для чувствительной кожи головы.

1

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5

в названии

карточки

карточка нюансы название соот-ветсвует, дополнительные параметры есть, можно добавить третий повод, в названии карточки нет названия шампуня REDKEN, объем! Не описан полный состав (просто вода в названии карточки все хорошо прописано, не указаны размеры упаковки, повод (3 штуки!), нет состава, рекомендации есть все хорошо, в до-полнитель-ных параметрах, ре-коменда-ции есть, но написано, что у других поставщиков есть от 2640

рекомендации есть косметическая), рекомендации не настроены

фотонюансы инфографика красивая, но фотографий мало, нет фото сертификатов всего 2 фото, на второй непонятно что, расширить инфогра-фику и описание, нет фото сертификатов Фотография красивая, но всего одна, нет сертификатов инфогра-фика отличная, есть фото сертификатов

рейтинг 5 отлично, но всего 2 отзыва 4,9 отлично 4 4,3

количество отзывов 2 1 6 36

отвечают

как работают с отзывами не отвечают не отвечают нет ответа разнопла-ново, но не ссылаются на свой товар

мутный

цвет, пло-

негативные отзывы что пишут высокая цена нет залит был шампунь другого цвета, упаковка вскрыта хая упаковка, нет пломб и этикеток, пришел наполовину пустым

позитивные отзывы что пишут оригинальный товар нет оригинальный товар, холодит, справляется с задачей

количество вопросов нет нет 2 12

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5

отвечают

как работают с вопросами нет нет отвечают, но не "вшивают" название товара разнопла-ново, но не ссылаются на свой товар

вывод мало фотографий, мало отзывов, нет ответов на них, нет вопросов, рейтинг мало фотографий, мало отзывов, нет ответов на них, нет вопросов, рейтинг мало фотографий, не отвечают на отзывы, особенно на негативные фотографии хорошие, но завышенная цена

товара высокий товара высокий

извиниться

за непри-

извиниться за ятную си-

за счёт чего можно обойти периодически делать скидки побольше прописать состав, объем неприятную ситуации и обратиться в поддержку, чтобы туации и обратиться в поддержку, чтобы

удалить отзыв и повысить рейтинг карточки удалить отзыв и повысить рейтинг карточки

Общие рекомендации по добавить видео, фото упаковки, добавить марку в название, видео, фото упаковки, самовыкупы, прописать судя по тому, что отзыв пишут женщины, я бы в описании доба- добавить состав в описание карточки, так как был такой вопрос и представитель бренда ответил

товару самовыкупы компектацию, чтобы не сбивать фотографиями вила "для женщин", добавить фото

Как видно из таблицы 1, с помощью сайта аналитики мы проанализировали такие критерии конкурентов как, количество продаж, среднее количество продаж за 30 дней, остатки по складам, цену, количество отзывов, работу с отзывами и вопросами, рейтинг карточек товаров, правильность описание (наличие CEO-ключей), качество и привлекательность инфогра-фики. Полученные результаты позволяют выявить достоинства конкурентов и учесть все недостатки, спрогнозировать количество «самовыкупов», необходимых для поднятия карточки в рейтинге поиска, установить приемлемую цену и создать привлекательные фотографии для потенциальных покупателей.

Список литературы

1. Козюбро Т. И., Глущенко О.В. Методические аспекты факторного анализа прибыли от продаж винодельческого предприятия / Т. И. Козюбро, О. В. Глущенко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 4-4(67). - С. 68-70.

2. Козюбро Т. И., Арутюнова А.А,, Сафронова Я.М. Основные достоинства и недостатки модели стратегического планирования и управления Игоря Ансоффа / Т. И. Козюбро, А. А. Арутюнова, Я. М. Сафронова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 4-1(74). - С. 190-193.

3. Кротова М. А., Козюбро Т.И., Алимова А.О. Применение цифровых технологий в оценке труда государственных служащих / М. А. Кротова, Т. И. Козюбро, А. О. Алимова // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 47(6).

- С. 222-227.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Литвинова А.С., Пивень И.Г. Бизнес в условиях пандемии: организация удаленной работы и оценка эффективности «удаленного» управления // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 10-2 (68). - С. 21-23.

5. Шелудько Е.Б., Романец И.И., Назаренко А.А. Роль человеческого капитала в формировании цифровой экономики // Актуальные аспекты институциональной экономики: эволюция взглядов и геополитические вызовы: Материалы III международной научно-практической конференции. -Краснодар: ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ- филиал ФГБУ "РЭА" Минэнерго России, 2019.

- С. 433-437.

6. Стратегическое развитие Краснодарского края: возможности и ограничения / И.И. Романец, Е. Б. Шелудько // Реформирование региональной экономической модели: цели, вызовы, возможности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар: ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ-филиал ФГБУ "РЭА" Минэнерго России, 2017. - С. 143-146.

7. Романец И.И. Теоретические и методические основы исследования инвестиционной привлекательности региона. - Краснодар: Кубанский государственный технологический университет, 2020. - 174 с.

8. Бжассо А.А., Канюкова И.О. Содержание, методы бизнес - анализа и его роль в оптимизации бизнес - процессов // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 3-1 (73). С. 59-62.

9. Козюбро Т. И. Основные методики анализа бухгалтерского баланса / Т. И. Козюбро // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 12-1(82). - С. 175-177.

10. Дейнега В. Н., Козюбро Т.И. Конвергенция и дифференциация научных подходов к решению проблемы повышения эффективности стратегического планирования промышленного комплекса региона / В. Н. Дейнега, Т. И. Козюбро // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 3-2(80). -С. 440-446.

Bzegezheva Saida Azamatovna, student (e-mail: ms.bzegezheva@mail.ru) Kozyubro Tatyana Igorevna, Ph.D. (e-mail: t-lukoshkina@mail.ru)

Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia METHODOLOGICAL ASPECTS OF COMPETITIVE ANALYSIS WHEN ENTERING THE MARKETPLACE MARKET Annotation. The Russian economy is going through a difficult period: the consequences of the pandemic, the political situation, the financial crisis, the weakening of the ruble - all these factors negatively affect the main financial and economic performance of domestic enterprises. Nevertheless, due to the withdrawal of many leading foreign companies from the market, new undeveloped niches have emerged in the market, Russian business has the opportunity to fill the gaps that have formed. In this regard, when developing a development strategy, it is advisable to pay attention to competitive analysis, which will allow you to identify the strengths of the products sold, assess the position of competitors and enter the market with a reasonable price. The article is devoted to conducting a competitive analysis when a company enters the market place market. Keywords: competitive analysis, price, marketplace, competitors, strategy, strategic planning

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.