Научная статья на тему 'Методические аспекты индивидуализации обучения студентов при реализации курса здоровьесберегающей направленности'

Методические аспекты индивидуализации обучения студентов при реализации курса здоровьесберегающей направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Наталья Анатольевна

В статье рассматриваются методические аспекты индивидуализации образовательного процесса при реализации авторского курса для студентов педагогического вуза «Здоровьесберегающий подход в обучении химии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты индивидуализации обучения студентов при реализации курса здоровьесберегающей направленности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2015 ISSN 2410-700X

УДК 372.854

Макарова Наталья Анатольевна

канд. пед. наук, доцент ОмГПУ, E-mail: makar_na@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются методические аспекты индивидуализации образовательного процесса при реализации авторского курса для студентов педагогического вуза «Здоровьесберегающий подход в обучении химии».

Ключевые слова

Индивидуализация обучения студентов, здоровьесберегающий подход в обучении химии, культура здоровья.

Одной из задач педагогического образования является формирование готовности учителя к реализации здоровьесберегающего императива в своей профессиональной деятельности. Будущее валеологизации школы зависит в первую очередь от учителя, его желания и готовности к подобного рода работе, личных ценностных установок, убежденности в необходимости здорового образа жизни и следования ему на словах и на деле. Аксиоматично, что культура здоровья учителя определяет культуру здоровья его учеников.

Автором разработан и внедрен в образовательный процесс на факультете естественнонаучного образования ОмГПУ курс по выбору «Здоровьесберегающий подход в обучении химии», целью которого является формирование естественнонаучных основ здорового образа жизни, основ культуры и философии здоровья учителя, знакомство с основными направлениями валеологизации школы, раскрытие роли и системы работы учителя химии в этом процессе.

Многолетний опыт реализации данного курса показал, что одним из условий его эффективности является индивидуализация образовательного процесса, которая обусловлена не только установками современной гуманистической парадигмы образования, но и спецификой основных категорий валеологии -«здоровье» и «здоровый образ жизни». При разработке методики реализации курса мы придерживались концепции здоровья, опирающейся на аксиологический подход. Среди показателей здоровья, выделенных в исследовании А.Г.Щедриной, значимыми для формирования культуры здоровья является уровень моральноволевых и ценностно-мотивационных установок личности [2]. Под здоровым образом жизни мы вслед за Л.Г.Смышляевой понимаем «индивидуально осознанный стиль жизнедеятельности человека, обеспечивающий готовность и способность решать проблемы собственной жизнедеятельности валеологически целесообразно и компетентно» [1, с. 27]. При таком подходе к пониманию здоровья выявляется связь здоровья с образом жизни через сферу разума. В связи с этим появляется необходимость создания педагогических условий для осознания каждым обучающимся своего стиля жизни в контексте проблемы здоровьесбережения. Остановимся на некоторых методических аспектах, способствующих реализации данного требования в рамках разработанного курса по выбору.

Одним из фундаментальных противоречий процесса обучения является несовпадение жизненного познавательного опыта обучающихся и учебного знания. Что касается проблемы здоровья, то у студентов (как, впрочем, и их будущих учеников) по многим вопросам есть своя точка зрения, обусловленная их субъектным опытом, не всегда совпадающая с научной. Поэтому обращение педагога к жизненному познавательному опыту обучающихся, есть обращение к его личности. Учитель несет детям не только систему знаний, он передает им свое мотивационно-ценностное отношение к этим знаниям. Когда педагог передает учебный материал через призму своего восприятия, своего личного опыта, он тем самым моделирует определенное отношение к этому материалу учащихся. Нами разработана методика использования жизненного познавательного опыта учащихся по вопросам здоровья, которая «проигрывается» на студентах, осмысливается и усваивается ими на основе уже имеющейся методической и психолого-педагогической подготовки.

216

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

Кроме того, индивидуализация обучения осуществляется через такую форму самостоятельной работы как ведение дневника валеологического самоанализа. В начале курса студенты заводят такой дневник, где оформляются разделы: «Культура питания», «Гигиена тела», «Двигательная активность», «Вредные привычки», «Сексуальная культура» и др. В дневнике фиксируются наблюдения студентов за разными процессами собственной жизнедеятельности, их личные выводы, размышления, появляющиеся вопросы, перспективы. Безусловно, содержание дневника является личным достоянием студента и не проверяется преподавателем. Вместе с тем, такая работа способствует развитию рефлексии по проблеме индивидуального здоровья и стиля жизни и позволяет применить знания, полученные в вузе к решению проблемы здоровьесбережения.

Индивидуальному осмыслению стиля жизнедеятельности способствует также такая форма самостоятельной работы, как разработка и защита индивидуальных проектов. Тематика проектов формулируется ежегодно с учетом интересов каждого студента. Задача преподавателя - предложить выпускнику тему, соответствующую его индивидуальным особенностям и способствующую развитию мотивации к всестороннему изучению различных аспектов здоровья.

На наш взгляд, индивидуализация обучения в рамках данного курса по выбору содействует осмыслению и пониманию состояния организма, формированию собственного стиля жизнедеятельности студентов, что, в конечном счете, позитивно влияет на формирование культуры здоровья будущих учителей химии.

Список использованной литературы:

1. Смышляева Л.Г. Реализация валеологического подхода при обучении химии как условие формирования здорового образа жизни учащихся. Омск: Диссертация...к.п.н. Омск, 1998. - 223 с.

2. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. - Новосибирск: Наука, 1989. -136 с.

© Н.А. Макарова, 2015

УДК 378.1; 371.3

Малышева Виктория Олеговна

студент 4 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, Российская Федерация Ffk-nauka@ya.ru

МЕТОД ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ И ИГРОВОЙ БЕСЕДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ТРЕНЕРА ПО РЕГБИ

Аннотация

В статье отражена возможность определения и верификации педагогических условий профессиональной самоидентификации и самореализации тренера по регби в контексте использования метода включенного наблюдения и игровой беседы.

Ключевые слова

Гуманизм, культура самостоятельной работы, моделирование, нормальное распределение способностей, педагогическая методология, педагогически условия, самоидентификация, самореализация, профессиональная самоидентификация тренера по регби, профессиональная самореализация тренера по регби.

217

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.