Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВЕННО ИНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВЕННО ИНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / DIGITAL ECONOMY / TAX POLICY / TAX ADMINISTRATION / TAXPAYERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирина Людмила Сергеевна

В статье рассмотрены главные изменения, произошедшие во взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков в процессе осуществления налогового администрирования в условиях цифровой экономики. Рассмотрены основные нормативные документы, определяющие внедрение цифровых технологий в процесс налогового администрирования; отражены особенности применения современных методов налогового контроля, ориентированные на минимальное общение работников налоговых органов и налогоплательщиков. Представлены результаты анализа эффективности технологической трансформации работы налоговых органов в связи с переходом к цифровому администрированию и более широкому применению мобильных сервисов в налогообложении. Отражены существующие проблемы в области построения партнерских взаимоотношений между участниками налоговых правоотношений в процессе внедрения цифрового налогового администрирования и предложены возможные направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кирина Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of relationships of tax authorities and taxpayers persons in the conditions of modern digital economy

In the article it was analyzed the changes that occurred in the interaction of tax authorities and taxpayers-physical persons, including individual entrepreneurs, in the digital economy. The main normative documents regulating the introduction of digital technologies in small and medium business in the Russian Federation are considered. Identified main features of the usage of digital technology in this area. The elements of technological transformation of tax authorities in connection with the transition to digital administration and the development of mobile services in taxation were studied. Existing problems in the field of digital tax administration are analyzed and some possible directions of their solution are outlined.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВЕННО ИНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

2. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

08.00.10

2.1. Методические аспекты формирования качественно иных взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками в условиях цифровой экономики

©Л. С. Кирина

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

e-mail: Kirina304@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены главные изменения, произошедшие во взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков в процессе осуществления налогового администрирования в условиях цифровой экономики. Рассмотрены основные нормативные документы, определяющие внедрение цифровых технологий в процесс налогового администрирования; отражены особенности применения современных методов налогового контроля, ориентированные на минимальное общение работников налоговых органов и налогоплательщиков. Представлены результаты анализа эффективности технологической трансформации работы налоговых органов в связи с переходом к цифровому администрированию и более широкому применению мобильных сервисов в налогообложении. Отражены существующие проблемы в области построения партнерских взаимоотношений между участниками налоговых правоотношений в процессе внедрения цифрового налогового администрирования и предложены возможные направления их решения.

Ключевые слова: цифровая экономика, налоговая политика, налоговое администрирование, налогоплательщики, взаимоотношения.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кирина Л. С. Методические аспекты формирования качественно иных взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками в условиях цифровой экономики // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. XVI. №1. С. 36-43.

Development of relationships of tax authorities and taxpayers persons in the conditions of modern digital economy

©L. S. Kirina

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

e-mail: Kirina304@yandex.ru

Abstract. In the article it was analyzed the changes that occurred in the interaction of tax authorities and taxpayers-physical persons, including individual entrepreneurs, in the digital economy. The main normative documents regulating the introduction of digital technologies in small and medium business in the Russian Federation are considered. Identified main features of the usage of digital technology in this area. The elements of technological transformation of tax authorities in connection with the transition to digital administration and the development of mobile services in taxation were studied. Existing problems in the field of digital tax administration are analyzed and some possible directions of their solution are outlined.

Keywords: digital economy, tax policy, tax administration, taxpayers.

FOR CITATION: Kirina L. S. Development of relationships of tax authorities and taxpayers persons in the conditions of modern digital economy // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. XVI. №1. P. 36-43.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время во всем мире, в том числе и в нашей стране, цифровое пространство становится не только ин-

формационным полем обмена и получения информации, заключенной в сети Интернет, но и превращается в инструмент регулирования экономики, финансов, права, полити-

ки. Цифровая экономика пронизывает самые разнообразные сегменты, в том числе различные отрасли промышленности, банковское дело, розничную торговлю, СМИ, информационно-коммуникационный сектор, налоговую систему.

Задача создания экономики нового технологического поколения, а именно цифровой экономики, как основы национальной безопасности, технологической независимости и в целом будущего Российской Федерации, была поставлена в Послании Президента РФ Федеральному собранию от 1 декабря 2016 года. В 2017 году были подписаны такие важные для страны документы, как Указ Президента РФ от 09.05. 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [4], Распоряжение Правительства РФ от 28.07. 2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [5] и другие. Автором данной статьи в предыдущих публикациях [Кирина Л.С. / Налоговые споры и практика их разрешения. - Ж: Академия права и экономики. №2, 2017. - с.10-21] было отмечено, что «ФНС России в последние годы существенно изменила свою Концепцию построения взаимоотношений с налогоплательщиками, при этом главный ориентир сделан на развитие партнерских взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, используя достижения информационно-коммуникационных технологий, как наиболее прогрессивно развивающегося направления цифрового администрирования». [9].

Однако, несмотря на применение в налоговых органах современных цифровых технологий, конфликт между налогоплательщиками и государством в лице налоговых органов все еще неизбежен по причине «наличия в налоговых правоотношениях диаметрально противоположных интересов данных субъектов».[9]. В связи с этим в данной статье представлен результат обзора практики обжалования налогоплательщиками актов налоговых органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц при помощи различных общенаучных и частно-научных методов исследования (в том числе анализа, систематизации и раскрытия полученной информации). Описана действующая в настоящее время процедура обжалования актов налоговых органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц; отражены факторы, способствующие эффективному разрешению споров при досудебном урегулировании; приведены типичные ситуации конфликтов, отражена практика их разрешения в судебном порядке, сформулированы имеющие место проблемы и даны предложения по их разрешению.

Наряду с этим отражены новые направления построения взаимоотношений налоговых органов с физическими лицами, что получило свое развитие в создании Личных кабинетов граждан в системе ФНС России.

Объектом исследования явились взаимоотношения, возникающие между налоговыми органами и налогоплательщиками в процессе налогового контроля и этапов устранения возникающих конфликтов как между юридическими, так и физическими лицами в условиях более широкого применения цифровых технологий контролирующими органами.

Цель работы - выявление причин возникающих конфликтных ситуаций между участниками налоговых правоотношений и разработка предложений по их устранению на

основе развития партнерских взаимоотношений путем внедрения качественно иных направлений процесса построения налогового администрирования на разных этапах его осуществления.

Методология исследования - общенаучные и частно-научные методы исследования (анализ, систематизация и раскрытие информации по налоговым взаимоотношениям, обзор зарубежной практики).

Результаты работы и их новизна:

- систематизация причин, обусловливающих возникновение конфликтных ситуаций между налоговыми органами и налогоплательщиками;

- классификация факторов, способствующих более эффективному уровню построения взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками;

- разработка направлений улучшения взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, базирующихся на становлении и более широком применении более современных методов осуществления государственного контроля за исполнением налогоплательщиками своих обязательств в процессе налогового администрирования.

Рекомендации по практическому использованию полученных результатов:

- полученные результаты исследования могут быть применены в практической деятельности работниками налоговых органов, что позволит им существенно повысить результативность налогового контроля;

- более широкое применение различных моделей и методов налогового администрирования позволит реально улучшить взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами;

- предлагаемые изменения в должностные обязанности и, соответственно, стандарты деятельности работников налоговых органов, позволят практическим работникам (как налогоплательщикам, налоговым консультантам, так и налоговым инспекторам) принимать более обоснованные решения, направленные на реальное уменьшение количества конфликтных ситуаций и развитие партнерских взаимоотношений в перспективе.

Область применения - работники налоговых органов РФ, а также специалисты коммерческих и некоммерческих организаций, ответственные за налоговое планирование и построение взаимоотношений с налоговыми органами.

Экономическая эффективность (или значимость) работы - применение более современных методов регулирования взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками позволит уменьшить количество конфликтных ситуаций в налоговой сфере, что, безусловно, положительно отразится на увеличении поступления налоговых доходов в бюджеты различного уровня, на формировании более позитивного отношения к налоговым органам со стороны налогоплательщиков.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования - учитывая сложность российского налогового законодательства и практику его применения, можно предположить, что объект исследования - взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами -будет актуален, так как применение цифровых технологий налогового контроля в системе ФНС России в дополнение к существующим видам профессиональной деятельности налоговых органов находится в стадии формирования и развития, что требует анализа и соответствующего осмысления полученных практических результатов.

ФОРМЫ ОБРАЩЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ОРГАНИЗАЦИЙ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРНЫХ ВОПРОСОВ

Напомним, что в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы, в то же время «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства», и гарантия такой защиты регламентирована статьями 45, 46 Конституции [1].

Общий открытый перечень способов защиты прав содержится в статье 12 Гражданского кодекса РФ [2], в соответствии с которым выделяются такие формы защиты прав налогоплательщиков, как юрисдикционная, при которой право на защиту реализуется через государственные и иные, уполномоченные государством осуществлять защиту прав, органы, и неюрисдикционная, где право на защиту реализуется самостоятельными действиями лица, имеющего соответствующие полномочия.

При реализации юрисдикционной формы защиты прав налогоплательщиков выделяются два порядка: административный, при котором налогоплательщик обращается за защитой своих прав к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему неправомерное действие, и судебный [2].

Необходимо отметить, что у физических лиц, в отличие от организаций, область распространения прав на обжалование актов налоговых органов, неправомерных действий (бездействия) их должностных лиц намного шире, поскольку им предоставлено право обращения за защитой к Уполномоченному по правам человека в соответствии со ст. ст. 15 и 16 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 N 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ».

Согласно статье 137 Налогового кодекса Российской Федерации, «каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права». [3]. В связи с этим автором ранее было отмечено, что, начиная «с 01 января 2014 года обжалование организациями и физическими лицами в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц производится только после их обязательного обжалования в досудебном порядке. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий либо бездействия их должностных лиц предусмотрен в Главе 19 раздела VII Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)». [9].

Безусловно, серьёзным достижением в построении взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками является тот факт, что «в соответствии с пунктом 1 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. В настоящее время НК РФ предусмотрено два порядка обжалования решений -апелляционный и общий.

Согласно статье 101.2 НК РФ обжалованию в апелляционном порядке (в течение одного месяца со дня получения налогоплательщиком) подлежит не вступившее в силу ре-

шение, а вступившее в силу решение - в общем порядке». [9]. В то же время стоит отметить, что решения, вынесенные налоговым органом в порядке статьи 101.4 НК РФ, вступают в силу с момента вынесения данного решения и могут быть обжалованы налогоплательщиками в течение одного года с момента вступления в силу.

В соответствии со статьей 142 НК РФ «жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве и иными федеральными законами». [3].

Таким образом, когда досудебные способы урегулирования налоговых споров физическими лицами и организациями исчерпаны, для защиты своих прав и законных интересов налогоплательщики вправе обратиться в суд.

Рассматривая методические аспекты построения качественно иных взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков в процессе разрешения возникших конфликтных ситуаций, подчеркнём, что «дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ». [9].

Представляет определенный интерес классификация форм обращения налогоплательщиков в арбитражный суд в соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), которые представлены нами в таблице 1. [9].

Таблица 1

Формы обращения физических лиц и организаций в арбитраж-

ный суд при разрешении спорных вопросов

Форма обращения Вид спора

Исковое заявление По экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений

Заявление По делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства и в иных случаях, предусмотренных АПК РФ

Жалоба При обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами

Источник: Кирина Л.С. /Налоговые споры и практика их разрешения. - Ж: Академия права и экономики. №2, 2017. - с.10-21.

В то же время нормативными актами установлено, что «решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции. В соответствии со статьей 259 АПК РФ апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.

При этом, согласно пункту 1 статьи 273 АПК РФ, вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в порядке кассационного производства полностью или в части при условии, что иное не предусмотрено АПК РФ, лицами, участвующими в деле, а также иными лицами в случаях, предусмотренных АПК РФ.

Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, постановления арбитражного суда, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Вступившие в законную силу судебные акты, указанные в части 3 статьи 308.1 АПК РФ, могут быть пересмотрены в порядке надзора по правилам главы 36.1 АПК РФ Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле, и иных лиц, указанных в статье 42 АПК РФ.

Надзорные жалобы, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации». [9].

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОМУ РАЗРЕШЕНИЮ СПОРОВ ПРИ ДОСУДЕБНОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ

Проведенное исследование подтвердило ранее установленный нами факт, что «в настоящее время прослеживается положительная тенденция по снижению количества жалоб юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». [9]. Так, по данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее - ФНС России), за 9 месяцев 2019 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года количество жалоб сократилось более чем на 8,3%, количество судебных споров с бизнесом уменьшилось практически более, чем на 70% по сравнению с 2018 годом. Данная тенденция сложилась за счет факторов, приведенных в таблице 2. [9].

Таблица 2

Факторы, способствующие эффективному разрешению споров при досудебном урегулировании и в суде [9]

Источник: Кирина Л.С. /Налоговые споры и практика их разрешения. - Ж: Академия права и экономики. №2, 2017.- с.10-21.

Помимо вышеуказанных факторов, «начальником Управления досудебного урегулирования налоговых споров Еленой Суворовой на XII Всероссийском налоговом форуме «25 лет налоговой системе России» также были отмечены новые механизмы досудебного урегулирования налоговых

споров, такие, как налоговый мониторинг и оказание консалтинговых услуг налогоплательщикам специально подготовленными работниками налоговых органов». [10].

«При этом учет судебной практики остается одним из главных факторов, в частности, при подтверждении налоговыми органами получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды». [9].

Согласно информации, предоставляемой ФНС России по судебным спорам с участием налоговых органов города Москвы, общая сумма удовлетворенных за вторую половину 2019 года судами требований налоговых органов составила более 5,1 млрд. руб.

«Таким образом, в настоящее время сложилась следующая положительная для налоговых органов правоприменительная практика по вопросам, связанным с получением необоснованной налоговой выгоды:

- в виде снижения процентной ставки по налогу на прибыль до 0% согласно соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.10.2016 по делу №А40-241361/2015);

- в виде неправомерного включения в состав расходов по налогу на прибыль и в состав вычетов по НДС затрат на оплату строительно-монтажных работ по взаимоотношениям со спорными контрагентами (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.09.2016 по делу № А40-144429/15);

- по спорным хозяйственным операциям (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.09.2016 по делу № А40-170277/2015, от 22.08.2016 по делу № А40-209073/2015).

В то же время, несмотря на развитие и положительные результаты досудебного урегулирования споров между налоговыми органами и налогоплательщиками наибольший интерес представляет анализ правоприменительной практики в области налогообложения, что позволяет сделать соответствующие выводы о необходимости дальнейшего совершенствования российского налогового законодательства с целью устранения имеющих место коллизий». [9].

НОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ФНС РОССИИ

Рассматривая развитие взаимоотношений налогоплательщиков - физических лиц и налоговых органов в условиях цифровой экономики, следует отметить, что еще в 2010 г. руководителем ФНС России М.В. Мишустиным был подписан Приказ ФНС РФ № ММВ -7-6/440@ о вводе в эксплуатацию программного обеспечения, которое позволяло осуществить постановку физического лица на учет в налоговом органе через Интернет. [13].

С этой целью было разработано необходимое программное обеспечение и утвержден порядок работы по процедуре постановки на учет физического лица в налоговом органе на основании заявления, поданного через Интернет. Подать заявление и получить информацию о результатах его рассмотрения налоговым органом стало возможно с помощью он-лайн сервиса «Подача заявления физического лица о постановке на учет», ссылка на который была размещена на сайте ФНС России.

В целях дальнейшего совершенствования взаимоотношений налогоплательщиков-физических лиц и налоговых органов, реализации ими своих прав и обязанностей, Федеральным законом от 04.11.2014 № 347-ФЗ в Налоговый кодекс РФ была введена статья 11.2. «Личный кабинет нало-

Порядок обжалования Факторы

Досудебный Улучшение качества предпроверочного анализа и доказательственной базы при проведении контрольных мероприятий

Учет судебной практики при проведении налоговых проверок

Объективный пересмотр результатов контрольных мероприятий

Доведение позиции ФНС России до налогоплательщиков через сервисы «Решения по жалобам», «Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов»

Выработка единой правоприменительной позиции при рассмотрении жалоб

Оперативное реагирование на нарушение прав налогоплательщиков по результатам рассмотрения жалоб

Повышение эффективности по досудебному урегулированию налоговых споров

Участие налогоплательщиков при рассмотрении жалобы на решения по результатам проверок

Судебный Повышение эффективности участия налоговых органов в судах

Совместная судебно-правовая работа контрольного и юридического блоков налоговых органов

гоплательщика», согласно которой было законодательно установлено понятие «личный кабинет налогоплательщика» и, таким образом, электронный документооборот был приравнен по значимости к юридической силе по бумажным носителям. [14].

Приказом ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@ был разработан и размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Федеральной налоговой службы Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика. [15].

«Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика включает такие разделы, как:

1. Общие положения.

2. Перечень документов (информации), сведений, размещаемых налоговыми органами в личном кабинете налогоплательщика.

3. Перечень документов (информации), сведений, передаваемых физическим лицом в налоговые органы через личный кабинет налогоплательщика.

4. Получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика (указывается необходимость использования логина и пароля, а также усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица).

5. Формирование личного кабинета налогоплательщика (в частности, указываются сроки формирования личного кабинета налогоплательщика, сроки актуализации документов, получаемых через личный кабинет налогоплательщика и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Передача физическим лицом в налоговые органы документов (информации), сведений через личный кабинет налогоплательщика (указываются сроки и действия по регистрации документов, формировании квитанции и др.).

Следует подчеркнуть, что ФНС России постоянно актуализирует и корректирует порядок ведения личного кабинета налогоплательщика с учетом происходящих изменений. Так, например, согласно Приказа ФНС России от 06.11.2018 N ММВ-7-19/627@) были уточнены: порядок получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика; порядок формирования личного кабинета налогоплательщика, а также порядок передачи физическим лицом в налоговые органы документов (информации), сведений через личный кабинет налогоплательщика [15].

Использование личного кабинета налогоплательщиков -физических лиц открывает новые возможности взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в электронном виде, существенно повышает его эффективность. Это касается получения актуальной информации по начисленным и уплаченным суммам налогов, о имеющейся задолженности или переплатах, решениях о зачете или возможном возврате излишне уплаченных, или излишне взысканных сумм налога, возможности контролировать состояние расчетов с бюджетом, в том числе наличие переплат или задолженности по налогам. Налогоплательщики-физические лица могут в электронном виде по каналам связи получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей; отслеживать статус камеральной проверки налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ; обращаться в налоговые органы без личного визита; оплачивать налоги через терминалы, банкоматы и платежные системы, пользуясь электронными деньгами.

В 2015 г. ФНС России был запущен сервис «Личный каби-нет-4» для индивидуальных предпринимателей, предоста-

вивший последним возможность получения онлайн - доступа к своим персональным данным по аналогии с юридическими лицами:

- получение выписок из ЕГРИП (о себе);

- уточнение невыясненных платежей;

- осуществление зачетов и возвратов излишне уплаченных в бюджет сумм налога и других обязательных платежей;

- прием обращений налогоплательщика в ФНС России;

- расчет и выбор оптимального режима налогообложения;

- оказание услуг по информационному обслуживанию налогоплательщика и т.д.

Таким образом, в условиях цифровизации экономики наблюдается, с одной стороны, совершенствование администрирования налогов и сборов, а с другой, оптимизация работы с налогоплательщиками - физическими лицами, предоставление им более качественных услуг. Это подтверждается и статистическими данными. Так, в личном кабинете физических лиц, например, в 2017 г. было зарегистрировано почти 26 миллионов человек; взаимодействие с налоговыми органами онлайн выбрали более 800 тысяч индивидуальных предпринимателей. В 2016 г. через сайт было уплачено более 60 млрд. руб. налогов. [16].

Учитывая несомненные достоинства использования личного кабинета налогоплательщика, необходимо рассмотреть и существующие недостатки.

Проведенный нами анализ практики взаимодействия налогоплательщиков - физических лиц и налоговых органов посредством личного кабинета налогоплательщика показал следующее.

Прежде всего, рассматривая порядок получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика, необходимым условием является получение физическим лицом пароля и логина для входа в систему. Если гражданин не имеет возможности лично прийти в налоговый орган, это может сделать уполномоченный представитель физического лица, при условии наличия у него нотариально удостоверенной доверенности. Однако эта процедура является платной и для отдельных категорий граждан выполнение указанных требований вызывает определенные финансовые затруднения.

Доступ к сервису без личного визита в налоговый орган может быть возможен с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица (ЭЦП). Выдача универсальных электронных карт для граждан производится на бесплатной основе уполномоченными организациями субъектов РФ. Однако, чтобы войти своевременно в личный кабинет налогоплательщика необходимо заблаговременно позаботиться о наличии электронной подписи, регистрация которой является платной, а срок действия ее всего лишь один год. Отрицательным моментом является и то, что при возникновении проблем с ЭЦП прекращается возможность совершать какие-либо действия в личном кабинете налогоплательщика, что неминуемо влечет за собой нарушение выполнения им обязанностей по уплате налогов.

В целом проблема массовой выдачи электронной цифровой подписи (или ее аналога) для физических лиц остается до сих пор нерешенной. Задача вовлечения в электронный оборот всех налогоплательщиков - физических лиц потребует выдачи им ЭЦП, что должно сопровождаться каждый год. Электронные цифровые подписи должны приниматься всеми органами власти, но, как считают специалисты, для этого в настоящее время нет финансовых возможностей.

Физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, часто не информированы о том, что по существующим правилам (п. 2 ст. 11.2 НК РФ) они перестают получать по Почте России на бумажном носителе налоговые уведомления (в том числе на уплату имущественных налогов). В новых условиях они получают уведомления через личный кабинет налогоплательщика и должны сами следить за их получением. Однако налогоплательщики часто забывают (или просто не знают), что теперь это их обязанность - распечатать налоговое уведомление и оплатить его, например, в Сбербанке или через свой личный кабинет. Таким образом, реализуется принцип экономности А. Смита, который предполагает, что издержки государства, связанные со сбором налогов и содержанием налогового аппарата, должны быть минимальными.

Нередки случаи, когда у налогоплательщика - физического лица может отсутствовать постоянный доступ к электронным системам. Это касается, прежде всего, так называемых возрастных групп населения - пенсионеров, которые, несмотря на предоставленные им льготы, являются плательщиками ряда имущественных налогов. В результате, довольно часто наблюдаются случаи несвоевременной уплаты налогов, что приводит к начислению пеней и штрафов, и, как следствие, - росту недовольства по отношению к налоговым органам.

Анализ существующей практики показывает, что многие физические лица подключаются к сервису личного кабинета за единообразным обращением, например, при подаче налоговой декларации на налоговый вычет. Если проходит большой промежуток времени без обращения к сервису, то доступ в личный кабинет может быть закрыт. В этом случае требуется снова получать пароль (такое положение связано с тем, что в личном кабинете размещаются сведения, составляющие налоговую тайну). С другой стороны, налогоплательщику потребуется дополнительное время, он может не заплатить вовремя соответствующий налог, что может привести к последующим санкциям.

Таким образом, в качестве недостатков можно указать, с одной стороны, на отсутствие налоговой грамотности у налогоплательщиков - физических лиц, а с другой стороны, слабое информирование их со стороны налоговых органов по вопросам электронного общения.

Среди часто называемых негативных моментов в процессе электронного взаимодействия между налогоплательщиками - физическими лицами и налоговыми органами называют неэффективную работу технической поддержки, которая не всегда своевременно и полно отвечает на вопросы пользователей личного кабинета.

Налогоплательщики указывают на несвоевременную выгрузку в личном кабинете необходимой информации. Особенно это касается имущественных налогов. Нередки случаи, когда уже по истечению сроков уплаты налогов (1 декабря) данные о самом начислении налогов в личном кабинете налогоплательщика отсутствуют. В других случаях, например, при изменении каких-либо идентификационных данных того или иного физического лица (паспортные данные, ФИО и др.), сведения на ресурсе длительное время остаются неактуальными, очень много неточных или неправильных данных, форм и т.д. В результате налогоплательщику приходится самому выяснять существующие проблемы работы личного кабинета непосредственно уже в самой инспекции. Это вызывает неудобства (особенно для пожилых людей и тех, кто

живет в отдалении от налоговых инспекций), жалобы и недовольства работой налоговых органов.

Самым проблемным продолжает оставаться вопрос оперативности рассмотрения запросов налогоплательщиков, направляемых в налоговые органы. Пользователи личного налогового кабинета часто называют проблему, связанную с внесением онлайн записи на прием непосредственно в налоговый орган, указывая возможную запись на одно и то же время нескольких посетителей. С другой стороны, из-за большого количества посетителей сайта (например, в начале или в конце месяца) он может быть перегружен и не успевает обрабатывать все запросы, поэтому возникают многочисленные ошибки.

Наиболее распространенной и общей причиной возникающих проблем с использованием личного кабинета налогоплательщика - физического лица является то, что пользователям, которые впервые обратились к личному кабинету налогоплательщика, будь то молодые люди, намеренные самостоятельно оплачивать свои налоги, или пожилые, которые впервые сталкиваются с компьютером, трудно самостоятельно разобраться в интерфейсе сайта и последовательности работы с ним. В большей степени данная ситуация обоснована низкой культурой налогоплательщиков по данному вопросу, отсутствием опыта применения возможностей интернет-сервисов на практике, боязнью перехода к различным нововведениям.

Поэтому система электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками физическими лицами должна быть понятна в использовании и рассчитана на среднестатистического гражданина. Важным и актуальным продолжает оставаться информирование будущих налогоплательщиков в области налоговой грамотности в условиях цифровой экономики.

Таким образом, следует отметить, что в настоящее время механизм электронного взаимодействия налогоплательщиков - физических лиц и налоговых органов не является совершенным и требует внесения ряда изменений, которые повысят уровень эффективности его функционирования.

С целью сокращения длительности электронного общения налогоплательщиков с налоговыми органами целесообразным считается создание автоматизированного алгоритма обращений налогоплательщиков. Проблему повышения скорости обработки подаваемых на рассмотрение заявок с различными обращениями налогоплательщиков предлагается решать путем создания специального штата квалифицированных сотрудников, которые будут осуществлять беспрерывную информационную поддержку по отношению к налогоплательщикам.

В целях повышения качества и эффективности работы сотрудников налоговых органов целесообразно создать анонимную оценку их работы налогоплательщиками, с которыми они взаимодействуют, с целью своевременного выявления фактов некомпетентности работников и устранения негативных последствий их деятельности.

Таким образом, проведенный анализ тенденций в развитии взаимоотношений между различными категориями налогоплательщиков и налоговыми органами позволяет сделать вывод о наличии серьезных проблем, решение которых позволит повысить эффективность налогового администрирования на основе более обоснованного применения как уже действующих нормативно-правовых актов,

так и более современных способов осуществления ФНС России своих функций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной статье рассмотрена трансформация методических и практических подходов к организации налогообложения, обусловленных дальнейшим развитием налоговых отношений в нашей стране. Анализ методических и практических проблем применения результатов развития цифровых технологий в налоговой сфере российского общества позволил оценить результаты внедрения новых клиентно-ориентированных инструментов взаимодействия участников налоговых отношений, выявить наиболее перспективные из них.

Акцентировано внимание на изучение проблем налоговой системы с точки зрения ее влияния на социальную сферу, изучены вопросы гармонизации налоговых отношений, подчеркнута важность систематического учета изменений социальных параметров при анализе финансовых явлений. Осмысление сущности налоговой политики позволяет сделать вывод, что поскольку носителем налогового бремени выступает налогоплательщик, его субъектное свойство трансформируется в объектное, так как несмотря на то, что, являясь носителем налоговой нагрузки (налогового бремени), он фактически лишен возможности влиять на формирование налоговой политики.

Рассмотрены вопросы поиска инновационных регулятивных инструментов особого бесконфликтного взаимодействия всех участников налоговых отношений, имеющих не всегда совпадающие, а порой даже противоречивые интересы. Проведённый анализ позволил сделать вывод, что применение клиентно-ориентированного подхода раскрывает иную сущность привычных понятий, характеризующих налоговые отношения.

Результаты проведенного исследования, послужившие основанием для написания данной статьи, свидетельствуют о том, что в настоящее время вырабатываются и активно внедряются новые тренды в развитии налогового администрирования на базе применения цифровых технологий. Наряду с единой правоприменительной концепцией построения благоприятных взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами с учетом результа-

тов риск-ориентированного налогового контроля, досудебного урегулирования налоговых споров, судебной практики, налогового мониторинга, зарубежного опыта становление и развитие различных методов и вариантов налогового администрирования в налоговых органах будет, безусловно, способствовать повышению эффективности принимаемых государственными органами решений в области налогов и налогообложения, что особенно актуально в условиях современной цифровой экономики.

Проведенный анализ построения взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками позволил сделать вывод, о том, что баланс интересов налоговых органов и налогоплательщиков предполагает развитие совокупности инструментов и подходов налогового администрирования, обеспечивающей сотрудничество субъектов налоговых правоотношений, а в итоге - удовлетворение интересов государства и налогоплательщиков.

Выявлены проблемы взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, определены основные направления достижения баланса интересов государства и налогоплательщиков. Проведенное исследование позволило сделать вывод о важности соблюдения норм ГК РФ и НК РФ в новых условиях осуществления налогового администрирования.

Обоснованы и разработаны новые подходы развития взаимоотношений налогоплательщиков - физических лиц и налоговых органов в условиях цифровой экономики. Сделан аргументированный вывод о необходимости повышения уровня налоговой культуры налогоплательщиков - физических лиц с целью адекватного восприятия ими новых инструментов налогового администрирования: передача физическим лицом в налоговые органы документов (информации), сведений через личный кабинет, получение информации в режиме онлайн, что требует повышения скорости обработки направляемых заявок налогоплательщиков, а в итоге - позволит снизить количество претензий со стороны налогоплательщиков и, соответственно, повысит имидж государственных органов в лице ФНС России.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 53,96%.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Кирина Людмила Сергеевна, доктор экономических наук, профессор, профессор Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, SPIN-код: 76533667, AuthorlD: 519202, e-mail: Kirina304@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Ludmila S. Kirina, Dr. Sci. (Econ), Prof., Professor of the of Tax Policy and Customs Tariff Regulation, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, SPIN-Kog: 7653-3667, AuthorlD: 519202, e-mail: Kirina304@yandex.ru

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» - № 237. - 25.12.1993.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30.11.1994 №51-ФЗ // «Российская газета» от 24.03.2008 г.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - (Актуальная редакция по состоянию на 1.10.2019 г.).

4. Указ Президента РФ от 09.05 2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».

5. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 №1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

6. Развитие цифровой экономики в Российской Федерации.[Электронный ресурс], alterozoom.com.

7. Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики. //Право и экономика. №11,2017.

8. Ряховский Д.И., Кирина Л.С. / Легендирование, как новый способ построения взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами в процессе разрешения налоговых споров. - Ж.: ЭТАП, № 1, 2017.- с. 68-79.

9. Кирина Л.С. / Налоговые споры и практика их разрешения. -Ж: Академия права и экономики. №2, 2017.- с.10-21.

10. Кирина Л.С./ Актуальные проблемы развития партнерских взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками в условиях цифровой экономики. -Ж.: Проблемы экономики и юридической науки. №12, 2018. - с.249-252.

11. Сайт ФНС России.URL: https://www.nalog.ru// [дата обращения 08.03.2019]

12. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан» Система правовой поддержки КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_ 311977. [дата обращения 08.03.2019]

13. Приказ ФНС РФ от 06.09. 2010 № MMB -7-6/440@ «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего постановку на учет физического лица в налоговом органе на основании заявления, поданного через интернет, с уведомлением заявителя через интернет о результатах рассмотрения поданных документов». Система правовой поддержки КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_104991. [дата обращения 08.03.2019]

14. Приказ ФНС России от 22.08.2017 № ММВ -7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика». Система правовой поддержки КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc _LAW_285308. [дата обращения 08.03.2019]

15. Приказ ФНС России от 06.11.2018 № ММВ 7-19/627@. Система правовой поддержки КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru /document /cons_doc_LAW_285308. [дата обращения 08.03.2019]

16. Официальный сайт системы правовой поддержки Гарант. http://www .garant.ru.

17. Официальный сайт Государственной службы статистики. URL:http:www.gks.ru.

Reference list:

1. The constitution of the Russian Federation // «Rossiyskaya Gazeta» - No. 237. - 25.12.1993.

2. Civil Code of the Russian Federation. Part one. Federal Law No.51-FZ dated 30.11.1994// «Rossiyskaya Gazeta» dated 24.03.2008

3. Tax Code of the Russian Federation. Parts one and two. -(Current version at 01.10.2019).

4. President Decree of the Russian Federation No. 203 of 09.05 2017 "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030."

5. The order of the Government of the Russian Federation of 28.07.2017 No. 1632-r "About the approval of the "Digital Economy of the Russian Federation" program.

6. Development of the digital economy in the Russian Federation. [Electronic resource], alterozoom.com.

7. Waipan V.A. The Foundations of Legal Regulation of the Digital Economy.//iaw and Economics. № 11,2017.

8. Ryakhovsky D.I., Kirina L.C./Legend as a new way to build the relationship of taxpayers with tax authorities in the process of resolving tax disputes. - G: STAGE, № 1, 2017.- p. 68-79.

9. Kirina L.C./Tax disputes and practices of their resolution. - G: Academy of Law and Economics. № 2, 2017. - c.10-21.

10. Kirina L.C./Current problems of development of partnership between tax authorities and taxpayers in conditions of digital economy. - Z.: Problems of economy and legal science. № 12, 2018. - c.249-252.

11. Website of the Federal Tax Service of the Russian Federation. URL: https://www.nalog.ru/Adate of appeal 08.03.2019]

12. Federal Law No. 422-$3 of 27.11.2018 "On Carrying Out an Experiment to Establish a Special Tax Regime" Tax on Professional Income "in the City of Federal Importance of Moscow, in the Moscow and Kaluga Regions, as well as in the Republic of Tatarstan" Legal Support System URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_ 311977. [date of the address 08.03.2019]

13. Order of the Federal Tax Service of the Russian Federation dated 06.09. 2010 No. MMB-7-6/440@ "On Commissioning of Software Implementing Registration of an Individual with a Tax Authority on the Basis of an Application Submitted via the Internet, with Notification of the Applicant via the Internet on the Results of Consideration of Submitted Documents." Legal Support System URL: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_104991. [date of the address 08.03.2019]

14. The order of FTS of 22.08.2017 No. MMB-7-17/617 @ "About the statement of an order of maintaining a private office of the taxpayer". Legal Support System URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc _LAW_285308. [date of the address 08.03.2019]

15. Order of the Federal Tax Service of Russia dated 06.11.2018 № MMV 7-19/627 Legal Support System URL: http://www.consultant.ru /document /cons_doc_LAW_285308. [date of the address 08.03.2019]

16. Official website of the legal support system Garant. http://www.garant.ru.

17. Official website of the State Statistics Service. URL:http:www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.