Научная статья на тему 'Методические аспекты диагностики и оценки подготовленности к педагогической деятельности начинающих преподавателей'

Методические аспекты диагностики и оценки подготовленности к педагогической деятельности начинающих преподавателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
653
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / READINESS TO PEDAGOGICAL ACTIVITY / CRITERIA OF THE ESTIMATION / METHODS AND METHODSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелетичев В. В.

Статья посвящена актуальной для педагогики высшей школы проблеме оценке подготовленности преподавателя к профессиональной деятельности. В ней представлены методические аспекты организации и проведения диагностики и оценки уровня подготовленности к педагогической деятельности начинающих преподавателей вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелетичев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL ASPECTS OF DIAGNOSTICS AND ASSESSMENT OF READINESS TO PEDAGO-GICAL ACTIVITY OF BEGINNERS OF TEACHERS

Article is devoted to a problem, actual for pedagogics of the higher school, an assessment of readiness of the teacher to professional activity. In it methodical aspects of the organization and carrying out diagnostics and an assessment of level of readiness to pedagogical activity of the beginning teachers of higher education institutions are presented

Текст научной работы на тему «Методические аспекты диагностики и оценки подготовленности к педагогической деятельности начинающих преподавателей»

7. Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Постулаты когнитивной семантики / А.Н. Баранов, Д.О. Добровольский / / Известия АН. Сер. лит. и яз. 1997. - Т.56 (1). - С. 11-21.

8. Берестнев Г.И. Образы множественности и образ множественности в русском языковом сознании / Г.И. Берестнев / / Вопросы языкознания, 1999. - №6. С. 83-100.

9. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова / Болдырев Н.Н / / Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научное издание; под ред. И.А.Стернина. - Воронеж: ВГУ, 2001. - С. 25-36.

10. Моисеева С.А. Семантическое поле глаголов восприятия в западно-романских языках / С.А. Моисеева. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. - 248 с.

11. Фахрутдинова В.Р. Словообразование татарского глагола в историческом аспекте: автореф. дис. ... канд. филол. наук / В.Р. Фахрутдинова. - Казань, 2007. - 23 с.

12. Стернин И.А. Методика исследования структуры концепта / И.А.Стернин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сб. науч. тр. / Под ред. И.А.Стернина. - Воронеж: ВГУ, 2001. - С.58-65.

13. Щур Г.С. Теория поля в лингвистике / Г.С. Щур. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 264 с.

УДК 378.12

В.В.Мелетичев

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Статья посвящена актуальной для педагогики высшей школы проблеме - оценке подготовленности преподавателя к профессиональной деятельности. В ней представлены методические аспекты организации и проведения диагностики и оценки уровня подготовленности к педагогической деятельности начинающих преподавателей вузов.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, подготовленность к педагогической деятельности, критерии оценки, методы и методики.

V.V.Meletichev METHODICAL ASPECTS OF DIAGNOSTICS AND ASSESSMENT OF READINESS TO PEDAGOGICAL ACTIVITY OF BEGINNERS OF TEACHERS

Article is devoted to a problem, actual for pedagogics of the higher school, - an assessment of readiness of the teacher to professional activity. In it methodical aspects of the organization and carrying out diagnostics and an assessment of level of readiness to pedagogical activity of the beginning teachers of higher education institutions are presented.

Key words: pedagogical activity, readiness to pedagogical activity, criteria of the estimation, methods and meth-

odses.

Преобразования, происходящие в государстве, системе образования в целом и высшем образовании в частности, требуют непрерывного совершенствования знаний, навыков, умений, профессиональных и личностных качеств у выпускников учебных заведений системы профессионального образования. Решение данной проблемы, в значительной, а часто и в решающей, степени зависит от профессорско-преподавательского состава, уровня его педагогического мастерства, профессионально-педагогической компетентности, творческого подхода к решению образовательных задач. Преподаватель высшего учебного заведения - это личность, которая по содержанию своей профессиональной деятельности должна обладать совокупностью уникальных качеств. Все это выдвигает проблему подготовки профессионалов в области образования в число первостепенных задач высшей школы. Важной составляющей решения данной проблемы является оценка подготовленности преподавателя к осуществлению сложной, многофункциональной педагогической деятельности, достижению высоких результатов в образовательном процессе.

Однако надо признать, что ответу на вопрос, насколько готов начинающий преподаватель качественно осуществлять свою профессиональную деятельность, сегодня внимания практически не уделяется. Другими словами, как таковой диагностики и оценки готовности преподавателя к решению образовательных задач не осуществляется. Готовность оценивается, по сути, лишь по формальным признакам: наличию базового образования, ученой степени и научного звания, педагогическому стажу, наличию знаний в предметной области и т.п. Осуществляется такая оценка в большинстве случаев в процессе проверок деятельности образовательного учреждения, в ходе государственной аккредитации и других аналогичных мероприятий. При этом, как правило, инспекции и проверки заостряют внимание на недостатках и упущениях в педагогической деятельности, а не на действительном изучении, анализе и адекватной оценке профессиональных достижений, оказании помощи преподавателям, исходя из полученной информации.

Последствиями такой формальной оценки становятся трудности вхождения в педагогическую деятельность, адаптации к ней; низкое качество учебной, методической, научной и воспитательной

работы; неправильное построение отношений с обучающимися, о чем свидетельствуют частые педагогические конфликты, негативные эмоции, связанные с переживанием неудач в профессиональной деятельности, профессиональное выгорание и другие проблемы.

Такое положение обусловливает настоятельную необходимость разработки и обсуждения проблемы диагностики и оценки подготовленности к педагогической деятельности начинающих преподавателей вузов. В статье предложены сформулированные на основе системного и компетент-ностного подходов, апробированные в ходе исследовательской работы, методические аспекты системы диагностики и оценки подготовленности к педагогической деятельности начинающих преподавателей вузов.

Прежде чем перейти к изложению собственно методических аспектов, необходимо определиться с самим понятием диагностика и оценка. Основываясь на позиции ряда авторов [1, 2, 5], под диагностикой и оценкой подготовленности к педагогической деятельности начинающих преподавателей нами понимается совместная познавательно-преобразующая деятельность участников образовательного процесса по распознаванию, оценке и использованию для совершенствования профессиональной деятельности преподавателей вузов достоверной информации об уровне их профессиональной компетентности и подготовленности к предстоящей педагогической деятельности. При этом важно отметить, что она является составной, но относительно самостоятельной, со своей сущностью и спецификой, частью процесса профессионального образования в высшем учебном заведении. Основной целью диагностики и оценки подготовленности к педагогической деятельности начинающих преподавателей вузов является совершенствование процесса их профессионального развития как преподавателей высшей школы.

Проведение оценки уровня подготовленности к любой, в том числе и педагогической, деятельности предполагает формулирование критериев, по которым она будет осуществляться. Рассмотрению сущности и содержания основных подходов к определению критериев, с одной стороны, как научных понятий, с другой - как категорий педагогики, посвящены предыдущие работы автора статьи [6, 7, 8]. В связи с чем обратим внимание лишь на то, что при формулировании критериев для проведения диагностики и оценки автор исходил из того, что они, с одной стороны, должны давать объективную оценку уровня подготовленности начинающих преподавателей к педагогической деятельности, с другой, быть практичными, легко реализуемыми в вузе.

Критерии оценки уровня подготовленности начинающих преподавателей к педагогической деятельности можно разделить на две группы: внутренние и внешние. К числу внутренних критериев относятся профессиональная пригодность к педагогической деятельности; мотивация педагогической деятельности; коммуникативные и организаторские способности; удовлетворенность педагогической деятельностью.

Группу внешних критериев составляют педагогические умения и участие в научной деятельности.

Критерий профессиональная пригодность к педагогической деятельности определяет: во-первых, отсутствие у начинающего преподавателя противопоказаний к профессиональной деятельности типа «человек - человек»; во-вторых, соответствие его психологического типа педагогической деятельности.

Критерий мотивация педагогической деятельности заключается в оптимальности ее структуры у начинающего преподавателя.

Критерий коммуникативные и организаторские способности выражается в уровне их сформи-рованности у начинающего преподавателя вуза.

Критерий удовлетворенность находит свое выражение в отношении начинающего преподавателя к педагогической деятельности.

Критерий педагогические умения отражает уровень сформированности у начинающего преподавателя основных педагогических умений.

Критерий участие в научной работе находит свое выражение в том, как начинающий преподаватель реализовывает свой научный потенциал.

Критерии оценки уровня подготовленности начинающих преподавателей к педагогической деятельности представлены в таблице 1.

Табл.1

Критерии оценки уровня подготовленности начинающих преподавателей к педагогической деятельности

Профессиональная подготовленность Группы критериев Критерии

Внутренние критерии Профессиональная пригодность к педагогической деятельности (П)

Мотивация профессионально-педагогической деятельности (М)

Коммуникативные и организаторские способности (КОС)

Удовлетворенность педагогической деятельностью (У)

Внешние критерии Педагогические умения (ПУ)

Участие в научной работе (НР)

Организация и проведение оценки качества подготовленности начинающих преподавателей к педагогической деятельности предполагает использование следующих основных диагностических методов: наблюдение; опрос; анализ результатов деятельности; экспертная оценка. Кроме того, для повышения объективности результатов оценки необходимо использование методов математической статистики.

Исходя из рассмотренных выше критериев, для оценки подготовленности начинающих преподавателей вузов к педагогической деятельности целесообразно использовать следующие методики: «Определения взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности» (опросник Дж. Холланда) [9, с.45-50]; «Мотивы выбора деятельности преподавателя», разработанная Е.П. Ильиным [3, с.453]; «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К.Замфир в модификации А.Реана) [11, с.88-92]; «Коммуникативных и организаторских способностей» [10, с.581-584]; «Изучение удовлетворенности учителей своей профессией и работой», разработанная Н.В.Журиным и Е.П. Ильиным [3, с.465-466]; оценки сформированности основных педагогических умений, разработанная В.А.Якуниным [4, с. 299-300].

Эффективность использования названных методик была подтверждена как результатами исследовательской работы автора данной статьи, так и диссертационных исследований, выполненных под его руководством.

Литература

1. Ефремов О.Ю. Теория и практика педагогической диагностики в высшей военной школе России: авто-реф. дис... докт. пед. наук. - СПб., 2001.

2. Ефремов О.Ю., Мелетичев В.В. Психолого-педагогическая диагностика в деятельности преподавателя ввуза. - СПб.: филиал ВУ ПВО , 2000.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000.

4. Кикоть В.Я., Якунин В.А. Педагогика и психология высшего образования. - СПб.: СПб Университет МВД России, 1996.

5. Кузьмина Н.В., Григорьева Е.А., Якунин В.А Методы системного педагогического исследования. - М.: Народное образование, 2002.

6. Кусакин М.Ю., Мелетичев В.В. Диагностика подготовленности к педагогической деятельности начинающих преподавателей: монография. - СПб.: СПб АППО, 2012.

7. Мелетичев В.В. Мотивация профессионально-педагогической деятельности преподавателей ввузов: монография. - СПб.: СПВВУРЭ (ВИ), 2005.

8. Мелетичев В.В., Кусакин М.Ю. Оценка качества подготовленности к педагогической деятельности выпускников адъюнктуры технического ввуза. - СПб.: СПВВУРЭ (ВИ), 2007.

9. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, МА. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2001.

10. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2011.

11. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. - Ижевск: Удмурдский университет, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.