М. Ю. Кусакин
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДЪЮНКТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВОЕННОГО ВУЗА
Работа представлена кафедрой психологии и педагогики Санкт-Петербургского высшего военного училища радиоэлектроники (военного института).
Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент В. В. Мелетичев
Статья посвящена актуальной для современного этапа развития педагогики высшей военной школы проблеме. В ней аргументирована значимость рассматриваемой проблемы, представлены критерии оценки подготовленности к педагогической деятельности адъюнктов технических военных вузов.
The article is devoted to the problem that is relevant for the modern stage of higher military school pedagogics. The significance of the problem is reasoned in it; the author submits the estimation criteria of pedagogical training degree among post-graduates in technical military institutions of higher education.
Преобразования, происходящие в Boo- профессиональных и личностных качеств у
руженных Силах Российской Федерации, выпускников военно-учебных заведений.
профессионализация армии, требуют не- Решение данной проблемы в значительной,
прерывного совершенствования знаний, а часто и в решающей степени зависит от
преподавательского состава, уровня его педагогического мастерства, творческого подхода к решению учебных и воспитательных задач.
В современных условиях значительное число преподавателей военных вузов составляют офицеры, прошедшие обучение в адъюнктуре данных учебных заведений. Окончание адъюнктуры предполагает сегодня получение ее выпускником диплома «Преподаватель высшей школы», свидетельствующего о том, что он способен и готов к профессиональной деятельности в сфере образования, а соответственно, и права на ее ведение. В связи с этим качество подготовленности к педагогической деятельности данной категории преподавателей приобретает большое значение.
Однако, как показывает практика военно-учебных заведений, оценка уровня этой подготовленности производится в большинстве случаев формально. Ее критериями являются результаты сдачи адъюнктами зачетов и экзаменов и заключения о прохождении ими педагогической практики, которые не обеспечивают полноту и объективность оценки. Выводы об уровне готовности выпускника адъюнктуры к педагогической деятельности, сделанные в соответствии с названными выше критериями, вступают в противоречие с реальной деятельностью. Последствиями этого становятся: трудности вхождения в педагогическую деятельность, адаптации к ней; низкое качество учебной, методической и воспитательной работы; неправильное построение отношений с учащимися, о которых свидетельствуют периодически возникающие педагогические конфликты; негативные эмоции, снижение самооценки, связанные с переживанием неудач в педагогической деятельности, и т. п.
Данная проблема особенно актуальна для технических военных вузов, поскольку основное внимание в период обучения в адъюнктуре уделяется подготовке специалиста, будущего ученого, в технической области. Подготовка адъюнкта, как препо-
давателя, является второстепенной задачей. В связи с этим у адъюнктов формируется соответствующее отношение к приобретению знаний, формированию умений и навыков в образовательной сфере, что отрицательно сказывается на конечном результате - уровне подготовленности к педагогической деятельности.
Избежать названных последствий, как показывает наша исследовательская работа, можно, если совершенствовать методику оценки уровня подготовленности адъюнктов к педагогической деятельности.
Проблема критериев оценки различных сторон педагогической деятельности (оптимизации процесса обучения и воспитания, познавательной деятельности, профессионально-педагогической деятельности и т. д.) исследовалась в работах Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, Н. В. Кузьминой, М. Н. Скаткина, Г. Б. Скок, Г. И. Хозяино-ва, В. А. Якунина и др. Рамки статьи не позволяют рассмотреть все подходы к сущности и содержанию критериев оценки педагогической деятельности, поэтому представим лишь некоторые из них.
Г. Б. Скок для оценки педагогической деятельности предлагает следующие критерии: конечный результат (обученность учащихся при объективном определении); умение провести занятие; мнение обучаемых; методическое обеспечение курса; адекватность самооценки педагога; знание иностранного языка и умение преподавать на нем; умение использовать ЭВМ как средство; некоторые дополнительные умения.
В. П. Беспалько в качестве показателей деятельности преподавателей выделяет: среднюю успеваемость учащихся по приведенному среднему баллу; научность изучаемого учебного предмета; полноту учебного предмета; среднюю эффективность проводимых учебных занятий; публикации учебно-методического характера; отзывы студентов об учебно-воспитательной деятельности преподавателей.
Г. И. Хозяинов называет следующие критерии: стимулирование и мотивация
деятельности обучаемого, организация учебной деятельности обучаемого, владение содержанием предмета и его дидактическая организация, структурно-композиционное построение учебного занятия.
Теоретический анализ проблемы указывает на необходимость формулирования критериев оценки подготовленности адъ-юнктов к педагогической деятельности исходя из принципов системного подхода. Критериальную систему в этом случае должны составлять: 1) цель проведения оценки подготовленности адъюнктов к педагогической деятельности; 2) критерии и их содержание; 3) показатели критериев - явления, факты, величины, характеризующие степень совпадения фактического и запланированного результата оценки.
Первым и ключевым элементом критериальной системы является ее цель -объективная оценка качества подготовленности выпускников адъюнктуры к педагогической деятельности. Цель определяет критерии.
Основанием для формулирования критериев являются содержание профессио-
нальной деятельности преподавателя военного вуза и факторы, обусловливающие ее успешность. При формулировании системы критериев мы исходили из того, что она, с одной стороны, должна давать объективную оценку уровня подготовленности адъюнктов к педагогической деятельное-ти, с другой - быть практичной, легко реализуемой в образовательном процессе.
Критерии оценки уровня подготовленности адъюнктов к педагогической деятельности можно разделить на две группы. Первая группа - внутренние критерии. Вторая группа - внешние критерии.
К числу внутренних критериев относятся: пригодность к педагогической деятельности; мотивация педагогической деятельности; коммуникативные и организаторские склонности; удовлетворенность педагогической деятельностью. Группу внешних критериев составляют: учебная успешность; педагогические умения; участие в научной работе.
Критерии оценки подготовленности адъюнктов к педагогической деятельности представлены в табл. 1.
Таблица 1
Критерии оценки подготовленности адъюнктов к педагогической деятельности
Группы критериев Критерии
Внутренние критерии Пригодность к педагогической деятельности
Мотивация педагогической деятельности
Коммуникативные и организаторские склонности
Удовлетворенность педагогической деятельностью
Внешние критерии Учебная успешность
Педагогические умения
Участие в научной работе
Критерий «пригодность к педагогической деятельности» определяет: во-первых, отсутствие у адъюнкта противопоказаний к профессиональной деятельности типа «человек - человек»; во-вторых, соответствие его психологического типа педагогической деятельности.
Критерий «мотивация педагогической деятельности» выражается в оптимальности ее структуры у выпускника адъюнктуры.
Критерий «коммуникативные и организаторские склонности» определяет уровень их сформированное™ у будущего преподавателя военного вуза.
Критерий «удовлетворенность» находит свое выражение в отношении будущего преподавателя к предстоящей педагогической деятельности.
Критерий «учебная успешность» отражает результаты, которые достигнуты вы-
пускником адъюнктуры как участником образовательного процесса. При этом в качестве показателей по данному критерию выступают результаты его учебной деятель -ности и педагогической практики.
Критерий «педагогические умения» отражает уровень сформированное™ у адъ-юнкта основных педагогических умений.
Критерий «участие в научной работе» находит свое выражение в том, как выпускник адъюнктуры в период обучения реализовывал свой научный потенциал.
Организация и проведение оценки качества подготовленности адъюнктов к педагогической деятельности предполагает ис-
пользование следующих основных методов: наблюдение; опрос; анализ результатов деятельности; экспертная оценка. Кроме того, для обеспечения объективности оценки необходимо использование методов матема-тической статистики.
В заключение считаем необходимым обратить внимание на то, что представленные критерии не исчерпывают всей полноты критериальной системы. Необходимы дальнейший поиск и уточнение критериев, по которым можно с высокой достоверностью судить об уровне подготовки выпускников адъюнктуры военного вуза к педагогической деятельности.