Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ ПРОЦЕССОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ ПРОЦЕССОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / АНАЛИЗ / ЭТАПЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурцева Я.О.

Цель статьи ─ рассмотреть аспекты финансовых процессов бюджетного учреждения и специфику их анализа. Выделяются главные особенности устройства бюджетной организации, а также основные этапы анализа финансово-хозяйственной деятельности. В заключении делается вывод о достаточно трудоемком характере анализа подобной организации и о важности ее функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE ANALYSIS OF FINANCIAL PROCESSES OF BUDGETARY INSTITUTIONS

The purpose of the article is to consider aspects of the financial processes of a budget institution and the specifics of their analysis. The main features of the budget organization structure are highlighted, as well as the main stages of the analysis of financial and economic activity. In conclusion, the conclusion is made about the rather labor-intensive nature of the analysis of such an organization and the importance of its functioning.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ ПРОЦЕССОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

УДК 33

Бурцева Я.О.

Магистрант Кубгу

г. Краснодар, Россия

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ ПРОЦЕССОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация

Цель статьи - рассмотреть аспекты финансовых процессов бюджетного учреждения и специфику их анализа. Выделяются главные особенности устройства бюджетной организации, а также основные этапы анализа финансово-хозяйственной деятельности. В заключении делается вывод о достаточно трудоемком характере анализа подобной организации и о важности ее функционирования.

Ключевые слова:

бюджетное учреждение, финансирование, анализ, этапы анализа финансовой деятельности.

Burtseva Y.O.

Master's student Kubgu Krasnodar, Russia

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE ANALYSIS OF FINANCIAL PROCESSES OF BUDGETARY INSTITUTIONS

Annotation

The purpose of the article is to consider aspects of the financial processes of a budget institution and the specifics of their analysis. The main features of the budget organization structure are highlighted, as well as the main stages of the analysis of financial and economic activity. In conclusion, the conclusion is made about the rather labor-intensive nature of the analysis of such an organization and the importance of its functioning.

Keywords:

budget institution, financing, analysis, stages of financial activity analysis.

Бюджетное учреждение - организация, созданная органами власти для выполнения государственных заданий в различных областях и финансируемая за счет средств бюджета [10].

По своей природе бюджетная организация - некоммерческая, однако ей разрешено оказывать услуги платного характера, если это не идет в разрез с ее основными целями деятельности. Основа для финансирования предприятия - смета доходов и расходов, в которой помимо обоснования финансовых потоков также определяются направления деятельности организации и цели расходования средств [5]. Смета формируется на основе доведенных показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год и утверждается главным распорядителем средств [7].

Выделим основные особенности бюджетных организаций:

- зависимость от бюджета. В случае сокращения бюджета и недополучения средств государственными органами финансирование деятельности бюджетного учреждения также сокращается, а в исключительных случаях и вовсе прекращается;

- возможность ведения деятельности коммерческого характера [8];

- высокая степень контроля в расходовании средств. Бюджетная организация не может

самостоятельно распоряжаться выданными денежными средствами, более того, она даже не имеет собственного расчетного счета в банке. Заемные средства в форме кредитов также запрещены;

- главным распорядителем выступает Федеральное казначейство РФ, именно с его расчетного счета в банке и осуществляется финансирование бюджетных организаций;

- расходование как выделенных, так и заработанных средств согласно требований бюджетной классификации, что отрицательно сказывается на гибкости экономического управления.

Для обеспечения рационального использования бюджетных средств все доходы и расходы классифицируются. Для этого составляется такой документ как бюджетная классификация, в котором все финансовые процессы классифицируются по однородным признакам. Бюджетная классификация:

- отражает реальную картину движения финансовых ресурсов;

- позволяет сопоставлять данные планового и отчетного периода, после возможно провести рациональный анализ;

- позволяет объединить в один свод различные сметы;

- упрощает организацию контроля за расходованием средств.

Бюджетная классификация состоит из трех взаимосвязанных блоков:

- функционального, в котором отражаются направления расходования выделенных средств;

- экономического, где отражается непосредственно экономическое содержание;

- ведомственного, в котором указывается как средства будут распределяться по целевым статьям и по получателям ассигнований.

Финансовое обеспечение бюджетных учреждений осуществляется за счет: субсидий (на содержание имущества, согласно заданию учредителя, на иные цели), а также бюджетных средств, которые могут быть направлены на исполнение мероприятий согласно нормативно-правовым актам или на выполнение публичных денежных обязательств перед физическими лицами.

Отметим, что в случае расходования выделенных бюджетных ассигнованиям не в соответствии с утвержденными бюджетной росписью целями на бюджетную организацию накладываются определенные санкции:

- принудительного взыскания суммы, которая была использована не в установленном порядке;

- штрафа в размере одной или двух учетных ставок ЦБ РФ;

- сокращения дальнейшего финансирования учреждения;

- полной остановки финансирования.

Перейдем к анализу финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций. Цель подобного анализа - определить эффективность расходования целевых средств, предупредить нерациональное расходование, а также выявить факторы, которые оказывают на финансовую деятельность предприятия наибольшее влияние. Анализ состоит из нескольких этапов:

1. Предварительного.

2. Расчетного.

3. Прогнозного.

Предварительный этап характеризуется сбором информации для дальнейшего анализа. Источниками сбора информации могут служить:

- баланс бюджетного учреждения [3];

- отчет о финансовых результатах бюджетного учреждения;

- отчет об обязательствах;

- интернет-ресурсы.

На втором этапе проводится финансовый анализ. Он состоит из:

- горизонтального анализа, который позволяет сопоставить показали текущего и прошлых периодов;

- вертикального анализа, с помощью которого определяется доля различных элементов в общей структуре баланса и ОФР при сопоставлении данных нескольких периодов;

- трендовый анализ. Его цель - сопоставление данных нескольких лет и создание определенного тренда деятельности, в котором будут исключены случайные влияния, не свойственные организации. Более того, трендовый анализ позволяет провести перспективный анализ и спрогнозировать поведение учреждения в будущем;

- коэффициентный анализ. Отметим, что расчет классический коэффициентов, таких как рентабельность, ликвидность или финансовая устойчивость недоступны для организаций бюджетной сферы. Связано это с отсутствием и собственных, и заемных средств. Проводить анализ на основе собственно заработанных средств при осуществлении платных услуг нерационально, так как показатели будут значительно искажены. Для анализа применяются несколько специфических коэффициентов, отраженных в таблице 1;

- сравнительный анализ, который позволяет сопоставить финансовые коэффициенты в различных периодах деятельности, а также провести сводный анализ с конкурентами (однако в случае с бюджетными учреждениями компаний-конкурентов достаточно мало);

- факторный анализ, с помощью которого можно оценить влияние отдельных факторов на отдельный показатель как прямым методом его дробления на составные части, так и обратным методом, когда отдельные элементы соединяются в общий показатель.

На прогнозном этапе оцениваются перспективы работы организации в будущем возможные пути и результаты развития необходимых для их достижения политических, организационных, экономических, финансовых и институциональных мер.

В оценке используются такие методы как:

- интуитивные;

- экспертные (метод Дельфи, метод экспертных оценок и др.);

- нормативные;

- статистические;

- экономического моделирования.

Прогнозные расходы бюджетной организации могут быть определены несколькими способами:

1. Когда устанавливается определенный норматив в расчете на одного потребителя. После чего данный норматив умножается на количество человек для получения конкретной суммы финансирования.

2. Исходя из плановых объемов услуг муниципальными предприятиями и нормативов в расчете на единицу этих услуг.

Таким образом, бюджетные учреждения имеют множество особенностей организации финансовых процессов, что затрудняет анализ финансово-хозяйственной деятельности.

Таблица 1

Показатели эффективности деятельности бюджетного учреждения [1]

Показатель Формула расчета

Уровень точности текущих плановых обоснований осуществленных расходов за определенный период времени Рпв = 100 - ^ (Вф - Вп) : Вп] х 100 где Рпв - показатель уровня точности текущих плановых обоснований осуществленных расходов; Вф - фактические расходы бюджета за некоторый период времени; ОП - плановые расходы бюджета за некоторый период времени; abs - модуль - абсолютная (положительная) величина разницы.

Степень точности планово-расчетных обоснований выполнения доходной части бюджета Спд = 100 - [abs (Двп - Двф) : Двп] х 100 где Спд - степень точности планово-расчетных обоснований выполнения доходной части бюджета (%); ДВП - собственные плановые доходы бюджета; ДВФ - собственные фактические доходы бюджета; abs - модуль - абсолютная (положительная) величина разницы.

Показатель Формула расчета

Показатель финансовой производительности бюджета Фпб и = Двф и : (Вф и - 1 х Инф и, и - 1) где Фпб - показатель финансовой производительности бюджета; Двфи - объем собственных доходов за год и; Офи - 1 - объем расходов бюджета предыдущего года и - 1; Инфи, и - 1 - индекс инфляции за период и-1,и.

Коэффициент экономической эффективности бюджета Ее и = ВВП и : (Вф и - 1 х Инф и, и - 1) где Ээи - экономическая эффективность исполненного бюджета; ВВПи - валовой внутренний продукт года; Офи - 1 - объем расходов бюджета предыдущего года и - 1; Инфи, и - 1 - индекс инфляции за период и-1, и.

Социальная эффективность бюджета Se и = Dи: (Vof и - 1 х И^ и, и - 1) где Се и - социальная эффективность бюджета; Ди - денежные доходы населения на одного человека и-му году; Воф и - 1 - объем расходов бюджета предыдущего года и - 1 на 1 человека; Инфи, и - 1- индекс инфляции за период и-1, и.

Сбалансированность бюджета Сб и = Двфи : Вфи где Сби - сбалансированность бюджета; Двфи - объем доходов за год; Офи - объем расходов бюджета за год.

Тем нее менее анализ финансового состояния бюджетного учреждения очень важен и информативен для учредителя, который по результатам анализа делает соответствующие выводы и принимает определенные решения.

Список использованной литературы:

1. Борлакова, Т.М. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях / Т.М. Борлакова // Экономика и бизнес. - 2019.

2. Баянова, А.А. Финансовые аспекты деятельности муниципального бюджетного учреждения / А.А. Баянова // Студенческий вестник. - 2022. - №2. - С. 38 - 40.

3. Васильева, М.Б. Особенности формирования бюджетной отчетности / М.Б. Васильева // Вопросы науки и образования. - 2018.

4. Иващенко, Д.А. Особенности финансирования бюджетных организаций / Д.А. Иващенко // Итоги научно-исследовательской деятельности 2017: изобретения, методики, инновации. - 2017. - С. 203 - 204.

5. Наконечная, С.А. Модели бюджетного финансирования / С.А. Наконечная // World science: problems and innovations. - 2019. - С. 79 - 82.

6. Петрова, О.А Бюджетная роспись как основа исполнения муниципального бюджета / О.А. Петрова // Ученые записки комсомольского-на-амуре государственного технического университета. - 2018. - №1. -С. 102 - 105.

7. Сарычева, А.А. Анализ финансирования деятельности бюджетных учреждений / А.А. Сарычева // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - № 2. - С. 285 - 288.

8. Свиридова, Н.В. Проблемы анализа финансовой устойчивости бюджетных и автономных учреждений / Н.В. Свиридова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природ

9. Федорова, О. А. Финансы бюджетных учреждений: учебное пособие для вузов / О. А. Федорова, Л. В. Давыдова, Ю. О. Скорлупина. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 138 с.е и обществе. - 2017.

© Бурцева Я.О., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.