Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ПРОЦЕССОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОЦЕНКА ЕГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ'

АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ПРОЦЕССОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОЦЕНКА ЕГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / АНАЛИЗ / МОДЕЛИ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурцева Я.

В статье рассматриваются особенности финансовых процессов в бюджетном учреждении, описываются основные модели финансирования и его принципы. Отмечается, что оценить эффективность работы бюджетной организации позволяет финансовый анализ, позволяющий дать комплексную оценку деятельности. Приводятся показатели для финансового анализа бюджетного учреждения. Также делается вывод о значимости финансового контроля в бюджетном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FINANCIAL PROCESSES OF BUDGETARY INSTITUTIONS AND EVALUATION OF ITS TOOLS

The article discusses the features of financial processes in a budgetary institution, describes the main models of financing and its principles. It is noted that financial analysis allows to evaluate the effectiveness of the budget organization, which allows to give a comprehensive assessment of the activity. The indicators for the financial analysis of the budgetary institution are given. The conclusion is also made about the importance of financial control in a budgetary institution.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ПРОЦЕССОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОЦЕНКА ЕГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ»

АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ПРОЦЕССОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И

ОЦЕНКА ЕГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ

Я. Бурцева, магистрант

Кубанский государственный университет

(Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-4-4-31-36

Аннотация. В статье рассматриваются особенности финансовых процессов в бюджетном учреждении, описываются основные модели финансирования и его принципы. Отмечается, что оценить эффективность работы бюджетной организации позволяет финансовый анализ, позволяющий дать комплексную оценку деятельности. Приводятся показатели для финансового анализа бюджетного учреждения. Также делается вывод о значимости финансового контроля в бюджетном учреждении.

Ключевые слова: бюджетное учреждение, финансирование, анализ, модели бюджетного финансирования, финансовый контроль.

Одно из необходимых условий эффективности экономики РФ - рациональное использование государственного бюджета. Для этого необходимо постоянно повышать результативность работы бюджетных учреждений, повышать их доходы и не сокращать неэффективные расходы.

Итак, бюджетное учреждение - организация, которая была создана органами власти РФ в целях выполнения работ и оказания услуг некоммерческого характера в различных сферах - образования и науки, занятости населения, спорта и др. [10].

Следует отметить, что бюджетное учреждение может осуществлять и коммерческую деятельность, однако только в том случае, если это служит достижению целей, ради которых организация создавалась. При этом она вправе самостоятельно распоряжаться всеми полученными доходами от ведения подобной деятельности.

Бюджетное финансирование - одна из форм финансовой деятельности государства. Рассмотрим это понятие в нескольких аспектах на рисунке 1.

Материальный

Безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджетов соответствующих уровней различным государственным учреждениям.

Регламентированный нормами права порядок выдачи денежных средств из бюджетов п государственных

Процедурный

внебюджетных фондов организациям в соответствии

со сметой.

Процессуальный

Составная часть бюджетного процесса РФ ввиду наличия стадии исполнения, в соответствии с которой денежные средства направляются потребителям

Рис. 1. Аспекты бюджетного финансирования

Субъектами бюджетного финансирования выступают: непосредственно Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования, как собственники средств соответствующих бюджетов. Основными действующими лицами выступают Главные распорядители - это лица, которые имеют право распределять бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных средств между подведомственными распорядителями и конечными получателями, которые выступают объектами финансового процесса.

Можно выделить ряд особенностей, присущих бюджетным организациям, как конечным получателям средств:

1. Полная зависимость от бюджета страны. В случае, если он сокращается, снижается и финансирование бюджетных организаций, если количество и объем поступлений в бюджет растет, то увеличиваются и объемы финансирования.

2. Отнесение бюджетных организаций к хозяйствующим субъектам, так как они вправе осуществлять деятельность коммерческого характера.

3. Отсутствие самостоятельности. За деятельностью бюджетных организаций установлен постоянный контроль, расходование средств происходит строго по целевому назначению.

4. Финансирование осуществляется путем прямого перечисления средств со счетов Федерального казначейства контрагентам бюджетной организации. Кредитно-финансовые организации работают непосредственно с Федеральным казначейством, бюджетным организациям запрещено открывать собственные расчетные счета или брать кредиты. Средства им выдаются по чековой книжке, в случае возникновения остатка денежных средств, бюджетная организация сдает их в кассы банка.

Еще одним ключевым моментом в деятельности органов Федерального казначейства явился перевод средств федеральных бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на учет в органы Федерального казначейства. В результате внедрения существующего порядка взаи-

модействия органов Федерального казначейства и получателей бюджетных средств создана система документооборота, позволяющая контролировать соответствие внебюджетной деятельности законодательству Российской Федерации, и вместе с тем не ущемляющая их самостоятельности в распоряжении внебюджетными средствами.

Финансирование бюджетных учреждений невозможно без соблюдения следующих принципов:

- максимизации эффективности использования бюджетных средств;

- целевой направленности финансирования;

- безвозвратности и безвозмездности финансирования.

Сам процесс финансирования может осуществляться следующими способами:

- путем выдачи ассигнований на содержание организации;

- путем выдачи средств на оплату услуг по государственным и муниципальным контрактам;

- путем предоставления трансфертов;

- путем предоставления субсидий и субвенций.

Рассмотрим основные принципы финансирования бюджетных учреждений [3]:

1. Составление и утверждение бюджетной росписи. МинФин РФ составляет бюджетную роспись, где отражаются лимиты расходования средств, объемы ассигнований и доводит данную информацию непосредственно до распорядителей [8].

2. Отправка уведомлений о бюджетных ассигнованиях получателям бюджетных средств и формирование сметы доходов и расходов, в которой отражены все возможные доходы организации, подлежащие распределению по нормативам и расходы, к которым могут относиться оплата труда, затраты на оплату услуг связи, приобретение сырья и др.). Отметим, что смета -один из главенствующих документов, согласно которому утверждаются размеры расходования средств по каждому из целевых направлений деятельности организации.

3. Принятие получателями бюджетных средств денежных обязательств по расходованию бюджета.

4. Подтверждение и выверка денежных обязательств органами Федерального казначейства РФ.

На данный момент чаще всего используются три модели бюджетного финансирования (рис. 2):

- сметное финансирование [2];

- нормативное финансирование;

- финансирование на основе субсидий.

Рис. 2. Модели финансирования бюджетных учреждений

Оценить эффективность работы бюджетной организации позволяет финансовый анализ, благодаря которому возможно дать качественную и количественную оценку деятельности учреждения, его исполнения бюджета, а также выявить существующие проблемы процесса финансирования. Анализ непосредственно связан с такими категориями как:

- планирование. Важнейшая часть деятельности организации, так как устанавливается не только план деятельности, лимит

финансирования, но и определяется алгоритм действий учреждения в той или иной ситуации;

- учет. Как и в любой другой организации (как коммерческой, так и некоммерческой) учет призван отражать состояние фактов хозяйственной жизни организации для принятия дальнейших управленческих решений;

- регулирование, которое основывается на предыдущих категориях и позволяет комплексно оценить деятельности органи-

зации и при необходимости принять решение о корректировке плана, перераспределении ресурсов или даже сокращения финансирования.

Итак, перейдем непосредственно к анализу. В бюджетных учреждениях он имеет целых ряд особенностей [9]:

- несколько источников финансирования. Учет расходов происходит раздельно, в соответствии с расходованием средств из бюджета и расходованием самостоятельно заработанных средств;

- ограниченность показателей для анализа. Так, такие традиционные показатели как рентабельность или финансовая устойчивость для бюджетной организации

недоступны, так как она зачастую не имеет собственных средств (да, организация может вести коммерческую деятельность, но если использовать для анализа данные по подобной деятельности, показатели будут серьезно искажены, так как основная деятельность учреждения - некоммерческая -в учет приниматься не будет. Для организаций данного типа существует собственный набор показателей для оценки эффективности деятельности, таблица 1;

- отсутствие собственника организации. Все активы предприятия - государственные, вследствие чего невозможна реализация имущества.

Таблица 1. Показатели эффективности деятельности бюджетного учреждения [1]

Показатель Формула расчета

Уровень точности текущих плановых обоснований осуществленных расходов за определенный период времени Рпв = 100 - ^ (Вф - Вп) : Вп] х 100 где Рпв - показатель уровня точности текущих плановых обоснований осуществленных расходов; Вф - фактические расходы бюджета за некоторый период времени; ОП - плановые расходы бюджета за некоторый период времени; аЬБ - модуль - абсолютная (положительная) величина разницы.

Степень точности планово-расчетных обоснований выполнения доходной части бюджета Спд = 100 - ^ (Двп - Двф) : Двп] х 100 где Спд - степень точности планово-расчетных обоснований выполнения доходной части бюджета (%); ДВП - собственные плановые доходы бюджета; ДВФ - собственные фактические доходы бюджета; аЬБ - модуль - абсолютная (положительная) величина разницы.

Показатель финансовой производительности бюджета Фпб и = Двф и : (Вф и - 1 х Инф и, и - 1) где Фпб - показатель финансовой производительности бюджета; Двфи - объем собственных доходов за год и; Офи - 1 - объем расходов бюджета предыдущего года и - 1; Инфи, и - 1 - индекс инфляции за период и-1,и.

Коэффициент экономической эффективности бюджета Ее и = ВВП и : (Вф и - 1 х Инф и, и - 1) где Ээи - экономическая эффективность исполненного бюджета; ВВПи - валовой внутренний продукт года; Офи - 1 - объем расходов бюджета предыдущего года и - 1; Инфи, и - 1 - индекс инфляции за период и-1, и.

Социальная эффективность бюджета Se и = Dи: (Vof и - 1 х И^ и, и - 1) где Се и - социальная эффективность бюджета; Ди - денежные доходы населения на одного человека и-му году; Воф и - 1 - объем расходов бюджета предыдущего года и - 1 на 1 человека; Инфи, и - 1— индекс инфляции за период и-1, и.

Сбалансированность бюджета Сб и = Двфи : Вфи где Сби - сбалансированность бюджета; Двфи - объем доходов за год ; Офи - объем расходов бюджета за год.

Несмотря на сложность проведения финансового анализа бюджетного учреждения ввиду отсутствия четкой методики он позволяет сформировать грамотную политику управления предприятием, выявить неиспользованные резервы и сформулировать рекомендации по более эффективному расходованию и исполнению бюджета.

Во избежание нецелевого расходования средств или неэффективной работы по заданным направлениям государственными органами проводится контроль за деятельностью бюджетных учреждений, который является неотъемлемой частью финансового процесса.

Контроль основан на:

- надзоре за соблюдением законодательства РФ и предупреждении его возможных нарушений;

- надзоре за расходованием бюджетных ассигнований;

- обеспечении достижения поставленных целей перед организацией;

- подготовку и организацию мер повышения эффективности и результативности использования субсидий и средств, полученных от приносящей доход деятельности;

- повышении качества достоверности информации и отчетности.

Органами власти РФ проводится как внешний контроль, который осуществляется Счетной палатой и контрольно-

внутренний, в соответствии с которым контролирующим органом выступает Федеральное казначейство. Также проводятся следующие виды финансового контроля [7]:

- предварительный. Носит превентивный характер и направлен на пресечение противоправных действий и нецелесообразного планирования исполнения бюджета;

- текущий, в процессе которого контролируется текущее расходование бюджетных средств и их целевая направленность. Текущий контроль осуществляется в процессе совершения фактов хозяйственной жизни, на этапе принятия решения по использованию активов, принятия и исполнения обязательств;

- последующий. Осуществляется уже после исполнения бюджета и направлен на общую оценку эффективности бюджетной организации.

Каждый из этих видов контроля эффективен только в случае их общего взаимодействия, нельзя недооценить их значимость.

Таким образом, финансовые процессы в бюджетном учреждении достаточно многогранны и сложны, равно как и оценка их эффективности. Однако от их качества и результативности зависит не только бюджетная безопасность страны, но и экономика в целом [4].

счетными органами субъектов РФ, так и

Библиографический список

1. Амосов Р.С. Финансирование бюджетных учреждений. - М.: Дело и Сервис, 2019. -679 с.

2. Баянова А.А. Финансовые аспекты деятельности муниципального бюджетного учреждения // Студенческий вестник. - 2022. - №2. - С. 38-40.

3. Бедрачук И.А., Пивень Е.В. Финансы бюджетных организаций: учеб. пособие. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. - 52 с.

4. Гоманова Т.К. Механизм финансирования бюджетных учреждений как инструмент обеспечения бюджетной безопасности государства // Вопросы управления. - 2019. - №1. -С. 77-85.

5. Иващенко Д.А. Особенности финансирования бюджетных организаций // Итоги научно-исследовательской деятельности 2017: изобретения, методики, инновации. - 2017. - С. 203-204.

6. Наконечная С.А. Модели бюджетного финансирования // World science: problems and innovations. - 2019. - С. 79-82.

7. Петренко П.М. Финансовый контроль в бюджетной сфере: проблемы и перспективы // Вопросы российской юстиции. - 2020. - №7. - С. 315-322.

8. Петрова О.А. Бюджетная роспись как основа исполнения муниципального бюджета // Ученые записки комсомольского-на-амуре государственного технического университета. - 2018. - №1. - С. 102-105.

9. Сарычева А.А. Анализ финансирования деятельности бюджетных учреждений // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - №2. - С. 285-288.

10. Федорова О.А. Финансы бюджетных учреждений: учебное пособие для вузов / О.А. Федорова, Л.В. Давыдова, Ю.О. Скорлупина. - М.: Изд-во Юрайт, 2022. - 138 с.

ANALYSIS OF FINANCIAL PROCESSES OF BUDGETARY INSTITUTIONS AND

EVALUATION OF ITS TOOLS

Ya. Burtseva, Graduate Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article discusses the features of financial processes in a budgetary institution, describes the main models of financing and its principles. It is noted that financial analysis allows to evaluate the effectiveness of the budget organization, which allows to give a comprehensive assessment of the activity. The indicators for the financial analysis of the budgetary institution are given. The conclusion is also made about the importance of financial control in a budgetary institution.

Keywords: budget institution, financing, analysis, models of budget financing, financial control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.