Д. М. Мошкова*
Финансовый контроль за расходованием денежных средств организациями образования и науки
Аннотация. В статье исследуется порядок осуществления финансового контроля за деятельностью образовательных и научных организаций со стороны государства. Так подчеркивается, что в сфере образования и науки реализуются государственные программы, на реализацию которых выделяются больше объемы бюджетных средств. Тем самым автор указывает на необходимость осуществления государственного финансового контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств в условиях программно-целевого исполнения бюджета, выявляя особенности государственного финансового контроля государственных програмМ. Кроме того, рассматриваются вопросы проведения финансового контроля образовательных и научных организаций, в частности осуществляющих свою деятельность в данной сфере в форме государственных учреждений. Исходя из этого, выделяется специфика финансовой деятельности бюджетных, автономных и казенных учреждений и контроля за ней. Особое внимание уделено анализу БК РФ, где автор предлагает закрепить легальное определение бюджетного контроля. Помимо этого, дается авторское определение бюджетного контроля сферы образования и науки, разграничиваются такие термин, как: финансовый контроль и финансовый мониторинг.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, государственные программы, бюджетный контроль, бюджетные средства, казенные учреждения, бюджетные учреждения, автономные учреждения, бюджетный контроль сферы образования и науки, финансовый мониторинг, контроль эффективности.
РО! 10.17803/1994-1471.2017.74.1.100-108
К числу отдельных видов государственного контроля относится государственный контроль (надзор) в сфере образования. Согласно ст. 6 и 7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»1 в отношении образовательных организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам высшего образования, государственный контроль (надзор) осуществляется федеральными органами государственной власти.
Под федеральным государственным контролем качества образования понимается
деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия
1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). ст. 7598.
© Мошкова Д. М., 2017
* Мошкова Дарья Михайловна, кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА^ [email protected]
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов2.
Установлено, что в целях осуществления образовательного и научного процессов могут создаваться различные учреждения с вливанием государственного, а порой и частного капитала в форме государственно-частного партнерства (ГЧП), кластеров и технологических платфорМ.
В свою очередь, как частные, так и, в особенности, государственные финансы требуют тщательного контроля в целях положительного достижения результата от их использования.
В этой связи, государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью системы государственного управления в целом, и в частности реализации государственных программ РФ.
Важнейшей задачей государственного финансового контроля в условиях реализации программного бюджета является создание системы объективной и актуальной информации, которая бы отражала в мельчайших деталях весь процесс реализации государственных программ, служила основой для осуществления управленческих решений по результатам анализа выявленных отклонений фактических от плановых результатов. Без создания такой системы невозможно оперативное, экономически и организационно адекватное реагирование органов управления финансами на выявленные отклонения3.
Также задача государственного финансового контроля в системе программно-целевого управления бюджетом состоит в получении информации о расходовании бюджетных средств
на предмет законности, целесообразности, целевого характера и эффективности расходов.
Не менее важным является соизмерение бюджетных расходов и степени реализации целей и задач государства, решаемых на основе программ, что является основой для предупреждения правонарушений и негативного влияния факторов, отрицательно сказывающихся на достижении целей и задач программы, или для корректировки параметров программы4.
На этапе планирования государственных программ в процессе государственного финансового контроля решается главная задача в сфере бюджетного процесса — предотвращение противозаконного или неэффективного использования бюджетных средств.
На данной стадии контроля проводится экспертиза проекта программы, в ходе которой анализируется целесообразность решения проблемы программно-целевым методом, производится сопоставление ресурсного обеспечения реализации программы с запланированными результатами в рамках выполнения программных мероприятий бюджетными расходами, осуществляется предварительная оценка ожидаемой эффективности программы5.
Акцент на эффективности бюджетных расходов в рамках реализации программы проявляется в том, что сначала определяются необходимые результаты государственной программы, а затем — то, каким образом распределить финансовые ресурсы для их достижения. Такой подход к планированию позволяет при осуществлении государственного финансового контроля за программными расходами бюджета оценивать не только целевой характер
2 Аксенова Д.А., Рожков А.И., Чеха В.В. Государственная регламентация образовательной деятельности по Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»: научно-практический комментарий / под ред. А.И. Рожкова. — М.: УРСО, 2014. С. 144.
3 Дюкина Р.М., Пащенко Т.В. Организация внутреннего контроля формирования и учета финансовых результатов // В сборнике: ОБЛ1К, ЕКОНОМ1КА, МЕНЕДЖМЕНТ: науковi нотатки Мiжнародний збiрник нау-кових праць. вщпов. ред. 1.Б. Садовська. Луцьк, 2014. С. 37-44.
4 Смирнов Е.Е. Новое в государственном (муниципальном) финансовом контроле // Аудитор. 2013. № 2 (216). С. 3-14.
5 Болтинова О.В. К вопросу о государственном финансовом контроле в Российской Федерации // Финансовое право и управление. 2013. № 2. С. 39-45.
использования бюджетных средств, но и результаты их расходования.
При разработке и утверждении государственных программ решения о ресурсах, выделяемых на их реализацию, должны приниматься не только с точки зрения стоимости реализации программ и предоставления государственных услуг, но и с точки зрения их целесообразности, а также с учетом влияния на экономику и социальную сферу страны.
Важным является определение степени соответствия представленных в программе целевых индикаторов документам государственного стратегического планирования РФ, а также степени их выполнимости за счет заявляемых объемов финансового обеспечения.
Следует отметить, что государственный финансовый контроль на этапе реализации и финансирования государственной программы имеет своей целью проверку целевого и эффективного использования денежных средств, полноты и своевременности перечисления финансовых ресурсов, анализ ритмичности финансирования.
Он осуществляется непосредственно в процессе использования денежных средств на выполнение программных мероприятий, Т. Е. проводится в течение всего срока реализации программы, и представляет собой совокупность контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, связанных с анализом квартальной отчетности, компьютерной обработкой копий первичных платежных документов, на основании которых осуществлялись операции с бюджетными средствами, а также с обобщением результатов контрольных мероприятий, осуществляемых контрольными органами.
Необходимо подчеркнуть, что финансовый контроль на данном этапе осуществляется не только за объемами финансового обеспечения программы, но и за движением бюджетных средств.
По результатам контроля на данном этапе можно устранить допускаемые нарушения и скорректировать некоторые параметры про-
граммы, а при необходимости — уточнить целевые показатели, затраты по мероприятиям государственной программы, механизм ее реализации, состав участников программы с учетом выделяемых на ее реализацию бюджетных средств.
Однако на практике органы государственного финансового контроля зачастую сталкиваются с тем, что изменение целевых показателей или сроков реализации программ не влечет за собой корректировки объемов ее финансирования или наоборот6.
Государственный финансовый контроль по результатам реализации государственной программы проводится после завершения финансового года, по окончании программы и представляет собой контроль за использованием средств на реализацию программных мероприятий в целях проверки правильности и эффективности расходования средств, предусмотренных в паспорте программы.
Государственный финансовый контроль по результатам реализации государственной программы позволяет выявить нарушения и недостатки процесса финансирования программы и привлечь виновных к ответственности.
К особенностям осуществления государственного финансового контроля государственных программ можно отнести:
1) необходимость учета уровня инфляции в стране при осуществлении контроля за результатами реализации государственных программ.
В настоящее время в отчетных документах органов государственного финансового контроля данный факт зачастую не учитывается;
2) необходимость применения системного подхода в отношении контроля, поскольку он ориентирует на комплексное изучение объекта исследования, раскрытие внутренних и внешних связей, роли каждого из элементов;
3) учет социального эффекта реализации государственных програмМ.
Необходимо понимать, что промежуточные и конечные результаты реализации программ
6 Крохина Ю.А. Роль институтов гражданского общества в финансовом контроле: опыт России и зарубежных стран // Paradigmata poznani. 2014. № 2. С. 108-112.
будут получены только по истечении длительного периода времени7. Поэтому отсутствие результата в первые годы осуществления программных мероприятий, особенно при реализации социальных государственных программ, не является свидетельством неэффективного использования бюджетных средств.
С учетом отмеченного, представляется возможным рассмотреть основные вопросы финансового контроля за распределением и использованием бюджетных средств на сферу образования и науки, в первую очередь, проанализировав нормы, определяющие контрольные мероприятия в отношении различных учреждений, оказывающих образовательные услуги и осуществляющие научно-технические исследования.
Практика применения норм действующего финансового законодательства демонстрирует, что в условиях совершенствования финансово-правового положения государственных учреждений, бюджетные и автономные учреждения получили широкие возможности самостоятельного осуществления своей финансовой деятельности, в частности, в области образования и науки.
Ввиду отсутствия статуса получателей бюджетных средств у бюджетных и автономных учреждений, на них не распространяются соответствующие нормы о финансовом контроле за получателями бюджетных средств и их ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
В отличие от бюджетных и автономных учреждений, казенные учреждения сохранили статус получателя бюджетных средств, в связи с чем действие на них указанных норм по-прежнему распространяется.
Следует отметить, что основы современного бюджетного контроля наши свое отражение в разделе IX. «Государственный и муниципальный финансовый контроль» БК РФ. Представляется необходимым внести предложения в гл. 26 БК РФ «Основы государственного и муниципального финансового контроля», в части
ее переименования на «Основы бюджетного контроля в Российской Федерации».
В рамках гл. 26 БК РФ следует закрепить легальное определение бюджетного контроля как деятельности представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также специализированных контрольных органов и иных уполномоченных лиц по проверке законности, своевременности, правильности, эффективности и результативности формирования, распределения и использования основного фонда денежных средств, осуществляемой на всех стадиях бюджетного процесса Российской Федерации в целях эффективного расходования бюджетных ассигнований, предупреждения бюджетных правонарушений и привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Исходя из представленного выше определения можно сформулировать определение понятия бюджетного контроля сферы образования и науки как деятельности представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также специализированных контрольных органов и иных уполномоченных лиц по проверке законности, своевременности, правильности, эффективности и результативности формирования, распределения и использования основного фонда денежных средств в области образования и науки, осуществляемой на всех стадиях бюджетного процесса Российской Федерации в целях эффективного расходования бюджетных ассигнований, предупреждения бюджетных правонарушений и привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
В свою очередь, основными целями контроля в области осуществления финансовой деятельности государственного учреждения признаются:
- подтверждение соблюдения действующего законодательства, определение правомерности, экономности, результативности
7 Воронин Ю.М. О государственном (муниципальном) финансовом контроле // Финансы. 2014. № 6. С. 40-46.
и эффективности финансовой деятельности учреждения;
- оценка целесообразности принятия решения об изменении типа государственного учреждения, а также об изменении показателей и содержания государственного задания;
- оценка выполнения показателей объема и качества государственных услуг;
- определение законности, целевого характера, результативного и эффективного использования бюджетных средств, достаточности недвижимого и движимого имущества для осуществления учреждением возлагаемых на него функций по предоставлению широкого круга государственных услуг8.
В то же время анализ нормативно-правовых актов позволяет говорить о том, что предмет финансового контроля деятельности казенных, бюджетных и автономных образовательных и научных учреждений может быть различным.
Так, предметом финансового контроля деятельности казенных учреждений выступает финансовая деятельность, которая направлена на:
осуществление видов деятельности, предусмотренных уставом казенного учреждения, в том числе приносящей доход деятельности, а также выполнения государственного задания на оказание государственных услуг;
исполнение бюджетной сметы;
осуществление финансовой деятельности по формированию и использованию внебюджетных фондов от платных услуг и иной приносящей доход деятельности;
выполнение условий исполнения контрактов и гражданско-правовых договоров;
обеспечение качества и объема оказываемых услуг (выполняемых работ) и исполняемых государственных функций;
обеспечение целевого использования и сохранности имущества государственного учреждения.
Предметом же финансового контроля деятельности бюджетных или автономных учреждений, в свою очередь, является финансовая деятельность, направленная на:
осуществление основных видов деятельности, предусмотренных уставом;
осуществление полномочий государственных органов по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме;
выполнение плана финансово-хозяйственной деятельности;
выполнение условий выделения, получения и использования субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных услуг, субсидий, бюджетных инвестиций, а также оплата денежных обязательств по исполнению публичных обязательств от имени государственного органа9;
выполнение условий исполнения государственных контрактов и гражданско-правовых договоров;
обеспечение состава, качества и объема, а также содержания оказываемых государственных услуг, порядка и результатов оказания государственных услуг, определенных государственном задании;
обеспечение целевого использования и сохранности недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, принадлежащего на праве оперативного управления государственному учреждению.
Безусловно, что финансовый контроль государственного учреждения представляет собой проверку соотношения плановых и фактических показателей бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности, наличия неиспользованных остатков субсидий из бюджета, соотношение нормативных и фактических затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ), в том числе оказание платных услуг, предусмотренных учредитель-
8 Писарева Е.Г. Правовое положение государственных учреждений в сфере финансов / Монография под ред. Н.И. Химичевой. М., 2011. С. 184-185.
9 См: Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении контроля и мониторинга хода реализации проектов, получивших бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ» от 17.05.2010 г. № 351.
ными документами и (или) государственными заданиями10.
Финансовый мониторинг и финансовый контроль выполнения государственных (муниципальных) заданий на предоставление государственных (муниципальных) услуг осуществляется на основе информации, полученной при планировании и исполнении государственных заданий. Понятия «мониторинг» и «контроль» выполнения государственного задания взаимосвязаны, однако имеют ряд отличий.
Так, финансовый контроль проводится с целью определения соответствия плановых параметров государственных заданий фактическим. Цель финансового мониторинга — не
только выявить соответствие (несоответствие), но и использовать эту информацию для проведения оптимизационных процедур — расширения или ограничения состава государственных услуг, оказываемых автономным учреждением, изменения его типа, слияния (поглощения) с другим государственным учреждением.
С учетом представленных в БК РФ видов финансового контроля, на современном этапе развития государства учреждения сферы образования и науки дифференцируются по степени имущественной и финансовой самостоятельности в рыночных условиях, и как следствие, меняются подходы к осуществлению контрольных мероприятий за их деятельностью.
Так, казенные учреждения в большей степени создаются в целях решения задач обороноспособности и безопасности страны, поэтому они функционируют в условиях наибольшего контроля со стороны государства. Проверка Федеральным Казначейством наличия денежных обязательств казенного учреждения, будет включать в себя предварительный контроль по всем расходам, а также текущий и последующий контроль (п. 5.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях).
Бюджетные учреждения — следующий вид учреждений, создание которых направлено на реализацию задач в рамках приоритетных национальных проектов и развития регионов. В этой связи государственный контроль, в основном, является последующим, осуществляемым по результатам выполнения государственного задания.
Предварительный контроль может осуществляться в отношении бюджетных учреждений только на стадии санкционирования бюджетных расходов по целевым субсидиям и бюджетным инвестициям (п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»11).
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 № 83-ФЗ12 (далее — Закон № 83-ФЗ) вводит также новые нормы контроля за деятельностью бюджетного учреждения, в том числе, в части ответственности руководителя учреждения. Так, органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, при заключении (перезаключении) трудового договора с руководителем данного учреждения должны предусмотреть в нем:
- права и обязанности руководителя;
- показатели оценки эффективности и результативности его деятельности;
- условия оплаты труда руководителя;
- срок действия трудового договора, если такой срок установлен учредительными документами бюджетного учреждения;
- условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с ТК РФ при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
10 Писарева Е.Г. Правовое положение государственных учреждений в сфере финансов / Монография под ред. Н.И. Химичевой. М., 2011. С. 186.
11 СЗ РФ. 1996. N 3. ст. 145.
12 СЗ РФ. 2010. № 19. Ст. 2291.
Таким образом, за исключением предусмотренной в настоящее время законодательством административной и уголовной ответственности, руководитель несет персональную ответственность за наличие у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в связи, с чем трудовой договор с ним может быть, расторгнут в одностороннем порядке.
Кроме того, руководитель бюджетного учреждения несет перед ним ответственность в размере убытков, причиненных в результате совершения крупной сделки, если эта сделка не была предварительно согласована с учредителем.
Помимо прочего, за руководителем бюджетного учреждения закреплена ответственность перед учреждением в размере той суммы убытков, которые были причинены в результате совершения крупной сделки, если последняя не была предварительно согласована с учредителем данного учреждения.
Законодатель предусмотрел механизм предварительного финансового контроля за некоторыми сделками учреждений. Однако, нельзя утверждать, что законодатель детально, последовательно и четко описывает порядок осуществления финансового контроля за учреждениями, хотя сам порядок финансирования и претерпел значительные изменения.
И, наконец, наибольшей имущественной и финансовой самостоятельностью обладают автономные учреждения, которые должны решать первостепенные задачи в сфере соци-аль-ного развития. Прежде всего, это образование, наука, культура и спорт.
Наблюдательный совет автономного учреждения, по сути, является основным контрольно-надзорным органом, который пусть и опосредованно, но осуществляет финансовый контроль государства (муниципалитета) как собственника имущества, закрепленного за автономным учреждением (ст. 10 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»13)14.
При этом, важное значение отводится главным распорядителям бюджетных средств, в ведении которых находятся государственные учреждения, осуществляющие контроль за соблюдением требований и условий, установленных для государственных учреждений государственным заданием.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, исполняющие функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных и автономных учреждений, созданных РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием, финансовые органы публично-правовых образований составляют и представляют годовую, квартальную и месячную финансовую отчетность бюджетных и автономных учреждений.
13 СЗ РФ. 2006. N 45. ст. 4626.
14 Климов А.В. Новые формы и статус бюджетных учреждений. Учет. Отчетность. Налоги // Нормативные акты для бухгалтера. 2010. № 23.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аксенова Д. А., Рожков А. И., Чеха В. В. Государственная регламентация образовательной деятельности по Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»: научно-практический комментарий / под ред. А. И. Рожкова. — М. : УРСО, 2014. С. 144.
2. Болтинова О. В. К вопросу о государственном финансовом контроле в Российской Федерации // Финансовое право и управление. 2013. № 2. С. 39-45.
3. Воронин Ю. М. О государственном (муниципальном) финансовом контроле // Финансы. 2014. № 6. С. 40-46.
4. Дюкина Р. М., Пащенко Т. В. Организация внутреннего контроля формирования и учета финансовых результатов // В сборнике: ОБЛ1К, ЕКОНОМ1КА, МЕНЕДЖМЕНТ: науковi нотатки Мiжнародний збiрник нау-кових праць. вщпов. ред. 1.Б. Садовська. Луцьк, 2014. С. 37—44.
5. Климов А. В. Новые формы и статус бюджетных учреждений. Учет. Отчетность. Налоги // Нормативные акты для бухгалтера. 2010. № 23.
6. Крохина Ю. А. Роль институтов гражданского общества в финансовом контроле: опыт России и зарубежных стран // Paradigmata poznani. 2014. № 2. С. 108-112.
7. Писарева Е. Г. Правовое положение государственных учреждений в сфере финансов : монография / под ред. Н. И. Химичевой. М., 2011. С. 184—186.
8. Смирнов Е. Е. Новое в государственном (муниципальном) финансовом контроле // Аудитор. 2013. № 2 (216). С. 3—14.
Материал поступил в редакцию 01 сентября 2016 г.
FINANCIAL CONTROL OVER THE EXPENDITURE OF FUNDS BY EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC ORGANIZATIONS
MOSHKOVA Daria Mikhailovna -- PhD, Associate Professor of the Department of Financial Law at the Kutafin
Moscow State Law University (MSAL)
125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya, 9, aud. 444
Review. The article deals with the procedure of exercising financial control over the activities of educational and scientific organizations of the State. The author highlights that in the sphere of education and science state programs that are financed by substantial amounts of budgetary funds are implemented. Thus, the author points out at the necessity of the state financial control to ensure purposeful and effective spending of budget funds in the context of target performance-based budget allocation. The paper identifies features of the State financial control exercised over public programs. In addition, the paper discusses the issues of exercising financial control over educational and scientific organizations, in particular, those organizations that operate in this field in the form of public institutions. To this end, the author identifies specific characteristics of financial activities of budgetary, autonomous and state institutions and the ways to monitor them. Particular attention is paid to the analysis of the Budgetary Code of the RF where the author proposes to enshrine the legal definition of budgetary control. In addition, the author defines budgetary control of the sphere of education and science, differentiates such terms as: financial controls and financial monitoring.
Keywords: state financial control, government programs, budgetary control, budget funds, state institutions, budgetary institutions, autonomous institutions, budgetary control of education and science, financial monitoring, efficiency control.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Aksenova D.A., Rozhkov A. I., CHekha V.V. Gosudarstvennaya reglamentatsiya obrazovatel'noj deyatel'nosti po Federal'nomu zakonu «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii»: nauchno-prakticheskij kommentarij / pod red. A. I. Rozhkova. - M.: URSO, 2014. S. 144.
2. Boltinova O.V. K voprosu o gosudarstvennom finansovom kontrole v Rossijskoj Federatsii // Finansovoe pravo i upravlenie. 2013. № 2. S. 39-45.
3. Voronin YU.M. O gosudarstvennom (munitsipal'nom) finansovom kontrole // Finansy. 2014. № 6. S. 40-46.
4. Dyukina R.M., Pashhenko T.V. Organizatsiya vnutrennego kontrolya formirovaniya i ucheta finansovykh rezul'tatov// V sbornike: OBLIK, EKONOMIKA, MENEDZHMENT: naukovi notatki Mizhnarodnij zbirnik naukovikh prats'. vidpov. red. I.B. Sadovs'ka. Luts'k, 2014. S. 37-44.
5. Klimov A. V. Novye formy i status byudzhetnykh uchrezhdenij. Uchet. Otchetnost'. Nalogi // Normativnye akty dlya bukhgaltera. 2010. № 23.
6. Krokhina YU.A. Rol' institutov grazhdanskogo obshhestva v finansovom kontrole: opyt Rossii i zarubezhnykh stran // Paradigmata poznani. 2014. № 2. S. 108-112.
7. Pisareva E.G. Pravovoe polozhenie gosudarstvennykh uchrezhdenij v sfere finansov / Monografiya pod red. N.I. KHimichevoj. M., 2011. S. 184-186.
8. Smirnov E.E. Novoe v gosudarstvennom (munitsipal'nom) finansovom kontrole // Auditor. 2013. № 2 (216). S. 3-14.