Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИ-НАПРАВЛЕННАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА'

МЕТОДИЧЕСКИ-НАПРАВЛЕННАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
методически-направленная самореализация / компетентностный поход / будущие учителя музыкального искусства / фортепианная подготовка / methodically-focused self-realization / competency-based approach / future teachers of musical art / piano training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лю Сянь

В статье представлен основной научно исследовательский поход в изучении и формировании методически-направленной самореализации будущих учителей музыки в процессе фортепианной подготовки. Таким подходом является компетентностный, который позволяет на методологическом уровне представить векторы активизации фортепианной подготовки будущих учителей музыкального искусства через формирование у них методически-направленной самореализации. В статье уточнена сущность понятия «методически-направленная самореализация будущих учителей музыки в процессе фортепианной подготовки». Она состоит из мотивационно-установочного, познавательно-инициативного, деятельностно-регулятивного компонентов и профессионально-целевого компонента преподавания игры на фортепиано. Комптентностный поход позволяет активизировать латентный процесс формирования методически-направленной самореализации через такие компетентности как: методическая, исполнительская, интерпретационно-оценочная, а также компетенции: аналитико-операциональная, исполнительско-рефлексивная, самостоятельно-репетиционная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лю Сянь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICALLY-FOCUSED SELF-REALIZATION OF FUTURE MUSIC TEACHERS IN A COMPETENCY-BASED APPROACH CONTEXT

The article presents the main scientific and research approach to the study and development of methodically focused self-realization of future music teachers in the process of piano training. The competency-based approach is such an approach which allows to present at a methodological level the vectors for activating the piano training of future teachers of musical art through the development of students’ methodically focused self-realization. The article clarifies the essence of the concept of “methodically focused self-realization of future music teachers in the course of piano training”. It consists of a motivational and setting, cognitive and initiative, activity-based and regulative components and a profession-focused component teaching piano play. The competency-based approach makes it possible to activate the latent process of developing methodically focused self-realization through such competencies as: methodical, performing, interpretational and evaluative, and also competences: analytical operational, performing reflexive; self-guided rehearsing.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИ-НАПРАВЛЕННАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА»

• Преподаватель пропевает мелодию песни без слов и просит определить обучающегося жанр музыкального произведения. Обычно ребенок правильно определяет данный жанр. Далее происходит подбор по слуху мелодии, при этом педагог исполняет мелодию по фразам.

• Затем учащийся вместе с педагогом определяет метроритм (6/8 на 2). Многим ребятам помогает собственное дирижирование. Далее обучающемуся предлагается подобрать аккомпанемент, построенный на основных функциях (ТО/Т/Б/Т/О/О/Т).

• После исполнения мелодии с аккомпанементом, который представлен отдельными аккордами (трезвучиями) на каждую долю такта в малой (большой) октаве, педагог задает вопрос: «А подходит ли такое исполнение аккомпанемента к ласковой и нежной мелодии?». Совместно с педагогом учащийся приходит к выводу о необходимости изменения исполнения аккордов аккомпанемента в ритмической фигурации мелодии. Далее учащийся знакомиться с подлинным нотным текстом данной пьесы.

Метод «художественного контекста» направлен на развитие музыкальной культуры обучающихся через знакомство с историей создания произведений, возникновения того или иного музыкального жанра, с особенностями его построения и исполнения, с интересными фактами из жизни композитора. Художественный контекст помогает учащемуся лучше осознать художественный образ произведения, внимательнее отнестись к нотному тексту, к тем средствам музыкальной выразительности, которые выбрал композитор. При подборе по слуху художественный контекст помогает правильно определиться в выборе средств музыкальной выразительности, например, использовании определенного ритмического рисунка в аккомпанементе, обосновании приема игры (стаккато, нон легато, легато), регистра, тональности.

Метод «разрушения» (изменение темпа, гармонии, ритмического рисунка) помогает выявить

значимость того или иного средства музыкальной выразительности в осваиваемом музыкальном произведении. При этом все изменения обучающийся делает самостоятельно, анализируя на слух полученный эффект от произведенных модификаций с точки зрения соответствия художественному образу и эстетической ценности.

Так как занятия в классе музыкального инструмента (в данном случае по фортепиано) носят индивидуальный характер, то педагог имеет возможность построить для каждого ученика индивидуальную траекторию развития с учетом его общих и музыкальных способностей; выбрать оптимальный для данного ребенка темп изучения материала, уровень его сложности. Таким образом, создается ситуация успеха даже для не очень одаренных детей, что, в свою очередь, мотивирует их на данный вид деятельности.

Список литературы

1. Давыдова Е. В. Методика преподавания сольфеджио. М. : Музыка, 1986. 160 с.

2. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М. : Музыка, 1976. 256 с.

3. Психология музыкальной деятельности: теория и практика /под. ред. Г. М. Цыпина. М. : Издательский центр «Академия», 2003. 368 с.

4. Самакаева М.Ю. Дидактические принципы и методы обучения на дисциплинах художественного цикла в общеобразовательной школе. ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2015. 69 с.

5. Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидка-систого. М.: ТЦ Сфера, 2004. 448 с.

6. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. 192 с.

7. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей: в 2 т. М. : Педагогика, 1985. Т.1. 328 с.

МЕТОДИЧЕСКИ-НАПРАВЛЕННАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Лю Сянь

Государственное учреждение «Южноукраинский национальный педагогический университет имени К.Д. Ушинского», аспирантка кафедры музыкального искусства и хореографии.

METHODICALLY-FOCUSED SELF-REALIZATION OF FUTURE MUSIC TEACHERS IN A COMPETENCY-BASED APPROACH CONTEXT

Liu Xuan

postgraduate student of the musical art and choreography department of the State Institution "South-Ukrainian National Pedagogical university named after K. D. Ushynsky".

Аннотация

В статье представлен основной научно исследовательский поход в изучении и формировании методически-направленной самореализации будущих учителей музыки в процессе фортепианной подготовки. Таким подходом является компетентностный, который позволяет на методологическом уровне представить векторы активизации фортепианной подготовки будущих учителей музыкального искусства через формирование у них методически-направленной самореализации. В статье уточнена сущность понятия

«методически-направленная самореализация будущих учителей музыки в процессе фортепианной подготовки». Она состоит из мотивационно-установочного, познавательно-инициативного, деятельностно-регу-лятивного компонентов и профессионально-целевого компонента преподавания игры на фортепиано.

Комптентностный поход позволяет активизировать латентный процесс формирования методически-направленной самореализации через такие компетентности как: методическая, исполнительская, интерпретационно-оценочная, а также компетенции: аналитико-операциональная, исполнительско-рефлексив-ная, самостоятельно-репетиционная.

Abstract

The article presents the main scientific and research approach to the study and development of methodically focused self-realization of future music teachers in the process of piano training. The competency-based approach is such an approach which allows to present at a methodological level the vectors for activating the piano training of future teachers of musical art through the development of students' methodically focused self-realization. The article clarifies the essence of the concept of "methodically focused self-realization of future music teachers in the course of piano training". It consists of a motivational and setting, cognitive and initiative, activity-based and regulative components and a profession-focused component - teaching piano play.

The competency-based approach makes it possible to activate the latent process of developing methodically focused self-realization through such competencies as: methodical, performing, interpretational and evaluative, and also competences: analytical operational, performing reflexive; self-guided rehearsing.

Ключевые слова: методически-направленная самореализация, компетентностный поход, будущие учителя музыкального искусства, фортепианная подготовка.

Keywords: methodically-focused self-realization, competency-based approach, future teachers of musical art, piano training.

В нашем исследовании ключевым понятием является методически-направленная самореализация. Вводя его в научный тезаурус, мы руководствовались наличием такого феномена, который в педагогике связывают с педагогической деятельностью учителей-новаторов. Это личности, которые обладают уникальной способностью обогащать методику преподавания различными инновациями, нестандартными подходами к самому уроку и к педагогическому процессу в целом. Таким образом, можно утверждать, что учитель-новатор реализуется именно через методику, а осознание этого процесса обуславливает и его мотивацию к такой реализации.

Если в педагогике такой процесс понятен и признан, то в музыкальной педагогике, в частности, в методике преподавания игры на фортепиано, данное понятие имеет несколько иной смысл. Точнее сказать, более широкий. Во-первых, процесс обучения игре на фортепиано всегда предполагает наличие творчески-ориентированного наставника, педагога-пианиста, «играющего тренера», который способен в каждом конкретном случае подобрать индивидуальный путь решения поставленных творческих исполнительских задач. Ведь индивидуальный подход в пианизме - это не только индивидуальный выбор репертуара в соответствие с траекторией развития пианиста, но и индивидуальный выбор методики работы над произведением или отдельным пассажем.

Кроме того, методически правильно будем учитывать педагогический потенциал самого фортепианного репертуара. Каждый стиль, каждый жанр или программный образ создаётся на основе некоторого творческого сопровождения, возникающего под влиянием культурных факторов, а также на основе художественного типа мышления композитора. Соответственно этому, и влиять произведение будет на схожий тип мышления, формировать мировоззренческую направленность и решать те

творческие задачи, которые стояли перед композитором.

Таким образом, методически-направленная самореализация пианиста-педагога, а в нашем случае, студента-пианиста, имеет или, по крайней мере, должна иметь многовекторную, ризомную модель. Такая модель может быть построена на основе соответствующего определения ключевого понятия. В нашем исследовании данное понятие интерпретировано в контексте фортепианной подготовки будущих учителей музыкального искусства. Оно трактуется как мотивированная потребность и внутренняя установка на постижение методики преподавания игры на фортепиано с целью применения компетентностей и компетенций в самостоятельной работе над музыкальным произведением и в преподавательской деятельности. Соответствующие компетентности должны обеспечить эффективное, оригинальное решение музыкально-педагогических и художественно-образных, интерпретационных задач в процессе преподавания игры на фортепиано ученикам различного уровня обучения.

Методически-направленная самореализация состоит из четырех компонентов, которые содержат конкретные элементы. Так, например, мотива-ционно-установочный компонент охватывал: интенции повышения качества фортепианного-исполнительства; стремление овладеть методикой обучения игре на фортепиано. Познавательно-инициативный компонент включал наличие базового уровня методических знаний в области игры на фортепиано и методико-поисковую активность, любознательность. Деятельностно-регулятивный компонент предполагал наличие таких элементов: регулярность методико-исполнительских действий (грамотное применение предлагаемых методов работы), накопление методического опыта (на основе анализа и запоминания методических советов преподавателя). Преподавательский компонент рас-

сматривался как центральный, доминирующий, который включал творческое отношение к поиску методов работы во время самостоятельных занятий, а также рефлексивно-оценочные действия в процессе интерпретации произведения, производительность действий после публичного исполнения или в дальнейшем использовании изученного произведения в педагогическом процессе [5].

Важно учесть тот факт, что именно наличие «личностной доминанты» (Д. Узнадзе) на преподавательскую деятельность обуславливает и активизирует процесс формирования методически-направленной самореализации.

Уточнив сущность нашего ключевого понятия, представим его в контексте компетентностного подхода. Данный подход нашёл своё достаточно широкое отражение в научной литературе в начале ХХ1 столетия. Его происхождение нельзя назвать случайным в украинской или российской научной мысли, поскольку само слово «компетентный» уже использовалось в профессиональной лексике. В Китае данное слово практически не использовалось, считалось, что получение образование уже предполагало соответствие нормам, предъявляемым к специалистам.

Компетентностный подход, по мнению Е. Гре-бенюк, в научной мысли логически связывают с концепциями профессионального становления личности учителя. При этом компетентный подход в современном образовании призван выполнять определенные функции, направленные на достижение определенных стандартов в профессиональной области или определенной деятельности [2]. Действительно, некоторая нормативность прописана в компетентностном подходе. Между тем, обозначенный сегодня в стандартах Министерства образования и науки Украины перечень компетентностей достаточно гибкий и объемный. Речь идёт об интегральной компетентности, общих компетентностях и конкретных, абсолютно профессиональных.

Нам интересны и ценностны те работы, в которых компетентностный подход рассматривается сквозь вектор личностного роста человека. Так, например, Е. Бондаревская считает, что компетентность проявляет себя как личностно осознанное образование, которое вошла в субъективный опыт и придало личностный смысл системе знаний, умений, навыков. При этом они имеют универсальное значение и могут быть использованы в разных видах педагогической деятельности при решении множества жизненно значимых проблем [1]. Интересным и целесообразным считаем включение в компетентность не только знаний и умений, но и опыта, на что указывает Е. Зеер [3]. М. Лукъянова [4] трактует компетентность как "совокупность определенных качеств (свойств) личности с высоким уровнем профессиональной подготовки к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учениками в образовательном процессе" Автором введено понятие "ансамбль личностных качеств", который определяет "психолого-педагогическую компетентность". Последняя, в свою очередь, проявляет себя как способность в

особенных условиях взаимодействовать с другими людьми [4, с. 56-57].

Актуальным в современной теории и практике является вопрос о структуре компетентностей. Реб-рова Е.Е. предлагает модель компетентностей для студентов-музыкантов, которая включает теоретико-когнитивную компетентность, творческо-ис-полнительскую, проектно-инновационную [6].

В предложенной модели есть всеохватывающая интегративность: теоретический и интеллектуальный вектор, творчество в исполнительстве как интерпретационный вектор, направленный на конечный результат; проектно- инновационный, который и определяет вектор методики.

Как известно, в подготовке будущего учителя музыкального искусства, предусмотрена дисциплина «Основной музыкальный инструмент» (по видам музыкальных инструментов, на которых играют студенты). При этом, не предусмотрено дисциплины «Методика преподавания фортепиано». Однако, мотивация овладеть методикой преподавания достаточно высока, так как далеко не все студенты педагогических университетов настроены на карьеру исполнителей. Таким образом, единственным источником овладения методикой является заимствование опыта педагога. Правильно оценивая ситуацию, педагог будет специально акцентировать внимание студента на методику работы над конкретным фрагментом, фактурой, педалью и др. Таким образом, латентный характер освоения методики должен быть целенаправленным и ориентированным на формирование методической компетентности.

Другим направлением уроков фортепиано, в контексте компетентностного подхода, является процесс формирования исполнительской компетентности. Во-первых, обучение игре на музыкальном инструменте ориентировано на конечный результат - исполнительство в публичных условиях. Конечный результат - это реализация творческого поиска относительно интерпретации произведения. Этот процесс также требует методического обеспечения и творческой самореализации. В интерпретации и через неё фактически и проявляется индивидуальность исполнителя. Нередко успешность этого процесса зависит от самостоятельности студента, от его умений «учить самого себя». Такая самореализация мотивирует студента на новые пути достижения результата, то есть выбор новых методов работы. Нередко самостоятельная работы студентов проводится не квалифицировано и часто портит уже достигшее на уроках качество исполнительства. В связи с этим следует актуализировать проблему формирования самостоятельно-репетиционной компетенции.

Говоря об интерпретации, следует указать и на её оценочный характер. Иногда мы активно понимаем интерпретацию, а иногда наоборот. Это тоже процесс своеобразной самореализации - грамотно оценить игру.

Компетентности сопровождают и процесс формирования некоторых компетенций, обеспечивающих на техническом уровне профессиональные

компетентности. Речь идёт об аналитико-операцио-нальной компетенции, без которой невозможен процесс постижения исполнительских задач и путей их разрешения. Также актуальной является ис-полнительско-рефлексивная компетенция. При этом важно уметь рефлексировать не только свои ощущения в процессе исполнительства, но и своих учеников (скрытая, трансцендентная или виртуальная рефлексия).

Таки образом, такое профессиональное образование как методически-направленная самореализация студентов-пианистов, будущих учителей музыки предполагает многовекторную её экстраполяцию в профессиональную исполнительскую подготовку студентов.

Такая модель более чётко строится на основе компетентностного подхода, при котором ясно очерчиваются компетентности и компетенции. Они формируются при условии целенаправленного влияния на методически-направленную самореализацию будущих учителей музыкального искусства в процессе фортепианной подготовки.

Список литературы

1. Бондаревская Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е.В.Бондаревская, С.В. Куль-невич // Педагогика. - №10. - 2004. - С. 23-31.

2. Гребенюк Е.В. Становление профессиональной компетентности будущего учителя музыки в процессе изучения педагогических дисциплин: дис. ... канд. пед. наук спец. 13.00.08 / Е.В Гребенюк. - Санкт-Петербург, 2005. - 189 с.

3. Зеер е.Ф., Павлова А.М., Оманюк £.£. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Московский Психолого-социальный институт. - М., 2005. - 212 с.

4. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя / М.И. Лукьянова // Педагогика, 2001. - №1. - С.56-61.

5. Лю Сянь. Компонентна модель методично-спрямовано! самореалiзацil майбутнiх учителiв му-зики в процесi навчання гри на фортепiано / Лю Сянь // Науковий часопис Нацюнального педагопч-ного унiверситету iменi М. П. Драгоманова. - Серiя 14. «Теорiя i методика мистецько! освгги»: зб. наук. пр. - Вип.22 (27). - Ч. 2. - К. : НПУ iм. М.П. Драгоманова, 2017. - С. 165-169.

6. Реброва О.£. Духовна компетентнють май-бутнiх учителiв мистецьких дисциплiн: аксiологiчний пiдхiд / О.Э. Реброва // Збiрник нау-кових праць Камянець Подiльського державного ушверситету. Серiя Педагогiчна. - Випуск IX : IIII Мошак М.1., 2006. - С.133-137.

CULTURE, ART, WHERE THEY BEGIN THERE BEAUTY (KRASNODAR REGION)

Maltseva L. V.

Ph.D., professor, Kuban State University, art and graphic faculty.

Abstract

A special role in shaping the aesthetic education of youth in modern society is played by culture, fine arts, decorative and applied art and folk art. Studying culture, art, traditions, customs, we perceive the world in a different way, thinking develops, which gives an inexhaustible fullness of attitude to life.

Keywords: art, culture, traditions, customs, education, thinking, imagination, aesthetic education.

Each locality has its own peculiarities, its own unique beauty of nature, its art crafts. Familiarity with the richness of the native land in teaching the basics of fine arts, decorative and folk art, it helps to bring up a feeling of beauty and love for art, for folk arts and crafts and native nature.

Culture, art and begins where the person creates, and for the child this measure is revealed through figurative thinking and mastery of creativity. Mastering this measure is the essential sign of culture. The introduction of schoolchildren to an art culture is the teaching of fine arts.

The connection to the traditional culture of the Kuban must occur throughout the life of a person, and be passed on from generation to generation. At first, each of us simply perceive the surrounding objects, then, as a rule, creative skills are revealed when performing artistic work. Culture, art have a huge impact, give birth and deepen the noble, high feelings, actively forms aesthetic relations to the surrounding reality. Folk and decorative and applied art introduces us to the poetic world

of the image, enriches artistic perception, developing imagination and imagination.

The centuries-old traditions help us to form moral and aesthetic attitudes towards life among young people. In the Cossack region the Cossack can not consider himself a Cossack if he does not know and does not observe the traditions and customs of his ancestors. We revive traditions, customs, which have unique conditions for the formation and study of the national culture of the Kuban Cossacks.

A real Cossack village spread wide on the shore of the Gulf of the Tatar peninsula. As it should be in the village, on the highest place - the chapel, at the entrance of the Maidan. Four streets face the sea. Each farmstead is unique, it carries its own meaning, represents a specialty or a trade.

The dwelling of the Kuban Cossacks is a complex cultural complex composed of residential and business premises, performing various functions - residential, economic, religious, ritual, symbolic. In the history of the material culture of the Kuban Cossacks, the issues of the formation of the residential environment and the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.