Научная статья на тему 'Методическая школа вуза'

Методическая школа вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ ШКОЛА ВУЗА / THE METHODIC SCHOOL OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Антонина Ивановна

В энциклопедической статье характеризуется понятие методической школы вуза, выявляются ее основные признаки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалева Антонина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Methodic School of Higher Education Institution

The encyclopedic article characterizes the concept of the methodic school of higher education institution and reveals its main features.

Текст научной работы на тему «Методическая школа вуза»

Методическая школа вуза

А. И. Ковалева (Московский гуманитарный университет)

Методическая школа вуза — это результативная деятельность преподавателей вуза по методическому обеспечению учебного процесса конкретного направления/специальности или укрупненной группы направлений/специальностей высшего профессионального образования. Сформированность методической школы подтверждается наличием полного комплекта учебно-методической документации по реализуемой основной образовательной программе (программам), определяющей (определяющим) содержание учебных дисциплин, способы образовательной деятельности для достижения ожидаемых результатов (сформированности знаний, умений, навыков, компетенций) и оценочные средства для контроля их качества.

Методическая школа осуществляет комплекс мероприятий, направленных на обеспечение учебного процесса учебно-методической документацией, повышение методического мастерства преподавателей, совершенствование аудиторной и самостоятельной работы студентов, улучшение всех форм, видов и методов учебной работы в вузе с учетом состояния и перспектив развития организаций и учреждений, для которых вуз готовит специалистов.

Целью методической школы является достижение соответствия функционирования и развития образовательного процесса в вузе требованиям ГОС/ФГОС по реализуемым направлениям/специальностям высшего профессионального образования.

Основными задачами методической школы являются: разработка полного комплекта учебно-методической документации по всем учебным дисциплинам, раскрывающего содержание обучения, формы учета работы, дидактические приемы обучения и оценочные средства; организация и внедрение в учебный процесс инновационной и проектно-исследовательской деятельности, направленной на повышение эффективности учебной работы

студентов, освоение новых педагогических технологий, разработку авторских программ, апробацию учебно-методических комплексов; содействие развитию единой системы накопления учебно-методических материалов для повышения качества образования; проведение методических семинаров по новым подходам к организации методической работы; внедрение новых образовательных технологий.

Методическая работа осуществляется в форме учебно-методической, научно-методической и организационно-методической работы. В связи с этим методическая школа выполняет соответствующие функции.

Во-первых, методическая школа разрабатывает учебно-методическую документацию по всем учебным дисциплинам, видам учебной работы и формам контроля знаний студентов в соответствии с учебными планами реализуемых образовательных программ и требованиями государственных стандартов, накопление учебно-методических материалов на кафедрах и в библиотеке вуза; определяет достижения оптимальной последовательности дисциплин в целях создания логической структуры курса подготовки компетентного молодого специалиста; формирует массив учебно-методических документов на сайте, учебно-методических материалов в системе «Дистант» и в электронной библиотеке вуза; формирует методические пакеты прикладных материалов, ориентированных на выполнение социального заказа по обучению специалистов для различных отраслей профессиональной деятельности по профилям реализуемых образовательных программ, включающих различные типы задач, сборники тестов, практических заданий, аудио- и видеоматериалы, обеспечивающие осознанное запоминание теоретических знаний и их уверенное применение на практике; осуществляет взаимодействие вуза с организациями работодателей и другими профессиональными организациями; знакомит непосредственных исполнителей с новы-

ми методами и подходами в формировании методической документации.

Во-вторых, научно-методическая функция связана с определением конкретных целей обучения по направлению и профилю подготовки, что подразумевает определение логически выверенных целей и задач каждой дисциплины реализуемых направлений и профилей подготовки студентов; использованием эффективных методов обучения для достижения необходимого уровня знаний и умений студентов, а также разработкой теоретикометодологических основ содержания учебных дисциплин и учебных модулей по реализуемым образовательным программам; обеспечением внедрения результатов научных исследований вуза в учебный процесс; разработкой и внедрением инновационных технологий, интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется проведению в вузе научнометодических конференций, совещаний, семинаров и других мероприятий, направленных на осуществление методической деятельности по профилю реализуемых образовательных программ; участию во всероссийских или международных конференциях, в российских и международных выставках (опубликование тезисов, докладов, выступлений, творческих работ и т. д.) по проблемам методического обеспечения учебного процесса; установлению творческих связей с представителями методических школ ведущих российских и зарубежных вузов в форме совместных научно-методических разработок и публикаций.

В-третьих, методическая школа ведет организационно-методическую работу по контролю качества и своевременности разработки учебно-методических материалов на кафедрах, соответствия их современным требованиям к содержанию, наличию инновационных методов обучения студентов; созданию системы переподготовки специалистов, а также системы повышения их квалификации, являющейся необходимым требованием к вузу, как мобильно развивающейся образовательной системы. Особое внимание уделяется повышению квалификации преподавателей в осуществлении методической работы; взаимодействию с методическими комиссиями и педагогическими

школами факультетов и научно-методическим советом вуза, с центром управления качеством, а также с организациями и учреждениями различных отраслей профессиональной деятельности для получения информации о качестве подготовки выпускников и внесении изменений и дополнений в программы и методику обучения студентов.

Общее руководство деятельностью методической школы и непосредственное руководство методической работой кафедр осуществляется Учебно-методическим управлением вуза.

Руководство работой методической школы по направлению/специальности (или в целом УГС) осуществляется опытным преподавателем со стажем работы в вузе более 10 лет, имеющим ученую степень (звание) в тесном взаимодействии с Учебно-методическим управлением образовательной организации.

Руководитель методической школы определяет содержание ее работы на учебный год с учетом востребованности конкретных ее форм как в рамках педагогического процесса, так и с учетом изменения требований к выпускникам организаций и учреждений различных отраслей профессиональной деятельности по профилям реализации образовательных программ.

Сформированность методической школы определяется по ряду критериев. Среди них: наличие одного или нескольких лидеров — ученых, работающих в вузе имеющих опыт методической работы и специализирующихся по профилю данного направления/специальности подготовки, а также наличие результатов методической работы, поддержание в коллективе преподавателей атмосферы корпоративного творчества, концептуального единства в обеспечении необходимого поддержания и качества профессиональной подготовки.

Обязательным условием функционирования методической школы являются высокое качество и эффективность методических разработок, подтверждаемые наличием учебников и учебных пособий, издаваемых регулярно в данном вузе и (или) в центральных издательствах России, а также в международных издательствах; издание учебников и учебных пособий с грифами, а также создание учебно-мето-

дических материалов различного характера, обеспечивающих учебный процесс по дисциплинам, касающимся профиля направлений/ специальностей подготовки, и учебно-программной документации, необходимой для проведения образовательного процесса.

Известность и репутация методической школы подтверждается участием представителей школы в различных методических советах, комиссиях, методических семинарах, их работой в качестве рецензентов учебно-методической литературы, программной продукции, научно-методических статей и докладов, конкурсных и других материалов, изданием совместных учебников и учебных пособий с представителями других вузов России и зарубежных стран, членством в организационных комитетах при проведении научно-методических конференций.

Важным условием развития методической школы является преемственность в методической работе вуза, организация методической работы с молодыми преподавателями, привлечение их к участию в научно-методических конференциях, совещаниях и семинарах, подготовка студентов к конкурсам на лучшую курсовую, выпускную квалификационную работу, совместное издание учебников и учебных пособий с молодыми авторами, содействие повышению квалификации профессорско-преподавательского состава.

Лит.: Ильинский И. М. Образовательная революция. М. : Изд-во МГСА, 2002; Соловова Н. В. Система методической работы в вузе: повышение методической культуры преподавателя // Вестник СамГУ. Гуманит. серия. 2007. № 5/1. С. 166-174; Методическая работа в вузе : методические указания / сост. Н. П. Пучков. Тамбов : Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010; Остапенко А. А., Гузеев В. В. Модульная графическая наглядность в преподавании вузовской педагогики. Ч. 4. Полный системный классификатор методов образования: матрицы и логико-смысловые модели // Образовательные технологии. 2013. № 1. С. 85-102.

Дата поступления: 15.02.2013 г.

THE METHODIC SCHOOL OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION A. I. Kovaleva (Moscow University for the Humanities)

Bibliography (transliteration): Ilinskiy I. M. Obrazovatel’naia revoliutsiia. M. : Izd-vo MGSA, 2002; Solovova N. V. Sistema metodicheskoi raboty v vuze: povyshenie metodicheskoi kul’tury prepoda-vatelia // Vestnik SamGU. Gumanit. seriia. 2007. №5/1. S. 166-174; Metodicheskaia rabota v vuze : metodicheskie ukazaniia / sost. N. P. Puchkov. Tambov : Izd-vo GOU VPO TGTU, 2010; Ostapenko A. A., Guzeev V. V. Modul’naia graficheskaia nagliadnost’ v prepodavanii vuzovskoi pedagogiki. Ch. 4. Polnyi sistemnyi klassifikator metodov obra-zovaniia: matritsy i logiko-smyslovye modeli // Obrazovatel’nye tekhnologii. 2013. №1. S. 85-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.