-►
Профессиональное образование
УДК 377+378(088.2)
А.В. Речинский, В.И. Никифоров, Л.В. Черненькая
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
В период проводимых в стране системных социально-экономических реформ перспективы развития высшего профессионального образования (ВПО) во многом связаны с успешностью реализации учебными заведениями расширенных академических свобод, предоставленных им государством во всех сферах функционирования. В первую очередь это расширение образовательных свобод относится к деятельности вузов по выполнению их основной функции — подготовке специалистов. Образовательные учреждения, а вместе с ними и их структурные подразделения, институты, филиалы, факультеты, кафедры и конкретные преподаватели получили права устанавливать свои собственные стратегии развития, распределять ресурсы, выбирать приоритеты в учебной и исследовательской работе, формировать образовательные программы, реализовывать инновационные содержание и технологии обучения и воспитания студентов.
Эффективность вводимых инновационных технологий в вузе будет определяться наличием и согласованной реализацией всеми его структурными подразделениями и всем педагогическим коллективом единой концепции, строящейся на общей методологии педагогической деятельности. Если такие общие основы есть, то проводимые вузовские реформы должны пойти по пути совершенствования качества подготовки выпускаемых специалистов. В противном случае предоставленные учебному заведению дополнительные права в области модернизации педагогической системы могут войти в противоречие с традициями и реальными технологиями подготовки
выпускников, привести к ослаблению всего образовательного процесса в вузе.
Эти обстоятельства определяют высокую значимость разработки единых для всего образовательного учреждения принципов, подходов, технологий, а в целом — единой концепции деятельности вуза в новых социально-экономических условиях.
Разработка такой концепции представляется непростой задачей, поскольку высшая школа перешла на двухуровневую систему подготовки специалистов, характеризующуюся большим числом инноваций. К ним относят: внедрение компетентностного подхода в обучении, переход на кредитно-модульную систему оценки трудоемкости обучения, расширение академических свобод, создание образовательных учреждений с особыми государственными статусами. Внедрение этих инноваций сопровождается переходом высшей школы на подготовку выпускников с квалификациями «бакалавр» и «магистр», созданием новых перечней направлений их подготовки, введением федеральных государственных образовательных стандартов подготовки (ФГОС ВПО), по которым начали работать все учебные заведения страны.
Переход высшего образования на уровне-вую систему подготовки специалистов и отмеченные инновации создали в вузах значительное число проблем. На первое место среди них, с нашей точки зрения, следует поставить педагогические проблемы организации образовательного процесса, проблемы отбора содержания образования и технологий обучения.
Несмотря на то что по конкретным направлениям подготовки деятельность вузов осу-
ществляется на основе единых ФГОС ВПО, решение педагогических проблем в разных вузах, несомненно, будет осуществляться на разных концептуальных основах. О результативности и правильности принятой вузовской концепции модернизации образования и рациональности этих концептуальных основ можно будет судить в недалеком будущем по качеству подготовки выпускаемых образовательным учреждением специалистов.
Все вышесказанное в полной мере распространяется на деятельность Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (далее — СПбГПУ или Университет) как одного из крупнейших политехнических вузов страны. Необходимость разработки общей концепции развития Университета стала очевидной. В рамках данной концепции является актуальной задача создания педагогической концепции деятельности.
Необходимость создания именно педагогической концепции связана также с присвоением СПбГПУ категории «национальный исследовательский университет» и соответственно с получением вузом возможности реализации самостоятельно разработанных образовательных стандартов. Эта возможность предоставлена образовательным учреждениям с данной категорией Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Согласно пункту 4 статьи 5 закона, «...федеральные государственные высшие учебные заведения, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, а также федеральные университеты и университеты, в отношении которых установлена категория „национальный исследовательский университет", вправе реализо-вывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно» [1].
Национальный исследовательский университет, каким является СПбГПУ, должен воспользоваться предоставленным ему правом работать по собственным вузовским образовательным стандартам. Назовем такой документ образовательным стандартом вуза (ОСВ). С переходом вуза на работу по ОСВ создаются дополнительные возможности для всего педагогиче-
ского коллектива Университета по внедрению инновационных педагогических технологий и соответственно появляются предпосылки к достижению нового уровня качества подготовки выпускника — «политехника». Для создания согласованной гаммы образовательных стандартов вуза по реализуемым образовательным программам подготовки бакалавров, магистров и специалистов необходима разработка единой педагогической концепции деятельности Университета. И эта педагогическая концепция должна стать основой для проектирования факультетами учебно-программной документации нового поколения по реализуемым ими специальностям и направлениям подготовки.
В области решения проблем отбора содержания, методик проектирования ОСВ и контроля за деятельностью вузов по самостоятельно составленным стандартам научными учреждениями высшей школы и непосредственно коллективами вузов ведется ряд исследований научно-методической и практической направленности. Некоторые вузы уже разработали, представили презентации в печати и на сайтах Интернета свои ОСВ и начали реализацию подготовки по своим образовательным стандартам. По этой проблеме проводятся конференции и семинары, публикуются их научно-методические материалы [См., например: 2].
Определенные предпосылки к самостоятельной разработке образовательных стандартов созданы и в СПбГПУ. Так, основы перехода вуза на инновационные технологии педагогической деятельности заложены в «Программе развития ГОУ ВПО „Санкт-Петербургский государственный политехнический университет" на 2010—2019 годы» [3] и в проведенных в 2010—2011 годах работах по проектированию новых образовательных программ на уровнях бакалавриата и магистратуры. Назрела необходимость на основе полученных результатов:
• создать педагогическую концепцию деятельности СПбГПУ и утвердить ее на Ученом совете в качестве важнейшего, актуального документа, определяющего стратегию и тактику педагогических инноваций вуза, направленных на подготовку специалистов международного уровня с эксклюзивными профессиональными качествами;
• разработать ОСВ СПбГПУ по ведущим направлениям подготовки бакалавров и магист-
ров и специальностям Университета на основе искомой педагогической концепции;
• осуществить проектирование основных образовательных программ направлений подготовки и специальностей нового типа, обеспечивающих выполнение требований ОСВ Университета;
• создать учебно-материальную и учебно-программную документацию и приступить к подготовке бакалавров и магистров по самостоятельно разработанным образовательным стандартам.
Остановимся далее на характеристиках педагогической концепции деятельности вуза как важнейшего инновационного учебно-программного документа и на структуре и содержании ОСВ СПбГПУ. Эти документы существенно различаются между собой по целевому назначению, содержанию и правовым основам их реализации.
Педагогическая концепция
Педагогическая концепция деятельности должна быть единой для всех структурных подразделений Университета, структурно и содержательно направленной на создание единого педагогического подхода к деятельности всех его структурных подразделений и организаций. Эта концепция не должна разрабатываться в отрыве от других видов деятельности коллектива Университета. Она должна стать элементом общей концепции развития СПбГПУ как национального исследовательского университета, изложенной в «Положении о развитии СПбГПУ на 2010—2019 годы». Педагогическая концепция пишется в стиле методологического, а не правового характера, в литературной, развернутой форме, а не в виде кратких и конкретных статей и пунктов.
Педагогическая концепция должна строиться на достижениях отечественной педагогики и психологии, инновациях ФГОС ВПО, плане мероприятий по вхождению России в единое европейское образовательное сообщество, Программе развития СПбГПУ как национального исследовательского университета, традициях педагогической деятельности и базовых установках создателей Университета. Она должна носить системный характер.
При разработке концепции педагогической деятельности необходимо учитывать разнообра-
зие основных образовательных программ Университета и его структурных подразделений, технологий подготовки, уровней и ступеней образования. В то же время концепция должна предоставлять возможность декомпозиции миссии Университета до уровня целей и задач конкретных подразделений и реализуемых ими образовательных программ. Педагогическая концепция должна строиться на существующих положениях и уровнях деятельности Университета и при этом иметь перспективный характер, нацеленный на постепенную реализацию выдвинутых принципов, положений, оснований педагогической деятельности в образовательном процессе.
В научно-педагогической литературе примеры таких педагогических концепций отсутствуют. Так же как и в СПбГПУ, во многих вузах созданы документы типа «Положение о
развитии вуза на___годы», определяющие
стратегию их инновационной деятельности. Однако в них, с нашей точки зрения, отсутствует самое главное: четкая педагогическая концепция и, тем более, система детализации выдвинутых принципов до конкретных методик, предоставляющих всем структурным подразделениям и преподавателям вуза возможности их внедрения в едином методологическом ключе. Представляется, что прототипами создания концепции педагогической деятельности в части ее структуры и содержания могут стать «Концепция непрерывного образования» [4], разработанная и реализованная в рамках отечественного образования в 1980-90-х годах, и «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», введенная приложением к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393.
Самостоятельно разрабатываемые образовательные стандарты
В отличие от педагогической концепции деятельности образовательный стандарт вуза должен рассматриваться как нормативно-методологический документ. Стандарты ОСВ СПбГПУ следует разрабатывать раздельно по основным образовательным программам подготовки бакалавров, магистров и специалистов. Именно они должны устанавливать вузовские требования к подготовке специалиста вне зависимости от того, какое струк-
турное подразделение осуществляет в вузе подготовку по данному направлению или специальности.
В общепринятой иерархической структуре вузовской учебно-нормативной документации функционируют документы разных уровней, среди них: федеральный государственный образовательный стандарт направления подготовки (специальности), примерная основная образовательная программа направления подготовки (специальности), основная образовательная программа (ООП) направления подготовки (специальности), примерные и рабочие учебные планы и программы, а также система других учебно-методических материалов. В этих документах понятие «образовательный стандарт вуза» в СПбГПУ пока отсутствует. Это вносит некоторые сложности при определении его места в системе ранее указанной документации, а следовательно, и правового статуса этого документа.
В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ОСВ для вузов федерального и специальных статусов, к которым относится и СПбГПУ, должны разрабатываться взамен (лучше бы сказать — в дополнение) федеральных государственных образовательных стандартов самостоятельно, т. е. по собственным принципам, правилам, структурам. И, тем не менее, для разработки ОСВ можно установить ряд общих законодательно-нормативных требований, в частности:
• направление подготовки (специальность), по которому разрабатывается ОСВ, должно соответствовать Перечню направлений подготовки и специальностей (бакалавров, магистров и специалистов), утвержденному Минобрнауки или правительством России;
• ОСВ разрабатывается на основе ФГОС ВПО соответствующего уровня и направления подготовки (специальности), при этом требования ОСВ к результатам освоения и условиям реализации ООП должны быть не ниже требований ФГОС ВПО, а нормативные сроки обучения должны соответствовать требованиям ФГОС;
• образовательные стандарты вузов для подготовки бакалавров, магистров и специалистов одного направления должны иметь единство профессиональной направленности
целей и задач и преемственность в содержании и технологиях обучения с требованиями соответствующих ФГОС ВПО;
• порядок лицензирования и порядок государственной аккредитации национальных исследовательских университетов, работающих по ОСВ, устанавливается правительством Российской Федерации.
Значимость ОСВ СПбГПУ в деятельности инновационного вуза трудно переоценить. Именно стандарты этой группы должны задавать педагогическому коллективу новые целевые установки в части совершенствования качества подготовки специалистов конкретных направлений и специальностей. На базе ОСВ должен быть сформирован комплект документов прикладной направленности внутривузов-ского и кафедрального уровней, в котором заложенные в вузовском ОСВ требования должны получить методическую конкретику и «обрасти» технологией их реализации.
Среди документов, разрабатываемых на основе конкретного ОСВ СПбГПУ, важнейшим является основная образовательная программа направления подготовки бакалавров, магистров или специальности [5]. Воплощая в себе идеи, заложенные в ОСВ СПбГПУ, она наряду с педагогической концепцией деятельности Университета и ОСВ становится еще одним инновационным документом, структура и содержание которого требуют педагогического обоснования и детализации.
Таким образом, в иерархической системе вузовской документации для образовательных учреждений с особым федеральным статусом будут функционировать собственные ОСВ и ООП инновационного по отношению к традиционным примерным ООП содержания, а возможно, и структуры. ФГОС ВПО соответствующих направлений подготовки и примерные ООП приобретают при этом статус тех исходных документов, на базе которых создается инновационная система вузовской документации.
В рамках данной статьи не представляется возможным остановиться на уже ставших во многом очевидными особенностях формирования ОСВ СПбГПУ и инновационных ООП. Тем не менее на некоторые аспекты этих важнейших вузовских документов все же следует обратить внимание.
Некоторые аспекты разработки ОСВ и инновационных ООП в СПбГПУ
1. В научно-методических работах, посвященных созданию самостоятельно разрабатываемых образовательных стандартов, значительное место отведено проблемам формирования компетенций и созданию доступных процедур для контроля уровней их сформированности. Главной составляющей в ФГОС ВПО является раздел «Требования к освоению основной образовательной программы», раскрывающий систему компетенций выпускника. Этот раздел, как отмечают многие специалисты, в федеральных образовательных стандартах все же «недостаточно систематизирован и задан в довольно неудачном формате» [2, 5]. Не вызывает сомнения, что такой раздел должен быть представлен и в структуре ОСВ СПбГПУ, но в обновленном содержании в части структуризации компетенций и придания им диагностируемого характера.
2. В основу разработки раздела «Требования к освоению основной образовательной программы» ОСВ вуза должен быть положен самостоятельный сбор, выявление, систематизация и разработка пакета взаимосвязанных компетенций выпускника в тесном диалоге вуза и рынка труда, работодателей. Формирование пакетов компетенций как на уровне ОСВ, так и в ООП в любом случае связано с творческой работой проектировщика документа в части идентификации компетенций и «языка» их формулирования. Компетенции должны быть легко узнаваемы работодателями, диагностируемы с помощью контрольно-оценочного инструментария по всем дисциплинам ООП вуза и в то же время сравнимы, прозрачны, сопоставимы с их международными эквивалентами. Вуз самостоятельно устанавливает в ОСВ требования к структуре ООП, планируемым результатам обучения по циклам и разделам либо по модулям программы, к распределению характеристик учебной нагрузки между ее частями при обеспечении условия достижения заданных в ОСВ компетенций выпускника.
3. Перечень компетенций специалистов всех уровней ВПО уже в действующих примерных ООП достаточно широк. Это связано в основном с тем, что за основу формирования новых перечней подготовки ФГОС ВПО принята установка на расширение профиля деятель-
ности бакалавров по отношению к областям деятельности специалистов, подготавливаемых на основе ГОС второго поколения.
Действительно, важнейшей инновацией при разработке перечней направлений и специальностей ФГОС ВПО стало резкое сокращение числа специальностей ВПО по отношению к их перечню, действующему в рамках ГОС второго поколения, при незначительном увеличении числа и некоторой систематизации перечня направлений подготовки бакалавров и магистров. Например, по некоторым направлениям подготовки в рамках одного направления подготовки бакалавров интегрировано более 20 ранее действовавших, а в новом ФГОС ВПО отмененных специальностей.
В новой системе образования, представленной ФГОС ВПО, стала актуальной задача формирования бакалавра как специалиста широкого профиля, полностью готового к жизни и деятельности в профессиональной сфере, соответствующей совокупности сфер деятельности специалистов всех тех специальностей, которые интегрированы в рамках направления подготовки [6].
С этой точки зрения, не следует стремиться к расширению перечня компетенций, указываемых в ОСВ СПбГПУ и ООП (хотя в некоторых работах и прослеживается идея дальнейшей интеграции разных профилей подготовки бакалавров в единый укрупненный профиль), поскольку он и так широк. Проектируя ОСВ и анализируя перечень указанных в соответствующих ФГОС ВПО компетенций, следует в первую очередь решить вопрос о возможности выбора таких содержания и технологий обучения студентов конкретного направления подготовки, которые обеспечат реализацию указанных в ФГОС ВПО компетенций для всех интегрированных в данное направление специальностей, и определить достижимый уровень их освоения. При этом сами формулировки компетенций в ОСВ далеко не всегда будут иметь какую-либо существенную специфику по отношению к аналогичным формулировкам компетенций ФГОС ВПО.
4. Самостоятельно разработанный вузом образовательный стандарт определяет конкретные требования к выпускникам определенного направления и уровня подготовки, требования к условиям реализации програм-
мы, особенностям технологий и контроля достижения результата. В этом аспекте своими пунктами он должен реализовать основные положения педагогической концепции вуза. Однако непосредственно концептуальные основы педагогической концепции вуза в ОСВ не указываются. Эта особенность образовательных стандартов вуза может существенно затруднить непосредственным исполнителям — преподавателям учебных дисциплин проектирование на его основе конкретных документов, входящих в состав ООП.
Выход видится в проектировании такой основной образовательной программы направления подготовки (специальности), которая будет включать в себя особый по содержанию раздел. В этом разделе должны быть раскрыты методические аспекты реализации методологических положений педагогической концепции вуза, и ими должен руководствоваться преподаватель, разрабатывая конкретную учебно-программную документацию. Поэтому представляется целесообразным дополнить типовую структуру ООП направления подготовки (специальности) разделом, который следует принять за базу для решения указанных задач, и сформулировать специфику содержания других разделов ООП, строящихся на базе ОСВ.
5. Состав, структура и последовательность расположения других документов в ООП представляются достаточно полными и обоснованными. Поэтому нет необходимости в условиях работы вуза по ОСВ включать в структуру ООП дополнительные материалы, которые и в традиционных ООП могут быть размещены в рамках пункта 8 указанной ранее структуры. Сущностные отличия основной образовательной программы, строящейся на основе ОСВ, от примерной ООП по ФГОС ВПО будут реализо-вываться главным образом на уровне содержания материала каждого ее раздела.
6. Разработка образовательных стандартов вуза, а затем и основных образовательных программ на их основе является весьма сложным и трудоемким процессом. Как показывает наш опыт разработки ФГОС ВПО, примерных ООП и на их основе ООП вуза, крайне трудно придать процессу разработки этих документов какой-либо унифицированный характер, сложно декларировать строгий набор «шагов» и процедур разработки, т. е. подвергнуть методику про-
ектирования ОСВ жесткой алгоритмизации. По своим характеристикам эта педагогическая процедура относится к нетрадиционному типу педагогического проектирования, кстати, разработанному в стенах СПбГПУ профессором В.Е. Радионовым [7]. Вместе с тем следует отметить, что разработка ОСВ СПбГПУ в части требований к результатам освоения ООП и планирования методики диагностирования должна обладать определенной степенью общности по отношению к некоторым общепринятым ориентирам такой деятельности, осуществляемой в рамках ФГОС ВПО, признаваемой в широких академических кругах, а также органами управления высшим образованием.
В связи с представленной в предыдущих пунктах спецификой процедуры создания ОСВ осуществлять одновременное проектирование ОСВ СПбГПУ для всех образовательных программ, реализуемых в СПбГПУ, не только затруднительно, но и вряд ли возможно. На начальном этапе деятельности СПбГПУ как национального исследовательского университета ставить задачу перехода на подготовку по всем образовательным программам вуза на самостоятельно разрабатываемые образовательные стандарты преждевременно. Создание ОСВ на первом этапе должно быть осуществлено педагогическими коллективами, ведущими подготовку по конкретным образовательным программам, отобранными на основе определенных критериев. Предоставлять выпускающим кафедрам право на разработку ОСВ и работу по ним должен Ученый совет СПбГПУ. И это право кафедры должны завоевать в рамках конкурсного отбора, критериями в котором могут стать:
• кафедральный уровень подготовки специалистов высшей научной квалификации (кандидатов и докторов наук);
• наличие программ дополнительного профессионального образования, на основе которых проведена апробация вновь вводимых ООП и самостоятельных образовательных программ;
• соответствие концептуальных положений выпускающей кафедры по организации образовательного процесса педагогической концепции деятельности Университета;
• наличие научно-исследовательской работы педагогического коллектива не только в области профессиональных НИР, но и в области педагогики высшей школы;
• ресурсное обеспечение образовательного процесса: наличие и обеспеченность учебной литературой и материальной базой для введения ОСВ. Подготовка учебной литературы и материальной базы должна носить опережающий характер по отношению к срокам перехода от ФГОС ВПО к ОСВ СПбГПУ;
• соответствие научной деятельности кафедры приоритетным направлениям развития экономики страны и основному профилю деятельности СПбГПУ как образовательного учреждения политехнической направленности;
• введение инициативных профилей подготовки бакалавров;
• создание новых магистерских программ;
• наличие у кафедр методик и технологий (дескрипторов), позволяющих осуществить контроль достигнутых в процессе обучения компетенций выпускников.
Таким образом, в вузе нормативно-программная документация в рамках ООП еще значительное время будет представлена минимум на двух уровнях, определяемых требованиями ФГОС ВПО и ОСВ СПбГПУ.
Выделение базовых для разработки ОСВ направлений подготовки выпускающих ка-
федр совсем не означает, что остальные кафедры и факультеты в условиях присвоения вузу категории «национальный исследовательский университет» должны только обеспечить сохранение достигнутых позиций по качеству подготовки специалистов. Основой их деятельности должны остаться ФГОС ВПО соответствующих направлений и специальностей и примерные основные образовательные программы. При переходе в дальнейшем на ОСВ СПбГПУ кафедры должны в своей работе опираться на концепцию педагогической деятельности СПбГПУ и постепенно повышать уровень подготовки выпускников, доводя до уровня, определяемого требованиями национального исследовательского университета.
Значимость разработки образовательных стандартов вузов не ограничивается лишь повышением качества подготовки выпускников теми вузами, которые получили это право. Созданные и апробированные в ведущих вузах страны ОСВ можно рассматривать как базу для разработки государственных стандартов следующего поколения. В этой связи Политехнический университет должен внести свой вклад в дело становления будущей системы образования России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О высшем и послевузовском профессиональном образовании [Электронный ресурс]: федер. закон № 125-ФЗ от 22 августа 1996 года. — Режим доступа: http://www.fgosvpo.ru/.
2. Самостоятельно устанавливаемые стандарты вузов с учетом российских и международных требований к проектированию, реализации и оценке качества образовательных программ [Электронный ресурс]: матер. семинара, проведенного 20.10.2010 на базе Национального фонда подготовки кадров. — Режим доступа: http://univer.ntf.ru/p8aa1.html.
3. Программа развития ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» на 2010—2019 годы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.spbstu.ru/.
4. Концепция непрерывного образования [Текст]: [утверждена Гос. комитетом СССР по нар. образованию 18 марта 1989 г.] // Бюл. Гос. комитета СССР по нар. образованию. - 1989. - № 7. - С. 9-20.
5. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования [Текст]: метод. рекомендации для руководителей и актива учеб.-метод. об-ний вузов / под науч. ред. Н.А. Селезневой. - Изд. 2-е, пе-рераб. и доп. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов : Координац. совет учеб.-метод. об-ний и науч.-метод. советов высш. шк., 2010. - 92 с.
6. Никифоров, В.И. Психолого-педагогические основы разработки перечней направлений подготовки, профилей подготовки бакалавров и магистерских программ [Текст] / В.И. Никифоров, А.В. Речинский. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - 115 с.
7. Радионов, В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование [Текст] / В.Е. Радионов. -СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1996. - 140 с.