Научная статья на тему 'Методическая поддержка деятельности педагогов по созданию интерактивных электронных пособий.'

Методическая поддержка деятельности педагогов по созданию интерактивных электронных пособий. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / WEB-САЙТЫ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС / ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНСТРУКТОР / INTERACTIVE TUTORIALS / WEB-SITES / COMPUTER TECHNOLOGIES / REGIONAL COMPETITION / PERSONALITY-DEVELOPING TRAINING / TUTORIAL STRUCTURE / ELECTRONIC CONSTRUCTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прищепа Татьяна Александровна, Полев Иван Алексеевич

В статье рассмотрены вопросы создания педагогами авторских интерактивных пособий сайтов. Проведен анализ использования компьютерных технологий в рамках традиционных методов обучения на основе материалов областного конкурса авторских уроков с использованием компьютера, который проходит в Томской области уже четвертый год. Выделены проблемы использования педагогами возможностей компьютерных технологий на современном этапе развития образования. Поставлен особый акцент на возможности использования информационных компьютерных технологий в рамках системы методов личностно-развивающего обучения. Рассмотрены вопросы проектирования структуры интерактивного компьютерного пособия. Представлено описание конструктора, предназначенного для создания авторских сайтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article we examine questions about development of teacher's copyright interactive tutorials sites. We've done an analysis of the use of computer technology in traditional teaching methods. Analysis is based on the information of regional competition of copyright lessons using computer. This competition has been holding in Tomsk region for four years. In the article we explore the problems of use computer technology on the lessons at the present stage of development of education. We put special emphasis on the possibility of the use of information technology within the system of personality-developing training. We discuss the issues of designing the structure of interactive computer tutorials. We presented the description of constructor, which is intended to create copyright sites.

Текст научной работы на тему «Методическая поддержка деятельности педагогов по созданию интерактивных электронных пособий.»

УДК 002.53: [510.63:681.3.016]

Т. А. Прищепа, И. А. Полев

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО СОЗДАНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОСОБИЙ

Томский государственный педагогический университет

Глобальные изменения в жизни современного общества непосредственно связаны с информатизацией. Наполняемость и соотношение понятий «информационная грамотность», «информационная культура», «культура информационного общества», «информационно-общественная компетентность» становятся актуальной проблемой как с теоретической, так и практической точек зрения.

Приоритетным становится переход к открытому образовательному пространству и всемерное развитие системы непрерывного образования на базе элек-

тронных форм и средств обучения. Открытая образовательная среда не может возникнуть стихийно. Ее формирование - это целенаправленный системный процесс, предполагающий сущностное изменение содержания, методов и организационных форм образования.

Прежде чем вводить информационные технологии в процесс обучения, учитель должен ясно осознавать педагогическую целесообразность применения компьютерной техники на уроке. Кроме того, ему необходимо иметь представление о том, какие образо-

вательные задачи можно реализовать в большей степени, если применить новые средства обучения. Для этого учитель должен обладать специальными знаниями: об образовательных функциях и дидактических возможностях информационных технологий; о новой структуре учебной деятельности; условиях организации и проведения уроков с компьютерной поддержкой. Компьютерные медиаприложения должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью учителя и учащегося.

Анализируя опыт использования информационных компьютерных технологий педагогами Томской области в рамках областных 1Т-фестивалей, можно выделить некоторые методические и дидактические аспекты использования компьютера на занятиях с точки зрения традиционных методов обучения.

Так, в режиме словесных методов обучения использование компьютерных средств позволяет осуществлять: подачу текстовой информации с экрана (текст, речь диктора); возможность многократно повторить точно такое же содержание.

В режиме наглядных методов появляется возможность демонстрации не только статичной информации (натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации и т.д.), но и виртуального преобразования предметов в пространстве и на плоскости, а также визуализации процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях.

С точки зрения методов, ориентированных на практические действия учащихся (упражнения, практические и лабораторные работы), становится возможным предлагать не только учебные задания, упражнения и лабораторные работы, но и все перечисленное в режиме виртуального практического действия с пошаговым объяснением и демонстрацией отдельных операций.

Работа в режиме методов контроля имеет значительные преимущества через возможности машинного инструктажа и контроля, которые ориентированы на быструю и объективную оценку результатов.

Массовая компьютеризация нашей школы открывает широкие возможности применения компьютерных технологий в преподавании. Но на сегодняшний день есть проблемы, затрудняющие эффективное использование этих огромных ресурсов в школьном и дополнительном образовании. Можно говорить о том, что сегодня есть немалое количество педагогов, имеющих недостаток знаний и опыта работы с современными ИКТ-технологиями, существует проблема отсутствия методических рекомендаций по использованию информационных компьютерных технологий в преподавании предметов. Но самой глобальной проблемой является изменяющаяся методологическая основа организации образовательных процессов в современной школе.

В настоящее время существует некоторое противоречие между потребностью общества в выпускниках школ, обладающих высоким уровнем творческих возможностей, способных оперативно и оригинально решать нестандартные жизненные задачи, и отсутствием необходимых организационно-педагогических технологий, техник, приемов, способов подготовки школьников к самостоятельному решению таких задач.

В современной педагогике все большую значимость приобретает система методов личностно-развивающего обучения.

Если ученик знает от учителя, из какого знания надо исходить, через какие промежуточные этапы надо пройти, чтобы достичь цели, и к какому результату надо стремиться, то его функция в обучении сводится к тому, чтобы запомнить все это и в нужный момент воспроизвести. Таким образом, можно говорить об объяснительно-иллюстративном методе.

Если ученик знает начальные условия и способы решения, но от него «закрыт» конечный результат, то можно говорить об алгоритмическом обучении. Действительно, ученик знает, из чего исходить и что и как делать. Главным в данном методе является совокупность информации и предписания по работе с ней.

Пусть теперь открыты и начальные условия, и конечный результат, но способ решения ученику не сообщается. Тогда приходится пробовать разные пути, пользуясь множеством эвристик. Перед нами традиционная схема эвристического проблемного поиска. Перед учеником возникает необходимость связать «имеющееся и искомое».

И, наконец, если перед учеником встает необходимость связать «имеющееся и возможное», но при этом содержание «возможного» ученик должен определить сам (например, сгенерировать идею, выдвинуть гипотезу, предложить вариант и т.п.), то перед нами проектно-исследовательский метод обучения. В рамках данного метода из предложенной цепочки убираются и алгоритм решения, и конечный результат (понятие «конечный результат» интегрируется в понятие «планируемый результат») [1].

Главным системообразующим фактором в современной классификации методов личностно-развивающего обучения является не столько компонент получения знаний учениками, сколько компонент приобретения ими способов деятельности. При движении от метода к методу меняется позиция ученика: от объекта научения, получателя готовой учебной информации до активного субъекта учения, самостоятельно «добывающего» необходимую информацию и даже конструирующего необходимые для этого способы действий. Меняется и позиция учителя: из транслятора содержания обучения он превращается в организатора информационных коммуникаций и эксперта, функции которого состоят в грамотной постановке задач, организации процесса их решения и эксперти-

зе полученных учениками решений на предмет соответствия планировавшимся результатам.

Совершенно очевидно, что в школьном образовательном пространстве возникла острая необходимость изменения форм и содержания учебного процесса: необходимы новые приемы, ориентированные на активную позицию учеников в вопросах приобретения новых знаний. Но при этом возникают важные вопросы:

* Каковы возможности использования информационных компьютерных образовательных технологий в системе активных, деятельностных методов обучения, с учетом индивидуальных способностей и возможностей учащихся?

* Какой должна быть структура электронного продукта, чтобы с помощью него можно было способствовать становлению информационной компетентности учащихся, содействовать процессам познавательной самостоятельности школьников?

Во-первых, в настоящее время в педагогической практике можно выделить два основных подхода к использованию компьютерных технологий: в режиме индивидуальной деятельности учащихся и в режиме работы педагога со всем классом. Следует отметить,

что в режиме индивидуальной деятельности учащихся много преподавательских функций берет на себя компьютер. Учащимся предлагаются готовые обучающие компьютерные модули с аудио- и видеосопровождением, с контрольными заданиями, выставлением оценки и т.д. В режиме работы педагога со всем классом предполагается использование преподавателем компьютерных средств обучения на некоторых этапах занятия (представление информации сообщающего, справочного и иллюстративного плана, динамическая визуализация содержания, представление упражнений и тестов и т.д.), но при этом общий контроль за образовательным процессом осуществляет сам преподаватель.

Во-вторых, компьютерный продукт должен представлять многоуровневую структуру. В его составе необходимо предусмотреть: блок теоретической информации, словарь-справочник, практикум, тестирующую систему. Важно реализовать основные принципы интерактивности: возможность многократно повторить точно такое же содержание; возможность быстро найти нужную информацию через систему гиперссылок; возможность «взаимоперехода» из блока в блок (рис. 1).

Рис. 1

Теоретический блок содержит тщательно структурированный учебный материал, предоставляемый обучаемому в виде последовательности интерактивных кадров, содержащих не только текст, но и мультимедийные приложения. Гипертекстовая структура позволяет обучающемуся определить не только оптимальную траекторию изучения материала, но и удобный темп работы и способ изложения материала, соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия [2].

Электронный справочник позволяет обучаемому в любое время оперативно получить необходимую справочную информацию в компактной форме. В электронный справочник включается информация как дублирующая, так и дополняющая материал учебника. Обычно электронный справочник представляет собой электронный список терминов или используемых в курсе слов изучаемого иностранного языка, или имен

цитируемых авторов и т.д. Каждая единица списка гиперактивна.

Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение решать задачи, искать наиболее целесообразные пути решения. Важным элементом электронного практикума являются лабораторные работы, которые позволяют имитировать процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах, или смоделировать эксперимент, не осуществимый в реальных условиях.

Компьютерная тестирующая система обеспечивает, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, а с другой - принимает на себя рутинную часть текущего или итогового контроля. Эффективность использования тестирующей системы существенно выше, если она позволяет накапливать и анализировать результаты тестирования [2].

Необходимо отметить, что на сегодняшний день разработаны достаточно большие по объему и информационной насыщенности электронные комплексы. Они, как правило, разрабатываются и реализуются в специальных профессиональных лабораториях или мастерских, и предоставляются практикующим педагогам уже в готовом виде.

Однако стоит отметить, что сегодня многие педагоги самостоятельно готовят компьютерную медиаподдержку для своих занятий. Причин этому достаточно, но основной можно назвать желание педагогов работать в режиме собственного авторского подхода к процессу обучения. Для того чтобы обеспечить максимальный эффект обучения, педагоги готовят и используют не только уже созданные электронные средства обучения, но и авторские медиаприложения. Подтверждением этому служат авторские разработки педагогов Томской области в рамках Областного фестиваля «Сценарий урока с использованием компьютера». За четыре года более двух тысяч педагогов подготовили авторские компьютерные медиаприложения к своим занятиям (многие работы размещены в открытом доступе в рамках областного портала «Школьная планета» http://planeta.edu.tomsk.ru).

Анализируя данные, собранные с 2005 г., можно сделать вывод о том, что педагогическое сообщество переходит на новый уровень преподавания. Учителя в использовании компьютера на уроке переходят от традиционной формы сопровождения материала к новым формам, переходят от визуально-наглядной формы к интерактивной. Таким образом, современный учитель уже не просто создает презентационный материал в среде PowerPoint, но и экспериментирует с новыми средствами разработки и сопровождения образовательного процесса, одним из которых становится сайт. Авторский педагогический сайт, возможно, лучше, чем какое-либо другое электронное средство, сможет поддержать интерактивную образовательную деятельность в рамках проблемно-эвристического и проектно-исследовательского методов обучения.

Для поддержания и развития возможностей педагогического сообщества в направлении создания авторских сайтов мы предлагаем конструктор медиапособий - сайтов.

Конструктор содержит два основных блока:

1) организационный блок позволяет педагогу оформить имеющийся дидактико-методический материал в нужном порядке с четко организованной структурой;

2) информационный блок позволяет ученику познакомиться с материалом и, при необходимости, решать примеры, выполнять задания, отвечать на вопросы, другими словами, производить действия, направленные на формирование и развитие информационной компетентности, которая трактуется на современном этапе развития педагогики как интегративное

качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических способностей, позволяющих вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности [3].

Организационный блок представляет собой совокупность «Шаблонов» (шаблон - внешний вид продукта) и «Макетов» (макет - структура создаваемого продукта).

Шаблон состоит из трех основных зон:

* «Шапка» - зона, отвечающая за название продукта и персональные данные автора.

* «Навигация» - зона, отвечающая за «серфинг» -передвижение по главам или по разделам продукта.

* «Рабочая зона» - зона, в которой располагается основная учебная информации, в которой происходит взаимодействие с учеником.

В предлагаемом конструкторе на сегодняшний день предусмотрено два основных макета, с помощью которых можно построить мультимедийное пособие - сайт.

Рассмотрим каждый из макетов:

* «Документ» - макет, позволяющий размещать в разделе учебную информацию. Информация может быть представлена с помощью разнообразных типов данных (изображения, текст, таблицы, ссылки на другие разделы пособия, участки документа текущей страницы или ресурсы всемирной сети Интернет). Данный макет идеально подходит для формирования теоретических разделов, наглядных и демонстрационных материалов.

* «Документ по гиперссылке» позволяет размещать информацию, «формируя» при этом список гиперссылок. Данный макет можно применять для формирования содержаний с аннотацией, либо учебных модулей, ориентированных на анализ нескольких вариантов решения, нескольких ситуаций. Еще одной возможностью применения данного макета может служить система организации словаря или справочника.

Необходимым навыком для работы с конструктором для педагога-автора является знание офисных технологий. При этом автор имеет возможность выбора внешнего вида создаваемого пособия, изменения его в течение цикла жизни пособия, изменения или дополнения содержимого разделов.

Следует особо отметить, что грамотное использование новых технических средств зависит от знаний учителем педагогических основ проектирования уроков с использованием компьютера. Обучающая функция реализуется на таком уроке через педагогический сценарий, с помощью которого выстраивается образовательная траектория. Педагогический сценарий - это целенаправленная, личностно-ориентированная, методически выстроенная последовательность

педагогических методов, технологий для достижения педагогических целей [4].

Перспективой развития системы с методической точки зрения можно рассматривать создание следующих макетов: систему тренажа и контроля, которые позволят оценивать, анализировать и контролировать процесс обучения; систему взаимодействия между учеником и учителем, позволяющую реализовать диалоговые формы обучения; систему ввода ответа на открытые вопросы и т.д. С технологической точки зрения будет актуальной система создания локального варианта пособия.

Таким образом, интернет-технологии становятся одним из важнейших инструментов модернизации школы в целом. Они дают возможность организовать интерактивное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дают основу для принципиального повышения доступности образования, прежде всего для учащихся со специальными потребностями, проблемами развития, одаренных детей, существенного расширения содержания образования, способов получения образовательных услуг, что в системе и образует базу единого открытого образовательного пространства России.

Литература

1. Гузеев В. В. Методы обучения и организационные формы уроков. М., 1999. С. 97.

2. Демкин В. П., Можаева Г. В. Организация учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения. Томск: ТГУ, 2003.

3. Хуторской А. В. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения, Российская академия образования. М., 2006. С. 292.

4. Абакумова Н. Н. Экспертная оценка программ в дистанционном образовании. Новые информационные технологии в университетском образовании. Кемерово: КГУ, 2002. С. 234.

Поступила в редакцию 09.06.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.