Научная статья на тему 'Методическая организация исследования базальных эмоций у детей с расстройствами аутистического спектра'

Методическая организация исследования базальных эмоций у детей с расстройствами аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
174
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая организация исследования базальных эмоций у детей с расстройствами аутистического спектра»

Психиатрия, наркология, психотерапия

связь, т.е. депрессия инициирует табакокурение (Hämäläinen J. et al., 2001; Kang E. , 2010).

Курильщики с депрессивным настроем, как правило, менее склонны к отказу от употребления табачной продукции и более - к абстиненции (Kal-man D. et al, 2005). Кроме того, пролонгированное табакокурение приводит к нейротрансмиссии, следствием чего является воздействие никотина на многие области мозга, включая аффективные (Pa-terson N.E., 2007).

Некоторые психофармакологические исследования обнаружили, что блокада никотиновых рецепторов имеет подобные антидепрессанту свойства (Andreasen J.T. et al., 2009; Mineur Y.S., 2007, 2009). Поэтому одним из самых эффективных способов лечения табакокурения являются препараты (например, бупропион), которые изначально применялись как антидепрессанты (Fava M. et al., 2005).

T.J. Linares Scott et al. (1990) изучали влияние депрессивных симптомов на продолжение табакокурения по факту установления беременности. Оказалось, что у курящих беременных наблюдалось большое количество депрессивных симптомов, и они явились предикторами табакокурения во время гестационного периода. Кроме того, разрушительные проявления в поведении беременных в прошлом (прогулы занятий, уличные драки, пр.) наблюдались, как правило, чаще среди курящих женщин по сравнению с отказавшимися от табака беременными.

Таким образом, табакокурение оказывает влияние не только на сердечно-сосудистую, дыхательную системы и желудочно-кишечный тракт, но и на центральную нервную систему. Причем до сих пор нет единой точки зрения о том, как же связано табакокурение с эмоциональной сферой человека: либо оно является следствием отклонений в этой сфере, либо, наоборот, эмоциональные нарушения являются факторами риска курения табака.

ПСИХОТЕРАПИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ БАЗАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

М.К. Бардышевская

МГУ им. М.В.Ломоносова, г. Москва E-mail автора: marinabard@yandex.ru

Цель данной работы - обозначить принципы и условия построения диагностического обследования детей с использованием пробных психотерапевтических воздействий, которые были сформулированы автором в ходе психотерапии с 120 детьми в возрасте от 2 до 8 лет с расстройствами аутистического спектра как в условиях психиатрической больницы (п=70), так и в амбулаторных условиях (п=50).

Все обследованные дети имеют разнообразные аффективные расстройства психотического и пограничного уровня и тяжелые нарушения привязанности преимущественно амбивалентного типа (патологический симбиоз, дезорганизованная привязанность, привязанность с реверсией ролей). В рамках уровневой модели эмоциональной регуляции (Бардышевская М.К. и соавт., 2003) базальные эмоции исследуются путем варьирования аффективных нагрузок разной степени сложности, к которым относятся:

1. Особая организация пространства психотерапевтической комнаты с введением достаточного количества архаических объектов (мячей разной величины, закрытых или полузакрытых пространств в виде домиков, бассейна с шариками, трубы, игрушек с нечетко заданными функциями и пр.). Психотерапевтическая комната может представлять для ребенка как внешний, привлекательный мир новых объектов, так и внутренний мир и отдельные его аспекты (например, представление о внутреннем пространстве матери); позволяет исследовать общую остроту состояния ребенка, явления измененной чувствительности в разных модальностях, способность ребенка преодолевать такие аффективные препятствия как пространственная удаленность предмета, высота, глубина; примитивные аффективно-поведенческие комплексы, в которых базальный аффект слит с инстинктивно заданными типами поведения (пищевым, территориальным, выделительным, агрессивным и пр.).

2. Динамика организации обследования с постепенным введением и варьированием пробных психотерапевтических воздействий. В первой части обследования психотерапевт занимает позицию доброжелательного наблюдателя, минимально вмешиваясь в естественное поведение ребенка. После установления эмоционального контакта, которое проявляется в появлении или усилении активности ребенка в общении с психотерапевтом, проводятся пробные психотерапевтические воздействия. К ним относятся: 1) подражание экспрессии ребенка, но с изменением интенсивности (при имитации избыточные формы смягчались, недостаточные усиливались) и длительности (воспроизведение было короче образца), 2) реципрок-

№ 1, 2G11 Тюменский медицинский журнал

зз

Психиатрия, наркология,, психотерапия

ный ответ на поиск защиты, укрытия; 3) трансформация аффективных стереотипий с моторными разрядками в коммуникативную игру; 4) комментарии и пробные интерпретации резкого изменения психического и эмоционального состояния ребенка в зависимости от динамики контакта между ребенком и психотерапевтом (внезапные проявления гнева, резкое усиление тревоги, маниакальное возбуждение, депрессивные проявления, уход в аутистическое состояние и возвращение к контакту).

3. Выбор конкретного поведенческого и эмоционального ответа психотерапевта в зависимости от соотношения паттернов искажения, задержки и повреждения в эмоциональном состоянии ребенка:

A) При доминировании регрессивных инфантильных эмоционально-личностных проявлений ребенка оптимальны следующие пробные психотерапевтические воздействия: на поиск тактильного контакта допускается дозированный тактильный контакт с ребенком, усиливающий чувство защищенности, но не стимулирующий возбуждения ребенка, на взгляд ребенка психотерапевт отвечает взглядом с установлением глазного контакта на короткий период, до появления признаков усталости и истощения у ребенка, своеобразные жесты, позы, гримасы ребенка, отражающие конфликт между желанием показать себя и спрятать повторяются психотерапевтом в смягченной манере с усилением одного из компонентов (самодемонстрации или желания контакта);

Б) В контакте с детьми с выраженными искажениями в эмоциях и личностных проявлениях напряженные аутостимуляторные ритмические движения пальцами ребенка преобразуются в коммуникативную игру (типа «Идет коза рогатая»); на попытку ребенка «магически» воздействовать на взрослого для получения желаемого (протянутая рука, крик, пристальный взгляд) психотерапевт отвечает просьбой обозначить другим путем (показать, обыграть, нарисовать, сказать), чего он хочет; уход или попытки спрятаться интерпретируются как игра в прятки, на аутистическую речь ребенка допустимы ответы эхом; при наличии выраженных симбиотических тенденций интерес к своему отражению в зеркале удается вызывать путем введения опорного объекта или совместным рассматриванием отражения.

B) В обследовании детей с явлениями повреждения и распада аффективной сферы (обнажением влечений, разрушением эмоциональных привязанностей, нерегулируемых разрушительных импульсов, направленных как на себя, так и на окружающих людей) важно купировать агрессию и аутоаг-рессию. Особую сложность в методической организации таких детей представляет непереносимость ряда пространственных нагрузок, сверхчувствительность к величине объектов и пр. Так, нахождение в закрытом пространстве (в трубе, в домике), как правило, приводит к панической атаке

или психосоматическому кризу. Архаические объекты типа мячей или большие игрушки используются как орудия агрессии. Рекомендуется использование простого игрового материала в предельно структурированных безопасных условиях. В дальнейшем возможно простраивание протодиалога и налаживание эмоциональной коммуникации на инфантильном уровне.

ОСОБЕННОСТИ ЭНДОГЕННЫХ ПСИХОЗОВ СПРОВОЦИРОВАННЫХ УПОТРЕБЛЕНИЕМ КУРИТЕЛЬНЫХ СМЕСЕЙ И КАННАБИОИДОВ

А.Д. Гагин, Е.А. Южакова

Тюменская ОКПБ Тюменская ГМА

На протяжении многих веков истории человечества, прослеживается проблема употребления им наркотических веществ, в том числе каннабиоидов. В настоящее время курение каннабиоидов не утратило своей актуальности. Кроме того, в течение последних 4-5 лет, достаточно значимой в России и многих странах Европейского союза, стала наркотизация синтетическими каннабиоидами, которые являются действующим веществом курительных смесей линейки БР^Б. Кроме основной проблемы этого злоупотребления - формирования наркотической зависимости, отмечены и другие последствия; в ряде случаев, по причине передозировки, либо индивидуальной повышенной чувствительности, интоксикация каннабиоидами приводит к развитию тяжёлых, психических расстройств и заболеваний.

Психотических расстройства, вследствие употребления курительных смесей и каннабиои-дов, в зависимости от условий их возникновения, можно условно разделить на следующие группы:

- собственно гашишные психозы вследствие передозировки канабиса;

- абстинентные гашишные психозы при наличии гашишной наркомании;

- сложные гашишно-интоксикационные психозы, вследствие комплицированного сочетания наркотизации канабисом со снотворными, либо транквилизаторами, либо препаратами опия-сырца, либо алкоголя;

- спровоцированные гашишизмом дебюты эндогенных психозов (чаще всего шизофрении).

Целью проведенного исследования являлось: оценить и описать особенности клинической картины эндогенных психозов, резвившихся после употребления этих наркотиков.

Для этого было проведено наблюдение за 2 группами пациентов (10 больных - основная группа и 10 больных контрольная группа), которые

34

Тюменский медицинский журнал № 1, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.