Научная статья на тему 'Методическая культура преподавателя какфактор обеспечение качестваосвоения студентами образовательных программ высшегообразования'

Методическая культура преподавателя какфактор обеспечение качестваосвоения студентами образовательных программ высшегообразования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество образования / педагогическое партнерство / методическая культура

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробейникова И. Ю., Куннакильдин Р. Ф.

Рассмотрены основные компоненты, характеризующие методическую культуру преподавателя как фактора обеспечение качества освоения студентами образовательных программ высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая культура преподавателя какфактор обеспечение качестваосвоения студентами образовательных программ высшегообразования»

Управление в современных системах №2 2014

ISSN 2311-1313 83

УДК 378.126

МЕТОДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЕ

КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.Ю. Коробейникова к.п.н., зав.кафедрой математических технических и естественнонаучных дисциплин ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и

экономики»

E-mail: korobeynikovaiu@inueco. ru

Р.Ф. Куннакильдин к.т.н., доцент ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и

экономики»

Аннотация

Рассмотрены основные компоненты, характеризующие методическую культуру преподавателя как фактора обеспечение качества освоения студентами образовательных программ высшего образования.

Ключевые слова: качество образования, педагогическое партнерство, методическая культура.

Управление процессом формирования у студентов ответственного отношения к учебной деятельности предполагает выявление картины происходящих изменений в деятельности каждого студента по мере его становления как субъекта учебной деятельности. Следовательно, организация образовательного процесса в вузе должна быть направлена на разработку единой методической системы, обеспечивающей единство действий профессорско-преподавательского состава по формированию у студентов ответственного отношения к учебной деятельности. Внедрение методической системы в планы образовательного процесса вуза должна осуществляться поэтапно: создание положительной мотивации в учебной деятельности; обеспечение целеполагания; выполнение системы учебных действий; наличие контроля и оценки.

Создание положительной мотивации происходит с помощью специально созданных средств обучения, осуществляет предварительное ознакомление студентов с предстоящей учебной деятельностью в вузе. Сила мотива всегда определяется степенью значимости цели познавательной деятельности, осознанием полезности получаемого знания для самоизменения. Создание необходимой мотивации в развивающем обучении реализуется проблемными заданиями. Действенным мотивом учебно-познавательной деятельности является познавательный интерес к общим способам решения учебных задач, а также к теоретическим закономерностям изучаемого материала. Мотив всегда реализуется путем постановки и достижения некоторой цели. Получение необходимых разъяснений о цели действия предполагает создание системы ориентиров для мыслительной деятельности при

84 Управление в современных системах №2 2014

ISSN 2311-1313

формировании теоретических понятий. Система ориентиров это логическая структура предметных знаний, на основе которых студенты выделяют также существенные свойства и отношения. Структурно-логическая схема служит основой организации целенаправленного усвоения учебного материала. Реализация мотивов и целей учебной деятельности осуществляется в процессе выполнения студентами системы учебных действий. Учебные действия включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. Этот этап нацеливает на разработку моделей действий путем поиска. Многообразие действий и гибкость их применения определяют степень сложности для студента учебной деятельности. Обучение методом контроля за выполнение конкретного действия - следующий этап, функция которого в постоянном прослеживании хода выполнения учебных действий. Специальные задания, при выполнении которых от студента требуется применение нового материала, - подбирает преподаватель. Особенности действия контроля могут быть разными у разных студентов, они проявляются в степени автоматизированности его протекания, в его направленности, в критериях, на основе которых строится контроль. Характеристика действия оценки заключается в санкционировании факта завершения действия, если она положительная или же побуждает к углубленному анализу условий задачи, если она отрицательная.

Технологические средства на вышеуказанных этапах разнообразны. Это могут быть натуральные объекты, приборы, модели, макеты и т.д. Для □ кординированности своих действий друг с другом преподавателю целесообразно рекомендовать заполнение специальной технологической карты, которая служит для них способом самоанализа занятия и может быть использована в качестве конспекта занятия. Поэтому в карте четко фиксируется название учебной темы, время, деятельность преподавателя и студента, способ их взаимодействия, метод обучения, и что нимало важно - прогнозируется результат, который преподаватель стремится получить на данном отрезке занятия. В ходе самого учебного занятия преподаватель фиксирует в карте реальный результат знаком «+» или «-». Разумеется, знак «+» говорит о правильном ходе мыслей преподавателя, правильности выбранного им метода обучения, об успешном переходе к следующей учебной ситуации. Если же реальный результат не соответствует запланированному, то преподавателю следует задуматься о причинах данного положения дел.

Технологическая карта.

Ф.И.О.преподавателя___________________________группа_______

Предмет________________________________________________________

Тема учебного занятия__________________________________________

Цель___________________________________________________________

Управление в современных системах №2 2014

ISSN 2311-1313 85

Задачи

№ п/ п Названи е учебной дисци- плины Врем я мин. Деятел ь- ность препод а- вателя Деятел ь- ность студе- нта Вид вза- имодей- ствия препод. и студент а Метод обуче- ния Техно- логичес. средства обучения Формиро- вание умений (прогноз) Реальный результат +/-

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Мы хотим отметить, что в ходе заполнения данной карты преподаватель проделывает большую работу над собой. Он прилагает определенные усилия для грамотного обозначения содержания отдельных граф таблицы, что способствует росту его методической культуры. Это, в свою очередь, способствует эффективной организации процесса обучения с целью формирования у студентовв ответственного отношения к учебной деятельности.

Библиографический список

1. Королева, Л.А. Стандарты вуза по организации учебного процесса по основным и дополнительным образовательным программам / Л.А. Королева, Н.Г. Шнурова, Т.А. Черенцова - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2009 - 362 с.

2. Шибанова, Е.К. Концептуальные основы формирования индивидуальной

самостоятельной работы студентов вузов / Шибанова Е.К., Трубецкая Г.А. - Челябинск: Изд-во Центр анализа и прогнозирования, 2008 - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.