Управление в современных системах №2 2014
ISSN 2311-1313 83
УДК 378.126
МЕТОДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЕ
КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.Ю. Коробейникова к.п.н., зав.кафедрой математических технических и естественнонаучных дисциплин ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и
экономики»
E-mail: korobeynikovaiu@inueco. ru
Р.Ф. Куннакильдин к.т.н., доцент ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и
экономики»
Аннотация
Рассмотрены основные компоненты, характеризующие методическую культуру преподавателя как фактора обеспечение качества освоения студентами образовательных программ высшего образования.
Ключевые слова: качество образования, педагогическое партнерство, методическая культура.
Управление процессом формирования у студентов ответственного отношения к учебной деятельности предполагает выявление картины происходящих изменений в деятельности каждого студента по мере его становления как субъекта учебной деятельности. Следовательно, организация образовательного процесса в вузе должна быть направлена на разработку единой методической системы, обеспечивающей единство действий профессорско-преподавательского состава по формированию у студентов ответственного отношения к учебной деятельности. Внедрение методической системы в планы образовательного процесса вуза должна осуществляться поэтапно: создание положительной мотивации в учебной деятельности; обеспечение целеполагания; выполнение системы учебных действий; наличие контроля и оценки.
Создание положительной мотивации происходит с помощью специально созданных средств обучения, осуществляет предварительное ознакомление студентов с предстоящей учебной деятельностью в вузе. Сила мотива всегда определяется степенью значимости цели познавательной деятельности, осознанием полезности получаемого знания для самоизменения. Создание необходимой мотивации в развивающем обучении реализуется проблемными заданиями. Действенным мотивом учебно-познавательной деятельности является познавательный интерес к общим способам решения учебных задач, а также к теоретическим закономерностям изучаемого материала. Мотив всегда реализуется путем постановки и достижения некоторой цели. Получение необходимых разъяснений о цели действия предполагает создание системы ориентиров для мыслительной деятельности при
84 Управление в современных системах №2 2014
ISSN 2311-1313
формировании теоретических понятий. Система ориентиров это логическая структура предметных знаний, на основе которых студенты выделяют также существенные свойства и отношения. Структурно-логическая схема служит основой организации целенаправленного усвоения учебного материала. Реализация мотивов и целей учебной деятельности осуществляется в процессе выполнения студентами системы учебных действий. Учебные действия включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. Этот этап нацеливает на разработку моделей действий путем поиска. Многообразие действий и гибкость их применения определяют степень сложности для студента учебной деятельности. Обучение методом контроля за выполнение конкретного действия - следующий этап, функция которого в постоянном прослеживании хода выполнения учебных действий. Специальные задания, при выполнении которых от студента требуется применение нового материала, - подбирает преподаватель. Особенности действия контроля могут быть разными у разных студентов, они проявляются в степени автоматизированности его протекания, в его направленности, в критериях, на основе которых строится контроль. Характеристика действия оценки заключается в санкционировании факта завершения действия, если она положительная или же побуждает к углубленному анализу условий задачи, если она отрицательная.
Технологические средства на вышеуказанных этапах разнообразны. Это могут быть натуральные объекты, приборы, модели, макеты и т.д. Для □ кординированности своих действий друг с другом преподавателю целесообразно рекомендовать заполнение специальной технологической карты, которая служит для них способом самоанализа занятия и может быть использована в качестве конспекта занятия. Поэтому в карте четко фиксируется название учебной темы, время, деятельность преподавателя и студента, способ их взаимодействия, метод обучения, и что нимало важно - прогнозируется результат, который преподаватель стремится получить на данном отрезке занятия. В ходе самого учебного занятия преподаватель фиксирует в карте реальный результат знаком «+» или «-». Разумеется, знак «+» говорит о правильном ходе мыслей преподавателя, правильности выбранного им метода обучения, об успешном переходе к следующей учебной ситуации. Если же реальный результат не соответствует запланированному, то преподавателю следует задуматься о причинах данного положения дел.
Технологическая карта.
Ф.И.О.преподавателя___________________________группа_______
Предмет________________________________________________________
Тема учебного занятия__________________________________________
Цель___________________________________________________________
Управление в современных системах №2 2014
ISSN 2311-1313 85
Задачи
№ п/ п Названи е учебной дисци- плины Врем я мин. Деятел ь- ность препод а- вателя Деятел ь- ность студе- нта Вид вза- имодей- ствия препод. и студент а Метод обуче- ния Техно- логичес. средства обучения Формиро- вание умений (прогноз) Реальный результат +/-
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Мы хотим отметить, что в ходе заполнения данной карты преподаватель проделывает большую работу над собой. Он прилагает определенные усилия для грамотного обозначения содержания отдельных граф таблицы, что способствует росту его методической культуры. Это, в свою очередь, способствует эффективной организации процесса обучения с целью формирования у студентовв ответственного отношения к учебной деятельности.
Библиографический список
1. Королева, Л.А. Стандарты вуза по организации учебного процесса по основным и дополнительным образовательным программам / Л.А. Королева, Н.Г. Шнурова, Т.А. Черенцова - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2009 - 362 с.
2. Шибанова, Е.К. Концептуальные основы формирования индивидуальной
самостоятельной работы студентов вузов / Шибанова Е.К., Трубецкая Г.А. - Челябинск: Изд-во Центр анализа и прогнозирования, 2008 - 208 с.