Научная статья на тему 'Диагностика содержания практических навыков студентов, обучающихся понаправлению «Технология транспортных процессов»'

Диагностика содержания практических навыков студентов, обучающихся понаправлению «Технология транспортных процессов» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество образования / педагогическое партнерство / технология транспортных процессов / диагностика

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савиновских А. Г., Коробейникова И. Ю.

Рассмотрены основные компоненты, диагностики содержания практических навыков студентов, обучающихся по направлению «технология транспортных процессов», связанных с освоением студентами образовательных программ высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика содержания практических навыков студентов, обучающихся понаправлению «Технология транспортных процессов»»

86 Управление в современных системах №2 2014

ISSN 2311-1313

УДК 378.126

ДИАГНОСТИКА СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОЛОГИЯ ТРАНСПОРТНЫХ

ПРОЦЕССОВ»

А.Г. Савиновских, преподаватель кафедры математических технических и естественнонаучных дисциплин ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и

экономики»

savinovskihag@inueco. ru

И.Ю. Коробейникова к.п.н., зав.кафедрой математических технических и естественнонаучных дисциплин ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и

экономики»

E-mail: korobeynikovaiu@inueco. ru Аннотация

Рассмотрены основные компоненты, диагностики содержания практических навыков студентов, обучающихся по направлению «технология транспортных процессов», связанных с освоением студентами образовательных программ высшего образования.

Ключевые слова: качество образования, педагогическое партнерство, технология транспортных процессов, диагностика.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования качество выпускников ВУЗов определяется профессиональными компетенциями, характеризующими практическую ценность специалиста.

Поэтому, создание системы педагогической диагностики качества содержания практической подготовки студентов ВУЗа является актуальной задачей.

Практическая подготовка студентов имеет ряд аспектов:

Социальный - способствует социализации студентов: умение адаптироваться в коллективе, быть равноправным членом коллектива.

Личностный - учитывающий индивидуальные качества обучаемого: активность, умение слушать собеседника, уважение к труду, готовность к сотрудничеству, способность к саморазвитию, самовыражению, самоконтролю, самооценке.

Деятельностный - формирующий умения для выполнения всех профессиональных задач: проектно-конструкторской, организационно-управленческой, производственно-

технологической, научно-исследовательской.

Развивающей - раскрывающий студента как личность за счет интеграции различных видов практической деятельности.

Психологический - способствующий психологической совместимости в коллективе, сопереживания за положение дел в коллективе.

Организационно-управленческий - формирующий навыки организации коллектива, деятельности и умения по управлению коллективом.

Экологический - воспитывающий основу бережного отношения е природе, своевременного устранения возможных вредных последствий от своей деятельности по отношению к окружающей среде.

Управление в современных системах №2 2014

ISSN 2311-1313 87

Основоположниками разработки системы педагогической диагностики содержания практической подготовки является институт педагогики и психологии профессионального образования Российской Академии Образования, Казанский государственный архитектурностроительный университет.

По мнению многих специалистов практическая подготовка студентов должна стать многоаспектной.

Указанные аспекты должны успешно реализовываться при организации непрерывной практики с первого по четвертый курс при обучении в нашем институте. Значимость практики существенно возрастает в том случае, если студенты будут знать перспективы своего предназначения, творчески решать проблемы по своей будущей профессиональной деятельности при отработке различных учебно-профессиональных задач, выполнении реальных курсовых работ, курсовых проектов, выполнении выпускной квалификационной работы.

Качество практической подготовки обуславливается следующим:

- традициями учебного заведения;

- наличием высококвалифицированных педагогических кадров;

- уровнем проводимых научных исследований;

- материально-технической базой вуза;

- эффективностью работы кафедр и служб;

- наличием и возможностью проведения учебных и производственных практик на промышленных предприятиях, фирмах;

- наличием соответствующих учебных программ практик.

Качество многоаспектной, сложной практической подготовки студентов может быть осуществлена по степени подготовленности обучающихся к решению конкретных задач. Для выяснения всех условий приобретения практических навыков и их результатов необходима педагогическая диагностика (рис.1), которая позволяет своевременно выявлять недостатки, оценивать и анализировать ход учебного процесса, рассматривать результаты подготовки студентов в связи с методами и способами их достижения и самое главное - выявлять тенденции, динамику формирования специалиста.

Педагогическая диагностика включает:

Рисунок 1.

На основе анализа составляющих педагогической диагностики можно прогнозировать результативность качества подготовки специалистов. Все это дает возможность рассматривать диагностику как средство повышения эффективности функционирования учебно-воспитательного комплекса, средство управления обучением (рис.2).

В диагностировании обученности студентов необходимо выделить в качестве важнейших следующие принципы.

88 Управление в современных системах №2 2014

ISSN 2311-1313

Принципы диагностирования обученности студентов

Объективности

научнообоснованное содержание тестов и заданий, адекв атными и однозначно установленными критериями оценивания знаний

Систематичности

проведение диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса. Диагностирование студентов в течении всего периода обучения

Наглядности

Проведение открытых испытаний студентов по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого студента носит наглядный сравнительный характер

Рисунок 2.

Оценивая качество подготовки специалистов по объему и содержанию информации и практических навыков, сообщаемых студенту, по их усвояемости непосредственно в процессе обучения, мы можем получить сведения только о потенциальных возможностях будущего специалиста, которые далеко не всегда реализуются на практике. Здесь могут сказаться как индивидуальные особенности социальной и профессиональной адаптации выпускника, так и существующее несоответствие учебных планов и программ требованиям профессиональных компетенций специалиста.

В этой связи понятие «качество содержания практического обучения» приобретает два измерения.

Первое — это соответствие стандартам Федерального государственного образовательного стандарта.

Второе — соответствие запросам Работодателя.

Отсюда целостная диагностика качества содержания практической подготовки включает три аспекта: функциональный, структурный, генетический.

Рассмотрим каждый из них.

Функциональный аспект диагностика качества содержания практической подготовки

1 уровень 2 уровень 3 уровень

(проектный) (процессуальный) (результативный)

по критериям: по параметрам: по результатам

-соответствие - полнота содержания выпускной

требованиям практических работ; квалификационной

ФГОС; - уровни усвоения работы

-соответствие практических работ;

основным - приобретение

педагогическим практического навыка;

Управление в современных системах №2 2014

ISSN 2311-1313 89

принципам, - способность к

требованиям и аргументации выбора

правилам; решения и действий;

-отражения по показателям:

содержания и -степень полноты

характера содержания

профессиональной практических работ;

деятельности -степень уровня выполнения практических работ; -степень приобретенных практических навыков; -степень способности к аргументации выбора.

Структурный аспект

В процедуру диагностики качества содержания практической подготовки входят следующие компоненты:

1. организация диагностики, включающая предварительный анализ содержания

практических работ;

2. подготовительный этап, на котором разрабатывается программа диагностики, подбираются эксперты, определяется содержание, подлежащее диагностики;

3. проведение диагностики;

4. обработка и анализ результатов.

Г енетический аспект

Базируется на комплексной диагностики развития сторон личности студента, которые проявляются в его профессиональной деятельности. В генетическом аспекте учитываются:

- время действия Федеральных государственных образовательных стандартов;

- измерение требований к уровню подготовки специалистов, к их практической выучке.

Таким образом, общая схема организации педагогической диагностики содержания практической подготовки может быть построена на системном подходе и содержать в себе классические элементы, характерные для всех диагностических процессов.

Во-первых, основным ядром построения системы педагогической диагностики являются стратегические цели и определяющие задачи диагностирования профессионального образования, аттестация ВУЗа, аттестация профессорскопреподавательского состава ВУЗа.

Во-вторых, должны быть определены учебно-методические комплексы по дисциплинам.

В качестве основополагающих материалов должны рассматриваться: Федеральный государственный образовательный стандарт, учебный рабочий план и программы. При этом должны быть определены стандарты, термины и определения к системе педагогической диагностики, а так же критерии качества содержания практического обучения.

90 Управление в современных системах №2 2014

ISSN 2311-1313

Сопровождение работ по педагогической диагностике должно включать в себя так же электронный банк данных для решения задач диагностики, компьютерную систему оценки уровня и эффективности применения технологии педагогической диагностики, а так же соответствующий программно-методический комплекс.

Содержание и структура диагностических заданий должны отвечать следующим требованиям:

• соответствие целям и задачам диагностики:

- установление соответствия знаний, умений и навыков студентов требованиям учебной программы;

- выявление слабоусвоенного и неусвоенного материала, уровня умения и навыков;

- определение умения студентов переносить теоретические познания в практическую деятельность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• целостное содержание в формулировке задач, формирования профессиональных компетенций студента:

- в заданиях должны быть представлены основные теоретические положения, дающие представление о методах и приемах реализации практических умений в любых условиях самостоятельной деятельности.

Таким образом, все процедуры диагностики подчинены общей цели - повышения качества содержания практической подготовки выпускников ВУЗа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.