УДК 658.5:004.4
DOI: 10.24412/2071-6168-2024-3-16-17
МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
М.А. Лаверычев, И.О. Саркисова
В статье рассмотрены вопросы использования принципа коммерческой концессии для производственной индустрии. Показана направленность данного подхода с одной стороны на увеличение вовлеченности индивидуальных предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса в производственные процессы реального сектора экономики, а с другой на то, что применение принципа коммерческой концессии даст конкурентные преимущества отечественным производителям производственного оборудования. Описаны задачи по формализации этого принципа, разработке методов и алгоритмов решения задач управления и обработки информации. Выделены участники системы, их задачи и обязанности. Проведено моделирование процесса получения производственных услуг. Предложено использовать данный подход при разработке проблемно-ориентированной системы управления, целью которой будет оптимизация загрузки рабочих центров и других технических объектов, что позволит улучшить показатели производительности и снизить издержки, и положительно скажется на конкурентоспособности всехучастников процесса. Проанализированы проблемы и преимущества, связанные с внедрением системы.
Ключевые слова: коммерческая концессия, информационные процессы, проблемно-ориентированная система управления, цифровая трансформация, моделирование бизнес-процессов.
Экономические и политические предпосылки. В последние годы в России наблюдается значительный рост производственной мощности машиностроительного комплекса. Во многом, это связано с эффектом «низкой базы», но, помимо этого, данное явление стало следствием санкционной политики и большого внутреннего спроса [1].
Уход ряда компаний, которые оказывали различные услуги или продавали компоненты, заготовки или конечные товары, не снизил спрос на эти товары или услуги. Место на рынке оказалось пустым, что обусловило этап конкурентной борьбы, передела сфер влияния на рынке и прихода новых участников.
Для сохранения положительной динамики роста требуется привлечение дополнительных инвестиций в машиностроительный комплекс, которые позволят продолжить расширять производственные мощности. Большой вклад в достижении этих целей могут внести малые и средние предприятия (далее МСП), составляющий на данный момент всего 20% валового внутреннего продукта (далее ВВП), но имеющий потенциал для роста (например, в Китае объем МСП в ВВП 60-70%) [2]. На это влияют экономические ограничения, которые не будут рассмотрены в данной статье, а также административно-организационные и технологические.
Хорошим примером такой ставки на малые и средние предприятия является Тайвань. На данном острове производят не только сложную микроэлектронику, но и широкий спектр изделий. Доля МСП составляет 85% объёма промышленного производства, с меньшим количеством крупных предприятий. Эти предприятия обычно производят продукцию OEM (original equipment manufacturer - «оригинальный производитель оборудования») или изготовляют изделия по оригинальному проекту - ODM (original design manufacturer), в результате чего меньше ресурсов тратится на исследования и развитие новых товаров. В связи с акцентом на модели OEM/ODM компании, как правило, не в состоянии сделать углублённые оценки инвестиций, производства и маркетинга новых продуктов и не полагаются на импорт ключевых компонентов и передовых технологий из третьих стран.
Такая производственная стратегия привлекла огромное количество компаний, заинтересованных в возможности производства изделий, без постройки собственных заводов (например компании, специализирующиеся на производстве мелкосерийных, эксклюзивных товаров). Согласно данным международного валютного фонда, ВВП на душу населения в Тайване и Китае имеют паритет. Это показывает конкурентность данной стратегии (с акцентом на МСП), даже на уровне ВВП государства.
Важность МСП для нашего государства подчеркнул президент Российской Федерации в своем послании в 2023 году. Он отметил, что именно частный бизнес на фоне внешних попыток сдержать Россию доказал, что умеет адаптироваться к быстро меняющейся конъюнктуре, в непростых условиях обеспечивать рост экономики. Поэтому каждая деловая инициатива, направленная на пользу стране, должна получить поддержку [3].
В России действует государственная программа "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" [4]. В соответствии с ней определены цели. В частности, до 2024 года Программа обеспечивает достижение цели "создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительных экспортно-ориентированных секторов, развивающихся на основе современных технологий и обеспеченных высококвалифицированными кадрами". Помимо этого она способствует достижению таких целей, как:
ускорение технологического развития Российской Федерации;
увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего
числа;
обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;
вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира;
обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%.
В период до 2030 года Программа ориентируется на достижение следующих национальных целей развития: "достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" и "цифровая трансформация", формируя за счет интенсивного развития гражданских отраслей обрабатывающей промышленности вклад в увеличение целевых показателей:
обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;
обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции;
реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года; реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70% по сравнению с показателем
2020 года;
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
сохранение населения, здоровье и благополучие людей за счет реализации мероприятий, направленных на развитие фармацевтической и медицинской промышленности.
Организационные предпосылки. В то же время наблюдается тренд роста интереса к франчайзинговой бизнес-модели [5]. Несмотря на уход иностранных компаний с российского рынка наблюдается общий рост франшиз. Стоит также отметить, что государство продолжает различные программы поддержки, позволяющие МСП, которые как правило и формируют такие франшизы, получать субсидии и льготы.
Коммерческая концессия является одним из самых распространенных и эффективных способов организации производства и распределения товаров и услуг в производственной индустрии. В основе коммерческой концессии лежит передача исключительных прав на использование объектов интеллектуальной собственности, таких как патенты, товарные знаки, промышленные образцы и ноу-хау. Это позволяет компаниям быстро и эффективно развивать свой бизнес, привлекая инвестиции и расширяя свое присутствие на рынке [6]. Основные аспекты коммерческой концессии:
1. Передача прав на объекты интеллектуальной собственности. Одним из ключевых аспектов коммерческой концессии является передача прав на объекты интеллектуальной собственности. Это может включать в себя передачу патентов, товарных знаков, промышленных образцов и других объектов, которые могут быть использованы для защиты интеллектуальных активов компании.
2. Создание сети партнеров и дистрибьюторов. При использовании коммерческой концессии компании могут создавать сеть партнеров и дистрибьюторов, которые будут использовать их интеллектуальную собственность для производства и распространения товаров и услуг. Это позволяет компании быстро расширять свое присутствие на рынке и получать дополнительную прибыль от продажи своих товаров и услуг через сеть партнеров.
3. Обеспечение качества и стандартов продукции. Важным аспектом коммерческой концессии является обеспечение качества и стандартов производимой продукции. Компании, использующие коммерческую концессию, должны гарантировать своим партнерам и дистрибьюторам, что их продукция соответствует высоким стандартам качества и требованиям рынка.
Перспективы развития коммерческой концессии в производственной индустрии:
1. Развитие новых технологий и инноваций. С развитием новых технологий и инноваций коммерческая концессия становится все более актуальной. Использование интеллектуальной собственности позволяет компаниям быстрее внедрять новые технологии и создавать инновационные продукты, которые могут стать основой для успешного бизнеса.
2. Увеличение конкуренции и снижение затрат на производство. Коммерческая концессия способствует увеличению конкуренции на рынке, что может привести к снижению затрат на производство и улучшению качества продукции. Кроме того, использование интеллектуальной собственности позволяет компаниям получать дополнительные преимущества перед конкурентами, что также способствует развитию рынка и повышению его конкурентоспособности.
Франшиза - это достаточно простой инструмент для создания работающего бизнеса с меньшими рисками, чем при открытии своего дела с нуля. В рамках прямой франшизы компания владелец (франчайзи) предоставляет покупателю (франчайзор) - не только пакет документов, позволяющий действовать аффилированно с владельцем франшизы, но и оказывает сопровождение, обучение, рекламу, консультационную поддержку и т.д [7]. Принято выделять четыре вида франчайзинга [8]: товарный; производственный; сервисный; бизнес-формат.
Хотелось бы обратить внимание на сервисный вид франчайзинга. Данный вид подразумевает, что владельцу (франчайзи) предоставляется право заниматься определённым видом услуг под торговой маркой владельца (франчайзера), который обеспечивает партнёра оборудованием, рекламной и маркетинговой технологией. Кроме поддержки, компания-франчайзер осуществляет контроль за работой.
Большая часть франшиз относится именно к сервисному виду (пункты выдачи заказов, автосервисы, сетевые парикмахерские и т.п.).
Франшиза производственных услуг. Развития рынка производственных услуг, как бизнеса по фрашизе имеет ряд положительных эффектов:
развитие производственной отрасли в целом; создание рабочих мест; инвестиции в экономику;
рост спроса на отечественное производственное оборудование; увеличение ВВП; развитие МСП.
Безусловно, производственные услуги, являются сложными и комплексными, требуют больших этапов и более высокой квалификации. Тем не менее, можно представить модель, в которой сложность этапов будет разделена в соответствии с компетенциями участников процесса.
В первую очередь стоит определиться с участниками франшизы. В качестве владельца франшизы (фран-чайзи) может выступать производитель станков. В его обязанности входит: производство станка и комплектующих; выполнение пуско-наладочных работ;
сервисное обслуживание;
обучение сотрудников франчайзора;
продвижение своей франшизы;
подготовка заявок клиентов к производству.
Франчайзор имеет возможность:
приобрести производственное оборудование «под ключ»;
пройти обучение для пользования оборудованием и необходимым программным обеспечением;
получить доступ к площадке-агрегатору, который поддерживается владельцем франшизы.
Если отследить жизненный путь от формирования заявки клиентом до получения продукции, то цепочка выглядит следующим образом:
1. Клиент обращается на конкретное производство или выбирает удобное ему на платформе владельца
франшизы.
2. Передает документацию, согласно которой должно быть произведено изделие.
3. Эта документация направляется в отдел «Технологической подготовки», которым владеет франчайзи.
4. После подготовки технологической документации (технологической карты) проводится оценка стоимости (это обязанность франчайзи) и выставляется счет клиенту.
5. После оплаты технологическая документация передается франчайзору, и он осуществляет производство. При этом качество выходного изделия должно соответствовать характеристикам, требуемым франчайзи для этого оборудования.
При таком подходе, задача, стоящая перед франчайзером сводится к:
1. Фиксации обращения клиента.
2. Производству изделия по готовой документации.
3. Отгрузка заказа или отправка ТК.
Эти операции могут быть хорошо формализованы и, как следствие, использоваться в рамках франшизы.
Для детального анализа и решения задач управления была построена модель процесса в нотации БРМЫ 2.0 (рис. 1) [9].
Модель бизнес-процесса в нотации ВРМЫ является ориентированным графом BG, который описывается кортежем BG = (V, Е, L,l, р) , причем множество вершин данного графа имеет вид V = S и АиО^, где:
Б - множество вершин, представляющих собой стартовые события;
А - множество вершин, представляющих собой задачи;
0 - множество вершин, представляющих собой шлюзы;
Е - множество вершин, представляющих собой конечные события;
Е £ (V ху ) - множество направленных ребер;
Ь - множество меток вершин;
1 ^ — L - функция разметки вершин;
р : Е —»[0,1] - функция, сопоставляющая ребрам значения вероятности.
Для моделирования данного процесса были выделена 3 пула: Заказчик, представляющий собой сторону, заинтересованную в получение производственной услуги; Франчайзи (завод-изготовитель производственного оборудования), выступающий в роли посредника между заказчиком и исполнителем и являющийся регулятором взаимоотношений; Франчайзор (компания-исполнитель), осуществляющая непосредственно производство изделий для заказчика, по технологической документации, подготовленной франчайзи.
Пул «Франчайзи» и «Франчайзор» подразделяются на дорожки, отражающий отделы, разделенные по решаемым задачам. Так у «Франчайзи» используется три дорожки: «ШеЪ-платформа», «Технологическая подготовка», «Служба поддержки»; а у «Франчайзора»: «Приемка», «Производство», «Логистика».
Началом процесса является событие «Необходимость произвести изделие». Задача заказчика, подготовить комплект конструкторской документации (например, чертежи в бумажном или электронном виде, 3-мерные модели или инженерные файлы). После этого, у заказчика есть выбор: обратиться в приемку одного из представителей франшизы, либо оформить заявку самостоятельно на ШеЪ-платформе. Оба варианта с точки зрения всего процесса - схожи. Отличием является лишь актор, который заполняет заявку: в приемке заявку формирует сотрудник франчайзора, а на ШеЪ-платформе заказчик сам сможет оформить заявку.
Следующим шагом, начинается работа в рамках пула «Франчайзи». В рамках ШеЪ-платформы оформляется заявка. Далее силам «Технологического отдела» происходит подготовка технологической документации и оценка стоимости, а ШеЪ-платформа подбирает оптимальный вариант исполнителя, исходя из географического расположения и сроков исполнения. Также заказчик может выбрать приоритетного исполнителя, игнорируя рекомендации системы.
Если предложенные условия (по срокам, стоимости и доставки) устраивают заказчика, то комплект технологической документации передается на предприятия франчайзера и начинается третий этап процесса - Производство.
По завершению процесса производства, деталь передается для отгрузки в логистический центр или готовится для выдачи клиенту.
Также в схеме представлен процесс обработки претензий, однако механизм решения конфликтных ситуаций требует изучения и доведения до финального вида с точки зрения прецедентов.
Безусловно, такая диаграмма является упрощенным вариантом описания, где многие процессы взяты в укрупненном виде. Однако она позволяет оценить распределение ответственности между участниками процесса. Работа франчайзера имеет хорошо формализованный вид. Они работает с подготовленными и обработанными заявками. Их задача - качественно (т.е. в соответствии с требованиями) выполнить работу по ограниченному спектру задач. Франчайзи берет на себя самые сложные процессы: обработка первичного запроса, подготовка технологической документации, оценка сложности и стоимости, работа с претензиями. Такие вопросы требуют больших компетенций и большого штата сотрудников, содержать который одной отдельно взятой мануфактуре было бы невозможно.
Для владельца франшизы подобная система взаимодействия накладывает ряд обязательств:
Наличие платформы, где будут работать франчайзеры и куда будут обращаться клиенты;
Поддержание отдела «Технологической подготовки»;
Создание ремонтно-наладочных групп.
Но в то же время дает и ряд неоспоримых плюсов:
Расширение влияния на рынке.
Конкурентное преимущество перед другими производителями (продается не просто инструмент, а готовый бизнес);
Увеличение прямых продаж оборудования и расходников; Доход от оказанных услуг в рамках франшизы.
Экосистемы вокруг производства. Рассмотренный выше пример показывает концепцию более тесного сплетения двух участников производственного процесса: производителя оборудования и конечного пользователя этим оборудованием (производителя изделий с помощью данного оборудования). Однако очевидно, что расширение такого подхода, причем как горизонтальное, так и вертикальное сможет давать преимущества всему участникам рынка [10].
В России существует ряд финтех организаций, которые используют технологии и инновации, чтобы конкурировать с традиционными финансовыми организациями в лице банков и посредников на рынке финансовых услуг. В настоящее время к финтеху себя относят как многочисленные технологические стартапы, так и крупные состоявшиеся организации, старающиеся улучшить и оптимизировать предоставляемые финансовые услуги [11].
Рынок производственных услуг обладает большой финансовой емкостью, будь то прямые затраты (закупка оборудования, материалов), так и косвенные (лизинг, кредиты, страхование и т.п.).
Также важнейшую роль в создании высокоэффективной производственной системы будут играть транс-портно-логистические компании, позволяющие оперативно получить материалы, доставить конечную продукцию и т.п. Важным аспектом надежного и стабильного функционирования такой системы будет являться информационная безопасность, качество IT-решений и оборудования, поддерживаемые различными методами, ориентированными на data-driven подход, в том числе и с применением NFC меток, внедренных в модели и реальные физические модули [12].
Именно поэтому, важно понимать, что предлагаемый подход к консолидации усилий, тесному сплетению участников производственного и вспомогательных процессов, должен распространяться за пределы рассмотренного фрагмента. В качестве регулятора, который мог бы взять на себя часть расходов и содействовать развитию данного подхода, могут выступить государственные корпорации, например РосТех. Обладая обширным опытом, знаниями и необходимыми связями со всеми крупными игроками, они имеют наибольшие шансы на успешное выполнение задачи по объединению участников процесса.
Интеграция большого количества разнородных участников процесса в единую систему является крайне сложной задачей. Однако ее можно решить с помощью шинной интеграции и единого набора API-средств. Имея единый стандарт обмена, можно будет привести имеющийся формат данных к требуемому и тем самым обеспечить единство информационного пространства.
Внедрение любой новой системы или механизма управления оправдано только при наличии положительных эффектов. В качестве положительных эффектов от внедрения системы рассматриваются:
1. Увеличение инвестиций в производственный сектор экономики.
2. Развитие малого и среднего предпринимательства.
3. Развитие технологического предпринимательства.
4. Повышение технологической привлекательности страны.
5. Создание материально-технической базы для развития внутреннего производства.
Также можно провести сравнение текущей ситуации и ситуации после внедрения системы (см. табл. 1).
Сравнение текущей ситуации и ситуации после ^ внедрения
Критерий До внедрения После внедрения
Сложность управления системой Отсутствует, каждое производство самостоятельно Высокая, требуется организация взаимодействия между всеми участниками процесса
Сложность открытия предприятия Высокая, требуется обеспечить все рабочие процессы Низкая, часть процессов забирает на себя франчайзи
Риски Высокие Низкие, так как процессы стандартизованы и есть эффект масштаба системы
Заключение. Внедрение принципа коммерческой концессии в производственную индустрию в виде проблемно-ориентированной системы управления является актуальным и перспективным направлением разработки, способным дать новые формы взаимодействия на рынке, поднять эффективность предприятий и развить технологический потенциал компании, производителя оборудования и государства в целом.
Принцип больших экосистем, агрегаторов и других подходов к объединению групп процессов под одним «капотом» уже стал абсолютной нормой для большинства потребительских услуг. Внедрение таких же подходов в производственные процессы является более сложной и многогранной задачей, но в то же время может позволить осуществить количественный рывок в задачах развития малого и среднего предпринимательства, способствовать цифровой трансформации реального сектора экономики.
Список литературы
1. Сайт «РИА Рейтинг»: Статья «Подготовлен обзор отрасли машиностроения за 9 месяцев 2023 года» [Электронный ресурс] URL: https://riarating.ru/macroeconomics/20231214/630254283.html (дата обращения: 20.02.2024).
2. Сайт «РБК»: Статья «Греф назвал стыдной долю малого и среднего бизнеса в ВВП России» [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/finances/26/05/2023/647076fa9a7947b349dae983 (дата обращения: 20.02.2024).
3. Сайт «Президента России»: Статья «Послание Президента Российской Федерации от 21.02.2023 г. б/н» [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49010 (дата обращения: 20.02.2024).
4. Сайт «Правительство России»: Статья «Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"» [Электронный ресурс] URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm, (дата обращения: 20.02.2024).
5. Сайт «БИБОС»: Статья «Рынок франчайзинга: итоги 2023 года и перспективы для предпринимателей» [Электронный ресурс] URL: https://www.beboss.ru/franchise/news/3511-franchajzing-itogi-2023 (дата обращения: 20.02.2024).
6. Еремин А.А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии: теория и практика применения: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2015. 34 с.
7. Саркисова И.О. Автоматизация обратной связи "франчайзи-франчайзер" в нишевом сегменте рынка с использованием технологий "1С" // Новые информационные технологии в образовании: Инновации в экономике и образовании на базе технологических решений 1С : Сборник научных трудов 17-й Международной научно-практической конференции. Москва: Общество с ограниченной ответственностью "1С-Паблишинг", 2017. Том Часть 1. С. 396-399.
8. Сайт «Википедия»: Статья «Франчайзинг». [Электронный ресурс] URL: https://ш.wikipedia.org/wiki/Франчайзинг (дата обращения: 20.02.2024).
9. Сайт «Habr»: Статья «Краткое описание нотации BPMN». [Электронный ресурс] URL: https://habr.com/ru/companies/auriga/articles/667084 (дата обращения: 20.02.2024).
10. Сайт «Банк России»: Статья «Экосистемы: подходы к регулированию». [Электронный ресурс] URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/119960/Consultation Paper 02042021.pdf (дата обращения: 20.02.2024).
11. Свиридов О.Ю. Государственное финансирование индустриальных парков и технопарков как основной элемент промышленной политики России / О. Ю. Свиридов, И. В. Некрасова // Финансовые исследования. 2018. №4 (57). С. 110-121.
12. Саркисова И.О. Анализ влияния расположения NFC меток на приоритет чтения / И. О. Саркисова, М. А. Лаверычев // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. 2022. № 8. С. 119-124. DOI 10.37882/2223-2966.2022.08.33.
Лаверычев Максим Александрович, преподаватель, maxim. lawerichev@yandex. ru, Россия, Москва, Московский государственный технологический университет «Станкин»,
Саркисова Ирина Олеговна, канд.техн. наук, i. sarkisova@stankin. ru, Россия, Москва, Московский государственный технологический университет «Станкин»
METHOD OF INFORMATION PROCESS MANAGEMENT WHEN USING COMMERCIAL CONCESSION IN INDUSTRY
M.A. Laverychev, I.O. Sarkisova
The article discusses the issues of using the principle of commercial concession for the manufacturing industry. The focus of this approach is shown, on the one hand, to increase the involvement of individual entrepreneurs, representatives of small and medium-sized businesses in the production processes of the real sector of the economy, and on the other hand, that the application of the principle of commercial concession will give competitive advantages to domestic manufacturers ofproduction equipment. The tasks offormalizing this principle, developing methods and algorithms for solving problems of management and information processing are described. The participants of the system, their tasks and responsibilities are highlighted. The modeling of the process of obtaining production services is carried out. It is proposed to use this approach in the development of a problem-oriented management system, the purpose of which will be to optimize the workload of work centers and other technical facilities, which will improve productivity and reduce costs, and will have a positive impact on the competitiveness of all participants in the process. The problems and advantages associated with the implementation of the system are analyzed.
Key words: commercial concession, information processes, problem-oriented management system, digital transformation, business process modeling.
Laverychev Maxim Alexandrovich, lecturer, maxim.lawerichev@yandex. ru, Russia, Moscow, Moscow State Technological University «Stankin»,
Sarkisova Irina Olegovna, candidate of technical sciences, i.sarkisova@stankin. ru, Russia Moscow, Moscow State Technological University «Stankin»