ГОСУДАРСТВО и ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ:
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ
О правовой природе коммерческой концессии и ее понятии в российском праве
Джинджолия Кама Климентьевна,
аспирант кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) E-mail: [email protected]
В настоящее время активно развивается интеграция внутри производственно-технологических и иных связей, происходит активное привлечение инвестиций и объединение капиталов, что требует новых исследований в данной области. В настоящей статье рассмотрены основы становления и развития коммерческой концессии (франчайзинга) в России. Подробно освещены отдельные вопросы правового регулирования договора коммерческой концессии (франчайзинга) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, в статье также рассмотрены вопросы правового регулирования инвестиций, инвестиционной деятельности, использования товарного знака и знака обслуживания, коммерческого обслуживания и секрета производства (ноу-хау). Не сложно понять, что прежде, чем освещать их, потребовалось немного затронуть и экономический аспект, так как это позволило аргументировать необходимость детального анализа национальной договорной конструкции коммерческой концессии для того, чтобы в конечном счете сформулировать понятие коммерческой концессии. Автором проведен сравнительный анализ научной литературы - зарубежной и отечественной, посвященной понятиям коммерческой концессии и франчайзинга, что позволило в результате сформулировать авторское определение понятия «коммерческая концессия» и дать ему научно-практическое обоснование. Кроме того, автор работы дает историческую справку практического применения коммерческой концессии за рубежом.
Ключевые слова: коммерческая концессия, франчайзинг, предпринимательская деятельность, договор, инвестиции, инвестиционная деятельность, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
Рост современной экономики и приоритетные направления ее дальнейшего развития невозможно представить без инвестиций в предпринимательскую деятельность. Вложенные инвестиции -это гарантия развития и предпринимательства, и, как следствие, других экономических отраслей страны, формирование благоприятных условий для развития бизнеса в условиях стабильности и соблюдения законов. Сегодня на инвестиции государство возлагает большие надежды. Так, например, в апреле этого года премьер-министр России Михаил Мишустин поручил Центральному Банку РФ, Министерству экономического развития РФ и Министерству финансов разработать механизмы для увеличения объёмов инвестиций госкорпораций и компаний с госучастием в венчурные фонды [35].
Инвестиции - один из ключевых интересов и власти, и предпринимательства. Именно поэтому для того, чтобы инвестиции регулярно осуществлялись, необходимо четкое правовое регулирование отношений сторон инвестиционного процесса. Ведь цивилизованный бизнес идет туда и активно развивается там, где закон имеет силу, есть гарантии безопасности вложения средств и возможность гарантированно получить прибыль.
Одной из форм инвестиционной деятельности является деятельность, основанная на договоре коммерческой концессии, где в виде инвестиций выступают права на товарный знак, на знак обслуживания, на коммерческое обозначение, на секрет производства (ноу-хау), на деловую репутацию, на предпринимательский опыт правообладателя, на использование единого стиля, методов и форм продаж товаров, оказания услуг и многое другое.
Аналогом российской коммерческой концессии является зарубежный франчайзинг. И, пожалуй, мы вряд ли ошибемся, если отметим, что бизнес, организованный на базе франчайзинга, является эффективной интегрированной формой во всем мире, открывающей большие возможности, как для его становления, так и расширения, укрепления, увеличения объема продаж товаров и услуг на рынке.
По данным Российской Ассоциации Франчайзинга, 80 из 100 компаний самоликвидируются уже после первого года работы [18, с.16]. За первые четыре года работы российских предприятий по франчайзиноговой модели бизнеса появились 42 франчайзинговые системы (это примерно 10
5 -о
сз
<
новых франшиз в год). Это число заметно увеличилось (примерно в 50 раз) к 2018 г. [18, с.17]. По данным специалистов Европейской ассоциации франчайзинга (EFF), за период 2013-2016 гг. рынок франчайзинга в России увеличился на 98%. По информации Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), Россия в последние годы является лидером по росту количества франчайзинговых компаний [37]. Все это позволяет говорить о высокой популярности франчайзинга в России и широких перспективах дальнейшего развития. Безусловно, подобная бизнес-модель удобна для бизнеса, однако на данный момент остро ощущается следующая тенденция: многие стартапы практически сразу после создания становятся франчайзи, но при этом не обладают в достаточной мере стабильной прибылью и оборотом.
Не секрет, что практически все правоотношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, имеют две стороны: экономическую и правовую. Не является исключением и коммерческая концессия (франчайзинг), которую также необходимо рассматривать в двух аспектах: как экономическую категорию и как правовую категорию.
Использование сформированных и оправдавших себя технологий, известной торговой марки, опыта, знаний, ноу-хау, а также капитала предпринимателей, подтвердивших свою стабильность и развитость на рынке, является своего рода преимуществом перед другими предпринимателями. Развитые страны мира активно применяют и продвигают подобного рода организацию бизнеса, например, во Франции, Германии, Великобритании, США или Японии, а также в других странах.
Франчайзинг признан невероятно прогрессивной формой ведения бизнеса и широко распространен практически во всех странах мира, ведь он развивается более чем в семидесяти отраслях. Устанавливаемые для пользователя и контролируемые правообладателем договорные и потому единые требования к качеству товаров или услуг являются важными. Таким образом, если схема поведения на рынке товаров, работ и услуг, является отработанной, а главным принципом бизнеса является привлечение покупателей, то здесь ярко выражена идея привлечения клиентов посредством использования узнаваемого товарного бренда. А в целях повышения информированности об эффективности предлагаемых на рынке франшиз в России, как и в других странах, занимают свое место ассоциации или союзы, такие как Международная Ассоциация Франчайзинга в России и СНГ [29] или Российская Ассоциация франчайзинга [26].
Выше преимущественно была затронута экономическая сторона вопроса. Именно она поначалу интересует бизнесмена, возможности и объе-^ мы вложения инвестиций и их отдачи. Далее мы 2 рассмотрим правовой аспект коммерческой концессии. Определим основные ступени подготовки еЗ к данному виду деятельности как со стороны пра-Л вообладателя, так и пользователя.
«В том или ином виде франчайзинг, - отмечает Вилкова Н.Г. -существует более чем в 80 странах, однако правовая регламентация существует лишь в нескольких, среди которых США, Франция, Россия» [16, с.376].
В целом для российского права коммерческая концессия представляет собой один из относительно новых институтов, где изначально предполагается, что предприниматель будет использовать в своей деятельности совокупность принадлежащих правообладателю исключительных прав.
Если вспомнить историю становления и развития хозяйственного, а затем и предпринимательского права, то большой период времени о предпринимательстве вообще не приходилось говорить. В советский период, в период административно-плановой экономики, хозяйственная деятельность в основном осуществлялась государственными предприятиями, а советское гражданское право по вполне понятным причинам не имела никакой нужды и правовых предпосылок к появлению франчайзинга в стране. И только в условиях интенсивно развивающегося рыночного оборота институт коммерческой концессии доказал свою актуальность, а российская история развития предпринимательства поставила данный институт в ряд приоритетных направлений юридической науки.
Еще в начале 2000 годов некоторые ученые выделяли определенные предпосылки для использования в предпринимательской деятельности франчайзинга в России. Это «во-первых, обусловленная необходимость продвижения на российском и международном рынках отечественных производителей, во-вторых, формирование и развитие малого предпринимательства, субъектам которого всегда была необходима различного рода поддержка, в-третьих, система правовых норм, которая может быть использована при формировании франчайзинга» [23, с.83] [27, с.163]. Что касается последнего, то это и сегодня требует определенной доработки, так как есть уже определенный опыт как в России, так и в других странах, который можно учесть и использовать при внесении некоторых изменений и дополнений в ныне действующее законодательство, регулирующее договор коммерческой концессии.
Как уже отмечалось выше, развитие фран-чайзинговых отношений в Советском Союзе было невозможно, так как в стране не развивалось предпринимательство, а хозяйственная деятельность в основном осуществлялась государственными предприятиями. И лишь с переходом к рыночным отношениям, с возрождением частной собственности появились основания и предпосылки к тому, что мы называем сегодня предпринимательской деятельностью либо бизнесом. Отметим, что российский законодатель использует лишь первый из обозначенных терминов.
Кстати, о законодательстве. Смена политического и экономического строя привела к пересмотру отечественного законодательства, кото-
рый проходил в непростой период. Возник ряд проблем: экономические проблемы, организационно-правовые проблемы, социально-психологические проблемы. Безусловно, все они отразились и на сдерживании развития франчайзинга.
Среди проблем, требующих первоначального решения, выделяли правовые, т.к. франчайзинг как система отношений основан на системе договорных отношений и должен быть подкреплен серьезной правовой базой[14, с.21]. Следует заметить, что несмотря на то, что эти проблемы были озвучены достаточно давно, на сегодняшний день в российском законодательстве в данной сфере практически ничего не изменилось.
Тем не менее, теперь и в России отношения, выстраиваемые по типу франчайзинга, применяются и интенсивно развиваются, потому как позволяют освободиться предпринимателю от многих затрат, связанных с освоением или расширением бизнеса, привлечь и разместить инвестиции.
Российский законодатель переносит в правовую сферу регулирования такого рода отношения, но, в отличие от общепринятого в мире термина, называет их «коммерческая концессия», выделяя отдельную 54 главу Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако говорить о том, что только данной главой регулируется такой тип предпринимательских отношений, было бы неправильно, поэтому стоит сказать, что при осуществлении такой деятельности используются и специальные законы, затрагивающие отношения пользователя и правообладателя.
С одной стороны, правовое поле концессионных отношений и инвестирования в российскую экономику законодателем определено, но, с другой стороны, еще недостаточно развито, хотя и активно используется предпринимателями в разных отраслях вне зависимости от масштабов бизнеса. Несмотря на то, что наметились тенденции гибкого подхода законодателя к данной сфере регулирования и неоднократно были внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, стоит отметить, что последние изменения, внесенные в него, коммерческой концессии вовсе не коснулись. Не появилось в нем и самого понятия коммерческой концессии. И это несмотря на некоторые вопросы и сложности регулирования отношений по договору коммерческой концессии.
Принято считать, что термин «франчайзинг» происходит от французского слова «frachise» (франшиз), что означает «льгота», «привилегия», «право участия» и английского «franchising» (франчайзинг) - «право», «привилегия»[21, с.11]. Эти термины равнозначны и широко используются в мире.
Если провести анализ развития отношений франчайзинга (или отношений коммерческой концессии) в России, то при всем многообразии их воплощения на практике и различиях толкования в доктрине, можно проследить не только непростую природу, но и множество противоречий судебной практики. А.Ф. Багдасарян отмечает, что «анализ
развития франчайзинговых отношений (отношений коммерческой концессии) в российском и зарубежных правопорядках, при всем многообразии их реализации и различиях в доктринальном толковании, выявляет не только сложную природу (де-финиционную сущность и элементную субстанцию франчайзинга), но и достаточно противоречивую правоприменительную практику» [10, с.154].
При вынесении решений суды оперируют в равной степени как понятием «коммерческая концессия», так и «франчайзинг», тогда как российский законодатель использует лишь понятие «коммерческая концессия» [5], [6], [7].
Одним из примеров может быть решение Арбитражного суда г. Севастополя от 14 июня 2016 г., в котором наряду с понятием «договор коммерческой концессии» употребляется понятие «договор франчайзинга», причем в обоих случаях речь идет об одном и том же договоре.
Возможно, данное обстоятельство вызвано тем, что сама конструкция договора коммерческой концессии была взята из системы общего права. На формировании этого института в российском праве сильно отразилось влияние зарубежного права. Безусловно, необходимо понять, насколько вообще зарубежные правовые модели применимы в отечественной правовой системе. Стоит отметить, что в последние годы очень часто законодатель внедряет в российские нормативные правовые акты те или иные положения зарубежного правопорядка. Причем эти нормы могут быть взяты из законов другой правовой семьи. Так, приходится наблюдать, что отдельные изменения и дополнения законов практически полностью копируются из законов США или Великобритании1. Возникает вопрос, насколько это допустимо и допустимо ли вообще? Полагаем, что все зависит от сферы, которую эти законы призваны регулировать. И в нашем случае, учитывая специфику франчайзинговых отношений, вполне возможно допустить такое заимствование.
Как уже отмечалось выше, институт коммерческой концессии (франчайзинга) в России впервые введен в действие главой 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Стоит отметить, что несмотря на то, что франчайзинг довольно давно и широко используется в предпринимательской деятельности, а российские ученые посвящают ему свои диссертации, научные статьи и монографии, есть еще некоторые вопросы, относительно которых они никак не придут к общему мнению. А, следовательно, необходимо еще более глубокое его познание с учетом зарубежного, причем благоприятного опыта.
Саму коммерческую концессию можно рассматривать в трех аспектах:
- как институт права, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих определенные общественные отношения и входящих в отрасль предпринимательского права;
Речь идет, например, о законодательстве о банкротстве.
5 -о
сз
<
- как совокупность общественных отношений, возникающих в ходе осуществления предпринимательской (инвестиционной) деятельности, где в роли инвестиций выступают товарный знак, фирменное наименование, секрет производства и т.д.;
- как двустороннюю гражданско-правовую сделку (договор коммерческой концессии).
При подготовке Гражданского кодекса Российской Федерации понятие «коммерческая концессия» было выбрано «как наиболее соответствующее по смыслу английскому «franchising» [15, c.977]. Как мы уже отмечали выше, данное понятие не имеет ничего общего с концессионными и иными аналогичными соглашениями. Ведь, как нам уже известно, под концессионным договором (соглашением) обычно подразумевается «договор, в соответствии с которым государство (или муниципальное образование) на возмездной и срочной основе предоставляет инвестору исключительное право на осуществление определенной деятельности, используя имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности (или созданное инвестором имущество, которое будет находиться в государственной или муниципальной собственности) и передает инвестору право собственности на продукцию и доход, полученные в результате такой деятельности» [2].
Термин «франчайзинг» («франшиза») в современном зарубежном законодательстве используется для обозначения договоров, одним из основных условий которых является предоставление одним предпринимателем другому разрешения на коммерческое использование всего комплекса исключительных и иных прав.
Как пишет в своей статье Е.Р. Гудим, «франчайзингом можно представить некое экономическое явление, предполагающее собой долгосрочное деловое сотрудничество и партнерские связи, в соответствии с которыми франчайзером (правообладателем) передаются в пользование исключительные права, а также происходит обучение технологиям производства, осуществляется техническое и материальное обеспечение франчайзи (пользователя) всем необходимым для осуществления предпринимательской деятельности» [17, c.29].
С.И. Ненашев определяет понятие «франчайзинг» как «термин не столько правовой, сколько функциональный», так как отношения, которые он обозначает, «рождаются в недрах бизнеса, а не в нормотворческих лабораториях»[26, с.82]. Он утверждает, что «франчайзинг появляется там, где появились для этого экономические условия. Отсутствие же специальных законов может лишь создавать некоторые сложности, но никак не может повлиять на его развитие. Иными словами, „ сначала появляется событие, а потом уже и зако-2 нодательство, его регулирующее» [26, с.82]. g Весьма интересным и от этого представляю-еЗ щим определенные сложности является тот факт, ¡в что в России как в нормативных правовых ак-
тах[4], так и в доктрине [32, с.273] наряду с термином «коммерческая концессия» можно встретить термин «франчайзинг».
Стоит сказать, что некоторые авторы считают, что понятия «коммерческая концессия» и «франчайзинг» - это синонимы [19, с.89].Другие авторы высказывают противоположное мнение [29, с.134], [24, с.45].
А.В. Богданов отмечает, что «терминология, используемая в действующем законодательстве Российской Федерации, достаточно дискуссионна, поскольку за рубежом для опосредования соответствующих правоотношений используется термин «франчайзинг», а для наименования субъектов - «франчайзер» и «франчайзи» (соответственно по терминологии российского законодательства правообладатель и пользователь)» [12, с.98].
Однако, несмотря на то, что Н.В. Месяшная в своей работе не отождествляет понятия «коммерческая концессия» и «франчайзинг» [24, с.67], в то же время, проводя анализ данных правовых конструкций (российской коммерческой концессии и зарубежного франчайзинга), автор приходит к выводу, что «содержание Главы 54 Гражданского кодекса Российской Федерации совпадает с содержанием понятия «франчайзинг» как концепции комплексного использования его формы» [24, с.77-80].
К такому же выводу в результате своего исследования приходит и О.А. Орлова. Она отмечает, что «содержание договора франчайзинга, используемого в зарубежной практике, в сравнении с договором коммерческой концессии в российском законодательстве во многом совпадает» [25, с.39].
Однако находятся и ученые-правоведы, которые не поддерживают данную точку зрения. Так, например, Е.А. Козина утверждает, что «содержание некоторых норм ГК РФ совпадает лишь с отдельными чертами франчайзинга, а отдельные нормы ГК РФ даже находятся в явном противоречии с признаками франчайзинга» [22, с.64]. И нам кажется, что стоит с ней согласиться. Тем более, что она далеко не единственная, кто высказывает подобную мысль.
С.А. Бобков также отмечает, что, несмотря на всю противоречивость взглядов специалистов на соотношение анализируемых понятий, четкое уяснение такого соотношения просто необходимо, т.к. «неверное понимание и использование понятий может привести к ошибочным выводам, а также возникновению логических ошибок» [11, с.59]. С ним соглашается и Д.П. Бондаренко, говоря, что «в России с принятием части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и до настоящего времени продолжается дискуссия о соотношении договоров коммерческой концессии и франчайзинга, а также соотношении понятий «коммерческая концессия» и «франчайзинг», по итогам которой сформировались различные точки зрения» [13, с.87].
Ценность такого анализа очевидна. Ведь вопросы соотношения понятий «коммерческая кон-
цессия» и «франчайзинг» вызывают не только научный, но и практический интерес. На данный момент активно развиваются международные бизнес-правоотношения и достижение единообразия в терминологии жизненно необходимо, так как коллизии в разночтениях могут негативно сказаться на деятельности международных компаний.
Мы полностью разделяем точку зрения С.А. Бобкова, который приходит к выводу, что понятие «франчайзинг» гораздо шире понятия «коммерческая концессия», а в связи с этим, «понятия «франчайзинг» (в общемировом понимании) и «коммерческая концессия» в определении, вытекающим из норм Гражданского кодекса Российской Федерации, соотносятся, соответственно, как родовое и видовое»[11, с.59].
Полагаем, что стоит напомнить о предложенном в 2014 и отклоненном Государственной Думой ФС РФ в 2016 году проекте Федерального закона «О франчайзинге» [8]. Авторы данного проекта также высказывались, что коммерческая концессия и франчайзинг - это не одно и то же, и предлагали определять франчайзинг как систему отношений, в которой франчайзор предоставляет франчайзи право пользования на комплекс принадлежащих франчайзору исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации в обмен на прямое или косвенное финансовое вознаграждение в целях продажи продукта или услуг франчайзора по заранее определенным правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор в рамках и в период действия специально заключенного обеими сторонами договора [9], что противоречит Принципам европейского договорного права [34]. Кстати, стоит еще раз отметить, что понятие «бизнес» законодатель также ранее не использовал.
Сформулировано в данном проекте и такое понятие, как международный франчайзинг и некоторые другие понятия, а также механизм, регулирующий права и обязанности сторон. Заметим, что самому договору франчайзинга авторы законопроекта уделили одну статью, состоящую из трех небольших пунктов. Осмелимся предположить, что это связано с тем, что сам порядок заключения, изменения и прекращения договора коммерческой концессии, предусмотренный главой 54 ГК РФ, их вполне устраивает.
Хочется напомнить, что несмотря на наличие в Гражданском кодексе Российской Федерации 54 главы «Коммерческая концессия» [1], само же определение коммерческой концессии отсутствует вовсе.
В главе лишь установлен порядок отношений по договору коммерческой концессии. Как уже было отмечено, нет ни положений, регулирующих преддоговорные отношения, ни других существенных элементов, влияющих на степень определенности обязательств по данному договору. На наш взгляд, только расширительное толкование позволит преобразовать данные положения в соответствие зарубежному регулированию. Ведь, как
показала практика, очень часто именно сотрудничество с зарубежными партнерами порождает отношения по договору коммерческой концессии. А на практике бывают случаи, когда стороны расторгают договор, а франчайзи продолжает работать и использовать секрет производства франчайзера, лишь сменив вывеску и зарегистрировав новое юридическое лицо. Следовательно, необходимо дополнить положения главы 54 Гражданского кодекса Российской Федерации статьями, посвященными регулированию отношений, предшествующих заключению договора коммерческой концессии, а также по окончании действия договора. Похожую точку зрения высказывает А.А. Еремина, отмечая, что «изучение зарубежного опыта применения франфайзинга позволяет сделать вывод, что большое внимание за рубежом уделяется регулированию предфранчайзинговых отношений, когда в российской системе права данные отношения не урегулированы достаточно фрагментарно» [20, с.175].
Все приведенные в статье понятия были даны для того, чтобы, проанализировав их, прийти к возможности самостоятельно попытаться сформулировать определение коммерческой концессии. Конечно, остается еще масса вопросов, требующих детального анализа. Например, стоит ли вообще оставлять в Гражданском кодексе Российской Федерации это понятие, а не заменить его на употребляемое во всем мире - «франчайзинг»? Или, например, стоит ли размещать в Гражданском кодексе Российской Федерации положения о данном договоре, а не принять отдельный специальный Федеральный закон, регулирующий в целом подобного рода предпринимательские (инвестиционные) отношения?
Но, пока мы не провели такого исследования, нами предлагается следующее определение коммерческой концессии. Итак, учитывая тот факт, что коммерческая концессия - это способ, либо форма осуществления предпринимательской деятельности, можно ее обозначить, как совокупность действий субъектов предпринимательства по осуществлению инвестиционной деятельности, в которых правообладатель предоставляет пользователю на условиях заключенного ими договора право использовать в своей деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих на праве собственности правообладателю, а пользователь обязуется соблюдать условия, выставленные ему правообладателем. Как видно из предложенного нами определения, данные отношения не сводятся лишь к самому договору, а подразумевают и иные действия как предшествующие ему, так и последующие.
Литература |
И
1. Гражданский кодекс Российской Федерации Е (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. АА от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020) // «Собра- Н ние законодательства РФ», 29.01.1996, № 5, у ст. 410. А
2. Федеральный закон от 21 июля 2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // СПС КонсультантПлюс.
3. Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 21 октября 2019 г. № С01-946/2019 по делу № СИП-262/2019// СПС Кон-сультантПлюс.
4. Постановление Росстата от 8 ноября 2006 № 64.
5. Решение Арбитражного суда г. Севастополя от 14 июня 2016 г. по делу № А84-581/2016 // СПС КонсультантПлюс.
6. Решение Суда по интеллектуальным правам от 21 мая 2019 г. по делу № СИП-344/2018 // СПС КонсультантПлюс.
7. Решение Суда по интеллектуальным правам от 2 апреля 2019 г. по делу № СИП-347/2018 // СПС КонсультантПлюс.
8. Паспорт проекта Федерального закона № 503845-6 «О франчайзинге» (внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ А.Д. Крутовым, И.Д. Грачевым, О.Г. Дмитриевой, Н.Р. Петуховой, Д.В. Ушаковым, М.В. Емельяновым) (снят с рассмотрения) // СПС Кон-сультантПлюс.
9. Проект Федерального закона № 503845-6 «О франчайзинге» (снят с рассмотрения) // СПС КонсультантПлюс.
10. Багдасарян А.Ф. Гражданско-правовые проблемы заключения договора коммерческой концессии (франчайзинга): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. с. 256.
11. Бобков С.А. Правовое регулирование коммерческой концессии в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М.,2004, с. 207.
12. Богданов А.В. Гражданско-правовое регулирование договора коммерческой концессии в Российской Федерации: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2009. с. 195.
13. Бондаренко Д.П. Правовое регулирование договора коммерческой концессии в российском праве: автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 2013. с. 169.
14. Бондаренко Ю.А. Франчайзинг и перспективы его развития в России // Финансы. 1999. № 12, С.20-22.
15. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2002, с. 1055.
16. Вилкова Н.Г. «Договорное право в международном обороте». Статут, 2004, с. 511.
17. Гудим Е.Р. Коммерческая концессия, франчайзинг, франшиза: соотношение понятий // Современные инновации № 7 (21), 2017, С. 28-30.
18. Грисько Е.С. «Тенденции и развитие франчайзинга в России». Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий N0 2 (26) 2018. С. 15-25.
19. Евдокимова В.Н. Передача технологии: правовое регулирование и правоприменительная практика в РФ. М., 2001, с. 167.
20. Еремин А.А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии: теория и практика применения: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Саратов, 2015. с. 216.
21. Земляков Д.Н., Макашев М.О. Франчайзинг: интегрированные формы организации бизнеса. Юнити, 2003. с. 143.
22. Козина Е.А. Гражданско-правовое регулирование предоставления комплекса исключительных прав по договору франчайзинга: Дис. ... канд. юрид. наук. М.,2005, с. 188.
23. Маркетинг в России и за рубежом: Практическое пособие // Под ред. Рыковой И.М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА. 2001, с. 494.
24. Месяшная Н.В. Вопросы правового регулирования франчайзинга в России: Дис. . канд. юрид. наук. М.,2000, с. 183.
25. Орлова О.А. Договор коммерческой концессии по российскому и зарубежному законодательству: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов., 2003, с. 187.
26. Ненашев С.И. «Технология франчайзинга: условия и принципы его успешного применения» // Сборник. Материалы международной конференции «Франчайзинг: мировой опыт и его применение в российской торговле и сфере услуг». М.:, 2002, с. 167.
27. Проблемы становления франчайзинга в России. //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного гражданского и предпринимательского права». Екатеринбург, 2004, с. 198-211.
28. Раднаев Б.В. «К вопросу о соотношении понятий «концессия» и «концессионное соглашение» // Вестник СПбГУ. Сер.14. 2013. Вып 4. С. 29 (27-32 с.).
29. Рыкова И.В. Дистрибьюторы и концессионеры. // «Бизнес адвокат». - 2002. - № 19 (139). 133-156.
30. Сосна С.А. Концессионные соглашения: теория и практика. М., 2002, с. 184.
31. Сосна С.А. Договор франшизы // Законодательство и экономика. 1996. № 15/16. С. 7;
32. Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. М., 2005, с. 375.
33. Словарь иностранных слов и выражений. М., 2000, с. 422.
34. Принципы европейского договорного права [Электронный ресурс] //2016// URL: https://sprintinvest.ru/principy-evropejskogo-dogovornogo-prava-principy-lando.
35. РИА Новости // Мишустин поручил усилить рост инвестиций госкорпораций в венчурные фонды // URL: https://ria.ru/20200414/1570053773. html.
36. О бизнесе и франчайзинге [Электронный ресурс]. 2017 // URL: www.rarf.ru
37. Франчайзинг по-русски: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] // http://nb-forum.ru/interview/experts/franchising-po-russki
about the legal nature of a commercial concession and its concept in Russian law
Jinjolia K.K.
Moscow state law University named after O.E. Kutafin (MSAL)
The article discusses the basics of establishing and developing a commercial concession (franchising) in Russia. Some issues of legal regulation of the commercial concession agreement under the legislation of the Russian Federation are highlighted. Despite the fact that this article is devoted to the legal aspect, before covering it, it was necessary to touch on the economic side of the issue. This made it possible to argue for a detailed analysis of the national contractual structure of a commercial concession in order to finally formulate the concept of a commercial concession. An analysis of the scientific literature on the concept of commercial concession and franchising, as a result of which an attempt is made to formulate the author's definition of the concept of «commercial concession», which, in the author's opinion, most fully reflects the essence of the analyzed business relations.
Keywords: commercial concession, franchising, business activity, contract, investment, investment activity, trademark, service mark, commercial designation, secret of production (know-how).
References
1. The Civil code of the Russian Federation (part two) from 26.01.1996 № 14-FZ // «Collection of legislation of the Russian Federation», 29.01.1996, № 5, article 410.
2. Federal law of July 21, 2005 No. 115-FZ // SPS ConsultantPlus.
3. Resolution of the Presidium Of the court for intellectual rights of 21 October 2019 no. S01-946/2019 in the case no. SIP-262/2019 // SPS ConsultantPlus.
4. Rosstat Resolution No. 64 of November 8, 2006 // SPS Consult-antPlus.
5. The decision of the Arbitration court of Sevastopol dated June 14, 2016 in the case no. A84-581/2016 // SPS ConsultantPlus.
6. The decision of the Court on intellectual rights dated may 21, 2019 in case No. SIP-344/2018 // SPS ConsultantPlus.
7. The decision of the court on intellectual rights of April 2, 2019 in the case no. SIP-347/2018 // SPS ConsultantPlus.
8. Passport of the draft Federal law № 503845-6 «on franchising» // SPS ConsultantPlus.
9. Draft Federal law № 503845-6 «on franchising» // SPS Consult-antPlus.
10. Bagdasaryan A.F. Civil-legal problems of concluding a commercial concession agreement (franchising): autoref. dis. ... Cand. yurid. nauk. M., 2008. p. 256.
11. Bobkov S.A. Legal regulation of commercial concessions in the Russian Federation: Dis. ... Cand. Moscow,2004, p. 207.
12. Bogdanov A.V. Civil and legal regulation of the commercial concession agreement in the Russian Federation: autoref. dis. ... M., 2009. p. 195.
13. Bondarenko D.P. Legal regulation of the commercial concession agreement in Russian law: author's abstract. . Sciences. M., 2013. p. 169.
14. Bondarenko Yu.a. Franchising and prospects for its development in Russia // Finance. 1999. no. 12, P. 20-22.
15. Braginsky M. I., Vitryansky V.V. Contract law. Book three: Contracts for the performance of works and services. Moscow: Statute, 2002, p. 1055.
16. Vilkova N. G. «Contract law in international turnover». Statute, 2004, p. 511.
17. Gudim E.R. Commercial concession, franchising, franchise: the relationship between the concepts // Modern innovations 7 (21), 2017, Pp. 28-30.
18. Grisko E. S. «Trends and development of franchising in Russia». Bulletin of the Siberian Institute of business and information technologies No 2 2018. Pp. 15-25.
19. Evdokimova V.N. Transfer of technology: legal regulation and law enforcement practice in the Russian Federation. Moscow, 2001, p. 167.
20. Eremin A.A. Franchising and commercial concession agreement: theory and practice of application: author's abstract. ... Sciences. Saratov, 2015. p. 216.
21. Zemlyakov D.N. Franchising: integrated forms of business organization. 2003.
22. Kozina E.A. Civil law regulation of granting a set of exclusive rights under a franchise agreement: Dis. . Cand. the faculty of law. Sciences. M.,2005, p. 188.
23. Marketing in Russia and abroad: Practical guide // M.: UNITY. 2001, p. 494.
24. Mesyashnaya N.V. Questions of legal regulation of franchising. 2000, p. 183.
25. Orlova O.A. Contract of commercial concession under Russian and foreign legislation: Dis. . Cand. the faculty of law. Sciences. Saratov, 2003, p. 187.
26. Nenashev S. I. «Technology of franchising: conditions and principles of its successful application»: 2002, p. 167.
27. Problems of franchising formation in Russia // Materials of the all-Russian scientific and practical conference «Actual problems of modern civil and business law». Yekaterinburg, 2004, pp. 198-211.
28. Radnaev B. V. «On the question of the relationship between the concepts of «concession» and «concession agreement» // Vest-nik SPbSU. 14. 2013. P. 29.
29. Rykova I.V. Distributors and concessionaires // «Business lawyer». - 2002. - № 19 (139). 133-156.
30. Sosna S.A. Concession agreements: theory and practice. Moscow, 2002, p. 184.
31. Sosna S. A. franchise Agreement / / Legislation and economy. 1996. P. 7.
32. Sosna S. A., Vasileva E.N. Franchising. Commercial concession. 2005, p. 375.
33. Dictionary of foreign words and expressions. Moscow, 2000, p. 422.
34. Principles of European contract law // URL: https://sprintinvest. ru.
35. About business and franchising. 2017 // URL: www.rarf.ru.
36. Franchising in Russian: problems and prospects of development // http://nb-forum.ru/interview/experts/franchising-po-russki.