помощь бесплатно и в полном объеме скорая и неотложная помощь при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни пациента или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности. С момента устранения угрозы на платной основе возможно дальнейшее оказание медицинской помощи, а также плановая медицинская помощь.
Иностранные граждане, временно пребывающие в Республике Беларусь, обязаны иметь договор обязательного медицинского страхования или договор медицинского страхования, заключенный с иностранной страховой организацией, на случай необходимости оказания им скорой и неотложной медицинской помощи. При этом условии оплату осуществляет страховая компания в соответствии с выставленным счетом за предоставленные пациенту медицинские услуги.
В случае отсутствия страхового полиса иностранный гражданин оплачивает оказанные медицинские услуги из собственных средств, расчет стоимости которых осуществляется перед выпиской из стационара. Порядок установления цен (тарифов) на платные медицинские услуги для иностранных граждан относится к одному из важнейших вопросов организации экспорта медицинских услуг государственными организациями здравоохранения.
В современном мире насчитывается около 2 миллионов иностранных студентов. По данным ЮНЕСКО, к 2025 г. число иностранных студентов в мире должно увеличиться до 5-7 миллионов человек, из которых 3-4 миллиона человек будут составлять студенты из Индии и Китая. Основными мотивациями расширения экспорта образовательных услуг являются следующие: это наиболее выгодная услуга, содействие реализации геополитических и экономических интересов страны, соответствие требованиям мирового рынка труда, использование лучших иностранных выпускников для развития экономики и науки своих стран. Заключение
Необходимо обеспечить дальнейшее развитие передовых технологий во всех сферах здравоохранительной деятельности, реализацию мероприятий современного маркетинга, ценовой политики и подходов к популяризации медицинского туризма, увеличить количество обучающихся иностранных граждан в медицинских университетах. Литература
1. О поддержке и развитии экспорта Республики Беларусь в 2016-2020 годах [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 1 авг. 2016 г., № 604 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 12.01.2017 г. // Консультант Плюс : Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.
2. О развитии экспорта медицинских услуг [Электронный ресурс] : приказ М-ва здравоохранения Респ. Беларусь, 25 авг. 2011 г., № 843 // Консультант Плюс : Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2019.
3. Экспорт услуг в сфере здравоохранения : учеб.-метод. пособие / М. А. Герасименко [и др.] ; Белорус. мед. акад. последи-плом. образования. - Минск : БелМАПО, 2017. - 65 с.
МЕТОД СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УНИВЕРСИТЕТЕ 3.0
КАДУШКО Р.В.
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь
В настоящее время, в эпоху глобализации, интернационализации, интеллектуализации и циф-ровизации, знание иностранного языка открывает выпускнику медицинского университета широкий доступ к современным источникам нужной информации, дает ему возможность знакомиться с достижениями мировой науки, принимать активное участие в различных стажировках, программах международного научного обмена, вести деловую и личную переписку с зарубежными коллегами, осуществлять коммерциализацию результатов своей научно-исследовательской деятельности, налаживать тесное вза-
ВЕСТНИК ВИТЕБСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2019, ТОМ 18, №6
имодействие с бизнес-сообществом. Для реализации вышеперечисленных возможностей учреждения высшего медицинского образования Республики Беларусь ставят целью изучения учебной дисциплины «Иностранный язык» формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста новой формации, позволяющей использовать иностранный язык как средство профессионального, межкультурного и межличностного общения. Это, в свою очередь, предполагает решение ряда задач, таких как
- познавательной (формирование представления об образе мира как целостной многоуровневой системе; уровне материальной и духовной культуры; системе ценностей);
- развивающей (обеспечение речемыслительных и коммуникативных способностей, развитие памяти, внимания, воображения, формирование потребности к самостоятельной познавательной деятельности, критическому мышлению и рефлексии);
- воспитательной (формирование общечеловеческих, общенациональных и личностных ценностей);
- практической (овладение иноязычным общением в единстве всех его компетенций, функций и форм).
Современная педагогика располагает разнообразными методами активного обучения (проблемный рассказ, эвристическая и проблемно-поисковая беседа, метод развивающего обучения, деловые игры, проекты, метод анализа на уроках жизненных ситуаций, обучение в сотрудничестве и др.).
Использование технологии обучения в сотрудничестве (cooperative learning) позволяет создать оптимальные условия для активной совместной учебной деятельности студентов в разных учебных ситуациях.
Объединение студентов в небольшие группы (3-4 человека), снабжение их общим заданием, определение роли каждого студента в группе в процессе выполнения данного конкретного задания создает ситуацию, в которой каждый студент группы отвечает не только за результат своей работы, но и ответственен за общий результат группы. Достижения поставленной цели можно добиться только сотрудничая друг с другом: сильные студенты задают темп работы, под который слабые студенты вынуждены подстраиваться, однако при этом они получают поддержку со стороны сильных студентов, которые их консультируют, объясняют сложные моменты в задании, которое необходимо выполнить. Студенты не просто работают бок о бок, но помогают друг другу в усвоении учебного материала, т.е. они учатся вместе, и оценивается не работа каждого отдельно взятого студента, а всей группы в целом. Чтобы работа группы была признана успешной, необходимо соблюсти ряд требуемых условий:
- со стороны преподавателя: создание проблемной ситуации, координация работы студентов в группах; мотивация студентов работы «на успех» группы; рациональное формирование групп (либо по однородному уровню обученности, либо по разному уровню обученности в зависимости от поставленных задач) и осуществление индивидуального подхода в группах; определение общей темы исследования;
- со стороны студентов: выбор подтемы исследования; умение слушать высказывания других членов своей группы по данному вопросу; корректирование высказываний собеседников; умение рационально распределить индивидуальные задания; комфортное взаимодействие друг с другом; сотрудничество, взаимная поддержка, ответственность не только перед собой, но и перед своими партнерами.
Высокая результативность обучения в сотрудничестве во многом зависит также от подготовленного раздаточного материала различного характера (памятки, содержательные, речевые, языковые опоры, информационные ресурсы), который предполагается один на всю группу, устанавливая таким образом взаимозависимость между студентами. Как зарубежными учёными (Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Аронсон, С. Каган, Р. Славик, Ш. Шаран), так и отечественными (Е.С. Полат, Е.Г. Иванова, Л.И. Па-лаева, М.В. Моисеева, М.Ю. Бухаркина) были показаны преимущества метода сотрудничества. Главное из них заключается в том, что преподаватель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого, выступая в роли контролера, режиссера, менеджера, вдохновителя и т.д., вследствие чего каждый из студентов вовлекается в мыслительную и поведенческую активность. В результате у студентов формируются коммуникативные навыки, собственная точка зрения на заданную проблему, способность работы в команде, умение отстаивать собственное мнение, реализовываться в том, что является их сильной стороной, получать помощь в том, в чем они слабее
своих одногруппников.
Специфика метода обучения в сотрудничестве позволяет использовать его при овладении такими видами речевой деятельности, как чтение (работа с аутентичным текстом), говорение (обмен устной информацией), письмо (совместная работа студентов над письменными текстами). Он может быть эффективно использован для усвоения нового материала. Мы при этом соблюдаем следующий алгоритм работы:
- обсуждение нового учебного материала в группах;
- выполнение заданий на проверку понимания нового материала (по частям / по принципу «вертушки»), контролируемое всей группой;
- выполнение теста на проверку понимания и усвоения нового материала (сложность и объем заданий для сильных и слабых студентов дифференцируется);
- индивидуальное выполнение теста, персональная оценка результатов каждого студента;
- суммирование оценок за индивидуальную работу в группе, выставление общей оценки.
Он может быть использован при работе над той или иной устной темой. Так, работая со студентами I курса стоматологического факультета над темой «Care of the teeth and gums» («Уход за зубами и деснами»), мы разбили весь учебный материал на несколько смысловых блоков: «A good diet» («Правильная диета»), «Cleaning the teeth» («Чистка зубов»), «Dental check-up» («Стоматологический осмотр»), «Fluoridation» («Фторирование»).
Каждый член группы занимается поиском и обработкой дополнительной информации по своему разделу. Затем студенты из разных групп обмениваются мнениями по каждому вопросу как эксперты. Затем они делятся всей той новой информацией, которую они узнали сами, с членами своей группы, таким образом, обучая их, последние, в свою очередь, докладывают о результатах выполнения своей части задания. Успешное усвоение учебного материала всех фрагментов зависит от командной работы, умения слушать партнеров по команде, фиксировать информацию. По всей теме отчитываются как каждый студент в отдельности, так и вся команда. Таким образом, все студенты заинтересованы в том, чтобы их одногруппники добросовестно выполняли свои задачи, внося тем самым свою лепту в высокую оценку работы всей команды.
Данный метод способствует формированию у студентов интеллектуальных умений критического мышления, оценки значимости полученной информации, выдвижения гипотез, определения наиболее рациональных методов и средств решения тех или иных проблем, а также формированию у них готовности генерировать идеи, оформлять их в качестве бизнес-проектов, реализовывать их, брать на себя ответственность, осознанно взаимодействовать в небольших коллективах с пониманием своей значимости в решении поставленных задач. Все эти качества необходимы для создания в перспективе в рамках университетов студенческих бизнес-инкубаторов, научно-технологических парков, научно-производственных лабораторий, зон коворкинга в рамках концепции «Университет 3.0».
Литература
1. Mikhina, O. V. On the way of the search of new methods in teaching fo-reign languages (analysis of domestic and foreign experience) / O. V. Mikhina, E. S. Potrikeyeva // Perspectives of science and education. - 2018. - № 6. - P. 155-163.
2. Руковишников, Ю. С. Обучение в сотрудничестве как метод активного обучения иностранному языку в вузе / Ю. С. Руко-вишников // Молодой учёный. - 2017. - № 14. - С. 649-651.
3. Harmer, J. The practice of English language teaching / J. Harmer. - New ed. - New York : Longman Publishing, 1991. - 296 p.
4. Алексеев, Ю. Г. Университет 3.0: методические подходы к управлению научно-инновационным развитием / Ю. Г.Алексеев, Н. А. Дудко // Цифровая трансформация. - 2018. - № 3. - С. 14-19.