Научная статья на тему 'Критериальная основа экспорта медицинских, фармацевтических и образовательных услуг в контексте формирования предпринимательских компетенций во внешнеторговой деятельности'

Критериальная основа экспорта медицинских, фармацевтических и образовательных услуг в контексте формирования предпринимательских компетенций во внешнеторговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глушанко В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критериальная основа экспорта медицинских, фармацевтических и образовательных услуг в контексте формирования предпринимательских компетенций во внешнеторговой деятельности»

средств университету. По результатам научной работы финансируемых тем на кафедре была защищены одна докторская и пять кандидатских диссертаций, что способствовало улучшению подготовки кадров высшей квалификации для кафедры и университета.

За последние восемь лет сотрудниками кафедры были подготовлены и изданы в своем университетском издательском центре 9 учебников и учебных, учебно-методических пособий с грифом Министерства образования Республики Беларусь и учебно-методического объединения по естественнонаучному образованию, учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию, в том числе три на английском языке. Издание своих учебников и учебных пособий позволило сократить расходы университета на закупку дорогостоящих других изданий. Часть учебников и учебных пособий, в соответствии с заявками других медицинских вузов, была допечатана дополнительными тиражами и продана им на коммерческой основе. Особым интересом у других медицинских вузом пользовались издания на английском языке ввиду их малочисленности на издательском рынке стран СНГ. Два учебно-методических пособия для иностранных слушателей подготовительного отделения учреждений высшего образования на английском языке были использованы при обучении на подготовительном отделении на базах кампусов Шри-Ланки и Ливана.

Таким образом, кафедры медико-биологического профиля, как и клинические, обладают достаточным потенциалом в направлении развития медицинских вузов в модели «Университет 3.0». Коммерческая выгода и, соответственно, увеличение доходов медицинских вузов кафедрами медико-биологического профиля может быть достигнута за счет выполнения следующих направлений работ:

- расширение спектра образовательных платных услуг, в первую очередь, иностранным гражданам, обучающимся на английском языке;

- выполнение финансируемых тем научных исследований с последующей подготовкой кадров высшей научной квалификации на их основе;

- подготовка, издание коммерчески выгодных качественных во всех отношениях (качественная полиграфия, иллюстративный материал, наличие современных данных науки, грифов МО, УМО, достаточной рекламы в странах СНГ и за рубежом) учебников и учебных пособий как на русском, так и на английском языке, содержащие всю информацию преподаваемой дисциплины, а не ее отдельные разделы, с последующей продажей в другие вузы.

КРИТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА ЭКСПОРТА МЕДИЦИНСКИХ, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГЛУШАНКО В.С.

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

Внешнеторговая деятельность по выявлению факторов как внешней, так и внутренней среды диагностируется посредством SWOT-анализа. SWOT - условное сокращение четырех слов: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности), threats (угрозы). Этот анализ фактически представляет собой метод стратегического планирования развития белорусского экспорта.

Целью работы явилась аналитическая разработка критериев экспортно-импортных отношений, детерминирующих экспортный потенциал страны как способность производить товары, технологии и услуги, конкурентоспособные на мировом рынке и обеспечивающие повышение качества медицинского обслуживания в данном государстве.

Материал и методы

Применены аналитический и статистический методы. Проведен анализ нормативно-правовой

ВЕСТНИК ВИТЕБСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2019, ТОМ 18, №6

документации [1-3]. Сильные стороны анализа предполагают наличие системы государственной поддержки экспорта, в том числе выгодное географическое положение, расширение доступного рынка сбыта, наличие товаропроводящей сети отечественных производителей за рубежом. Слабые стороны анализа учитывают неразвитость маркетинговых и консалтинговых услуг при экспорте, недостаточный уровень финансирования и соответствующей инфраструктуры, наличие проблем с маркетингом, обменом релевантной информацией, управлением, качеством, кадрами, отсутствие положительного торгового имиджа. Возможности анализа предусматривают увеличение объемов и темпов роста высокотехнологичного экспорта товаров и услуг, создание эффективной государственной системы содействия его развитию и продвижению, повышение знаний и умений белорусских специалистов при осуществлении экспортных операций. Под угрозами понимается сохранение инерционной товарной и географической направленности экспорта, продолжение отставания от развитых экономик передовых стран по производительности труда и конкурентоспособности на мировом рынке.

Результаты

В основе технологии заложено представление об объеме торговли как услуги, приравненной к товару, обладающей стоимостью и предполагающей получение выгоды. Механизм продвижения медицинских, фармацевтических и образовательных услуг тесно сопровождается гостиничными и сервисными услугами повышенной комфортности.

В области клинических испытаний экспорт услуг включает их проведение по отношению к новым лекарственным средствам (ЛС), изделиям медицинского назначения (ИМН) и медицинской техники (МТ) зарубежного производства; проведение экспертных работ по государственной регистрации; осуществление гигиенической регистрации и регламентации товаров иностранных государств; инспектирование зарубежных предприятий в рамках государственной регистрации фармацевтических субстанций, ЛС, МТ и ИМН.

Медицинский туризм является такой формой, при которой основной мотивацией является трансграничное путешествие с целью получения определенной формы медицинского обслуживания. В Республике, одной из первых в СНГ, создан государственный оператор медицинского туризма -«Клиники Беларуси» - http://clinicsbel.by. Имидж ему обеспечивается не только высококачественным оборудованием и инфраструктурой. Важен также высокий уровень компетенций и профессионализма медицинского персонала, надежность системы здравоохранения и невысокая цена услуг. Все это определило новую концепцию современного здравоохранения. Пациент выбирает страну, врача и клинику, где ему могут предложить самое современное обследование и лечение, т.к. у него нет возможности решить медицинскую проблему в своем государстве.

Осуществлению девиза медицины XXI века «Пациенты без границ!» способствуют государственная поддержка, высокий уровень квалификации персонала, должное качество услуг, хорошая оснащенность организаций, прогрессивные медицинские технологии, сравнительно небольшая стоимость медицинских услуг. В Республике Беларусь функционирует более ста санаторно-курортных организаций, предлагающих услуги оздоровительного туризма. К факторам, формирующим имидж клиники, относится её традиция и репутация, паблисити — рекламная известность, фирменный стиль, бренд, сложившийся в организации стиль общения с пациентами.

С целью формирования потока иностранных граждан в Беларуси операторы медицинского туризма выполняют ряд функций: поиск потенциальных покупателей, проведение маркетинговых исследований, обеспечение визового, транспортного, языкового сопровождения, помощь в бронировании жилья с целью создания комфортных условий пребывания в Беларуси до и после получения медицинских услуг.

Приказом Минздрава Беларуси [2] организациям здравоохранения рекомендовано разработать логистику оказания услуги иностранному пациенту от момента поступления в организацию здравоохранения до момента выписки.

Важно установить составляющие медицинской помощи. Ими являются: определение методов и сроков лечения; уровень квалификации медицинского персонала; условия нахождения пациента в клинике; цена; наличие сервисных услуг и услуг повышенной комфортности. Клиент-ориентированный подход в деловом общении обязует специалиста определить и удовлетворить основные потребности пациента, непосредственно связанные с запросом. Иностранным гражданам оказывается медицинская

помощь бесплатно и в полном объеме скорая и неотложная помощь при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни пациента или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности. С момента устранения угрозы на платной основе возможно дальнейшее оказание медицинской помощи, а также плановая медицинская помощь.

Иностранные граждане, временно пребывающие в Республике Беларусь, обязаны иметь договор обязательного медицинского страхования или договор медицинского страхования, заключенный с иностранной страховой организацией, на случай необходимости оказания им скорой и неотложной медицинской помощи. При этом условии оплату осуществляет страховая компания в соответствии с выставленным счетом за предоставленные пациенту медицинские услуги.

В случае отсутствия страхового полиса иностранный гражданин оплачивает оказанные медицинские услуги из собственных средств, расчет стоимости которых осуществляется перед выпиской из стационара. Порядок установления цен (тарифов) на платные медицинские услуги для иностранных граждан относится к одному из важнейших вопросов организации экспорта медицинских услуг государственными организациями здравоохранения.

В современном мире насчитывается около 2 миллионов иностранных студентов. По данным ЮНЕСКО, к 2025 г. число иностранных студентов в мире должно увеличиться до 5-7 миллионов человек, из которых 3-4 миллиона человек будут составлять студенты из Индии и Китая. Основными мотивациями расширения экспорта образовательных услуг являются следующие: это наиболее выгодная услуга, содействие реализации геополитических и экономических интересов страны, соответствие требованиям мирового рынка труда, использование лучших иностранных выпускников для развития экономики и науки своих стран. Заключение

Необходимо обеспечить дальнейшее развитие передовых технологий во всех сферах здравоохранительной деятельности, реализацию мероприятий современного маркетинга, ценовой политики и подходов к популяризации медицинского туризма, увеличить количество обучающихся иностранных граждан в медицинских университетах. Литература

1. О поддержке и развитии экспорта Республики Беларусь в 2016-2020 годах [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 1 авг. 2016 г., № 604 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 12.01.2017 г. // Консультант Плюс : Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

2. О развитии экспорта медицинских услуг [Электронный ресурс] : приказ М-ва здравоохранения Респ. Беларусь, 25 авг. 2011 г., № 843 // Консультант Плюс : Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2019.

3. Экспорт услуг в сфере здравоохранения : учеб.-метод. пособие / М. А. Герасименко [и др.] ; Белорус. мед. акад. последи-плом. образования. - Минск : БелМАПО, 2017. - 65 с.

МЕТОД СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УНИВЕРСИТЕТЕ 3.0

КАДУШКО Р.В.

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

В настоящее время, в эпоху глобализации, интернационализации, интеллектуализации и циф-ровизации, знание иностранного языка открывает выпускнику медицинского университета широкий доступ к современным источникам нужной информации, дает ему возможность знакомиться с достижениями мировой науки, принимать активное участие в различных стажировках, программах международного научного обмена, вести деловую и личную переписку с зарубежными коллегами, осуществлять коммерциализацию результатов своей научно-исследовательской деятельности, налаживать тесное вза-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.