Научная статья на тему 'Возможные пути коммерциализации деятельности кафедр медико-биологического профиля'

Возможные пути коммерциализации деятельности кафедр медико-биологического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможные пути коммерциализации деятельности кафедр медико-биологического профиля»

ВЕСТНИК ВИТЕБСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2019, ТОМ 18, №6

3. Содействие научным исследованиям и разработкам;

4. Содействие внедрению и распространению информации в научном и непрофессиональном сообществах.

Литература

1. Using e-technologies in clinical trials / C. Rosa [et al.] // Contemp. Clin. Trials. - 2015 Nov. - Vol. 45, pt. A. - P. 41-54.

2. Mak, K. K. Artificial intelligence in drug development: present status and future prospects / K. K. Mak, M. R. Pichika // Drug Discov. Today. - 2019 Mar. - Vol. 24, N 3. - P. 773-780.

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДР МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

БЕКИШ В.Я., БЕКИШ В.В.

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

Согласно русскоязычной интерпретации концепции Бертона Р.Кларка «Университет 3.0» (1998) кафедрам медико-биологического профиля необходимо в 21 веке направлять свою деятельность на рост дополнительных источников финансирования вуза за счет внедрения инновационных методов обучения, что в дальнейшем должно иметь коммерческий успех во вневузовской бизнес-среде. Доходы вуза от функционирования кафедр медико-биологического профиля должны увеличиваться за счет образовательной, научной и инновационной коммерческой деятельности. Осуществление коммерческой и предпринимательской деятельности вышеуказанным кафедрам по сравнению с клиническими кафедрами намного сложнее. Медико-биологические кафедры не могут разрабатывать и внедрять новые финансово-выгодные способы лечения, диагностики, профилактики заболеваний, оказывать платную медицинскую помощь, участвовать в работе коммерческих медицинских организаций. В то же время нельзя считать, что медико-биологические кафедры не могут приносить доходы вузу. Основными направлениями коммерческой работы этих кафедр можно считать увеличение доходов от платной образовательной, научной и издательской деятельности.

Кафедра медицинской биологии и общей генетики УО «ВГМУ» в плане платной образовательной деятельности в последние годы проводит активную работу. По заданию факультета подготовки иностранных граждан были созданы два платных электронных учебно-методических ресурса по биологии на русском и английском языках для иностранных граждан, планирующих поступать в медицинские вузы республики. Каждый из ресурсов по объему и содержанию полностью соответствует таковому при очном обучении иностранных граждан на подготовительном отделении УО ВГМУ и включает: 5 модулей обучения, состоящих из 39 тем занятий (34 практических и 5 итоговых). Иностранные граждане после платной авторизации изучают биологию самостоятельно и имеют возможность дистанционно обращаться с возникшими вопросами к преподавателям кафедры. Контроль обучения проводится дистанционно преподавателями кафедры.

Важным направлением коммерческой деятельности кафедры определялась возможность проводить прием экзаменов у иностранных студентов на их родине. С 2016 г. сотрудники кафедры выезжают в Социалистическую Демократическую Республику Шри-Ланка для проведения вступительных испытаний у абитуриентов из Шри-Ланки и Республики Мальдивы, обучавшихся на подготовительном отделении на базах International Medical Campus и First Friends Campus. Кафедра курирует учебную работу подготовительных отделений в течение года. Используются учебные программы кафедры, дистанционно проводятся контрольные работы. Проведение зарубежных экзаменов позволило университету увеличить набор иностранных граждан и улучшить качество их подготовки.

В плане научной коммерческой деятельности в последние годы сотрудники кафедры проводили исследования и разработки в рамках 2 тем заданий ГНТ П, 3 тем, финансируемых БРФФИ. Выполнение пяти финансируемых тем научных исследований способствовало привлечению дополнительных

VESTNIK VITEBSKOGO GOSUDARSTVENNOGO MEDITSINSKOGO UNIVERSITETA, 2019, VOL. 18, N6

средств университету. По результатам научной работы финансируемых тем на кафедре была защищены одна докторская и пять кандидатских диссертаций, что способствовало улучшению подготовки кадров высшей квалификации для кафедры и университета.

За последние восемь лет сотрудниками кафедры были подготовлены и изданы в своем университетском издательском центре 9 учебников и учебных, учебно-методических пособий с грифом Министерства образования Республики Беларусь и учебно-методического объединения по естественнонаучному образованию, учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию, в том числе три на английском языке. Издание своих учебников и учебных пособий позволило сократить расходы университета на закупку дорогостоящих других изданий. Часть учебников и учебных пособий, в соответствии с заявками других медицинских вузов, была допечатана дополнительными тиражами и продана им на коммерческой основе. Особым интересом у других медицинских вузом пользовались издания на английском языке ввиду их малочисленности на издательском рынке стран СНГ. Два учебно-методических пособия для иностранных слушателей подготовительного отделения учреждений высшего образования на английском языке были использованы при обучении на подготовительном отделении на базах кампусов Шри-Ланки и Ливана.

Таким образом, кафедры медико-биологического профиля, как и клинические, обладают достаточным потенциалом в направлении развития медицинских вузов в модели «Университет 3.0». Коммерческая выгода и, соответственно, увеличение доходов медицинских вузов кафедрами медико-биологического профиля может быть достигнута за счет выполнения следующих направлений работ:

- расширение спектра образовательных платных услуг, в первую очередь, иностранным гражданам, обучающимся на английском языке;

- выполнение финансируемых тем научных исследований с последующей подготовкой кадров высшей научной квалификации на их основе;

- подготовка, издание коммерчески выгодных качественных во всех отношениях (качественная полиграфия, иллюстративный материал, наличие современных данных науки, грифов МО, УМО, достаточной рекламы в странах СНГ и за рубежом) учебников и учебных пособий как на русском, так и на английском языке, содержащие всю информацию преподаваемой дисциплины, а не ее отдельные разделы, с последующей продажей в другие вузы.

КРИТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА ЭКСПОРТА МЕДИЦИНСКИХ, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГЛУШАНКО В.С.

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

Внешнеторговая деятельность по выявлению факторов как внешней, так и внутренней среды диагностируется посредством SWOT-анализа. SWOT - условное сокращение четырех слов: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности), threats (угрозы). Этот анализ фактически представляет собой метод стратегического планирования развития белорусского экспорта.

Целью работы явилась аналитическая разработка критериев экспортно-импортных отношений, детерминирующих экспортный потенциал страны как способность производить товары, технологии и услуги, конкурентоспособные на мировом рынке и обеспечивающие повышение качества медицинского обслуживания в данном государстве.

Материал и методы

Применены аналитический и статистический методы. Проведен анализ нормативно-правовой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.