Научная статья на тему '20 лет факультету подготовки иностранных граждан: исторические аспекты и перспективы развития'

20 лет факультету подготовки иностранных граждан: исторические аспекты и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «20 лет факультету подготовки иностранных граждан: исторические аспекты и перспективы развития»

М А Т Е Р И А Л Ы

научной конференции «Международное сотрудничество в области медицинского образования», посвященной 20-летию факультета подготовки иностранных граждан Витебского государственного медицинского университета

31 октября 2001 года

20 ЛЕТ ФАКУЛЬТЕТУ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

РЕКТОР ВИТЕБСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ БЕЛАМН, ПРОФЕССОР А.Н.КОСИНЕЦ

В 2001 году исполнилось 20 лет факультету подготовки иностранных граждан Витебского ордена Дружбы народов медицинского университета.

В 1981 году на основании решений Министерства образования (МО) и Министерства здравоохранения (МЗ) Союза Советских Социалистических Республик (СССР) Витебский государственный медицинский институт (ВГМИ) первым в Белоруссии получил право на подготовку медицинских кадров для зарубежных стран. Оказанное вузу доверие имело достаточно оснований. Во-первых, Витебский государственный медицинский институт имел непосредственное Союзное подчинение. Во-вторых, институт, распределяя своих выпускников во все регионы Советского Союза, получил признание как высшее учебное заведение, обеспечивающее высокое качество подготовки врачей и провизоров. В-третьих, институт имел хорошую материальную, клиническую, а также информационную базу, необходимую для реализации программ подготовки врачей и провизоров. В четвертых, в институте работали признанные в республике и государстве профессорско-преподавательские кадры.

Изначально перед всем коллективом сотрудников была поставлена задача: для зарубеж-

ных стран специалисты должны готовиться с высоким уровнем квалификации, который позволил бы им оказывать высококачественную медицинскую помощь народу своих стран и конкурировать с выпускниками медицинских вузов других государств. Реализуя эту задачу и решение МО и МЗ СССР, ректор ВГМИ, заслуженный деятель науки БССР, профессор М.Г.Сачек и первый декан, доцент, а в последующем профессор, М.А.Никольский вместе со всеми сотрудниками института заложили фундамент настоящего подразделения университета - факультета подготовки иностранных граждан. Большая работа по встрече, размещению, организации интернациональной и воспитательной работы была проведена комитетом комсомола ВГМИ, его интернациональным отделом с участием А.Н.Косинца, Ю.Н.Деркача, В.И.Заяц.

Довузовская подготовка по русскому языку, биологии, химии и физике в тот период осуществлялась в учебных заведениях других республик СССР (Киргизия, Казахстан, Азербайджан, Армения, РСФСР и т.д.). В наш институт выпускники подготовительных отделений направлялись Министерством образования СССР.

В 1981 году на первый курс лечебно-профилактического факультета было направлено более 50 зарубежных граждан, из которых 51

стали, в последующем, первыми «Докторами медицины».

В сентябре 1981 г. сотрудники деканата встретили первого иностранного студента -Мтита Мганга Издори. Затем на обучение в ВГМИ прибыли граждане из 22 государств Азии, Африки, Южной Америки: один посланник Афганистана; двое - из Гайяны; шесть - из Ганы, Гвинеи; три - из Замбии; семь - из Иордании; один - из Кении; четверо - из Колумбии; один - из Конго; пятеро -из Коста-Рики; одна - из Лесото, один - из Либерии; один - из Нигерии; трое - из Палестины, трое - из Панамы и Перу; двое - из Сирии; двое - из Судана; один - из Сьерра-Леоне; трое - из Танзании; четверо - из Эквадора и Эфиопии.

В течение одного месяца география института резко расширилась, расширилось мировоззрение студентов и сотрудников. Сокурсники, преподаватели, кураторы вновь прибывших студентов заново вспоминали историю и географию, знакомились с национальными традициями и культурой других народов и государств, учили иностранных студентов не только медицине, но и языку, культуре, своим национальным традициям.

Многие сотрудники вуза по разным причинам помнят наших первых иностранных студентов и первых выпускников. Первый студент из Эквадора - Обандо Валенсия Ленин Сталин - запомнился своими необычными именами, которые ему были даны в знак уважения на его родине к людям, известным нам, как никому, с детских лет. Он же стал и первым в институте отцом двоих детей, которых ему родила прибывшая на год позже никарагуанка Левис Акоста Жанет де Фатима. Приехав из Судана, Эль Хадж Хасан в 1981 г. еще не знал, что станет первым из 46 иностранных граждан, кто за последующие 15 выпусков получит диплом с отличием.

1981 год можно считать и годом создания кафедры русского языка. В тот год В.В.Бе-лый (ныне заведующий кафедрой русского языка Белорусского аграрного-технического университета), Е.В.Никитина, Т.В.Петровская и А.И.Константинова начали преподавать первым иностранным студентам русский язык.

По мере увеличения количества иностранных студентов увеличивалось и количество сотрудников, занятых решением их проблем. В

1982 г. в деканате по подготовке специалистов для зарубежных стран приступила к работе Высоцкая Ф.И., в 1983 г. - Пищикова Н.В., в 1984 г. - Бобкова М.И., которые не по возрасту, а по опыту могут считаться ветеранами в своем деле.

С 1989 г. в институте открыто подготовительное отделение для иностранных граждан, на которое первоначально были зачислены 15 слушателей из Ливана. За период с 1989 г. по 2001 г. обучение на подготовительном отделении прошли 268 слушателей из Ганы, Египта, Израиля, Индии, Иордании, Йемена, Ирана, Ливана, Марокко, Непала, Нигерии, Палестины, Пакистана, Сирии, Сомали и Шри-Ланки.

В 1990 г. начата подготовка провизоров для Ливана, Иордании, Израиля, Марокко, Сирии, Палестины, стран «ближнего зарубежья». Первый выпуск «Магистров фармации» в ВГМИ состоялся в 1995 г. и первый диплом «Магистра фармации» получил гр. Ливана Ка-фаль-Газаль Ибрагим. В 1996 г. институт выдал свои дипломы уже пяти представителям Ливана: Искандер Али Саиду, Шама Ахмад Хассану, Ибрахим Мохамад Малеку, Катриб Назар Мишелю, Эль-Хаж Али Хассану. Дипломы «Магистра фармации» с отличием по окончании факультета за эти годы получили: Саад Жорж (1998, Ливан); Эль-Самад Ахмад, Эль-Кайяль Васим (2001, Ливан); Шмурак Роберт (2001, Израиль).

В целом за двадцать лет получили звание «Доктора медицины» - 850 и «Магистра фармации» - 130 выпускников института (а с 1999 г. университета) из 65 государств мира. Двумстам зарубежным гражданам вместе с дипломами врача или провизора вручены дипломы, дающие право преподавания русского языка в кружках и на курсах в своих странах. Переписка и беседы при встречах, которые ведутся с выпускниками, показывают, что они не испытывают больших трудностей, приступая к самостоятельной работе у себя на родине.

Подготовка высококвалифицированных врачей для зарубежных стран осуществляется также через стажировку, ординатуру и аспирантуру. За эти годы закончили клиническую ор-

динатуру, аспирантуру, прошли стажировку по широкому кругу специальностей в клиниках и лабораториях университета 125 Докторов медицины и Магистров фармации. Из них получили дипломы высококвалифицированных специалистов по акушерству и гинекологии 27 человек, хирургии - 16, ЛОР болезням - 10, педиатрии - 10, урологии - 10, кардиологии - 9, травматологии - 9, офтальмологии - 6, анестезиологии - 5 и т.д. Всего по 21 специальности. Четырнадцать человек защитили научные работы и получили степень «Доктора философии в медицине». Из них: представители Ливана -Маллах Иман (руководители - проф. Л.Я. Супрун, А.А.Чиркин), Эль-Рефат Хусам (руководитель - проф. В.П.Ситников); Йемена - Аль-Михлафи Тофик (руководители - проф. Ю.В-.Крылов, А.Н.Лызиков); Иордании - Кхараб-шех Хусейн (руководители - проф. Н.Г.Луд, доц. И.А.Шеин, Л.Н.Кирпиченок), Аль-Шбуль Ибрагим (руководитель - проф. Л.Я.Супрун), Мустафа Салех (руководитель - проф. Е.П.-Сушко); Палестины - Эль-Рехман Набиль (руководитель - проф. В.П.Ситников); Сирии - Зу-ахара Бассам (руководители - проф. А.Н.Ко-синец, доц. И.А.Шеин), Аль-Саид Али Яссер (руководитель - проф. А.А.Николаев), Кандж-рави Актхам (руководитель - проф. В.Н.Ши-ленок), Канакри Башир (руководитель - проф. Д.К.Новиков), Бадрам Назем (руководители -проф. А.А.Чиркин, доц. Н.И.Харевич), Аль-Зоаби Хазем (руководители - проф. С.Н.Зань-ко, О.Д.Мяделец), Шумари Халед (руководитель - проф. В.А. Лоллини).

Многие из них работают заведующими отделениями, преподавателями университетов, организовали свои клиники и больницы, что подчеркивает высокий уровень квалификации специалистов на кафедрах университета и соответствие его международным требованиям.

В последние годы увеличилось количество студентов, приезжающих на подготовительное отделение и первый курс университета. Имеются многочисленные просьбы зарубежных граждан о переводе из других медицинских вузов для продолжения обучения в нашем университете, что свидетельствует о высоком качестве образования и росте престижа Витебского государственного медицинского университета (ВГМУ).

Увеличилось количество зарубежных студентов, обучающихся по индивидуальным контрактам, что свидетельствует о признании авторитета нашего учебного заведения в государствах, из которых обучаются иностранные граждане, и его независимости от зарубежных фирм, направляющих на обучение зарубежных граждан.

В университете разработаны и утверждены Министерством здравоохранения Республики Беларусь программы подготовительного отделения медико-биологического профиля; составлены дополнения к типовым учебным планам по специальности «Лечебно-профилактическое дело» и «Фармация» для иностранных граждан; составлены программы специальных курсов по социально-гуманитарным дисциплинам, русскому языку, тропическим болезням; программы подготовки врачей-спе-циалистов в соответствии с требованиями ЕСМС. Возросли требования к качеству подготовки специалистов и образовательным технологиям, производится максимальная ориентация на потребителя. Начиная с 1997 г. значительно улучшилось материально-техническое и методическое оснащение учебного процесса. Изданы курсы лекций, учебные пособия и учебники по всем дисциплинам, а по ряду кафедр - дифференцированно для иностранных студентов. 30 преподавателей университета, работающих с иностранными студентами, прошли повышение квалификации на факультете усовершенствования Российского университета дружбы народов.

100 % выпускников у себя на родине подтверждают дипломы университета. О плодотворности работы университета свидетельствуют и письма выпускников, и слова благодарности за качество подготовки, высказываемые на встречах с администрацией университета и представителями посольств. Высокий рейтинг наш вуз имеет в Индии, Непале, Шри-Ланке, Марокко, Ливане, Сирии и других странах.

Университет стал местом обмена опытом подготовки специалистов для зарубежных стран. В мае 1998 года на базе университета по приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь было проведено рабочее совещание деканов по работе с иностранными студентами медицинских вузов республики. В декабре

1999г., ноябре 2000 г. и октябре 2001 г. проведены совещания работников, ответственных за обучение зарубежных студентов, из всех вузов Республики Беларусь и ряда вузов Российской Федерации. За последние годы университетом предложена и приказом министра здравоохранения введена в действие единая ценовая политика медицинских вузов Беларуси, а ряд предложений и учебных программ внедрены в Белорусском и Гродненском государственных медицинских университетах.

В университете создана и совершенствуется система информационно-рекламного обслуживания зарубежных партнеров: буклеты, видеофильмы, информационно-рекламные блоки по различным формам обучения. Организованы информационно-рекламные центры ВГМУ в Непале, Марокко, Гане, Сирии, Саудовской Аравии. Развивается сотрудничество с медицинскими факультетами зарубежных университетов, ведущими Российскими университетами и академиями, посольствами и представительствами зарубежных государств. Установлены и расширяются связи с выпускниками университета, работающими в 109 странах мира. Проводится большая работа по установлению эквивалентности этапов обучения с различными зарубежными университетами Ливана, Непала, Пакистана, Польши и других государств с целью расширения обмена студентами на безвалютной основе и взаимном признании дипломов.

Университет стремится создать оптимальные бытовые условия и микроклимат для всестороннего развития личности будущего врача и провизора. В рамках различных социальных и культурных программ проводятся недели Дружбы, национальные и религиозные праздники, спортивные соревнования, встречи выпускников. Зарубежные студенты знакомятся с историческими местами и культурой Республики Беларусь. Организованы и действуют 12 крупных землячеств и Совет президентов землячеств зарубежных граждан. Следует отметить, что президенты землячеств оказывают большую помощь в организации учебы, отдыха и быта студентов. Создана школа кураторов, которые помогают иностранным студентам быстрее освоиться в сложном мире науки, новой стране и новой культуре.

Одной из важных форм повышения качества подготовки специалистов для зарубежных стран является участие иностранных студентов в работе студенческого научного общества (СНО). Работа студентов в СНО не только прививает им навыки к творчеству, но и развивает клиническое мышление, способствует повышению уровня профессиональных знаний. Для углубления профессиональных знаний на всех кафедрах организуются различные виды учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов (УИРС и НИРС). Важное место среди НИРС занимают исследования при выполнении дипломных работ. Наибольшее распространение эта форма НИРС получила на фармацевтическом факультете. Цель их - систематизировать теоретические знания и практические навыки по предмету, овладеть основами экспериментальной работы, привить интерес к научным исследованиям. В процессе этой работы студент развивает способность анализировать и обобщать литературные сведения, умение пользоваться методами исследования, вести наблюдение, собирать материал, обрабатывать его, делать правильные выводы и давать соответствующие рекомендации.

В процессе обучения студентов профессорско-преподавательский состав университета учитывает специфику работы будущих врачей у себя на родине в условиях жаркого климата. Поэтому большое внимание уделяется преподаванию тропической медицины, особенно на кафедре инфекционных болезней, где для лучшего усвоения учебного материала используются технические средства обучения, демонстрация видеофильмов, слайдов; на стендах представлены иллюстративные материалы важнейших заболеваний тропических стран. Имеются компьютерные обучающие программы, архивы историй болезни с редко встречающимися заболеваниями.

Большое внимание уделяется обучению иностранных граждан практическим навыкам, необходимым будущим врачам в оказании первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи. О наших выпускниках судят не только по их теоретическим знаниям, но и по тому, на что они способны в критических ситуациях, когда требуется экстренная помощь или

интенсивная терапия. Максимальный акцент в учебном процессе делается на индивидуальные формы работы в учебное и внеучебное время. Очень важным стимулирующим и дисциплинирующим фактором в обучении является систематический тестовый контроль знаний с использованием компьютерных тестовых программ. Последнее стало возможным благодаря созданию компьютерных классов и разработке на всех кафедрах университета обучающих и контрольных тестов.

Важную роль в совершенствовании учебного процесса и повышении квалификации преподавателей вузов играют факультеты по повышению квалификации. Однако существующие в республике факультеты повышения профессионального уровня преподавателей медицинских вузов слабо учитывают специфику работы с иностранными студентами. Организация подобных циклов при кафедрах факультета последипломного медицинского и фармацевтического образования (ФПМ и ФО) нашего университета, имеющего богатый опыт работы с иностранными студентами, был бы полезен всем работающим в этом направлении.

Дальнейшее совершенствование подготовки специалистов для зарубежных стран должно проводиться в следующих направлениях:

• повышение доверия к системе отечественного медицинского образования;

• приближение уровня получаемых медицинских знаний к международным стандартам;

• изучение и прогнозирование развития сферы медицинского образования для зарубежных граждан;

• совершенствование рекламы и информационного обеспечения заинтересованных лиц

о возможности и условиях обучения;

• развитие системы конкурсного отбора наиболее способных претендентов;

• расширение и улучшение сферы социально-бытовых услуг.

С цель повышения эффективности подготовки специалистов необходимо:

• дальнейшее совершенствование учебных планов и программ с учетом международных стандартов;

• совершенствование методического обеспечения учебного процесса;

• совершенствование методов и форм обучения, направленных на прочное слияние теоретических знаний и практических навыков;

• индивидуализированный подход к процессу обучения и обучающимся;

• дальнейшее внедрение в учебный процесс современных компьютерных и информационных технологий.

Не менее важно создание на каждой кафедре и в университете в целом психологического климата доверия и уважения, что способствует адаптации студентов к новым условиям жизни и учебы, укрепляет интернациональные связи и оказывает содействие воспитанию гуманизма в каждом будущем враче или провизоре. Осуществляя всю эту работу комплексно, скоординировано со всеми подразделениями, наш университет станет еще более привлекательным для молодежи, так как, без сомнения, легче жить и учится там, где знают и ценят твою культуру, религию, твой менталитет. Особенно важным это становится сейчас, когда Республика Беларусь налаживает международные связи, стремится завоевать себе авторитет. И все виды деятельности университета способствуют этому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.