МЕТОД «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» Э. ДЕ БОНО НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ © Валеева Н.А.*
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, г. Ярославль
В статье рассматривается вопрос о применении на уроках истории в средней общеобразовательной школе приемов развития латерального мышления, разработанных Э. де Боно. Автором предлагается вариант сочетания приемов программы CoRT и метода «Шести Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) на примере поурочной разработки, которая включает в том числе и традиционные для методики обучения истории способы формирования исторического мышления у школьников.
Метод «Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats), разработанный в 1986 году Эдвардом де Боно, длительное время использовался при проведении бизнес-тренингов. В последние годы предложенные автором приемы начали применяться в школьной практике.
Ключевой задачей метода де Боно является развитие латерального мышления, предполагающего рассмотрение «как можно больше точек зрения. Ни одна из них не является ошибочной, все они могут сосуществовать» [1, с. 83]. Данная идея является одной из важнейших при организации обучения истории в школе, поскольку отражает стратегию мульти-перспективного подхода к изучению истории.
Кроме того, образный характер дивергентного мышления позволяет вести целенаправленную работу по формированию у школьников представлений об историческом прошлом, а также развитию исторической эмпатии.
Использование методов де Боно может рассматриваться как инструмент реализации требований Стандартов второго поколения по формированию компетенций у учащихся. Это обусловлено тем, что иметь определенный багаж «знаний и умения критически мыслить недостаточно» [2, с. 51]. Причину недостаточности простой информированности в разных областях автор объясняет следующим образом. Критическое мышление стоит «по рангу ниже конструктивного мышления» [2, с. 52], т.е. латерального, или дивергентного мышления, основанного на таком его имманентном свойстве, как операционность, предполагающем отказ от «рамочного» способа решения проблем.
* Старший преподаватель кафедры Методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин
Подробное описание метода «Шести шляп мышления» дается автором в работе «Шесть шляп мышления» [3], поэтому в данной статье мы не будем детально его характеризовать. В нашей статье мы на примере конкретного текста постараемся рассмотреть применение указанного метода на уроке истории в сочетании с традиционными приемами работы с художественной литературой.
В рамках изучения темы «Культурная революция в СССР в 1920-1930 гг.» в 11 классе можно привлекать художественную литературу. Так, при рассмотрении вопроса о ликвидации неграмотности в СССР учащимся предлагается проанализировать рассказ М. Зощенко «Рассказ о письме и о неграмотной женщине» [4] с использованием шляп мышления в последовательности, рекомендованной де Боно.
В начале старшеклассникам предлагается надеть белую шляпу и определить, о каких фактах из жизни советского общества мы можем получить информацию и выделить главную тему рассказа. Оформить ответы необходимо в форме кластера. При этом предлагаемая форма не устанавливает количество сюжетных линий, которые иллюстрируют информационные возможности рассказа.
Данное задание соответствует приемам РВФ (Рассмотреть Все Факты) и ППВ (Приоритет первостепенной Важности) в рамках программы CoRT [5].
Следующий этап работы с текстом рассказа связан со сменой белой на зеленую шляпу: нами ранее установлено, что основным мотивом героини рассказа Пелагеи выучить азбуку были личные переживания. Предположите, какие альтернативные мотивы могли лежать в основе стремления взрослых людей овладеть основами грамоты. Для ответа на этот вопрос используется прием АВВ (Альтернативы, Возможности, Выбор), основанный на идее формулирования «веера концепций» путем оформления «потока сознания» в «потокограмму» [5, с. 95]. Схема потокограммы оформляется учителем по мере ответов учащихся.
После выполнения потокограммы можно использовать прием ПРО (Провокационная операция), который поможет разрушить имеющийся у час-
ти школьников понятийный паттерн: наиболее эффективным мотивом повышения грамотности людей старшего возраста была обязательность получения образования, зафиксированная в государственных документах. Так, учитель может озвучить следующую позицию и посмотреть, как отреагируют ученики: «Я считаю, что самой главной движущей силой для получения образования были личные мотивы, как описано в рассказе М. Зощенко».
Карьеризм Ревность
ч 1 г
Вера в победу Внутренние
социализма мотивы
Требование Льготы (сокраще-
партии ние рабочего дня)
І *
Внешние Расширение досту-
мотивы па к образованию
ОВЛАДЕНИЕ
ГРАМОТНОСТЬЮ
Рабфак
Партийные и комсомольские путевки
ВУЗ
Борьба за обновление быта
Создание советской интеллигенции
Институты
Красной
профессуры
Введение социалистических «обрядов»
Рис. 2. Вариант потокограммы
На третьем этапе необходимо осуществить оценку мер, предлагаемых государством в деле ликвидации неграмотности, для чего используются желтая и черная шляпа. Рассуждения базируются на реализации приема ПиР (Последствия и Результаты). Задание для учеников формулируется следующим образом:
- Определите, в чем состояли достоинства ведения политики ликвидации неграмотности на государственном уровне. Подтвердите Ваши выводы конкретными данными. Образец записи ответа:
Таблица 1
Достоинства Доказательство Источник информации
- С какими трудностями могло столкнуться государство в деле ликвидации неграмотности? Образец записи ответа:
Таблица 2
Трудпости Доказательство Источник информации
По логике де Боно, полностью все источники информации учащимся предоставлять не следует, поскольку при решении жизненных задач необходимо уметь действовать в «недоопределенной ситуации». В этом случае нужно предоставить ученикам время на уроке, чтобы найти недостающую в учебнике и тексте рассказа информацию в сети Интернет, если урок идет с использованием on-line ресурсов, либо предложить им закончить данное задание дома.
После этого надеваем красную шляпу и на эмоциональном уровне оцениваем политику государства по ликвидации неграмотности с точки зрения героев рассказа М. Зощенко, а также с позиции современных людей, для чего используем прием ПМИ (Плюс-Минус-Интерес).
Для письменной фиксации используем инсерт.
Таблица 3
Критерии Плюс Мипус Показалось интересным
Показатель
Завершает работу по анализу текста синяя шляпа и прием ВДЛ (Взгляды Других Людей), направленный на реализацию идеи «параллельного мышления». Задание для учащихся - выслушать мнение одноклассников по поводу того, насколько точно рассказ М. Зощенко отражает сущность политики ликвидации неграмотности в СССР и формирования слоя советской интеллигенции. При этом ответ фиксируется так:
Таблица 4
Выявленные точки зрепия Позиция 1 Позиция 2 Позиция 3
Характеристика позиции (основные аргументы) 1. 1. 1.
2. 2. 2.
3. 3. 3.
Следует отметить, что использование указанных приемов в соответствии с каждой шляпой мышления не является жестко фиксированным. Кроме того, возможно применять не всю совокупность приемов, направленных на развитие латерального мышления, но только отдельные из них в зависимости от целевой установки урока, количества времени, отводимом на данный вид работы, степени информативности текста и развития познавательных возможностей класса.
Таким образом, метод «Шести шляп мышления» позволяет структурировать обсуждение, способствует расширению ролевого репертуара
учащихся путем абстрагирования от личных симпатий и эмоций, учит находить альтернативные точки зрения за счет более глубокого рассмотрения вопроса. Возможные сложности, которые возникают при использовании приемов де Боно, заключаются в том, что мышление достаточно значительной части педагогов довольно ригидно, что приводит к увеличению доли «традиционных» методов и приемов работы и нежеланию применять новые способы обучения.
Список литературы:
1. Боно Э. Серьезное творческое мышление [Текст] / Э. Боно. - Мн.: ООО «Попурри», 2005.
2. Боно Э. Я прав - вы заблуждаетесь [Текст] /Э. Боно. - Мн.: ООО «Попурри», 2006.
3. Боно Э. Шесть шляп мышления [Текст] / Э. Боно. - Мн.: ООО «Попурри», 2006.
4. Зощенко М. Нервные люди [Текст] / М. Зощенко. - М., Азбука-классика, 2003.
5. Боно Э. Водная логика [Текст] / Э. Боно. - Мн.: ООО «Попурри», 2006.
О ПРОБЛЕМЕ ОТБОРА ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ИСТОРИИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ © Винокурова Н.В.*
Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева,
г. Саранск
Статья посвящена проблеме отбора языкового материала орфографических упражнений в истории методики обучения орфографии. Известно, что создание прочных основ для формирования у учащихся орфографических умений и навыков является частью обучения младших школьников. В этой связи благодатным материалом для формирования орфографических умений являются материалы учебников и учебных пособий по русскому языку для начальной школы.
В методической литературе языковой материал определяется как «фрагменты образцовой речи», «тексты, предложения, словосочетания, слова» для упражнений (Л.П. Федоренко, М.Р. Львов). Все указанные языковые единицы используются как языковой материал орфографических
* Ассистент кафедры Методики начального образования