Научная статья на тему 'МЕТОД РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ КООПЕРАЦИИ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕТОД РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ КООПЕРАЦИИ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ КООПЕРАЦИИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяконова И.В.

В статье показаны возможности использования метода развивающейся кооперации при изучении основных понятий в дисциплине «Теоретические основы и понятийный аппарат БЖ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьяконова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF DEVELOPING COOPERATION AS ONE OF THE INNOVATIVE METHODS OF EDUCATION

The article shows the possibilities of using the method of developing cooperation in the study of basic concepts in the discipline "Theoretical foundations and conceptual apparatus of the BZ".

Текст научной работы на тему «МЕТОД РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ КООПЕРАЦИИ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37

МЕТОД РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ КООПЕРАЦИИ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Ирина Владимировна Дьяконова

старший преподаватель Вуакопоуу50@шаИ. гц Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье показаны возможности использования метода развивающейся кооперации при изучении основных понятий в дисциплине «Теоретические основы и понятийный аппарат БЖ».

Ключевые слова: компетентностный подход, инновационные методы, коллективные методы обучения, метод развивающейся кооперации, безопасность жизнедеятельности, чрезвычайная ситуация.

Последние десятилетия в нашей стране происходят серьезные социально - экономические преобразования. Их следствием является глубокое реформирование российского образования. Одной из главных инноваций является компетентностный подход, который ориентирован на способность выпускника адекватно действовать в различных ситуациях, случающихся как в обыденной жизни, так и в профессиональной деятельности [2]. В отличие от старых образовательных систем, нацеленных на усвоение обучающимися суммарной информации.

Компетентностный подход ориентирован на овладение обучающимися общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций. Компетенции отражают, что обучающиеся не только будут знать и понимать после освоения образовательной программы, но и что будут способны делать. Формирование компетенций - процесс сложный и в нем большую роль играют коллективные методы обучения. Они ориентированы на деятельностный подход и воспитание активной и творческой личности [3, 4].

Среди прочих к коллективным методам обучения относят метод развивающейся кооперации. При его реализации обучающиеся овладевают компетенциями: коллективная деятельность, планирование познавательной деятельности, поиск и переработка информации, решение проблем, умение общаться, отстаивать собственное мнение. Преподаватель получает возможность, пробудить интерес к дисциплине, опираясь на эмоционально -волевую сферу личности обучающихся, создать условия для групповой работы. Применение метода развивающей кооперации накладывает на преподавателя большую ответственность и требует детальной проработки материала и четкого понимания того, по каким вариантам может протекать ход мыслей студентов по обсуждаемому вопросу. Также преподаватель должен иметь хороший контакт с обучающимися.

Метод развивающейся кооперации применяется, когда необходимо решить задачу, которую трудно выполнить одному человеку, и нужна кооперация - объединение студентов из 6 - 8 человек. Среди них должен быть

«лидер» с ярко выраженными организаторскими способностями, «генератор идей», который способен обобщать чужие идеи и вырабатывать свои, оригинальные. А также «функционер», который отвечает за сбор информации и другую техническую работу, «оппонент», то есть противник в споре, выступающий с возражениями, опровергающий чьи-либо суждения, «исследователь», осуществляющий в группе изучение обсуждаемого явления или процесса, грамотный, любознательный студент с хорошим логическим мышлением. Группы мобильны. Деятельность преподавателя заключается не в передаче знаний, а в мотивации обучающихся мыслить самостоятельно, творчески, работать коллективно, высказывать идеи, разрабатывать их, достигать поставленной цели.

Метод развивающейся кооперации предполагает этапный путь несколько этапов. Вначале преподаватель выдвигает проблему и вводит в нее студентов. При этом каждый обучающийся осознает необходимость ее решения, активизирует собственную познавательную активность.

На втором этапе обучающиеся кооперируются по несколько человек и образуют творческие группы. Начинается общение и обсуждение, в ходе которого группа в целом осмысливает и обдумывает задачу, над которой предстоит работать, определяют предмет и объект исследования. Распределяют обязанности. Занимаются поиском информации. Решают проблему. Структурируют доказательную базу. Учатся отстаивать свою правоту в изучаемом вопросе.

Третий этап посвящается общему обсуждению. От каждой группы выступают лидеры и отстаивают свое решение поставленной задачи. Важно, чтобы изложение аргументов было логическим. У студентов есть возможность проявить навыки риторики и свою эрудицию. В ходе дискуссии вырабатывается общегрупповое коллективное решение задачи.

На четвертом этапе обучающиеся оценивают выступление каждой группы и их доказательную базу. Преподаватель подводит итоги работы.

На профиле «Безопасность жизнедеятельности и технология» в первом семестре студентами изучается дисциплина «Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности». Обучающиеся знакомятся с основными понятиями, законами науки безопасности жизнедеятельности. Метод развивающейся кооперации применяется на практических занятиях по этой дисциплине. Одно занятие посвящается знакомству с чрезвычайными ситуациями и их классификацией. Это занятие проводится с применением метода развивающейся кооперации. Обучающимся предлагается дать определение и раскрыть содержание чрезвычайной ситуации.

Вначале занятия каждый студент самостоятельно изучает материал по чрезвычайным ситуациям. После этого преподаватель предлагает дать краткое определение ЧС. Но это определение должно полностью отражать сущность этой ситуации. Каждый должен быть готов дать свое определение и выступить с аргументацией в защиту своего определения.

На втором этапе аудитория выборочно знакомится с результатами первого этапа. Обучающиеся зачитывают свои определения ЧС и аргументируют его. Все определения можно сгруппировать.

Первая группа определений понятия ЧС опирается на причинение ущерба - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой ущерб здоровью людей, окружающей природной среде, значительные материальные потери. Вторая группа определений: ЧС - это состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью.

На третьем этапе проводится обсуждение этих определений ЧС. Обучающиеся, высказывают свое отношение кратко, сжато, по существу. На четвертом этапе обучающиеся кооперируются в группы единомышленников. В аудитории присутствуют те, кто не соглашается ни с первым, ни со вторым

определением. Они образуют третью кооперацию и сообща работают над определением, которое объединяет две противоположные точки зрения.

Начинается совместная работа в группах на общую цель и взаимообучение в группах. Участники групп сообща совершенствуют определение и аргументируют его. В идеале каждый член группы должен быть готов выступить от лица всех своих единомышленников. Но бывает, что группа изначально доверяет выступить более активному и эрудированному студенту.

«Координатор» (на первом этапе роль координатора должен выполнять преподаватель) осуществляет управление учебным процессом, поддерживает атмосферу доброжелательного сотрудничества внутри групп и между группами. В дальнейшем, когда метод будет хорошо освоен и у студентов накопится опыт работы в коллективе, роль «координатора» может выполнять студент.

Если возникнет ситуация с нехваткой знаний у студентов по изучаемому вопросу, преподаватель может остановить обсуждение и предоставить недостающие факты.

Этап 5. Каждый выступающий знакомит аудиторию с итоговым результатом работы своей группы.

Так, первая группа сформулировала определение ЧС, близкое к тому, что дается в Федеральном законе от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»: «ЧС - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, техногенной катастрофы и повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, материальным ресурсам» [1].

Определение ЧС, данное второй группой: «ЧС - это такое состояние, когда после возникновения источника ЧС (ОПЯ, авария, инфекционная болезнь) на территории или акватории нарушаются нормальные условия жизнедеятельности и наносится материальный ущерб.

Третья группа выработала следующее определение: ЧС - это внезапно возникшая остроконфликтная обстановка на территории или акватории, которая характеризуется значительными человеческими потерями, экономическим и экологическим ущербом и требует материальных затрат на спасательные работы и ликвидацию последствий.

На последнем, шестом этапе обсуждается и оценивается выступления всех трех выступлений. Так, например, студенты отметили, что все три определения имеют недостатки. Чтобы их исправить в ходе обсуждения были выделены существенные признаки ЧС: причинение ущерба, отнесение ее в разряд бедствий, причиняющих существенный вред, нарушение условий жизнедеятельности, имеет пространственные или временные границы. Также студенты отметили, что ни в одном определении нет отсылки к исключительным обстоятельствам социального характера. А термин «чрезвычайная ситуация» позволяет включать в себя все исключительные обстоятельства, в том числе социального характера.

В результате обсуждения сформировалось следующее определение ЧС: это обстановка в определенном пространстве, которая выражается в значительном изменении условий жизнедеятельности людей, сложившаяся в результате опасного природного, техногенного, социального явления или процесса, военных действий, которые повлекли за собой значительный материальный или нематериальный вред.

В конце преподаватель кратко, но содержательно подводит итоги занятия. При этом он отмечает, что официальным определением ЧС, данном в Федеральном законе от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», является: «Чрезвычайная ситуация»: это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной

среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей» [1].

Таким образом, при постоянном использовании инновационного метода развивающейся кооперации у обучающихся формируются следующие компетенции: коллективная деятельность, планирование познавательной деятельности, поиск и переработка информации, решение проблем, умение общаться, приводить аргументы в защиту своих суждений, отстаивать собственное мнение, творчески мыслить, критически оценивать свою работу, общаться с товарищами. В результате повышается эффективность образовательного процесса. Воспитывается творческая, свободная личность.

Список литературы:

1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс. Источник /http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/.

2. Карпачева Т.В. Компетентностный подход как основа проектирования занятий по дисциплине «Методика обучения безопасности жизнедеятельности» в условиях реализации новых образовательных стандартов // ТППП АПК. 2016. № 6. С. 88-94.

3. Манаенкова М. П. Инновационные технологии формирования речевой компетентности студентов неязыкового вуза // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 51. - EDN MNOALL.

4. Modern educational formats: technology of flipped chemistry teaching / S. V. Popova, L. P. Petrischeva, E. E. Popova, O. V. Ushakova // Journal of Physics: Conference Series, Krasnoyarsk, 08-09 октября 2020 года / Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Vol. 1691. Krasnoyarsk, Russian Federation: IOP Publishing Limited, 2020. P. 12193. - DOI 10.1088/1742-6596/1691/1/012193. -EDN UEZHZM.

UDC 37

THE METHOD OF DEVELOPING COOPERATION AS ONE OF THE INNOVATIVE METHODS OF EDUCATION

Irina V. Dyakonova

Senior Lecturer Dyakonovy50@mail. ru MichurinsK State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article shows the possibilities of using the method of developing cooperation in the study of basic concepts in the discipline "Theoretical foundations and conceptual apparatus of the BZ".

Key words: competency-based approach, innovative methods, collective teaching methods, developing cooperation method, life safety, emergency situation.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.