Научная статья на тему 'МЕТОД ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕЖШКОЛЬНЫХ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМБИНАТАХ'

МЕТОД ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕЖШКОЛЬНЫХ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМБИНАТАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕЖШКОЛЬНЫХ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМБИНАТАХ»

тимикробного агента с тканью и относительную степень сохранения ее специфических свойств.

Литература. Вирник А. Д., Мальцева Т. А. Придание волокнистым материалам антимикробных и антигрибковых свойств. Обзор ЦИНТИ Легпрома. М., 1966.

Вольф J1. А., Меос А. И. Волокна специального назначения. М., 1971, е. 156—159.

Гарасько Е. В. — Ж- микробиол., 1973, № 8, с. 54 -56. Мальцева Т. А., Вирник А. Д., Роговин 3. А. и др. —

Текстильная пром-сть, 1965, № 4, с. 15—17-Плоткина Н. С., Вирник А. Д., Снежко Д. Л. — Ж.

микробиол., 1967, № 3, с. 94—97. Роговин 3. А., Станценко Г. И. — Текстильная пром-сть, « 1979, № 5, с. 31—34.

Поступил» 17.06.81

УДК 971.38:371.71

П. П. Турков, И. С. Драное >

МЕТОД ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕЖШКОЛЬНЫХ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

КОМБИНАТАХ

Задачи, намеченные XXVI съездом КПСС, включают повышение эффективности общественного производства, улучшение качества продукции, рост производительности общественного труда. Все это требует усиления работы по трудовому обучению и профессиональной ориентации школьников.

Данная статья посвящена относительной* профпригодности школьников, овладевающих трудовыми навыками массовых рабочих профессий радиоэлектронной промышленности в условиях межшкольного учебно-производственного комбината (УПК) трудового обучения и профессиональной ориентации.

При прогнозировании успешности овладения этими профессиями решались следующие основные задачи: выявление основных физиологических функций (ФФ) и систем, к которым предъявляются требования, изучение их в процессе трудового обучения, разработка единого индекса прогнозирования успешности овладения трудовыми навыками. Приступая к разработке критериев относительной профпригодности для учащихся кабинета радиоэлектроники УПК, овладевающих профессией монтажника радиоаппаратуры, слесаря-сборщика электроаппаратуры, монтажника аппаратуры проводной связи и др., мы проанализировали опыт исследований И. Д. Карцева и соавт., Д. И. Кагановича и Т. Л. Гигуз, И. Д. Гундарева и соавт. На основании операционно-структурной характеристики трудовой деятельности в микроинтервалах времени выявлен комплекс ФФ и проведены динамические наблюдения за их развитием в ходе трудового обучения. Были изучены подвижность нервных процессов, взаимодействие корковых и подкорковых образований головного мозга (И. Д. Карцев и соавт.), тактильная чувствительность, зрительно-моторная реакция (ЗМР), точность глазомера, показатели статической выносливости. Обследовано 115 учащихся 9—10-го класса, занимающихся в кабинете радиоэлектроники УПК. Нормативные показатели ФФ разрабатывали на 208 учащихся общеобразовательных школ, основная часть которых не занима-

лись в УПК. Исследования проведены в апреле 1979 г.

Сравнение показателей ФФ у школьников, занимающихся в кабинете радиоэлектроники, и учащихся общеобразовательной школы дало следующие результаты. Подвижность возбудительного процесса была более выраженной у подростков, овладевающих трудовыми навыками массовых рабочих профессий радиоэлектронной промышленности: число случаев нарушения дифферениировок у них было почти вдвое меньше, чем по нормативам для данной возрастной группы. ЗМР у учащихся кабинета радиоэлектроники была в среднем 301,54±10,28 мс, а нормативный показатель соответствующей контрольной группы — 336,18± ±6,13 мс (/><0,01). Ошибка при делении метра на 2, 3 и 4 равные части (точность глазомера) у учащихся кабинета составляла соответственно 4,16±0,7, 8,06±0,54 и 6,95±0,72 мм (по норме 7.73±0,47, 10,77±0,80 и 11,13±0,72 мм; /><0,001, Р<0,01 и Я <0,001 соответственно). Данные изучения тактильной чувствительности свидетельствуют о том, что осязание было значительно лучше развито у подростков, занимающихся в кабинете радиоэлектроники: для правой руки она была выше на 0,3 усл. ед. (/><0,001), для левой — на 0,1 усл. ед. (Я<0,01). Показатели статической выносливости у учащихся выделенных групп достоверно не различались. Низкие пороги тактильной чувствительности наряду с хорошей подвижностью основных нервных процессов, меньший латентный период ЗМР, более точный глазомер, несомненно, указывают на то, что данные ФФ являются профессионально значимыми.

Динамические наблюдения за учащимися кабинета радиоэлектроники позволили выделить группы, различающиеся по темпам освоения трудовых навыков: успешно овладевающие трудовыми навыками и слабо осваивающие трудовые навыки. Уровень развития профессионально значимых физиологических функций (ПЗФФ) в этих группах оказался различным как в начале, так и на протяжении

Шкала балльной оценки развития ПЗФФ

ПЗФФ Число баллов

1 2 * 4 5 ßr Т 8 9

1 85,8 75,8 65,8 55,8 45,8 35,8 25,8 15,8 5,8

2 0 1.5 3,0 4,5 6.0 7.5 9,0 10,5 12,0

3 405 387 369 351 333 315 297 279 261

4 2.67 • 2,54 2,41 2,28 2,15 2,02 1,89 1,76 1,63

5 2,85 2,70 2,55 2,40 2,25 2,10 1,95 1,80 1,65 *

6 12,0 10,5 9,0 7,5 6.0 4.5- 3,0 1.5 0

7 12,2 10,8 9,4 8,0 6,6 5,2 3,8 2.4 1,0

8 12,2 10,8 9,4 8,0 6,6 5,2 3,8 '' 2,4 1.0

Примечание. 1— подвижность основных нервных процессов (в мс); 2 — взаимодействие корковых и подкорковых образований головного мозга (в ударах в минуту); 3 — ЗМР с днфференцировой (в мс); 4—тактильная чувствительность правой руки (в ед. Мак-Уорти); 5 — тактильная чувствительность левой руки (в ед. Мак-Уорти); 6, 7, 8 — точность глазомера при делении метра соответственно на 2, 3 и 4 части (ошибка в мм).

всего периода обучения в УПК. Так, число случаев нарушения дифференцировок у успешно осваивающих трудовые навыки был в 21/., раза меньше, чем у слабо осваивающих уже в начале трудового обучения. В конце различие увеличилось в 3 раза. Таким образом, прослеживалась корреляционная связь подвижности нервных процессов с ходом освоения профессии. По мере повышения темпов освоения различия показателей ЗМР между группами увеличивались: вначале разница между группами была 31,59 мс (Р<0,05), в конце обучения — 162,09 мс (Р<0,001). Показатель глазомера на протяжении процесса обучения различался в неодинаковой степени. Вначале существенная разница выявлялась только при выполнении более сложного задания — деления метра на 4 части (14,78 мм; Р <0,001), затем по мере обучения различия увеличивались, к концу обучения разница составила соответственно 10,43 и 13,18 мм (Р<0,001). Показатели взаимодействия корковых и подкорковых образований головного мозга были достоверно неодинаковы на протяжении всего периода обучения (различие составило 3—4 удара в минуту; /><0,01). Показатели статической выносливости и силы мышц кисти рук были больше у подростков, успешно осваивающих трудовые навыки. Таким образом, следует полагать, что выбранные ФФ (подвижность нервных процессов, взаимодействие корковых и подкорковых образований голобного мозга, тактильная чувствительность, ЗМР с дифференциров-кой, точность глазомера) являются ключевыми при овладении массовыми рабочими профессиями радиоэлектронной промышленности, т. е. профессионально значимыми. Показатели же статической выносливости, наоборот, не достаточно информативны. В связи с тем что по уровню развития отдельной ФФ у подростка трудно судить, насколько успешно он будет овладевать трудовыми навыками, на основании приведенных результатов был • разработан единый индекс прогнозирования хода трудового обучения в кабинете радиоэлектроники УПК, включающий не только отдельные показатели

ПЗФФ, но и позволяющий дать комплексную оценку общего раз'витня ПЗФФ по сумме показателей. Изученные параметры были разделены на 9 рангов, интервал между которыми, согласно мнению В. С. Генеса, был не меньше, чем средняя ошибка индивидуальных показателей ПЗФФ у подростков. Для качественной оценки параметров ПЗФФ каждому рангу присваивался балл: первому — 1, второму — 2 и т. д. Для прогнозирования успешности овладения трудовыми навыками была составлена шкала оценки развития ПЗФФ (см. таблицу). Шкала была составлена на основании результатов динамических наблюдений за 115 подростками, овладевающими массовыми рабочими профессиями радиоэлектронной промышленности. Следует заметить, что применение ранжирования хотя и является объективным средством формализации методов оценки качественного состояния ФФ, предлагаемая градация, несомненно, в определенной степени условна в связи со сложностью проблемы koih стант нормы в биологии и медицине. Индекс рассчитывали как отношение показателей фактического развития ПЗФФ к максимально возможному следующим образом: обследовали подростка но всем показателям, устанавливали по шкале соответствующий балл, вычисляли сумму баллов, делили ее на теоретически возможную (72 балла) и результат умножали-на 100. Таким образом, успешность трудового обучения в кабинете радиоэлектроники была равна

где А—вероятность успешного прогноза; Аф — фактическая сумма баллов по всем показателям ПЗФФ; Ат— теоретически максимально возможная сумма баллов. Полученный результат будет означать, с какой долей вероятности данный под- ^ росток сможет овладеть трудовыми навыками в кабинете радиоэлектроники УПК.

Вероятностный прогноз успешности освоения трудовых навыков массовых рабочих профессий

радиоэлектронной промышленности показал, что основная часть подростков, хорошо осваивающих трудовые навыки, имеет высокий (48—70) процент прогноза. В то же время учащиеся, неудовлетворительно осваивающие трудовые приемы в кабинете радиоэлектроники, имеют и более низкий процент прогноза — 40 и менее. Таких учащихся в начале трудового обучения оказалось 22, что составило 19% от общего числа обследованных школьников. Из них в конце трудового обучения в УПК, по данным мастера-преподавателя, 21 неудовлетворительно освоил трудовые навыки массовых рабочих профессий радиоэлектронной промышленности. Таким образом, в 95% случаев прогноз совпал с фактической успешностью трудового обучения.

Установление прогноза успешности трудового обучения с вероятностью, близкой к 100%, очевидно, не является необходимым, так как в процессе освоения профессии происходит тренировка ПЗФФ (Л. А. Леонова; М. А. Игнатов и соавт.).

Разработанная методика, основанная на объективной оценке развития ПЗФФ, оказалась достаточно информативной и может быть использована в практике трудового обучения в условиях УПК.

Литература. Г ен£с В. С. Некоторые простые методы кибернетической обработки Данных диагностических и физиологических исследований. М., 1967. Гундарева И. Д., Поленская Н. Г., Мирошниченко А. Б. н др. — В кн.: Вопросы гигиены труда в радиоэлектронной промышленности. М., 1979, с. 16—23. Каганович Д. И., Гигуз Т. Л. — В кн.: Гигиенические проблемы профессионально-технического образования молодежи. М., 1978, с. 10—18. Карцев И. Д., Ха4деева Л. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. М., 1968. Леонова Л. А. — Мед. реф. ж. (V), 1976, № 12, реф. 2583.

Обучение на автомобильных тренажерах./Игнатов Н. А., Иларионов В. А., Кошелев М. В. и др. М., 1977.

Поступила 1G.04.81

Обзоры.

* I I

УДК 314.7:57

К. В. Гениатулин

ВОПРОСЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЕГО КОНТРОЛЯ

Всесоюзный НИИ физико-технических и радиотехнических измерений, Москва

В последние десятилетия у нас в стране и за рубежом все больше развивается микробиологическая промышленность. Ее продукция предназначена для обеспечения народного хозяйства страны и здравоохранения белково-витаминными концентратами, ферментами, витаминами, аминокислотами, антибиотиками, вакцинными и иммуногенными препаратами, биологическими средствами защиты растений, бактериальными удобрениями, кормовыми дрожжами и др. В стране созданы научно-исследовательские и проектные институты генетики и селекции промышленных микроорганизмов, биосинтеза белковых веществ, бактериальных препаратов и др. Осуществляется курс на строительство предприятий-гигантов (Р. Рычков).

Вместе с тем выбросы предприятий микробиологической промышленности являются одним из опасных источников распространения в объектах окружающей среды биологического загрязнения в виде микроорганизмов-продуцентов и продуктов их жизнедеятельности.

Поскольку особенностью предприятий микробиологической промышленности является использование жизнедеятельности микроорганизмов (бак-

терий, грибов, вирусов, актиномицетов), то имеется контакт занятых в производстве людей как с самими микроорганизмами, так и с продуктами их жизнедеятельности. Одновременно происходит и загрязнение объектов окружающей среды.

Комплекс мероприятий по охране здоровья людей от вредного действия специфических выбросов микробиологических производств должен включать дальнейшее совершенствование оборудования и технологии с целью исключения возможности опасного загрязнения окружающей среды.

В связи с тем что микробиологическая промышленность интенсивно начала развиваться только в последние годы, санитарно-гигиенических исследований в этой области проведено недостаточно. В ряде институтов гигиенического профиля, в частности в Институте общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, уже интенсивно ведутся работы в направлении гигиенического регламентирования продукции микробиологического синтеза.

Получение данных об основных источниках специфических выбросов предприятий микробиологической промышленности, уровне и распространении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.