Научная статья на тему 'К МЕТОДИКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АНТИМИКРОБНОЙ АКТИВНОСТИ ТКАНИ ОДЕЖДЫ'

К МЕТОДИКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АНТИМИКРОБНОЙ АКТИВНОСТИ ТКАНИ ОДЕЖДЫ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К МЕТОДИКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АНТИМИКРОБНОЙ АКТИВНОСТИ ТКАНИ ОДЕЖДЫ»

каждому из физиологических показателей. Для расчета этих индексов в табл. 2 приведены значения М j.

Интегральная оценка функционального состояния человека с учетом диапазона адаптивных изменений может быть выполнена согласно табл. 3. Границы функциональных состояний определены следующим образом: нормальное — /4±1а и CV,± ±1а, пограничное — от /fdblсг до /¡±2а и от CVt±.la до CVt±2a, неудовлетворительное — от /,±2<т до /¿±3а и от CV¡±2a до CV,±3a.

Выводы. 1. Предложенная методика расчета интегральных характеристик /г и CVt может применяться для оценки функционального состояния здоровых и практически здоровых людей в возрасте от 20 до 60 лет по комплексу физиологических показателей, в частности дыхания и гемодинамики.

2. Оценка функционального состояния организма человека должна проводиться с обязательным применением дозированных физических нагрузок разной интенсивности (для мужчин 50, 100 и 150 Вт).

3. Функционально-эргометрические исследова-

ния и определение интегральных оценок работоспособности могут быть выполнены в условиях поликлиник, медико-санитарных частей, здравпунктов при проведении предварительных, периодических медосмотров и врачебно-трудовой экспертизе.

Литература. Белов В. П., Ефимов И. Н. •— Сов.

здравоохр., 1974, № 10, с. 8—12. Бодров В. А., Кукушкин Ю. А. — В кн.: Оценка и прогнозирование функциональных состояний в физиологии. Фрунзе, 1980, с. 70—75. Бузунов В. А. — Там же, с. 367—369. Догяе Н. В., Байда С. М. — Гиг. труда, 1978, № 1, с. 8—14.

Малинский Д. М., Дыскин А. А. — Там же, 1980,

№ 12, с. 48—50. Межжерин В. А., Кальниш В. В., Ищенко А. И. — Докл. АН СССР, 1975, т. 225, № 1, с. 205—206. Навакатикян А. О., Бузунов В. А., Майдиков Ю. Л. — Ж. высш. нервн. деят., 1974, №6, с. 1130—1135. Патрикова В. М., Золотарева Ф. С., Покровская Л. К■ — Здравоохр. Российск. Федерации, 1972; № 6, с. 9— П.

Петленко В. П., Царегородцев Г. И. Философия медицины. Киев, 1979, с. 120.-Фурменко И. П., Анохин Л. В. — Здравоохр. Российск. Федерации, 1974, № 8, с. 23—26.

Поступил« 12.05.81

УДК «14.8»5.5:«15.468.21

Ю. В. Ковальский, В. П. Падалкин

К МЕТОДИКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АНТИМИКРОБНОЙ АКТИВНОСТИ

ТКАНИ ОДЕЖДЫ

Всесоюзный научно-исследовательский биотехнический институт, Москва

Применение спецодежды из самодезинфицирующихся тканей получает все более широкое распространение в некоторых отраслях промышленности. Антимикробные свойства придаются тканям различными способами (3. А. Роговин и Г. И. Стан-ценко), а оценка антимикробной активности текстильных материалов проводится микробиологическими методами. Наиболее распространенный из них — чашечный (метод диффузии в агар, агаровых пластин или инфицированного агара и др.), который основан на образовании зоны подавления роста микроорганизмов вокруг испытуемых образцов, наложенных на агаризованную среду, предварительно зараженную тест-микроорганизмом (А. Д. Вирник и Т. А. Мальцева; Л. А. Вольф и А. И. Меос). Образование этих зон связано с диффузией антимикробного аппарата в агар и адсорбцией его клетками микробов. На практике этот метод применяется в многочисленных модификациях, что затрудняет сравнение полученных результатов при оценке специфических свойств тканей разных типов, содержащих антимикробные препараты. Одним из основных показателей, характеризующих качество таких тканей, является степень устойчивости ее специфических свойств в процессе носки, определяемая скоростью изменения антимикробной эффективности ткани при мно-

гократной ее обработке. С целью ее установления многие авторы (Т. А. Мальцева и соавт.; Н. С. Плот-кина и соавт.; Е. В. Гарасько) применяют имитацию стирки моющими средствами при различных температурных режимах. Однако этот метод трудоемок, его применение требует больших затрат времени, и он не позволяет ответить на вопрос, обладают ли подобные ткани наряду с биостатическими и био-цидными свойствами.

В связи с изложенным нами разработан и опро-бирован прием, позволяющий получить ответы на поставленные вопросы. Мы остановились на следующей модификации чашечного метода. Взвесь тест-микроорганизма в количестве 0,1 мл (рекомендуется ряд разведений, содержащих от 102 до 10' клеток в 1 мл, что обусловлено чувствительностью метода) наносят на соответствующую агаризованную среду и стерильным шпателем равномерно распределяют по всей ее поверхности, т. е. осуществляют посев культуры методом «газона». В этом случае отмечена наибольшая чувствительность микроорганизмов к воздействию антимикробного агента по сравнению с другими способами заражения агара. Затем на поверхность агара накладывают образцы испытуемых материалов (кусочки тканей в виде дисков диаметром 10 мм) и инкубируют в термостате при температуре, оптимальной для ис-

пользуемого в опытах тест-микроорганизма. Через 24 и 48 ч учитывают результаты путем определения зоны отсутствия роста тест-микроорганизма вокруг образца. Размер зоны подавления роста, выраженный в миллиметрах, зависит от вида микроорганизма, концентрации микробных клеток в инокуляте, природы дезинфицирующего препарата, содержащегося в ткани, и практически не изменяется от размера образца испытуемого материала. На поверхности среды, находящейся в стандартной чашке Петри (ГОСТ 11232—65), одновременно можно помещать до 5 (1 контрольный) образцов тканей. Данный метод позволяет дифференцировать степень воздействия антимикробного препарата на микроорганизмы. Для этого образцы опытной и контрольной тканей накладывают на поверхность инфицированного агара и инкубируют в термостате в течение 24 ч. На рис. 1 видно, что некоторые образцы (1 и 4) оказывают четко выраженное бактерицидное действие, другие (2 и 3) наряду с эффектом полного ннгибирования развития бактерий проявляют и биостатическое действие. Удаление образцов тканей с агара и вторичная инкубация посева в тех же условиях приводят к зарастанию вокруг места их расположения зоны бактериостатического действия антимикробного препарата ткани, тогда как зона биоцидного действия остается стернль-ной. Если образцы ткани одного типа удалять с поверхности среды поочередно в определенные интервалы от минут до часов времени первичного инкубирования посева, то описанным приемом по размеру зоны биоцидного действия можно определить динамику отмирания бактерий или срок, необходимый для диффузии антимикробного препарата в среду в количестве, оказывающем на клетки микроорганизмов то или иное действие. Устойчи-

Рис. 1. Действие образцов тканей, содержащих гексахло-рофен (/, 4) и ионы меди (2, 3). на Bacillus subtilus. К — контроль.

Рис. 2. Динамика устойчивости специфических свойств ткани двух типов (а — с ионами меди, б — с гексах-лорофеном) в отношении бактерий при обработке моющими средствами (/) или многократном использовании в опытах по качественному определению антимикробной активности ткани чашечным методом (2).

По оси абсцисс — число обработок или использования одного образца: по оси ординат — зона подавления роста микроорганизмов (в мм).

вость специфических свойств антимикробных тканей при практической эксплуатации зависит как от числа ее обработок, проводимых с применением моющих средств, так и от природы дезинфицирующего ^гента. В данном случае мы применяли универсальный стиральный порошок «Лотос» -в концентрации 10 г/л. С аналогичной целью разработан и опробирован прием, заключающийся в многократном использовании одного и того же образца ткани в серии опытов по качественному определению ее антимикробной активности изложенным выше методом. Для этого образцы тканей, нанесенные на агаризованную среду, после инкубирования в течение 24 ч переносили на другие чашки с аналогичной агаризованной средой, инфицированной микроорганизмом того же вида, инкубировали в тех же условиях и т. д. В каждом случае после инкубирования (в первом — чашек с образцами тканей, во втором — после их удаления с поверхности среды и повторного инкубирования) устанавливали зоны' отсутствия и динамику роста культуры микроорганизмов. При этом определяли изменение характера действия ингибитора (биоцидный или биостатический), указывающее на устойчивость связи антимикробных агентов с тканью. Из рис. 2 следует, что данный прием позволяет получить сравнимые данные об устойчивости антимикробных свойств ткани. При этом динамика антимикробной активности ткани, измеряемая по зоне подавления роста микроорганизмов на поверхности питателль-ного агара, в зависимости от кратности «пассажей» образца ткани соответствует кратности обработки моющими средствами. Размер зоны биоцидного действия ткани в отношении тест-микроорганизма с увеличением числа серий опытов с использованием одного образца постепенно уменьшается. Аналогично изменяются их свойства при обработке моющими средствами. Это происходит за счет постепенного вымывания антимикробного препарата из ткани.

Таким образом, описанный способ позволяет достаточно точно определить устойчивость связи ан-

тимикробного агента с тканью и относительную степень сохранения ее специфических свойств.

Литература. Вирник А. Д., Мальцева Т. А. Придание волокнистым материалам антимикробных и антигрибковых свойств. Обзор ЦИНТИ Легпрома. М., 1966.

Вольф J1. А., Меос А. И. Волокна специального назначения. М., 1971, с. 156—159.

Гарасько Е. В. — Ж- микробиол., 1973, № 8, с. 54 -56. Мальцева Т. А., Вирник А. Д., Роговин 3. А. и др. —

Текстильная пром-сть, 1965, № 4, с. 15—17. Плоткина Н. С., Вирник А. Д., Снежко Д. Л. — Ж.

микробиол., 1967, № 3, с. 94—97. Роговин 3. А., Станценко Г. И. — Текстильная пром-сть, « 1979, № 5, с. 31—34.

Поступил» 17.06.81

УДК 971.38:371.71

П. П. Турков, И. С. Драное >

МЕТОД ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕЖШКОЛЬНЫХ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

КОМБИНАТАХ

Задачи, намеченные XXVI съездом КПСС, включают повышение эффективности общественного производства, улучшение качества продукции, рост производительности общественного труда. Все это требует усиления работы по трудовому обучению и профессиональной ориентации школьников.

Данная статья посвящена относительной* профпригодности школьников, овладевающих трудовыми навыками массовых рабочих профессий радиоэлектронной промышленности в условиях межшкольного учебно-производственного комбината (УПК) трудового обучения и профессиональной ориентации.

При прогнозировании успешности овладения этими профессиями решались следующие основные задачи: выявление основных физиологических функций (ФФ) и систем, к которым предъявляются требования, изучение их в процессе трудового обучения, разработка единого индекса прогнозирования успешности овладения трудовыми навыками. Приступая к разработке критериев относительной профпригодности для учащихся кабинета радиоэлектроники УПК, овладевающих профессией монтажника радиоаппаратуры, слесаря-сборщика электроаппаратуры, монтажника аппаратуры проводной связи и др., мы проанализировали опыт исследований И. Д. Карцева и соавт., Д. И. Кагановича и Т. Л. Гигуз, И. Д. Гундарева и соавт. На основании операционно-структурной характеристики трудовой деятельности в микроинтервалах времени выявлен комплекс ФФ и проведены динамические наблюдения за их развитием в ходе трудового обучения. Были изучены подвижность нервных процессов, взаимодействие корковых и подкорковых образований головного мозга (И. Д. Карцев и соавт.), тактильная чувствительность, зрительно-моторная реакция (ЗМР), точность глазомера, показатели статической выносливости. Обследовано 115 учащихся 9—10-го класса, занимающихся в кабинете радиоэлектроники УПК. Нормативные показатели ФФ разрабатывали на 208 учащихся общеобразовательных школ, основная часть которых не занима-

лись в УПК. Исследования проведены в апреле 1979 г.

Сравнение показателей ФФ у школьников, занимающихся в кабинете радиоэлектроники, и учащихся общеобразовательной школы дало следующие результаты. Подвижность возбудительного процесса была более выраженной у подростков, овладевающих трудовыми навыками массовых рабочих профессий радиоэлектронной промышленности: число случаев нарушения дифферениировок у них было почти вдвое меньше, чем по нормативам для данной возрастной группы. ЗМР у учащихся кабинета радиоэлектроники была в среднем 301,54± 10,28 мс, а нормативный показатель соответствующей контрольной группы — 336,18± ±6,13 мс (/><0,01). Ошибка при делении метра на 2, 3 и 4 равные части (точность глазомера) у учащихся кабинета составляла соответственно 4,16±0,7, 8,06±0,54 и 6,95±0,72 мм (по норме 7.73±0,47, 10,77±0,80 и 11,13±0,72 мм; Р<0,001, /><0,01 и /><0,001 соответственно). Данные изучения тактильной чувствительности свидетельствуют о том, что осязание было значительно лучше развито у подростков, занимающихся в кабинете радиоэлектроники: для правой руки она была выше на 0,3 усл. ед. (/><0,001), для левой — на 0,1 усл. ед. (/><0,01). Показатели статической выносливости у учащихся выделенных групп достоверно не различались. Низкие пороги тактильной чувствительности наряду с хорошей подвижностью основных нервных процессов, меньший латентный период ЗМР, более точный глазомер, несомненно, указывают на то, что данные ФФ являются профессионально значимыми.

Динамические наблюдения за учащимися кабинета радиоэлектроники позволили выделить группы, различающиеся по темпам освоения трудовых навыков: успешно овладевающие трудовыми навыками и слабо осваивающие трудовые навыки. Уровень развития профессионально значимых физиологических функций (ПЗФФ) в этих группах оказался различным как в начале, так и на протяжении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.